В связи с тем что существует не одна, а несколько форм защиты права, требуется четкое законодательное распределение между ними объема разрешаемых споров и иных правовых вопросов, т.е. круга ведения (предметной компетенции).
Правовое понятие "подведомственность" происходит от глагола "ведать" и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.
Понятие «подведомственность» употребляется в различных смыслах:
а) как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;
б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;
в) как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов;
г) как предпосылки права на обращение в суд.
Институт подведомственности юридических дел, решает задачу разграничения компетенции органов, наделенных правом разрешать юридические дела2.
Применительно к судам под подведомственностью понимаются дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
Подведомственность в гражданском процессе имеет задачей определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции суда общей юрисдикции.
Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции (в дальнейшем — судам) определяется ст. 26 ГПК ПМР. Основными критериями (правилами) отнесения гражданских дел к судебной подведомственности являются: субъектный состав материального правоотношения и содержание материального правоотношения. Эти два критерия должны учитываться вместе
Субъектами материального правоотношения являются: физические лица — граждане, лица без гражданства, иностранные лица; к субъектам материальных отношений следует также отнести юридических лиц любой формы собственности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации. Субъектами материальных отношений могут быть также: ПМР, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. В материальные отношения могут вступать и организации, не являющимися юридическими лицами: избирательные комиссии по выборам депутатов, комиссии по организации и проведению референдумов, избирательные блоки и объединения, инициативные группы по проведению референдума и др.
Определяющим для отнесения правового конфликта к подведомственности суда является то, что одним из субъектов спорного правоотношения должно быть физическое лицо.
Характер спорного правоотношения означает, что если спор носит экономический характер и связан с предпринимательской деятельностью спорящих субъектов, то он отнесен к подведомственности арбитражного суда, а если спор возник из гражданских, трудовых, семейных и подобных отношений, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, то рассмотрение и разрешение спора отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.
Действующий ГПК (ст. 26) относит к подведомственности суда общей юрисдикции:
а) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
б) дела по указанным в статье 136 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц, а также не связанное с взысканием алиментов в твердой денежной сумме;
заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику;
заявлено органом государственной власти требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.
3. Дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено законом к компетенции иных судов;
по заявлениям об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных служащих;
по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Приднестровской Молдавской Республики;
по заявлениям о взыскании обязательных платежей и санкций;
иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные законом к ведению суда.
4. Дела особого производства:
а) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
б) об усыновлении (удочерении) ребенка;
в) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
г) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
д) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
е) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
ж) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
з) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрическое учреждение (стационар), о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, о принудительном психиатрическом освидетельствовании;
и) о принудительной госпитализации граждан в медицинские противотуберкулезные организации для обязательного обследования и (или) лечения больных с контагиозной формой туберкулеза в течение срока, необходимого для обследования и (или) лечения;
к) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
л) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
м) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов.
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Если при подаче заявления судья обнаружит, что данное дело неподведомственно суду, то он в соотвествиии со статьей 131 ГПК ПМР выносит определение об отказе в принятии заявления. Если неподведомственность дела суду обнаружится в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или в ходе судебного разбирательства в суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, то соответственно, судья или суд выносит определение о прекращении производства по делу. В определениях об отказе в принятии заявления и о прекращении производства по делу судья обязан указать причины отказа в принятии заявления или причины прекращения производства по делу.
Таким образом, подведомственностью в гражданском судопроизводстве принято называть круг дел, возникающих из трудовых, жилищных, земельных, семейных, имущественных и иных правоотношений, разрешение которых отнесено к ведению суда общей юрисдикции.
Виды подведомственности
Для наиболее целесообразного распределения между различными органами обязанностей по рассмотрению и разрешению споров о праве и иных дел, а также для достижения наибольшего эффекта в защите прав граждан и организаций государство устанавливает различные виды подведомственности.
Традиционно в учебной литературе по гражданскому процессуальному праву выделяется несколько видов подведомственности: альтернативная, исключительная, условная и по связи дел.
Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора.
Согласно ст.79 КоБС родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Оно заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению. Родитель может избрать и судебный порядок взыскания алиментов, если соглашение не заключено.
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Исключительная подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и иных правоотношений, рассматриваются только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид подведомственности называется исключительной. Это означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного обращения в какие-либо иные органы. Спор может быть разрешен судом.
Например, только судом общей юрисдикции могут быть рассмотрены дела о расторжении брака супругов, имеющих детей; о восстановлении на работе и множество других споров.
Условная подведомственность спора суду. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Так, Трудовым кодексом ст 362 установлен определенный поэтапный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров:
- комиссиями по трудовым спорам;
- районными судами.
Обязательный досудебный (претензионный) порядок рассмотрения и разрешения споров установлен для договора перевозки.
Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.
Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.