Подросток не хочет учиться: проблема или этап взросления
: Время прочтения: 5 минут
Размышление о том, когда снижение интереса к школе — «норма», а когда становится проблемой и признаком неблагополучного пубертата. Рассказывает клинический психолог, кандидат психологических наук Сальникова Ирина Анатольевна.
«Не хочу учиться», «не пойду в школу», «не буду делать уроки» — эти фразы хотя бы раз слышал каждый родитель школьника. В наш центр часто обращаются родители подростков с жалобами на проблемы обучения. И я всегда начинаю разговор с фразы: «Проблемы обучения никак не связаны с ленью или нежеланием прилагать усилия». Этому всегда есть другие причины, о которых мы и поговорим сегодня.
Нежелание учиться может проявляться по-разному:
- открытый протест, отказ от посещения школы;
- прогулы;
- снижение успеваемости;
- невыполнение домашних заданий;
- психосоматика — повышение температуры, головная боль, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта и другие.
В основе каждого из них — снижение или полное отсутствие учебной мотивации.
Я всегда начинаю разговор с фразы: «Проблемы обучения никак не связаны с ленью или нежеланием прилагать усилия». Этому всегда есть другие причины.
Причины снижения или отсутствия мотивации к учебной деятельности у подростков можно выделить следующие:
- Возрастные особенности;
- Гиперопека и чрезмерный контроль родителей;
- Конфликт с учителем;
- Конфликты с одноклассниками;
- Неадекватные нагрузки;
- Личностные особенности.
Давайте подробно разберем каждую причину.
Возрастные особенности
Подростковый возраст — это выход на новый уровень социальных взаимоотношений, поиск себя и своего места в социуме. Важным в этот период является общение со сверстниками, формирование собственных ценностей и жизненных целей, что усиливает стремление к эмансипации от взрослых и их влияния. Также происходят гормональные и физиологические изменения в организме, которые влияют на эмоциональную нестабильность подростка.
Поэтому стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношению к школе.
Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям.
Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам.
Как помочь:
1 Спокойно говорить с подростком о необходимости учиться. Попробуйте вместе усилить учебную мотивацию. На этот возрастной период она может быть и внешней. Например, внешней мотивацией может стать возможность общения со сверстниками в школе.
2 Давать четкие и предсказуемые требования в отношении учебной деятельности. Учение — это его обязанность, результаты которой в этом возрасте лучше оценивать по школьной успеваемости. За ее невыполнение должны быть известные ему последствия. Например, в случае неуспеха отменяются прогулки с друзьями, и на это место ставятся занятия с репетитором.
3 Не подавлять самостоятельность подростка в принятии решений относительно школы. В этом возрасте нормально не выполнять часть домашнего задания (где-то учитель не проверяет, что-то можно списать, а может и «пронесет»), но это не должно влиять на успеваемость. Обращайте внимание подростка на последствия его решений.
Гиперопека и чрезмерный контроль родителей
Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.
Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.
Гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка.
Как помочь:
1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?
2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.
3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.
Конфликт с учителем
Важно понимать, что любой подросток — это личность, со своим характером и интересами. Это правомерно и для личности учителя. Бывает несовпадение характеров, и тогда очень трудно наладить конструктивный диалог. Добавьте к этому возрастные особенности — и получается острый конфликт, который также не прибавляет желание ходить в школу и учиться.
Как помочь:
1 Разобраться в конфликтной ситуации. Попробуйте подойти к ней объективно, не занимая ничью сторону.
2 Поговорить с подростком про конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации.
3 Наладить диалог с учителем. Покажите, что вы заинтересованы в решении конфликта и готовы помочь в этом.