Исследование слухового гнозиса и слухомоторных координаций




Исследование внимания

 

  Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Характеристика непроизвольного внимания Элементы полевого поведения (эхопраксия, эхолалия) Бесконтрольного всплывание побочных ассоциаций      
2. Характеристика произвольного внимания Результаты клинического наблюдения Результаты корректурной пробы Результаты пробы Крепелина Результаты пробы на зрительное внимание      

 

Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса

Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные сценоподобные галлюцинации, временные нарушения зрения и т.п.

  Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Предметный гнозис Узнавание реальных объектов (10-ти) Узнавание реалистических изображений (10-ти) Узнавание контурных изображений (8-ми) Узнавание фигур Поппельрейтера Узнавание конфликтных (составных) фигур (рыба-заяц, заяц-рыба и др.)      
2. Объём зрительного восприятия Одновременное «схватывание» двух, трёх фигур Игнорирование стороны (левой, правой)      
3. Узнавание лиц Знакомых портретов (выделение их из незнакомых) Идентификация портретов по следам      
4. Цветовой гнозис Называние цветов Подбор оттенков по эталону То же на следах      
5. Зрительно-пространственный гнозис. Конструктивная деятельность Ориентировка в схеме, географической карте (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек и т.п.) Ориентировка в часах (определение времени по «слепому» рисунку, расстравление стрелок) Самостоятельный рисунок (стол, куб, дом, человек) Копирование рисунка (дом, куб) Рисование плана палаты Копирование рисунка с попоротом на 1800 Тест «Бутылочка» Фигура Тейлора      
6. Деление линии (наличие асимметрии)      
7. Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны)      
8. Буквенный гнозис Узнавание букв в разных шрифтах Узнавание букв в зеркальном изображении Узнавание наложенных и перечёркнутых букв      
9. Цифровой гнозис Узнавание цифр: арабских, римских Узнавание цифр: наложенных, зеркально изображённых и перечёркнутых      

Исследование соматосенсорного гнозиса

Жалобы (на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушения схемы тела и др.)

 

  Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Проба на локализацию прикосновения Одного Двух (на одной руке, на двух, на лице)      
2. Проба на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два)      
3. Кожно-кинестетическое чувство Чувство Ферстера (определение фигур, цифр, написанных на правой и левой руке)      
4. Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами      
5. Определение правой и левой стороны у себя и у напротив сидящего человека      
6. Называние пальцев рук      
7. Узнавание объектов на ощупь (ключ, расчёска и т.п.) Правой рукой Левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный, с отсутствием синтеза и др.)      

 

 

Исследование слухового гнозиса и слухомоторных координаций

Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т.п.)

Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерк и др.).

 

  Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой) Сжимание руки Перебор пальцев      
2. Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой) В горизонтальной плоскости В вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую      
3. Пространственный праксис Одноручные пробы (рука-подбородок) Двуручные (рука-рука)      
4. Пробы Хеда: односторонние; перекрёстные      
5. Динамический праксис кулак-ребро-ладонь, ребро-ладонь-кулак 1-2-1-5-1-2-5      
6. Реципрокная координация      
7. Ассиметричное постукивание (2-1;1-2)      
8. Выполнение серийных программ Рисование серий геометрических фигур Графические пробы      
9. Конструктивный праксис Копирование Перевёртывание      
  Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо) Самостоятельный Срисовывание Обведение Рисование: правой рукой, левой рукой Перенос рисунка: справа-налево, слева-направо      
  Предметные действия Застёгивание пуговиц Завязывание узла, банта Зажигание спички      
  Символический праксис Погрозить, поманить, размешать чай и т.д.      
  Движение взора Фиксация взора (устойчивая, неустойчивая) Спонтанные движения взора Перевод взора по инструкции Перевод взора за движущимся объектом Ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз) Нарушение плавности движений Локализация объекта в пространстве      
  Оральный праксис По подражанию По инструкции Праксис губ (оскал, вытягивание) Праксис язык (поднять, убрать, повернуть) вправо, влево, вверх, вниз) Праксис щёк (надуть, втянуть) Праксис лицевой мускулатуры: поднять брови, нахмурить брови Условные оральные движения: пощёлкать; посвистеть; поцокать; показать, как плюют, целуются и др.      
  Условные реакции, действия Простые условные реакции (на стук поднять руку) Условные реакции выбора (на стук поднять правую руку, на два стука – левую руку) С ломкой стереотипа (1 1 1 2 2 2 1 2 1 2 1 1) Конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П)- поднять кулак; в ответ на сильный удар (1)-поднять слабо, в ответ на слабый удар (2)- поднять сильно) К К П П К П К П К К 1 1 2 2 2 1 2 1 (оценивается характер затруднений: эхопраксия, инертность, ломка программ, персеверации, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.)      

 

 

 

Исследование речи

Жалобы (на нарушение моторной, сенсорной стороны речи и др.)

 

  Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Спонтанная речь Беседа с больным (Как Вы заболели? и др.)      
2. Автоматизированная речь Цифровой ряд от 1 до 10 Дни недели: понедельник, вторник… Месяцы года: январь, февраль…      
3. Дезавтоматизированная речь Цифровой ряд: 10,9,8… Дни недели: воскресенье, суббота… Месяцы: январь, декабрь…      
4. Повторная речь Повторение звуков: а,о,и,у,б,д,к,с Повторение дизъюнктных пар звуков: б-н,к-с,м-н Повторение оппозиционных фонем:б-п,п-б,д-т,т-д,з-с,с-з (при невозможности повторения – реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы)   Повторение серии звуков: би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-ба Повторение слов: дом, окно, кошка, портной, стон, слон; полковник, поклонник, половник; кооператив, кораблекрушение и др.   Повторение серии слов: дом-лес-кот-стол; дуб-ночь-игла; сад-шкаф-день   Повторение фраз: мальчик спит; девочка плачет; мальчик ударил собаку; девочка пьёт чай   Повторение скороговорок: «из-под топота копыт пыль по полю летит»; «сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, и никто его не переколпакует»;      
5. Называние предметов По картинкам: яблоко, лампа, чайник, бутылка, чернильница и др. Частей тела: нос, глаз, рука, палец, локоть, плечо и др. (отмечается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски отказы; литеральные и вербальные парафазии и т.д.)      
6. Понимание речи Понимание слов (с опорой на картинку); по одному элементу; по два элемента; по три элемента   Понимание значения слов (частей тела без зрительной опоры): показать ухо-нос-глаз по одному элементу (ухо и т.д.); по два элемента (ухо-глаз и т.д.); по три элемента (глаз-нос-ухо и тд.)   Понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница и т.д.)   Понимание обиходных инструкций и предложений: откройте рот, откройте глаза, закройте рот, закройте глаза и тп.; положите левую руку в карман халата и т.д.   Понимание логико-грамматических конструкций: показать: карандашом ключ, ключом карандаш; показать или выполнить инструкцию: книга под тетрадью; тетрадь под книгой; книга над тетрадью и т.д. треугольник под крестом; крест под треугольником и т.д.   показать: какой предмет более светлый; более тёмный; менее светлый; менее тёмный;   показать или разъяснить значение слов: мамина дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата Я позавтракал после того, как прочёл газету. Что я делал раньше?      
7. Спонтанная развёрнутая речь Рассказ по сюжетной картинке Устное сочинение на тему «Отдых», «Север» и др. (отмечается активность, развёрнутость, связанность текста, наличие аграмматизмов: телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.)      

 

Исследование письма

Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)

 

  Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Автоматизированное письмо Фамилия, имя, отчества и др.      
2. Письмо букв Списывание печатных букв (единичных, пар) Письмо букв под диктовку (единичных, пар)      
3. Письмо слов Списывание Письмо под диктовку: простых слов: дом, окно, стул; слов с оппозиционными фонемами: дочка-точка, забор-собор-запор; слов с оппозиционными артикулемами: стол-стон-слон; сложных слов: портной, строчить, кораблекрушение      
4. Письма фраз (списывание, письмо под диктовку) мальчик спит; девочка плачет; на улице шёл      

 

Исследование чтения

Жалобы (на нарушение чтения букв, невозможность прочитать

написанное и др.)

  Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Чтение букв (простых и стилизованных)      
2. Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла)      
3. Идеограммное чтение Москва, Россия, Петербург, фамилия больного      
4. Чтение привычных слов Николай, Пётр, Алексей, Павел, Андрей, дом, лето, окно, дерево      
5. Чтение сложных, редко встречающихся слов Включатель, разброд, пространство, подставка, велотрек, синтетика      
6. Чтение неверно написанных слов Галз, онко, слонце, клоодец, севриз      
7. Чтение коротких отрывков «Бежала по лесу лиса» и т.п. (отмечаются нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения и т.д.).      

 

Исследование памяти

Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения,

на потерю н6ити повествования и др.)

  Симптомы Нет Слабо Сильно
1. Запоминание цифр 5-8-2 6-9-4 6-4-3-9 7-2-8-6 4-2-7-3-1 7-5-8-3-6 6-1-9-4-7-3 3-9-2-4-8-7      
2. Повторение серии слов Дом, ночь, игла Непосредственное Отсроченное   Стол, звон, лист, шкаф Непосредственное Отсроченное   Лук, мост, зонт, мир Непосредственное Отсроченное   Кот, стол, шар, ночь, пыль, звук Непосредственное Отсроченное      
3. Заучивание серии слов Дом, лес, стол, кот, ночь, игла, пирог, звон, мост, крест I-е предъявление и воспроизведение II-е -“- III-е -“- V-е -“- VI-е -“- VII-е -“- VIII-е -“- IX-е -“- X-е -“- Припоминание после двух минут      
4. Запоминание двух групп элементов Запоминание группы слов I – круг, стул II – день, глаз 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I?/II?/I?/II I- день, сосна, шкаф II-книга, шапка, круг 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I?/II?/I?/II Запоминание групп картинок 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I?/II?/I?/II I-телефон, очки, помидор II-гриб, бутылка, ботинки 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I?/II?/I?/II      
5. Запоминание двух смысловых рядов (фразы, рассказы) I-собака лает II-дом горит?/I?/II 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение Интерференция счётом?/I?/II I-мальчик ударил собаку II-девочка пьёт чай 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение Интерференция счётом?/I?/II I-В саду за высоким забором росли яблони II-На опушке леса охотник убил волка 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение 4) четвёртое воспроизведение Интерференция счётом?/I?/II      
6. Запоминание двух рассказов 1. «Курица и золотые яйца». У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота и он убил эту курицу, думал, что у неё внутри много золота. А внутри у неё ничего не оказалось, была она как все курицы. Воспроизведение   2. «Галка и голуби». Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они её выгнали. Хотела она вернуться к своим галкам, но те её тоже не признали и выгнали. Воспроизведение   3. «Муравей и голубей». Муравей сгустился к ручью напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела. Воспроизведение   ?/I ?/II Инференция счётом ?/I ?/II   4. «Лев и мышь». Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его верёвками к дереву. Мышка услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвки и спасла льва. Воспроизведение   ?/I;?/II   (отмечается характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.)      


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: