Перечень вопросов к промежуточному экзамену по дисциплине «История всемирного и белорусского искусства».
Группа, отделение «Искусство»,
специальность «Дизайн (объёмный)»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора УО «Гродненский государственный колледж искусств»
Перилова О.И.
«___» ___________ 2013 г
- Исторические условия формирования западно – европейского искусства XIX века.
- Изобразительное искусство Франции конца XVIII-начала XIX веков. Основные стили и направления: классицизм, академизм, романтизм. Общий обзор.
- Романтизм в западно-европейском искусстве первой половины XIX века. Особенности романтического мировоззрения, представители в живописи.
- Творчество Эжена Делакруа. Ведущие темы, сюжеты, своеобразие живописной манеры.
- «Свобода, ведущая народ», как программное произведение революционного романтизма: история создания, своеобразие живописной манеры и композиции.
- Литературные сюжеты в творчестве Э.Делакруа. «Ладья Данте», «Смерть Сарданапала»: сюжет, особенности колорита, композиционное решение произведений.
- Исторические условия и причины формирования критического реализма в изобразительном искусстве Франции.
- Творчество Жана Франсуа Милле. Тематика творчества, особенности художественного метода.
- «Собирательницы колосьев», «Анжелюс», «Человек с мотыгой»: замысел, особенности колорита, композиционное решение произведений.
- Особенности художественного метода Густава Курбе. Тематика творчества.
- Г. Курбе. «Похороны в Орнане», «Здравствуйте, господин Курбе»: сюжет, особенности колорита, композиционное решение произведений.
- Политическая сатира в изобразительном искусстве критического реализма. Творчество Оноре Домье.
- О.Домье. Литографии «Гаргантюа», «Законодательное чрево», «Улица Транснойен»: идейный замысел, сатирическая направленность.
- Особенности и тематика живописных работ Оноре Домье. «Восстание», «Семья на баррикаде», «Вагон III класса».
- Испанская живопись конца XVIII-начала XIX веков. Понятие романтического гротеска.
- Романтический гротеск в творчестве Франсиско Гойи. Серия офортов «Капричос»: идейный замысел и тематика.
- Черты романтизма в живописных работах Франсиско Гойи. «Портрет королевской семьи», «Восстание 2 мая», «Расстрел со 2 на 3 мая 1808 г.».
- Романтизм в изобразительном искусстве Англии. Морской пейзаж в творчестве Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера. «Кораблекрушение», «Мол в Кале».
- Уильям Тёрнер. «Последний рейс «Отважного»: своеобразие живописной манеры и техники. Черты импрессионизма в творчестве.
- Зарождение импрессионизма во французской живописи первой половины XIX века. Идеи «чистой живописи» в творчестве Эдуарда Мане.
- «Завтрак на траве», «Олимпия»: особенности композиционного и колористического решения.
- Пейзажная живопись импрессионизма. Особенности импрессионистического мировоззрения. Творчество Клода Оскара Моне.
- Своеобразие живописной манеры и основные периоды творчества Огюста Ренуара. "Ложа", "Бал в Мулен де ла Галет". Темы и жанры творчества.
- Тематика творчества и своеобразие живописной манеры Эдгара Дега.
- Постимпрессионизм во французской живописи второй половины XIX века. Основные отличия от импрессионизма (на примере творчества Винсента Ван Гога).
- Бытовой жанр в творчестве П.А.Федотова. «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, ещё анкор!»: идейный замысел, особенности композиционного и колористического решения.
- Исторические условия формирования стилистических особенностей архитектуры Беларуси XV-XVI веков.
- Готические черты в архитектуре костёла в Ишкольди, церкви Арангела Михаила в Сынковичах.
- Своеобразие белорусской готики в архитектуре Мало-Можейковской церкви в Мурованке.
- Черты ренессанса в архитектуре Беларуси XVI века. Дворцово-замковая архитектура. Дворец Стефана Батория в Гродно.
- Архитектура кальвинистских сборов. Костёл Святого Михаила Архангела в Сморгони. Кальвинистский костел (Спасо-Преображенская церковь) в Заславле.
- Франциск Скорина и начало белорусского книгопечатания. Искусство оформления книги.
33. Стиль барокко в белорусской архитектуре XVII века. Костёл иезуитов в Гродно: черты барокко в планировке и декоре.
|
|
34. Характерные особенности белорусской иконописи XV-XVI веков.
- Исторические условия формирования белорусского изобразительного искусства второй половины 16 - 17 веков.
- Сочетание национальных и европейских традиций в белорусской иконописи.«Богоматерь Одигитрия Неувядаемый Цвет». «Рождество Богородицы».
- Русское искусство начала XVIII века. Своеобразие и стилистические особенности архитектуры «петровского барокко».
- Творчество Доминико Трезини. Петропавловский собор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
39. Портретный жанр в живописи русского романтизма. Творчество Ореста Кипренского (1782–1836).
40. Исторический жанр в русской живописи. Идеи классицизма в творчестве Антона Павловича Лосенко. «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой».
|
41. Академизм в русской живописи начала XIX века. Творчество К. Брюллова. «Последний день Помпеи»: история создания, сюжет, живописные достоинства произведения.
42. Жанр парадного портрета в русской живописи XVIII века. Творчество Д.Г. Левицкого. «Портрет архитектора А.Ф. Кокоринова», «Портрет горнозаводчика Демидова», «Екатерина II Законодательница».
43. Русская живопись второй половины XIX века. Движение передвижников: история возникновения, цели, задачи, представители.
44. Критический реализм в творчестве В.Г. Перова. «Проводы покойника», «Тройка»: особенности художественного метода.
45. Творчество И.Е. Репина. «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии».
46. Исторический жанр в творчестве В.И. Сурикова. «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»: сюжет, особенности композиционного решения.
47. Расцвет пейзажного жанра в творчестве И.И. Левитана.
48. Архитектура модерна (кон.XIX- нач. XX века). Основные черты и отличия от традиционных исторических архитектурных стилей.
49. Импрессионизм и символизм в творчестве В.А. Серова.
50. Импрессионизм и символизм в творчестве М.А. Врубеля.
51. Тема Великой Отечественной войны в белорусской живописи. Творчество М.А. Савицкого.
52. Тема Великой Отечественной войны в белорусской живописи.Творчество В.К. Цвирко.
53. Ведущие темы творчества и наиболее значительные произведения В.И. Стельмашонка.
54. Ведущие темы творчества и наиболее значительные произведения Л.Д. Щемелёва.
Билеты рассмотрены и утверждены на заседании
ЦК «Дизайн» (объёмный)
Пр. № __от «___»________2013 г. Председатель ЦК _________ Петровский С.А.
Список использованной литературы:
- Борозна М.Г. Белорусская живопись 1920-1970 гг. Мн., 2006.
- Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3-х т. - СПб., 1997.
- Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. - М., 1996
- Энциклопедический словарь юного художника. Под ред. Алпатова М.В. - М., 1983.
- Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. - М., 1998.
- Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М., 1993.
- Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. - М., 1995.
- Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. - СПб., 1997.
- Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М., 1996.
- Дмитриева Н.А., Акинова Л.И. Античное искусство: очерки. - М., 1988.
- Иконопись Беларуси XII-XVIII стст., Альбом.Мн., 1992.
- Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. - М., 1961.
- История зарубежного искусства. Учебник - М., 1984.
- История искусства зарубежных стран. Том I. - М., 1962.
- Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 1997.
- Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М., 1996.
- Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. - М., 1996.
- Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века: Рассвет на Неве. - М., 1995.
- Рапацкая Л.А. Искусство «Серебреного века». - М., 1996.
- Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. - М., 1989.
- Русское барокко. Материалы и исследования. - М., 1997.
- Русское искусство барокко: Каталог выставки. - Л., 1984.
- Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. - М., 1989.
- Чантурия В.А. История архитектуры Беларуси. Дооктябрьский период. Ч. I. Мн., 1985.