Исследование внимания
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |
1. | Характеристика непроизвольного внимания Элементы полевого поведения (эхопраксия, эхолалия) Бесконтрольного всплывание побочных ассоциаций | |||
2. | Характеристика произвольного внимания Результаты клинического наблюдения Результаты корректурной пробы Результаты пробы Крепелина Результаты пробы на зрительное внимание |
Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса
Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные сценоподобные галлюцинации, временные нарушения зрения и т.п.
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |
1. | Предметный гнозис Узнавание реальных объектов (10-ти) Узнавание реалистических изображений (10-ти) Узнавание контурных изображений (8-ми) Узнавание фигур Поппельрейтера Узнавание конфликтных (составных) фигур (рыба-заяц, заяц-рыба и др.) | |||
2. | Объём зрительного восприятия Одновременное «схватывание» двух, трёх фигур Игнорирование стороны (левой, правой) | |||
3. | Узнавание лиц Знакомых портретов (выделение их из незнакомых) Идентификация портретов по следам | |||
4. | Цветовой гнозис Называние цветов Подбор оттенков по эталону То же на следах | |||
5. | Зрительно-пространственный гнозис. Конструктивная деятельность Ориентировка в схеме, географической карте (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек и т.п.) Ориентировка в часах (определение времени по «слепому» рисунку, расстравление стрелок) Самостоятельный рисунок (стол, куб, дом, человек) Копирование рисунка (дом, куб) Рисование плана палаты Копирование рисунка с попоротом на 1800 Тест «Бутылочка» Фигура Тейлора | |||
6. | Деление линии (наличие асимметрии) | |||
7. | Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны) | |||
8. | Буквенный гнозис Узнавание букв в разных шрифтах Узнавание букв в зеркальном изображении Узнавание наложенных и перечёркнутых букв | |||
9. | Цифровой гнозис Узнавание цифр: арабских, римских Узнавание цифр: наложенных, зеркально изображённых и перечёркнутых |
Исследование соматосенсорного гнозиса
Жалобы (на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушения схемы тела и др.)
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |
1. | Проба на локализацию прикосновения Одного Двух (на одной руке, на двух, на лице) | |||
2. | Проба на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два) | |||
3. | Кожно-кинестетическое чувство Чувство Ферстера (определение фигур, цифр, написанных на правой и левой руке) | |||
4. | Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами | |||
5. | Определение правой и левой стороны у себя и у напротив сидящего человека | |||
6. | Называние пальцев рук | |||
7. | Узнавание объектов на ощупь (ключ, расчёска и т.п.) Правой рукой Левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный, с отсутствием синтеза и др.) |
Исследование слухового гнозиса и слухомоторных координаций
Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т.п.)
Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерк и др.).
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |
1. | Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой) Сжимание руки Перебор пальцев | |||
2. | Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой) В горизонтальной плоскости В вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую | |||
3. | Пространственный праксис Одноручные пробы (рука-подбородок) Двуручные (рука-рука) | |||
4. | Пробы Хеда: односторонние; перекрёстные | |||
5. | Динамический праксис кулак-ребро-ладонь, ребро-ладонь-кулак 1-2-1-5-1-2-5 | |||
6. | Реципрокная координация | |||
7. | Ассиметричное постукивание (2-1;1-2) | |||
8. | Выполнение серийных программ Рисование серий геометрических фигур Графические пробы | |||
9. | Конструктивный праксис Копирование Перевёртывание | |||
Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо) Самостоятельный Срисовывание Обведение Рисование: правой рукой, левой рукой Перенос рисунка: справа-налево, слева-направо | ||||
Предметные действия Застёгивание пуговиц Завязывание узла, банта Зажигание спички | ||||
Символический праксис Погрозить, поманить, размешать чай и т.д. | ||||
Движение взора Фиксация взора (устойчивая, неустойчивая) Спонтанные движения взора Перевод взора по инструкции Перевод взора за движущимся объектом Ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз) Нарушение плавности движений Локализация объекта в пространстве | ||||
Оральный праксис По подражанию По инструкции Праксис губ (оскал, вытягивание) Праксис язык (поднять, убрать, повернуть) вправо, влево, вверх, вниз) Праксис щёк (надуть, втянуть) Праксис лицевой мускулатуры: поднять брови, нахмурить брови Условные оральные движения: пощёлкать; посвистеть; поцокать; показать, как плюют, целуются и др. | ||||
Условные реакции, действия Простые условные реакции (на стук поднять руку) Условные реакции выбора (на стук поднять правую руку, на два стука – левую руку) С ломкой стереотипа (1 1 1 2 2 2 1 2 1 2 1 1) Конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П)- поднять кулак; в ответ на сильный удар (1)-поднять слабо, в ответ на слабый удар (2)- поднять сильно) К К П П К П К П К К 1 1 2 2 2 1 2 1 (оценивается характер затруднений: эхопраксия, инертность, ломка программ, персеверации, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.) |
Исследование речи
Жалобы (на нарушение моторной, сенсорной стороны речи и др.)
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |
1. | Спонтанная речь Беседа с больным (Как Вы заболели? и др.) | |||
2. | Автоматизированная речь Цифровой ряд от 1 до 10 Дни недели: понедельник, вторник… Месяцы года: январь, февраль… | |||
3. | Дезавтоматизированная речь Цифровой ряд: 10,9,8… Дни недели: воскресенье, суббота… Месяцы: январь, декабрь… | |||
4. | Повторная речь Повторение звуков: а,о,и,у,б,д,к,с Повторение дизъюнктных пар звуков: б-н,к-с,м-н Повторение оппозиционных фонем:б-п,п-б,д-т,т-д,з-с,с-з (при невозможности повторения – реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы) Повторение серии звуков: би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-ба Повторение слов: дом, окно, кошка, портной, стон, слон; полковник, поклонник, половник; кооператив, кораблекрушение и др. Повторение серии слов: дом-лес-кот-стол; дуб-ночь-игла; сад-шкаф-день Повторение фраз: мальчик спит; девочка плачет; мальчик ударил собаку; девочка пьёт чай Повторение скороговорок: «из-под топота копыт пыль по полю летит»; «сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, и никто его не переколпакует»; | |||
5. | Называние предметов По картинкам: яблоко, лампа, чайник, бутылка, чернильница и др. Частей тела: нос, глаз, рука, палец, локоть, плечо и др. (отмечается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски отказы; литеральные и вербальные парафазии и т.д.) | |||
6. | Понимание речи Понимание слов (с опорой на картинку); по одному элементу; по два элемента; по три элемента Понимание значения слов (частей тела без зрительной опоры): показать ухо-нос-глаз по одному элементу (ухо и т.д.); по два элемента (ухо-глаз и т.д.); по три элемента (глаз-нос-ухо и тд.) Понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница и т.д.) Понимание обиходных инструкций и предложений: откройте рот, откройте глаза, закройте рот, закройте глаза и тп.; положите левую руку в карман халата и т.д. Понимание логико-грамматических конструкций: показать: карандашом ключ, ключом карандаш; показать или выполнить инструкцию: книга под тетрадью; тетрадь под книгой; книга над тетрадью и т.д. треугольник под крестом; крест под треугольником и т.д. показать: какой предмет более светлый; более тёмный; менее светлый; менее тёмный; показать или разъяснить значение слов: мамина дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата Я позавтракал после того, как прочёл газету. Что я делал раньше? | |||
7. | Спонтанная развёрнутая речь Рассказ по сюжетной картинке Устное сочинение на тему «Отдых», «Север» и др. (отмечается активность, развёрнутость, связанность текста, наличие аграмматизмов: телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.) |
Исследование письма
Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |
1. | Автоматизированное письмо Фамилия, имя, отчества и др. | |||
2. | Письмо букв Списывание печатных букв (единичных, пар) Письмо букв под диктовку (единичных, пар) | |||
3. | Письмо слов Списывание Письмо под диктовку: простых слов: дом, окно, стул; слов с оппозиционными фонемами: дочка-точка, забор-собор-запор; слов с оппозиционными артикулемами: стол-стон-слон; сложных слов: портной, строчить, кораблекрушение | |||
4. | Письма фраз (списывание, письмо под диктовку) мальчик спит; девочка плачет; на улице шёл |
Исследование чтения
Жалобы (на нарушение чтения букв, невозможность прочитать
написанное и др.)
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |
1. | Чтение букв (простых и стилизованных) | |||
2. | Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла) | |||
3. | Идеограммное чтение Москва, Россия, Петербург, фамилия больного | |||
4. | Чтение привычных слов Николай, Пётр, Алексей, Павел, Андрей, дом, лето, окно, дерево | |||
5. | Чтение сложных, редко встречающихся слов Включатель, разброд, пространство, подставка, велотрек, синтетика | |||
6. | Чтение неверно написанных слов Галз, онко, слонце, клоодец, севриз | |||
7. | Чтение коротких отрывков «Бежала по лесу лиса» и т.п. (отмечаются нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения и т.д.). |
Исследование памяти
Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения,
на потерю н6ити повествования и др.)
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |
1. | Запоминание цифр 5-8-2 6-9-4 6-4-3-9 7-2-8-6 4-2-7-3-1 7-5-8-3-6 6-1-9-4-7-3 3-9-2-4-8-7 | |||
2. | Повторение серии слов Дом, ночь, игла Непосредственное Отсроченное Стол, звон, лист, шкаф Непосредственное Отсроченное Лук, мост, зонт, мир Непосредственное Отсроченное Кот, стол, шар, ночь, пыль, звук Непосредственное Отсроченное | |||
3. | Заучивание серии слов Дом, лес, стол, кот, ночь, игла, пирог, звон, мост, крест I-е предъявление и воспроизведение II-е -“- III-е -“- V-е -“- VI-е -“- VII-е -“- VIII-е -“- IX-е -“- X-е -“- Припоминание после двух минут | |||
4. | Запоминание двух групп элементов Запоминание группы слов I – круг, стул II – день, глаз 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I?/II?/I?/II I- день, сосна, шкаф II-книга, шапка, круг 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I?/II?/I?/II Запоминание групп картинок 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I?/II?/I?/II I-телефон, очки, помидор II-гриб, бутылка, ботинки 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I?/II?/I?/II | |||
5. | Запоминание двух смысловых рядов (фразы, рассказы) I-собака лает II-дом горит?/I?/II 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение Интерференция счётом?/I?/II I-мальчик ударил собаку II-девочка пьёт чай 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение Интерференция счётом?/I?/II I-В саду за высоким забором росли яблони II-На опушке леса охотник убил волка 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение 4) четвёртое воспроизведение Интерференция счётом?/I?/II | |||
6. | Запоминание двух рассказов 1. «Курица и золотые яйца». У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота и он убил эту курицу, думал, что у неё внутри много золота. А внутри у неё ничего не оказалось, была она как все курицы. Воспроизведение 2. «Галка и голуби». Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они её выгнали. Хотела она вернуться к своим галкам, но те её тоже не признали и выгнали. Воспроизведение 3. «Муравей и голубей». Муравей сгустился к ручью напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела. Воспроизведение ?/I ?/II Инференция счётом ?/I ?/II 4. «Лев и мышь». Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его верёвками к дереву. Мышка услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвки и спасла льва. Воспроизведение ?/I;?/II (отмечается характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.) |