Развитие исполнительской культуры у учащихся детской музыкальной школы по классу скрипки




Чтобы в полной мере развить исполнительскую культуру скрипача, необходимо развивать все музыкальные способности, входящих в этот процесс. Доктор педагогических наук, профессор, психолог Б.М. Теплов относил к числу основных музыкальных способностей:

1. Ладовое чувство;

2. Музыкально-слуховые представления;

3. Музыкально-ритмическое чувство.

Ладовое чувство – это основа мелодического слуха. Оно выражается в том, что одни звуки мелодии воспринимаются как устойчивые – они дают ощущение законченности, а другие как неустойчивые – при окончании мелодии на такие звуки создается впечатление незавершенности и требуют перехода в устойчивые звуки.

Устойчивыми звуками и в мажоре, и в миноре считаются первая, третья и пятая ступени тонического трезвучия. Самый устойчивый звук – это тоника (первая ступень). К неустойчивым относятся все остальные звуки, а в наибольшей степени седьмая ступень, так называемый вводный тон.

Признаком наличия ладового чувства у ребенка является тенденция заканчивать мелодию на тонике, а также восприятие мелодического отрывка на неустойчивой ступени как незавершенного.

Способность слухового представления музыкального материала – еще одна составляющая музыкального слуха. Ее можно назвать репродуктивной, она помогает воспроизводить мелодию голосом, подбирать по слуху музыкальные отрывки, слышать отдельные звуки и даже целые музыкальные произведения по памяти, без реального звучания.

Ладовое чувство и способность слухового представления лежат в основе гармонического слуха.

Гармонический слух – это возможность воспринимать множество звуков одновременно, как единое целое. Он проявляется как способность воспринимать многоголосье.

Музыкально-ритмическое чувство – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

У детей это чувство может проявляться наличием тех или иных двигательных реакций более или менее передающими ритм прослушиваемой музыки. Музыкально-ритмическое чувство – это основа всех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Вместе с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Развитие исполнительской культуры имеет три структурных компонента:

1. Опыт исполнительской деятельности;

2. Исполнительская компетентность;

3. Комплекс музыкально-творческих способностей.

Опыт исполнительской деятельности включает в себя умение оценивать качество исполнения на основе своих музыкально-слуховых представлений; наличие знаний о музыкальных жанрах и стилях, а также сформированный интонационно-слуховой запас; способность к музыкальному переживанию.

Исполнительская компетентность – это наличие определенных исполнительских знаний, умений и навыков; владение различными способами звуковедения, звукоизвлечения и артикуляции; способность к анализу и самоанализу исполнительской деятельности; наличие готового концертного репертуара; контроль и самоконтроль за качеством извлекаемого звука; способность к чтению с листа и быстрому заучиванию наизусть; артистизм.

В состав комплекса музыкально-творческих способностей входит музыкальная одаренность; художественно-образное мышление, музыкальное воображение, фантазия; творческая интерпретация музыкального материала.

Опыт исполнительской деятельности и исполнительскую компетентность можно и нужно развивать как в рамках детской музыкальной школы, так и за ее пределами.

Выступление на концертах, музыкальных вечерах, классных гостиных, участие в конкурсах, творческих постановках, игра в скрипичном ансамбле и даже исполнение роли в школьном самодеятельном театре способствует накоплению опыта публичной исполнительской деятельности.

Регулярное вдумчивое прослушивание качественной музыки и последующий анализ и разбор ее стиля, жанра и образа помогают активному развитию исполнительской компетенции любого музыканта. Не лишними будут походы на концерты классической и духовной музыки, мастер-классы, в театры, музеи, художественные галереи, выставки, на музыкальные постановки, оперы, мюзиклы, гостиные студентов средних и высших профессиональных учебных заведений.

Формирование и развитие исполнительской культуры скрипача – это сложный и многогранный процесс, который включает в себя работу в нескольких направлениях и носит развивающий характер.

На сегодняшний день в системе дополнительного образования, а именно в детских музыкальных школах обучение музыкальному искусству осуществляется комплексно. Кроме специальности в общий курс входят такие предметы: сольфеджио, музыкальная литература, ансамбль, общее фортепиано, хор и др. Ансамбль, музыкальная литература и сольфеджио являются обязательными дисциплинами. На этих занятиях у детей можно наблюдать улучшение звуковысотного слуха, музыкальной памяти; решаются многие проблемы, связанные с нюансировкой и фразировкой; ученики знакомятся с музыкальными стилями и жанрами.

Занятия в струнном ансамбле гармонично дополняют уроки по специальности.

Коллективное музицирование занимает важное место в жизни скрипача. Занятия ансамблем способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкальных способностей. Идет развитие музыкального слуха (гармонического, мелодического, полифонического, тембрового); чувства ритма; музыкальной памяти; музыкального мышления; творческого воображения, укрепляются двигательно-моторные навыки. Совершенствуются те качества, без которых невозможна успешная исполнительская деятельность: внимание, воля, собранность. быстрота реакции. Работа в оркестровом коллективе дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, помогает добиться стабильности в исполнении. Именно на уроках ансамбля у учащихся «несолистов» появляется общая интересная работа над произведением и перспектива концертного выступления. Выступление в составе ансамбля скрипачей на публике – это возможность пережить ситуацию успеха.

Занятия по музыкальной литературе частично оторваны от учебной программы по классу скрипки. На них не освещаются в полной мере вопросы истории создания инструмента, его места в музыкальной истории, ученики практически не знают имен известных скрипачей. Объяснение всех этих вопросов не входит в программу детской музыкальной школы. При этом, ученики проходят знаменитые произведения таких композиторов, как А. Вивальди И.С. Бах, В.А. Моцарт, Г.Ф. Гендель, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Н.А. Римский-Корсаков, А. И. Хачатурян и др., в списках сочинений которых есть замечательные образцы скрипичной музыки: пьесы, концерты, сюиты, сонаты, ансамбли (дуэты, трио и т.д.), произведения для струнных и симфонических оркестров. На этой музыкально-теоретической дисциплине можно создать дополнительные условия для повышения мотивации учащихся-скрипачей, это может положительно повлиять на развитие их исполнительской культуры.

С уроками сольфеджио все обстоит гораздо сложнее. Это связано с четко рассчитанной программой по этому предмету. В настоящий момент нет такого курса этой теоретической дисциплины, который бы сочетался с обучением на скрипке. Из-за этого разрыва учащиеся относятся к уроку сольфеджио не серьезно, на занятиях им бывает скучно и не интересно. В этой ситуации некоторые теоретические вопросы приходится наглядно объяснять педагогу по специальности без отрыва от инструмента.

Однако, если учителю по сольфеджио удалось заинтересовать детей и разбудить в них интерес к своему предмету, тогда у юных музыкантов начинает стремительно развиваться слух (звуковысотный, мелодический, гармонический); чувство ритма; музыкальная память; навыки интонирования; умение читать (петь) с листа; музыка на слух начинает восприниматься легче. На уроках сольфеджио, учащиеся могут научиться импровизировать и записывать свои мелодии нотами.

Развитие исполнительской культуры начинается с освоения и привыкания к инструменту на уровне ощущений. Это происходит буквально на клеточном уровне и затрагивает очень сложные структуры организма человека. В процессе занятий любой музыкант пользуется внешними ощущениями и внутренними. К внешним ощущениям относятся: зрительные, слуховые, тактильные, осязательные, двигательные, а внутренние отвечают за состояние наших органов и мышц, которые тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. В процессе освоения инструмента эти ощущения взаимодействуют между собой. Скрипичная стойка, постановка рук, звукоизвлечение – все это контролируется на уровне ощущений. Если логические взаимодействия и ощущения будут неправильными могут начаться серьезные проблемы технического и музыкального характера, что существенно ограничит исполнительские возможности скрипача и заметно замедлит развитие его исполнительской культуры.

Для развития исполнительской культуры в рамках урока по специальности важно, чтобы между учащимся и педагогом было взаимопонимание. Учитель должен стать другом и наставником для ребенка, но при этом оставаться авторитетом. Занятия в скрипичном классе детской музыкальной школы предполагают индивидуальный подход к каждому подопечному с учетом их психических и технических особенностей, развитие творческой инициативы и навыков самостоятельной работы, единство художественного и музыкального-эстетического развития.

Проанализировав скрипично-педагогическую литературу можно выявить несколько принципов с помощью которых успешно осуществляется развитие исполнительской культуры учащихся:

1. Принцип направленности;

2. Принцип заинтересованности;

3. Принцип сознательности;

4. Принцип перспективности;

5. Принцип постепенности, последовательности, непрерывности;

6. Принцип индивидуального подхода;

7. Единства художественного и технического развития;

8. Принцип предслышания.

Принцип направленности предполагает, что художественно-педагогический процесс должен быть нацелен на развитие игрового аппарата, расширение кругозора, активизацию творческого мышления и подъем интеллектуального уровня.

Скрипичное искусство влияет на всех участников воспитательного художественно-педагогического процесса. У каждого ученика должен быть подобран качественный репертуар в соответствии с задачами конкретного этапа обучения. Это могут быть произведения на развитие определенных видов исполнительской техники или пьесы разных стилей и форм. Педагог на уроке развивает аналитические способности учащихся и учит оценивать качество звука других скрипачей, грамотно формируя оптимальную самооценку у каждого ребенка, что способствует развитию собственной скрипично-исполнительской культуры.

Эффективность развития исполнительской культуры зависит от того, какие задачи ставятся педагогом на уроке. Учебная деятельность должна быть направлена на углубление процессов восприятия, представления, воспроизведения, которые в свою очередь тесно связаны со всеми умственными операциями и развитием мышления в целом.

Интерес играет ключевую роль в занятиях на скрипке. Он делает процесс обучения естественным, желанным, отменяет стереотипное начало, а его отсутствие делает занятия на скрипке повинностью, что чревато ненавистью к музыкальной школе, как к образовательному учреждению.

Общая заинтересованность стимулирует процесс профессионального роста обучающихся, появляется тяга к новым историко-теоретическим знаниям, освоению текущего игрового репертуара.

Залог успеха освоения скрипки – это осознание того, что этот процесс будет долгим и трудным. Принцип сознательности предполагает понимание необходимости преодоления сложностей в процессе учебы. Проблемы развития исполнительской культуры могут быть решены, если учащиеся начнут самостоятельно пытаться контролировать свое звукоизвлечение, слышать достоинства и недостатки звучания своего инструмента. В этом им могут помочь занятия с диктофоном.

Принцип перспективности выполняет функцию организации учебного и воспитательного процессов, влияет на механизм развития исполнительского мастерства и исполнительской культуры в целом. Учащийся, который не видит перспективу своего развития может бросить заниматься на инструменте, объединение родителей и педагога по специальности может помочь ребенку в достижении цели освоения скрипки. Перспектива выступления на концерте, классном вечере или музыкальной гостиной может помочь побороть состояние апатии и неверие в свои силы.

Процесс технического и художественно-творческого совершенствования скрипача приводит его к новым исполнительским результатам, а также является важным фактором развития исполнительской культуры учащегося.

В любой системе образования очень важен принцип постепенности, последовательности и непрерывности. В развитии игрового аппарата необходимо постепенно усложнять учебный и концертный репертуар. Урок следует начинать с разыгрывания на открытых струнах, дальше переходить к упражнениям, гаммам, этюду и заканчивать работой над пьесами и крупной формой.

Системно-последовательный подход теряет свою эффективность, если обучение происходит неравномерными скачками и рывками. При наличии перерыва в занятиях наблюдается заметное снижение подвижности и гибкости игрового аппарата.

Каждый ребенок индивидуален и уникален со своим темпераментом, типом восприятия информации, набором способностей и задатков. Цели обучения также у всех разные: кто-то идет в музыкальную школу для общего развития, а для кого-то это первый шаг на пути к профессиональному исполнительству. Наконец, каждый инструмент имеет свои уникальные свойства: тембр, диапазон, звук.

Педагогику музыкального образования можно рассматривать как творческий процесс. Преподаватель выстраивает учебный процесс под каждого ученика с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип индивидуального подхода можно проследить на примере подбора репертуара. Каждый учащийся имеет свой набор пьес, этюдов и упражнений, который соответствует его уровню исполнительской культуры, а также способствует росту технического и художественно-творческого развития.

Принцип единства художественного и технического развития занимает не последнее место в системе формирования исполнительской культуры. Любое произведение должно быть сыграно технично и выразительно. В некоторых школах (в особенности азиатских) техническая сторона исполнения превращается в самоцель и затмевает все горизонты художественно-творческой природы музыкальных произведений.

Так же плохо, когда художественно-творческая сторона не подкреплена технической базой. В таких случаях идет занижение темпов, невнятная артикуляция, нечеткая интонация, исполнение не доносит до зрителя идеи, которую композитор изначально вложил в свое сочинение.

Слуховое представление (предслышание) – это высшее звено в цепи умственных операций. Слуховые представления развиваются в процессе обучения с такими психическими свойствами, как эмоциональная восприимчивость, музыкальная память, внимание, воображение и др.

Слуховые представление – это образ рождающихся звуков, их интонации, тембра, динамики и ритма, а также представление их звукообразования.

Формирование слуховых исполнительских представлений требует активной мозговой деятельности и подключает такие процессы, как наблюдение, сравнение, анализ, дифференциацию, обобщение, эмоциональный и эстетический отклик к процессу обучения.

Инструментальные слуховые представления – это ядро способностей исполнителя-скрипача они связаны с музыкально-слуховыми и взаимодействуют с двигательными представлениями на уровне моторики.

Слуховые представления рождаются и совершенствуются в процессе исполнительской деятельности.

Качество восприятия обеспечивает условия для полноценного воспроизведения и формирования исполнительских навыков и исполнительской культуры в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: