Главная проблема изучения экономической истории – разбиение истории на этапы, её периодизация. В каждой стране учёные делят развитие человеческого общества на разные периоды.
Немецкая историческая школа (Бруно Гильдебранд, Вильгельм Рошер, Густав Шмоллер, Луйо Брентано, К.Бюхер) – теория стадий экономического развития (60-90 гг. XIX в.). Главный критерий: способ обмена материальных благ (историю денег).
Неолиберализм (В. Ойкен, Ф. Бем – США, Л. Эрхард – ФРГ, В. Рёпке – Швеция). Эпохи отличаются: по состоянию сферы обращения, по степени развития свободной конкуренции. Высший этап, по мнению неолибералов, «свободное рыночное мировое хозяйство» - «общий рынок».
У. Ростоу в работе, опубликованной в 1960 году, «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» выдвинул теорию стадий экономического роста и выделил 5 стадий экономического развития: традиционное общество; переходное общество, или период создания условий для сдвига; период сдвига; стадия зрелости; стадия высокого уровня массового потребления.
Л.И. Мечников исходил из влияния географической среды на историко-экономический процесс. Главный критерий – степень развития водных путей сообщения: речной период (цивилизация древних народов); средиземноморский период (средневековье); океанский период (новая и новейшая история).
В.И. Вернадский выделял традиционное общество и ноосферу. Ноосфера – новое качественное состояние биосферы Земли и околоземного пространства, которое формируется под воздействием человеческой деятельности. Создание ноосферы завершится объединением человечества.
К. Маркс рассматривал историю развития человеческого общества как историю развития способов производства: первобытнообщинный, характеризуется отсутствием частной собственности на средства производства, классов; рабовладельческий – средства производства и непосредственный производитель стали частной собственностью; феодальный – частная собственность на средства производства и личная зависимость непосредственного производителя; капиталистический – частная собственность на средства производства, применение наёмного труда; коммунистический.
|
В современной истории экономики выделяют следующие подходы к периодизации.
Формационныйподход базируется на марксистской схеме деления мировой истории на первичную (доклассовую), вторичную (классовую) и третичную (бесклассовую) формации. Несмотря на логичность построения, данная схема представляет собой довольно упрощенное понимание истории как линейно-прогрессивного процесса смены низших общественных форм высшими, в основе которого лежат материальные факторы. К тому же она применима только к ограниченному региону – Западной Европе и к определенному промежутку времени (до середины XIX в.).
Цивилизационныйподход ведет свое начало с работ русского мыслителя Н.В. Данилевского, английского историка А. Тойнби, немецкого философа О. Шпенглера. Его особенностью является стремление описывать экономические процессы с точки зрения обобщенного синтезированного взгляда на историю. Поэтому в центре его внимания – не одна страна, а совокупность всех черт того или иного общества – материальных, идейных, культурных, религиозных, нравственных и т.д. в их единстве и взаимодействии. Однако такой подход также не лишен недостатков, связанных прежде всего с непроработанностью основных терминов.
|
В настоящее время стремление ученых избежать крайностей и противоречий названных подходов привело к быстрому оформлению нового циклического направления в анализе проблемы периодизации. В соответствии с теорией экономических циклов в истории экономики можно выделить их четыре основных вида:
- среднесрочные с десятилетней амплитудой колебания;
- полувековые (циклы Кондратьева), связанные со сменой поколений людей, технологических укладов, основных фондов, с переменами в экономических и социально-политических отношениях;
- вековые, отражающиеся в периодической смене мировых цивилизаций;
- тысячелетние суперциклы, охватывающие несколько родственных цивилизаций.
В результате современная периодизация истории экономики приобрела более строгую и точную форму, которая включает семь цивилизаций и три суперцикла (табл. 1).
Таблица 1 - Циклическая периодизация истории экономики
Суперцикл | Цивилизации | Временные рамки |
Древний мир | 1. Неолитическая | 7-4 тыс. до н. э. |
2. Восточно-рабовладельческая | 3-первая половина 1 тыс. до н. э. | |
3. Античная | 7 в. до н.э.- 5 в. н. э. | |
Индустриальный | 1. Раннефеодальная | 6-13 вв. |
2. Прединдустриальная. | 18 вв. | |
3. Индустриальная | 60-е гг. 18 в.-70-е гг. 20 в. | |
Постиндустриальный | 1.Постиндустриальная | 80-е гг. 20 в.-10-е гг. 22 в. |
Выводы
Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Основные школы и направления ХVI-ХIХ вв.: меркантилизм, физиократическая школа, классическая политэкономия, марксизм. Во второй половине ХIХ в. предмет экономки меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей.
|
Список использованной литературы
1. Адамович, Т.И. Экономическая история. Учебно-методическое пособие / Т.И. Адамович. - Минск: БГУ, 2004. - 75 c.
2. Бартенев, С.А. Экономическая история: Учебник / С.А. Бартенев. – М.: Издательство Экономистъ, 2004. – 422 с.
3. Бор М.З. История мировой экономики. Конспект лекций / М.З. Бор. - М.: Дело и Сервис, 2000. - 496 с.
4. Гизатуллин, Х.Н. История как раскручивающаяся спираль. // Основы периодизации экономической истории. Сборник статей под общей редакцией чл.-корр. РАН, д.э.н., проф. Х.Н.Гизатуллина. Уральское отделение РАН, Уфимский научный центр РАН. - Уфа: Гилем, 2004. - С.3-5.
5. Завьялов, В.Г. Экономическая история: учебное пособие / В.Г. Завьялов. – Томск, 2000. -
6. История экономики: Учебник / Под ред. проф. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. - М.:, 2000. - 384 с.
7. ОйкенВ. Экономические системы / В. Ойкен;Перевод В.И. Рубцова, к.э.н. Н.В. Павлова // THESIS. – 1993. - №2 – С.26-35.
8. Проблема периодизации истории (социально-экономический подход) // XXI век: актуальные проблемы исторической науки: Материалы Международной научной конференции, посвященной 70-летию исторического факультета БГУ, г. Минск 15-16 апреля 2004 г. / Под общей редакцией В.Н. Сидорцова. – Мн: БГУ, 2004. – с. 314-317.
9. Рогатов, М.Д. История экономики: курс лекций / М.Д. Рогатов. - М.: РУДН, 2002. – С.11.
10. Тимошина, Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Т.М. Тимошина; под ред. проф. М.Н. Чепурина. - М.: Филин, 2000. - 432 с.