ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. АВТОРЕФЕРАТ. Выпускной квалификационной работы




АВТОРЕФЕРАТ

Выпускной квалификационной работы

(бакалаврская работа)

 

Зелепукина Анастасия Михайловна

 

ТЕМА: «Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи»

Направление подготовки:

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

Направленность программы:

Логопедия

 

Факультет: «Клиническая и специальная психология»

Выпускающая кафедра: «Специальное (дефектологическое) образование»

Руководитель: Козырева Виктория Павловна, кандидат педагогических наук.

 

Рецензент: Подвальная Елена Владимировна, доцент кафедры «Специальное (дефектологическое) образование», Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №52», кандидат педагогических наук.

Печатная версия автореферата

соответствует цифровой _____________________ (А.М. Зелепукина)

Автореферат принят

для размещения в электронной библиотеке _____________________ (А.С. Альбов)

 

Москва, 2018


Аннотация

Данное исследование посвящено изучению особенностей формирования оптико-пространственных представлений у старших дошкольников.

При проведении констатирующего эксперимента использовалась методика, состоящая из 2 этапов: 1 этап - это методика Е.А. Стребелевой по изучению способности к ориентировке в пространстве; 2 этап - это методика Д.Б. Эльконина по изучению способности к ориентировке на плоскости в графическом обозначении.

В работе представлен теоретический обзор литературы, посвящённый современным аспектам изучения оптико-пространственных представлений и оптической дисграфии.

В эмпирической части описаны результаты, проведённого исследования. Выявлены различные ошибки у детей с тяжёлыми нарушениями речи. На основе выявленных нарушений разработана система логопедической работы по профилактике оптической дисграфии.

Annotation

This study is devoted to the study of the features of the formation of optical-spatial representations in older preschoolers.

At carrying out of ascertaining experiment we used the technique consists of 2 stages: stage 1 - the methodology of E.A. Strebeleva for the study of the ability of orientation in space; stage 2 - a methodology of D.B. Elkonin to study the ability to orient the plane in the graphic designation.

The paper presents a theoretical review of the literature devoted to the modern aspects of the study of optical-spatial representations and optical dysgraphy.

The empirical part describes the results of the study. Various errors were revealed in children with severe speech disorders. On the basis of violations of the developed the system of logopedic work on the prevention of the optical dysgraphia.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Значимость рассмотрения вопроса изучения формирования оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с нарушенным речевым развитием обусловлена тем, что на сегодняшний день стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности ребёнка, раскрытие и реализацию его способностей.

В современной литературе термину «дисграфия» дают определение многие учёные.

Р.И. Лалаева даёт такое определение: «Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма».

И.Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма, в котором основным проявлением является существование стойких своеобразных ошибок, но не связанное с нарушением слуха, зрения, снижением интеллекта.

А.Л. Сиротюк связывает частичное нарушение процесса письма с очаговым поражением, недоразвитием, дисфункцией коры головного мозга.

А.Н. Корнев называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.

До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте и на каком этапе школьного обучения можно диагностировать дисграфию у ребёнка.

Поэтому Е.А. Логинова разделяет понятия «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», то есть стойкое нарушение у ребёнка процесса реализации письма на этапе школьного обучения имеется, когда овладение техникой письма считается завершенным.

Среди разнообразных предпосылок к овладению процессом письма, мы более подробно решили остановиться на изучении оптико-пространственных представлений.

Оптико-пространственные представления играют большую роль в формировании и осуществлении всех высших психических функций.

Формирование речевых функций, счётных операций, чтения и письма, конструктивного мышления обеспечивается благодаря полноценному развитию пространственных представлений.

Н.Я. Семаго указывает на то, что являясь одной из главных составляющих познавательной деятельности, пространственные представления и их сформированность имеют большое значение для полноценного развития ребёнка, и являются базой для усвоения школьных знаний и навыков.

В свою очередь, нарушения пространственных представлений в онтогенезе могут затруднять формирование высших психических функций и препятствовать ходу нормального развития личности ребёнка в целом.

Пространственные представления определяются как представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов. К ним относятся: величина, форма, месторасположение, движение. Они представляют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, изображение трансформации и передвижения мысленного образа.

В свою очередь, от самих предметов, а также от задач деятельности, реализуемых индивидуумом, зависит уровень обобщенности и схематизации пространственного образа.

С.Я. Рубинштейн указывала на то, что обучение является средством познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, таким образом, проходит благополучно, если базируется на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий.

Л.С. Выготский полагал, что речь является способом формирования и формулирования мысли, является средством сообщения и социальной связи влияния на окружающих.

Следовательно, процесс формирования оптико-пространственных представлений у детей с нарушенным речевым развитием осложняется специфическим характером их речевого недостатка.

В исследовании были использованы работы психологов, которые занимались исследованием проблемы развития пространственных представлений у детей, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Объект исследования -процесс формированияоптико-пространственных представлений у детей.

Предмет исследования - особенности формирования оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи.

Цель исследования - изучить особенности формирования оптико-пространственных представлений у старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить научную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме.

2. Подобрать диагностический материал с целью изучения особенностей формирования оптико-пространственных представлений у старших дошкольников.

3. Изучить пространственные представления у старших дошкольников с нарушениями речи.

4. Подобрать материал для профилактики оптической дисграфии, которая может возникнуть вследствие нарушения оптико-пространственных представлений.

Гипотеза исследования - у детей с нарушениями речи недостаточно сформированы оптико-пространственные представления, что в свою очередь может привести в дальнейшем к возникновению оптической дисграфии.

Методы исследования:

· теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);

· организационные (сравнительный, комплексный);

· эмпирические (констатирующий эксперимент);

· статистические (количественный и качественный анализ, обработка полученных данных, обобщение результатов исследования).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: