Глава 3. Разработка мероприятий по развитию культурно-познавательного туризма в Псковской области на примере ООО «Салон путешествий «Дива»




 

3.1 Рекомендации и предлагаемые мероприятия по развитию культурно-познавательного туризма в Псковской областидля ООО «Салон путешествий «Дива»

 

Псковская область по своему набору туристических ресурсов обладает значительным потенциалом. Так, здесь расположены старинные усадьбы (Усадьба Львовых «Гора», Богдановское, Старые Липы, Красная Горка, Бардово, Михайловское, Тригорское и др.), памятники архитектуры и зодчества (Изборы, Мальский монастырь, Святогорский монастырь). Кроме того Псковская область является местом проведения международных культурных и военно-исторических фестивалей, таких как «Пушкинский Фестиваль», «Ледовое Побоище», «Железный Град», «Масленица» в Пскове. Однако, несмотря на многообразие туристических объектов, приток туристов в область крайне мал. Так потоки иностранных туристов из прилежащих к Псковской области государств Балтики, Белоруссии, Скандинавии перераспределяются преимущественно в такие туристические центры, как Москва и Санкт-Петербург, а также города «Золотого Кольца России». В итоге, Псковская область иностранными туристами практически не посещается. Во внутреннем туризме преобладают дешевые туры выходного дня, преимущественно экскурсионного плана. Также мала доля возвратных туристов, то есть тех, кто посещает туристические объекты Псковской области повторно.

В итоге, для развития туризма в Псковской области необходимо:

- отремонтировать, отреставрировать местные культурные объекты, повысить их презентабельность для дальнейшей демонстрации приезжим (в том числе - интуристам);

- наращивать объемы внутреннего туристического потока, с упором на возрастные категории граждан.

Повышение привлекательности туристических объектов невозможно без модернизации инфраструктуры региона. На данный момент многие исторические объекты находятся в плачевном состоянии. Кроме того, также важно развитие объектов размещения с упором на недорогие гостиницы и хостелы. Увеличение числа недорогих гостиниц позволит, во-первых, увеличить объем турпотока в область; во-вторых, удешевит туры. Кроме того также необходимо улучшить уровень сервиса в туристических объектах. Также активное развитие туристической отрасли невозможно без модернизации объектов городской инфраструктуры. В итоге целью развития туризма в Псковской области должно стать формирование большого туристического кластера, с упором на познавательные туры.

Для устойчивого развития туризма в регионе необходимо определить приоритетные виды туристической деятельности и оценить их конкурентоспособность и привлекательность. Анализ туристических объектов Псковской области показал, что наибольшей конкурентоспособностью и привлекательностью обладают объекты культурного наследия. Так в области расположено 17 музеев (включая филиалы) и 414 учреждения культурно-досугового типа (361 из них расположены в сельской местности).[37]. В области также расположено большое количество усадеб с уникальной историей. Кроме того, в области расположено множество религиозных объектов туризма (церкви, монастыри), которые могут стать центрами паломничества.

Помимо объектов наследия Псковская область обладает большим потенциалом для развития событийного туризма. Богатая история края позволяет проводить военно-исторические фестивали, ярмарки.

Поскольку большинство объектов показа расположены в сельской местности, перспективным направлением развития является агротуризм. Данный туристический сектор обладает максимальной конкурентоспособностью, за счет возможности объединения его с культурно-познавательными экскурсиями, однако слабое развитие туристической инфраструктуры в области значительно снижает привлекательность агротуризма. Кроме того, Псковская область обладает значительными водными ресурсами. Так, Псковскую область часто называют озерным краем, Карелией в миниатюре. Область обладает системой озер в Себежском национальном парке, по которым можно проложить различные туристические маршруты. Привлекательность рекреационного и круизного туризма максимальная, однако, конкурентоспособности средняя, за счет наличия в Северо-Западном федеральном округе таких центров рекреационного и водного туризма как Карелия, Новгородская область, Ленинградская область, значительно опережающих Псковскую область по уровню развития данных отраслей туризма.

Рисунок 3.1 - Приоритетные типы туристической деятельности для развития туризма в Псковской области

 

Таким образом, стратегия развития туризма в Псковской области должна, прежде всего, опираться на культурное наследие региона. Именно на реставрацию и введение в отрасль новых объектов культурно-познавательного туризма должны быть направлены основные силы и инвестиции. Кроме того, должны разрабатываться проекты новых культурно-познавательных мероприятий, в рамках событийного туризма. Однако, повысить туристический потенциал области только за счет объектов наследия невозможно. Наиболее предпочтительным туристическим продуктом должны стать комплексные туры, включающие в себя круизы, рекреационный отдых, элементы агротуризма (рыбалка, охота, катание на лошадях по живописным природным местам).

Для успешного развития туризма необходимо определить целевую аудиторию. На данный момент есть два основных турпотока: въездной туризм (иностранные туристы) и внутренний туризм (граждане РФ). Очевидно, что особенности туристических продуктов для иностранных туристов сильно отличаются от туристических продуктов, рассчитанных на внутренний туризм. Диверсификация этих двух турпотоков позволит более полно использовать культурный потенциал Псковской области, а также позволит увеличить общее количество туристов, что в итоге окажет положительное влияние на экономику региона.

Таким образом, необходимо провести классификацию туристических продуктов на две основные группы:

· Туристические продукты для въездного туризма

· Туристические продукты для внутреннего туризма.

 

Таблица 3.1 - Классификация туристических продуктов для въездного и внутреннего туризма

Туристические продукты для въездного туризма Туристические продукты для внутреннего туризма
-Культурно-познавательные обзорные экскурсии: · Краеведческие Музеи · Монастыри · Музеи-заповедники · Усадьбы · Крепости · Этнопарки Тематические экскурсии Событийный туризм:: · Тематические фестивали · Ярмарки · Концерты  
Туристические продукты для въездного и внутреннего туризма Агротуризм: · Посещение заповедников · Рекреационных зон · Досуг с использованием природных ресурсов (рыбалка, прогулки на лошадях, посещение ферм и т.д.)

 

Как было сказано выше, среди иностранных граждан, приезжающих в российские города, наиболее популярен экскурсионный туризм. Особым спросом пользуются обзорные экскурсии по музеям, усадьбам и монастырям. Тем не менее, при составлении новых туристических маршрутов нельзя ограничиваться только экскурсионной составляющей.

Туры для интуристов должны обладать максимальным разнообразием. Необходимо включать в программу различные виды досуга, такие как костюмированные театральные представления, ярмарки, мастер-классы народных ремесел, трапезы и др. Определенные преимущества при формировании маршрутов дает природный потенциал местности, дающий возможность организовывать речные круизы, сплавы, посещение заповедников и рекреационных зон.

В пределах рекреационных зон и кемпингов нужно развивать бальнеологические и лечебные зоны. Кроме того, перспективным направлением туристической деятельности является агротуризм, позволяющий организовывать рыбалку, посещение деревень, знакомство с деревенской жизнью и др. Стоит отметить, что такой вид отдыха может быть интересен и для внутренних туристов. Активное развитие рекреационных зон, кемпингов, туристических деревень должно привлечь городских жителей из соседних областей, а формирование туристической инфраструктуры позволит повысить долю возвратных туристов.

Так, на данный момент на туристическом рынке Псковской области, крайне мало турпродуктов, отвечающих всем необходимым критериям для иностранных туристов. Тем не менее, успешные туры все же встречаются. Таким успешным туром является тур «Псковские Сокровища». Маршрут данного тура включает в себя главные достопримечательности Псковской области: кремль и Свято-Троицкий кафедральный собор Пскова, природно-ланшафтный музей заповедник в г. Изборск, Псково-Печорский монастырь, усадьбы Михайловское, Бугрово, Тригорское. При этом продолжительность тура 7-8 дней, что позволяет обстоятельно познакомиться с достопримечательностями. Характерной особенностью данного тура является помимо осмотра исторических памятников, возможность отдохнуть на природе в гостевом доме «Загосье». В программу отдыха входят спортивные мероприятия, рыбалка, баня, знакомство с русской кухней. Также имеется возможность, за отдельную плату посетить другие достопримечательности Псковского края, не включенные в основную программу тура. Рекреационная часть тура составляет 4 дня. Однако, включение в программу тура в рекреационную часть мероприятий, направленных на знакомство гостей с русской культурой, проведение представлений, мастер-классов, спектаклей позволило бы улучшить данный турпродукт, привлечь к его реализации новых поставщиков услуг, преимущественно из соседних деревень и поселков.

 

Для привлечения внутренних туристов необходимо увеличить разнообразие культурно массовых мероприятий. Для этого необходимо разработать проекты новых фестивалей и ярмарок. Главной особенностью данных фестивалей должна стать узкая тематическая направленность. Так это могут быть фестивали исторической реконструкции, наподобие уже имеющегося фестиваля «Ледовое побоище», литературные фестивали, театральные фестивали, спортивные мероприятия, ярмарки народных ремесел с обязательным проведением мастер-классов, демонстрации достижений народных промыслов и т.д. При этом проводимые мероприятия должны быть прочно интегрированы в инфраструктуру города. Так, например, в рамках одного фестиваля может быть несколько площадок в разных частях города для стимуляции городского туризма. Так же важно развитие рынков и других объектов сбыта, при этом представленные на рынках товары должны обладать высоким качеством и отвечать требованиям, предъявляемым к вещам на рынках потребительских товаров.

Характерным примером эффективного тура для внутреннего туризма является тур «Псковская Масленица», организуемый ООО «Салон путешествий «Дива». Так длительность тура всего два дня, что удобно для привлечения туристов из соседних областей (тур выходного дня). Помимо осмотра основных достопримечательностей в программу тура входят различные культурно-массовые мероприятия, такие как ф ольклорная программа «Не житье, а Масленица!», театрализованное представление «От Заигрышей до Прощенного воскресенья». Проводимые мероприятия вносят разнообразие в культурную программу тура, позволяют привлечь внимание туристов к городской среде.

Формирование нового туристического кластера невозможно без разработки эффективной маркетинговой стратегии. Применительно к Псковской области здесь можно выделить три главных ступени:

· Информирование целевой аудитории о долгосрочных приоритетах развития туризма в Псковском регионе и формированию комплексного туристического кластера.

· Разработка информационной базы для создания бренда. Для этого необходимо оценить имидж территории, состав объектов туризма, анализ привлекательности существующих брендов. Кроме того, важным этапом в разработке маркетинговой стратегии является социологические и маркетинговые исследования.

· Определение каналов и инструментов продвижения Псковской области на рынке туристических услуг.

На данный момент продвижение бренда Псковской области сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, малое количество региональных брендов, которые могли бы стать основой формирования нового туристического кластера. Во-вторых, слабое развитие туристической инфраструктуры, особенно в сравнении с ближайшими конкурентами (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Карелия). Также стоит отметить невысокую конкурентоспособность рекреационного туризма, по соотношению цена-качество. Кроме того, в области отсутствуют эффективные механизмы продвижения регионального туристского бренда, недостаточная координация административных структур и частного сектора экономики.

Решением данных проблем является определение правильного позиционирования регионального бренда и составление стратегии его продвижения. При этом необходимо использовать весь спектр информационных инструментов: реклама, связи с общественностью, проведение тематических мероприятий различного уровня и форматов (в том числе, вебинаров). При этом деятельность государственных структур, представителей общественности и бизнеса должна быть согласована и консолидирована.

В рамках формирования представления о целевом состоянии бренда должны быть, во-первых, определены его ценности, во-вторых, необходимо четкое представление о будущих потребителях. Важным условием эффективного продвижения бренда является создание информационных каналов связи с целевой аудиторией. В рамках этого необходимо:

· Создать ряд информационных материалов, буклетов, рекламных листовок позиционирующих Псковскую область, как крупный региональный туристический кластер с большим разнообразием видов туристической деятельности. Также необходимо активное участие представителей области на всероссийских и международных туристических вставках, целью которого является привлечение российских и зарубежных туроператоров для организации туров по Псковской области

· Наладить устойчивую коммуникацию как региональными, так и федеральными СМИ, освещающих развитие туристско-рекреационного комплекса в регионе.

· Наладить взаимодействие предпринимателей и бизнес-организаций с органами государственной власти региона, с целью развития туристической инфраструктуры в регионе.

· Создание информационных интернет-порталов, описывающих привлекательные стороны туризма в Псковской области и обеспечивающих доступ к актуальной информации о развитии туристического кластера в регионе. Все тексты информационных порталов должны быть переведены на английский язык (ориентация на иностранных туристов). Развитие информационных ресурсов в сети интернет позволит привлечь в область самостоятельных туристов, которые составляют существенную часть турпотока как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

· Подготовить и разместить в СМИ пакет референсов об успешной реализации различных мер по развитию туризма в регионе. Возможно создание новых тематических передач на радиостанциях и телеканалах.

На данный момент в финансовых потоках, используемых для развития туризма в регионе, преобладают средства из федерального и муниципального бюджетов. Тем не менее, для развития инфраструктуры в регионе помимо федерального и муниципального финансирования необходимо привлечение частных инвестиций.

Для этого необходимо разработать единую информационную базу, позволяющую инвестору ознакомиться с материалами инвестиционных проектов. К таким материалам относятся бизнес-план развития нового туристического кластера, генеральный план размещения культурных объектов в пределах кластера, план местности, информация о потенциальных мощностях туристических ресурсов. Кроме того, необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Во многом инвестиционный климат зависит от таких факторов как экономическая ситуация в стране и в мире, свод федеральных законов, регулирующих развитие бизнеса, то есть тех факторов, на которые невозможно повлиять при разработке стратегии создания кластера. Однако, на муниципальном уровне возможно создание нормативно-правовой базы, списка налоговых льгот для инвесторов, сокращение сроков согласования решений, развитие инфраструктуры за счет государственных средств муниципального и федерального бюджетов, субсидирование процентных ставок и другие меры. То есть фактически вся работа по привлечению инвестиций сводится к устранению административных барьеров, и подготовке благоприятной почвы для развития бизнеса.

 

 

3.2 Оценка эффективности рекомендаций и мероприятий по развитию культурно-познавательного туризма в Псковской области на примере ООО «Салон путешествий «Дива»

 

В 2014 году общий оборот по туристической отрасли в Псковском регионе составил 1,81 млрд. руб.

Основным направлением туризма в Псковской области является культурно познавательный туризм: Так турпоток от культурно-познавательных туров составил 57% от общего турпотока в область, а оборот 1,03 млрд. руб. Вторым по важности после культурно-познавательного туризма является рекреационный туризм. Так турпоток от рекреационного туризма составил 18%, и 325,8 млн. руб. Деловой и паломнический туризм составляют примерно по 9% от общего числа туристов с оборотом 162,9 млн. руб. На спортивный туризм приходится 1% турпотока с оборотом 18,1 млн. руб.

Основными предприятиями туристического бизнеса в регионе являются туристические фирмы, гостиницы, хостелы и др. средства размещения, музеи и культурно-досуговые центры, а также агенства по организации культурно-массовых мероприятий. Распределение оборота по данным предприятиям представлено на Рисунке 3.2

Рисунок 3.2 - Денежный оборот по основным типам предприятий туристического бизнеса в Псковской области

 

Таким образом, основной вклад в денежный оборот по туристической отрасли в Псковской области вносят предприятия гостиничного сектора, культурно-досуговые центры и туроператоры.

На данный момент номерной фонд региона составляет 2751 номеров, в том числе 1437 номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения и 1314 номеров–в специализированных средствах размещения. Единовременная вместимость гостиниц и специализированных средств размещения–2816 и 2947 мест соответственно. По итогам 2012 года коэффициент использования номерного фонда составил 0,34.

За 2015 год в г. Псков и в Псковской области было открыто 98 новых объектов размещения с номерным фондом порядка 400 номеров. При этом подавляющее большинство новых объектов открыто в областном центре - г.Псков – 84 объекта. Распределение по видам объектов и занимаемым ими сегментам рынка также неравномерно. Так, в г. Псков большинство новых объектов – апартаменты, вмещающие в себя от 2 до 4 человек. Остальные объекты представлены преимущественно хостелами, мини-гостиницами.

Рисунок 3.3- Распределение новых объектов размещения в г. Псков

 

Фактически, в городе Псков в 2015 году был открыт только один апарт-отель премиум класса. Таким образом, очевидно активное развитие объектов размещения эконом-класса.

Что касается новых объектов Псковской области, то подавляющее большинство новых объектов – это загородные дома, гостевые дома, базы отдыха.

Рисунок 3.4- Распределение новых объектов размещения в Псковской области.

 

Так из 14 новых объектов Псковской области было открыто 4 базы отдыха, 4 новых загородных дома, 2 гостевых дома, 2 хостела и 2 апартаментов. Как правило, эти объекты расположены в сельской местности, в живописных местах рядом с водоемами и имеют четкую рекреационную направленность.

Общий прирост номерного фонда за 2015 год составил 395 номеров. Учитывая тот факт, что основная часть вновь открытых объектов размещения относятся к эконом-классу, средняя стоимость номера составила порядка 2 т ыс.руб за номер. Таким образом, в 2015 году, номерной фонд региона увеличился на 14,5 %. Увеличение номерного фонда на 14% позволит получить прирост оборота по предприятиям размещения на 87,1 млн. в год.

Одним из приоритетных мер по развитию туристической отрасли в регионе является модернизация туристической инфраструктуры. Так, реставрация музеев, музейных комплексов и других объектов показа, а также ввод на туристический рынок новых объектов показа позволит увеличить пропускную способность музеев и культурно-досуговых центров вдвое. Так в Псковской области в 2015 году было отреставрировано 25 объектов показа, что составляет 6% от общего количества. В итоге, за счет увеличения пропускной способности туристических объектов общий прирост денежного оборота в отрасль составит около 50,5 млн. руб.

Маркетинговая стратегия развития региона подразумевает привлечение на рынок новых туроператоров. Так участие в всероссийских и международных выставках в 2015 году. Информационная компания по привлечению новых туристов может обеспечить прирост турпотока на 7-20%. В 2015 году общий прирост турпотока в область составил 15%. В итоге прирост оборота за счет деятельности туроператоров составил около 49,5 млн. руб.

Также прирост туристического потока обеспечивает включение 11 мероприятий Псковской области в Национальный календарь мероприятий. Увеличение числа посетителей мероприятий Псковской области обеспечивает увеличение в два раза доли событийного туризма в общем обороте по туристической отрасли.

Также одним из приоритетных направлений деятельности в Псковской области является разработка мер по развитию рекреационного и агротуризма. Данные виды туристической деятельности крайне важны, так как помимо повышения привлекательности Псковской области на рынке туристических услуг позволяют не только увеличить процент возвратных туристов, но также привлечь туристов к объектам экскурсионного туризма, расположенным в сельской местности. Создание серии «сельских» маршрутов позволило значительно увеличить турпоток в область.

 

Таблица 3.2- Прирост оборота по туристической отрасли в Псковской области за 2015 г

Предприятия туризма Доля в обороте по туристической отрасли (млн.руб.) Прирост за 2015г. (в процентах). Прирост за 2015 г. (млн.руб)
Средства размещения 600,7 14,5% 87,1
Музеи   6% 4,08
Культурно-досуговые центры   6% 46,5
Туроператоры   15% 49,5
Событийный туризм   50%  
Итог:   11,51 209,18

 

Таким образом, за счет поведения комплексных мер по развитию туризма в Псковской области в 2015 году позволило увеличить общий оборот по туристической отрасли на 11,47%

Выводы по 3 главе: Итак, в ходе анализа состояния туристической области в регионе был разработан ряд рекомендаций по развитию. Во-первых, для развития туризма в регионе необходимо совершенствовать туристическую инфраструктуру. Так необходимо реставрировать имеющиеся объекты показа, и вводить на туристический рынок новые объекты, развивать инфраструктуру села, активнее использовать имеющиеся в распоряжении природные богатства. Для привлечения иностранных туристов в область необходимо разработать серию комплексных маршрутов включающий как культурно-познавательные экскурсии, так и отдых на природе. Кроме того, необходимо разрабатывать ряд новых культурно-массовых мероприятий с привлечением малого и среднего бизнеса. Маркетинговая стратегия развития туризма в регионе должна опираться на популяризацию Псковской области на туристическом рынке. Для этого необходимо разработка серии рекламных брошюр для разных целевых групп. Кроме того, необходимо привлекать зарубежных и российских туроператоров к организации туристических маршрутов по региону. Инвестиционная политика должна включать устранение административных барьеров, и подготовку благоприятной почвы для развития бизнеса.

 

 


Заключение

Согласно распространённому определению культурно-познавательный туризм – это создание особого туристского пакета, предлагающего целевой аудитории оригинальный маршрут или программу, специально разработанные совместными усилиями организации культуры и туроператора, когда дополнительные доходы от этого получают обе стороны.

Анализ состояния показывает, что Псковская область имеет четко выраженную специализацию на культурно-познавательном туризме. В настоящее время в структуре въездного потока 57% занимают туры культурно-познавательного направления, на втором месте находятся развлечения и отдых на природе - 18%, по 9% приходится на деловой и паломнический туризм, 1% - на спортивный туризм. Традиционным конкурентом в сегменте культурного туризма для области выступает Новгородская область, положение которой по отношении к «ядру рынка» (Санкт-Петербургу) более выгодное.

По результатам разработки можно сделать следующие выводы:

Во-первых, для развития туризма в регионе необходимо совершенствовать туристическую инфраструктуру. Так необходимо реставрировать имеющиеся объекты показа, и вводить на туристический рынок новые объекты, развивать инфраструктуру села, активнее использовать имеющиеся в распоряжении природные богатства. Для привлечения иностранных туристов в область необходимо разработать серию комплексных маршрутов включающий как культурно-познавательные экскурсии, так и отдых на природе. Кроме того, необходимо разрабатывать ряд новых культурно-массовых мероприятий с привлечением малого и среднего бизнеса. Маркетинговая стратегия развития туризма в регионе должна опираться на популяризацию Псковской области на туристическом рынке. Для этого необходимо разработка серии рекламных брошюр для разных целевых групп. Кроме того, необходимо привлекать зарубежных и российских туроператоров к организации туристических маршрутов по региону. Инвестиционная политика должна включать устранение административных барьеров, и подготовку благоприятной почвы для развития бизнеса


Список литературы

 

1. Федеральный закон от 24.11.1996г N132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 03.05.2012г. N47-ФЗ)

2. Постановление Правительства РФ от 03.03.2012г. N186 "Об утверждении федеральной целевой программы «Культура России» в период с 2012-2018 гг.

3. Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010г. №1230-р "Об утверждении Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (на период с 2011-2018гг.)

4. Постановление Администрации Псковской области от 5 июля 2010г. N260 «Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы» (с изменениями на 20 июня 2013 года)».

5. Ааакер Д. Создание сильных брендов. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2013. – 448 с.

6. Абдель Вахед Э.А.М. Организация перспективных направлений туризма в России с участием средств массовой информации// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - Т.23. - №20 (191). – 501с.

7. Александрова А.Ю. География туризма: учебник для вузов/М.: КноРус, 2012. – 220с.

8. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов /А.Ю. Александрова. - М.: КноРус, 2010. – 185с.

9. Александрова А.Ю. Статистика туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 128с.

10. Арефьев В.Е. История туризма и гостеприимства: учеб.пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. – 356с.

11. Арефьев В.Е. Теория и методология рекреационной географии: учеб.пособие для магистрантов и аспирантов. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. – 205с.

12. Арефьев В.Е., Безопасность туризма и туристскойдестинации: монография. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. – 317 с.

13. Баумгартен Л.В. Стандартизация и сертификация в туризме: Практикум. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 179с.

14. Бгатов А.П. Туристские формальности: учеб.для высш. проф. образования. - М.: Академия, 2011. – 158с.

15. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Дашков и Ко, 2014. – 245с.

16. Березовая Л.Г. История развития туризма и гостеприимства. - М.: Издательство "Юрайт",2014. – 480 с.

17. Бессараб Д.А. Штефан Л.В.География международного туризма. В 2 частях. Часть 2. География видов туризма. - М.: ТетраСистемс, 2011. – 269с.

18. Бессараб Д.А.,Штефан Л.В.География международного туризма. В 2 частях. Часть 1. Туристическое страноведение. - М.: ТетраСистемс, 2011. – 198с.

19. Бобкова А.Г., Кудреватых С.А., Писаревский Е.Л. Безопасность туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 196с.

20. Бухтерева О.С. Социология рекламы в социокультурном сервисе и туризме. - М.: Инфра-М, 2014. – 155с.

21. Вестник детско-юношеского туризма и краеведения. Научно-методич. журнал. Междунар. общественной организ. «Академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова» - 2012. - №4.

22. Ветитнев А.М.,Войнова Я.А. Организация санаторно-курортной деятельности. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 237с.

23. Гончарова И.В., Розанова Т.П. Маркетинг туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 128с.

24. Горбачев А., доц. Самойленко А.Твердовские чтения III. Сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. по рекреации, туризму и краеведению. 26-27 февр.2011г.). - Краснодар, КСЭИ, 2012. – 438 с.

25. Горбачев А.Б., Горбачева Д.Н.,Жинкин А.В. Курорты. Сервис. Туризм. Междунар. журнал. Науч. изд. - 2013. - №2. – 112 с.

26. Гордин В.Э., Сущинская М.Д. Менеджмент в сфере услуг: Учебник. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2011. – 118с.

27. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование: учебник для студ. Учреждений высш. проф. Образования. - М.: Академия, 2014. – 203с.

28. Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма. Международный туризм. - М.: Кнорус, 2011. – 890 с.

29. Еланцева О.П. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Флинта, 2014. – 236с.

30. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе. - М.: КноРус, 2013. – 365с.

31. Инновационные подходы в туристско-краеведческой деятельности системы детско-юношеского и молодежного туризма: проблемы и перспективы развития. Часть 1. Сб. мат. межрег. науч.-прак. конф. с Междунар. участием, посвящ. памяти Р.И.Бочаровой, г..Краснодар,21-22 дек. 2012. – 213с.

32. Кащенко Е.Г., Разумова М.С. Инструменты управления социальным маркетингом на рынке театрально-зрелищных услуг// Вестник Оренбургского государственного университета.–2010.–№ 8 (114). – 189с.

33. Кизим А.В. Информационные технологии в туризме. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет». - 2011. – 255с.

34. Ковынева Л.В. Формирование территориального бренда в регионах России// Известия Иркутской государственной экономической академии.–2014.–№5. – 168с.

35. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учеб.пособие. - М.: КНОРУС, 2013. – 162с.

36. Кружалин В.И., Мироненко Н.С., Зигерн-Корн Н.В. География туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 244с.

37. Любавина Н.Л.,Кроленко Л.А., Нечаева Т.А. Технология и организация туроператорской деятельности. - М.:Академия, 2013. – 314с.

38. Мазилкина Е.И. Организация продаж гостиничного продукта: учебное пособие–М.: Альфа-М: ИНФРА-М,2014. – 208с.

39. Макеев О.Д., Пашкевич Е.Б. Туристический комплекс–проблемы и перспективы//Туризм и культура.–2011.-№4. – 234с.

40. Максарова Е.М. Концепция устойчивого развития туризма//Туристический бизнес.–2011.-№4. – 119с.

41. Маслакова Е.А. Формирование спроса и стимулирование сбыта в индустрии туризма//Научный вестник МГИИТ.–2012.–№ 6. – 122с.

42. Морозов Н.А., Морозова Н.С., Карпова Г.А. Экономика туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 123с.

43. Морозова Н.С.,Морозов Н.А., Чудновский А.Д. Информационное обеспечение туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 259с.

44. Никешин Н.А., Рыбакова Ю.Л. Мировая экспансия культурного туризма// Материалы Форума по въездному и внутреннему туризму «Новый взгляд на Россию». СПб, 2011. – 134с.

45. Новиков, В.С. Инновации в туризме. - М.: Академия, 2010. – 218с.

46. Писаревский Е.Л. Основы туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 169с.

47. Писаревский Е.Л. Правовое обеспечение туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 122с.

48. Путрик Ю.С.История туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 164с.

49. Рындач, М.А.,Смоленский С.Н. Основы туризма: учеб. Пособие. - М.: Дашков и Ко, 2012. – 204с.

50. Сахарчук Е.С. Психология делового общения в туризме и гостеприимстве. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 185с.

51. Скобельцына А.С., Шарухин А.П. Технология и организация экскурсионных услуг. - М.-Академия, 2013. – 155с.

52. Соколова М.В. История туризма. - М.: Академия, 2013. – 237с.

53. Устойчивое развитие региона: прошлое, настоящее, будущее.(IМанякинские чтения).Мат. Международной научно-практич. конф. г.Омск, 4 апреля 2012. - Омск, РГТЭУ ОИ, 2012. – 445с.

54. Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма: учеб. пособие.-3-е изд., перераб. и доп.-Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 188с.

55. Форсайт санаторно-курортной и туристской сферы. Мат. Всерос. науч.-практ. семинара-конф., 12-13 дек., 2013. – 211 с.

56. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 155 с.

57. Чудновский А.Д., КоролевН.В., Гаврилова Е.А. Менеджмент туризма.и др.–М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 188с.

58. Шаруненко Ю.М. Рекреационный туризм. - М.: МАБИВ, 2012. – 298с.

59. Порталгосударственных органов Псковской области.URL: https://www.pskov.ru/ (Дата обращения: 30.04.2016).

60. Портал достопримечательностей Псковской области. URL: https://culttourism.ru/pskovskaya/(Дата обращения: 01.05.2016).

61. Свободная энциклопедия «Википедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения: 29.04.2016).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: