РАЗГОВОРЫ СО СТАРОЙ ГВАРДИЕЙ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИСКУССТВУ КАПОЭЙРЫ 1984Г.




Вернемся к конференции 1984 года. Разговоры с мастерами “ velha guarda ” были более информативными, чем выступления на конференции за все предыдущие дни. Капоэйристы группами собирались вокруг мастеров, задавали им вопросы, выслушивали их мнение. Это было хорошей и плодотворной идеей, но, к сожалению, я не мог быть одновременно в разных местах, так что большинство обсуждений не были записаны.

Тем не менее, я взял интервью у Местре Вальдемара, Жоау Гранджи и Атенилу по интересному вопросу. Мы все наблюдали презентации групп из восьми разных штатов, а также шести групп из Рио, и я спросил мастеров, каково их мнение о современной капоэйре (1984г.) в сравнении с капоэйрой, которой они занимались в юности (примерно в 40-е годы).

Я должен еще раз напомнить, что все выступавшие группы либо относились к Сензале, либо на их стиль сильно повлиял стиль игры Режинал-Сензала. Группы Мартина и Корву с окраин Рио меньше других подверглись влиянию Сензалы, поскольку самое большое влияние на них оказал Местре Артур Имидиу, приехавший из Итабуны (в Баие) в 50-е годы. Единственным исключением была группа Анголы Мораеса, Пелуринью.

Примерно в 1985 году (около года после конференции) Ангола снова начал набирать популярность, и на сегодняшний день (2002г.) примерно 30% капоэйры находится под сильным влиянием со стороны стиля Ангола или позиционируется себя как «легитимная Ангола». Поэтому мы должны понимать, что комментарии старых мастеров о «современной капоэйре» в 1984 году касались стиля Сензалы, который главенствовал в мире капоэйры в 1970 – 1990 гг. Даже сегодня это влияние очевидно для 60% капоэйры, которую играют по всему миру.

Я разговаривал лично с каждым мастером, и их комментарии сходились в одном: им понравилась и даже их впечатлила современная капоэйра, и не было всеобщего ощущения «утери корней и искажения».

В этом смысле они отличались от наших современных «пророков конца света», радикально критикующих и в своих выступлениях с пренебрежением высказывающихся о других группах, пытаясь тем самым получить больше власти, больше учеников и больше влияния в мире капоэйры.

Старые мастера, как мы видели, показали достаточную гибкость и открытость новым веяниям, таким как женщины в капоэйре, но они высказались резко против другого, например, создания «всемирной» ассоциации капоэйры за пределами Бразилии. В отношении самой игры старые мастера считали, что были приобретения (особенно в том, что касалось силы и скорости ударов), но что-то было утрачено (хитрость, ловкость, malícia).

Местре Канжикинья начал заниматься капоэйрой в 1936 году.

«Я стар, но я не стану скрывать правду», – сказал он. «Капоэйра сейчас стала лучше по разным показателям».

Он сказал, что в его время ударами, которых больше всего боялись, были cabeçada (удар головой) и rasteira (подсечка противника захватом за его ногу). «Удары ногами [ meia-lua, armada, queixada и т.п.] были медленными, не очень мощными и не очень опасными, когда наносились в нужный момент, когда лицо противника было наиболее уязвимым. В них не было силы и скорости современных ударов. Сегодня при помощи queixada можно убить».

Канжикинья сказал в заключение, что, если бы был молод, он бы «тренировался с остальными и развивал бы эту часть. Но верно также и то, что современные игроки утратили многое в том, что касается malícia и ‘ visão de jogo ’ [видение игры, способность увидеть и понять, что происходит, и расставить ловушки]».

Местре Жоау Пекену, которому в 1984 году было 66 лет, удивил всех, выйдя играть десять раз за время вечерней roda. Он считает, что капоэйра в Салвадоре, Рио и Сан Пауло находится на одинаковом уровне, но в Рио и Сан Пауло она получила «массовое развитие» (больше игроков, ученики более высокого уровня, но все играют в похожем стиле).

Он думает, что капоэйра приобрела много ударов и «артистичность» (удивляя публику быстрыми и акробатическим движениями). «Но она утратила аспект ‘ brincadeira ” [игра для развлечения] и ‘ fundamento de malícia’ », – сказал Жоау Пекену. «Она также утратила спонтанность. Удары хорошие, но последовательность ударов, один за другим, выглядит как нечто отрепетированное».

Местре Жоау Пекену продолжал: «У капоэйры должны быть три основополагающих вещи: одна для показа на публике (эта «артистичная» составляющая хорошо развита сегодня); вторая необходимая составляющая «внутренняя капоэйра» (нечто, влияющее на душу игрока); и третья составляющая, то, что происходит в некий конкретный момент (импровизация, творчество, спонтанные движения, которые тренировали на занятиях). Капоэйра сегодня утратила многое из двух последних составляющих».

Она также потеряла в том, что касается выносливости, добавил он. «Игры короткие, меньше трех минут, а в мое время игра обычно продолжалась минут пятнадцать. Может быть, это связано с желанием наносить как можно более быстрые удары, но это также является следствием зажатости и неправильной динамики движений во время игры».

Позже я разговаривал с Мастерами Канжекиньей и Жоау Пекену одновременно, они согласились, что «развитие более быстрых и мощных ударов, несомненно, произошло в результате метода обучения, где вы систематически повторяете один и тот же удар десятки раз, когда ученики делают ginga и выполняют удары все вместе, вслед за учителем».

В их время тренировали саму игру, пока два игрока свободно играли друг с другом. Это не приводит к методичному развитию техники каждого удара, но, с другой стороны, развивало саму игру, «видение игры» (способность видеть то, что происходит в каждый конкретный момент и почти всегда понимать, что произойдет вслед за этим) и malícia.

Старые мастера также прокомментировали, что многие игроки, которые пришли сравнительно недавно, используют только четыре – пять ударов и пару движений. «У них нет средств, чтобы свободно двигаться (вместо этого они все используют «клише» для перемещения внутри роды), ни возможностей, чтобы перехитрить противника. Суть их игры в обмене этими несколькими ударами на большой скорости».

Они опять отметили, что различные виды cabeçada (удара головой) когда-то использовались, как стоя, так и в положении близко к земле. Они были невероятно опасные и мощные. Сегодняшние игроки утратили искусство cabeçada, заменяя ее ударами».

Местре Жоау Пекену сказал, что он изменил свой метод обучения. Раньше он «учил учеников по очереди, а остальные наблюдали. Каждый ученик тренировался меньше за занятие, но больше наблюдал». К 1984 году он включил «разминку всех учеников одновременно с использованием движений Капоэйры Ангола». Он изменил тренировку разных ударов так, чтобы ученики выполняли их, выстроившись в линию, и один на один, когда один делает определенный удар, а второй уходит через rolê или какое-нибудь другое движение, возвращаясь в конец строя.

Этот метод был также очень популярен в Рио, когда я начинал в 60-е годы. Мой первый учитель, Местре Леопольдина, использовал его.

Когда я пришел в Сензалу около 1968 года, я попробовал их новый (по тем временам) метод выполнения ginga всем вместе, повторяя движения учителя напротив учеников, и повторяя каждый удар по десять – двадцать раз. Мы также тренировались по парам, повторяя один и тот же удар десятки раз, используя вытянутую руку в качестве ориентира. (Оба эти метода заимствованы из карате, которое было очень популярно в Рио в то время из-за приезда из Японии высоко-техничного черного пояса Шатокан (Сятокан) – сенсея Танака.) Другим видом тренировки были секвенции Бимбы. Постепенно многие преподаватели начали разрабатывать и использовать свои собственные последовательности движений.

Местре Жоау Пекену говорит, что он ищет промежуточный метод между «традиционным» и современным «массовым методом». Он говорит, что удовлетворен результатом.

Затем я разговаривал с Местре Атенилу, единственным из старых мастеров, кто представлял Капоэйру Режионал. Он тренировался с Бимбой в то время, когда Бимба преподавал стиль Ангола – до создания им Режионала.

«В том, что касается ударов, современная капоэйра очень зрелищная», – сказал он, – «но она растеряла арсенал уловок и житейской мудрости». По мнению Атенилу, современный игрок не знает, как расставить ловушку. Атаки и защита сегодня хороши, но потеря cabeçada, техники “ trancar ” («запирать игру противника, не давая ему развивать стратегию движений) и искусство “ amarrar ” («блокировать» движения другого, не оставлять ему места). Важно отметить, что “ amarrar ” и “ trancar ” не означает захвата или столкновения, или попытки задавить противника при помощи грубой силы. Это очень изощренные средства, используемые теми, кто развил “ visão de jogo” (видение игры), а зачастую применение техники требует перемещения в нужное положение, в правильное относительную позицию в определенный момент.

«Rasteira больше не применяется так широко», – заметил Местре Атенилу, – «хотя это очень ценное оружие, особенно, когда вас атакуют в очень ограниченном пространстве, и нет возможности нанести круговой удар, такой как meia-lua-de-compasso или queixada ».

Местре Атенилу сказал в заключение, что много чего не хватает в результате того, что играть стали далеко друг от друга. «Кажется, что игроки боятся друг друга. Вам нужно ‘ unir ’ [«соединиться», приблизиться к своему противнику], играть ближе – dentro внутри или ближе], чтобы не наносить слишком много ударов fora [снаружи]. Которые не достигнут вашего противника из-за того, что вы не находитесь достаточно близко или из-за того, что момент рассчитан неверно». Атенилу сделал вывод, что «наносить удары fora означает, что вашему противнику даже не приходится уклоняться от них и он может нанести еще один удар fora на очень большой скорости». По его мнению, необходимо «играть dentro, чтобы улучшить защиту и ‘ entrar ’ [приближаться], потому что только из união [союза] рождается ‘ malícia do barrulho ’ [хитрость и ловкость беспорядка]», – заключил он, рассмеявшись.

В целом старые мастера прокомментировали и другие моменты, связанные с искажением и несоблюдением ритуалов игры, в том числе:

  • начало игры до того, как поющий закончил петь ladainha (ладаинью, начальную песню);
  • ученики comprar (выкупают) игру, когда играет мастер;
  • игроки comprar (выкупают) игру, не дав развиться предыдущей игре и т.п.

Но они не считали, что это искажало «основы», «делает современную капоэйру не аутентичной».

Искажения были вторичными, по их мнению, легко поправимыми, при том, что мастер станет учить своих учеников вести себя правильно согласно ритуалам. Глядя на происходящее со своей позиции, мастера считали, что «искажения» и «отсутствие корней» является чем-то «внешним». Настоящая угроза искажения относится к «внутренним» факторам, тому, что происходит в головах этих молодых современных мастеров и игроков в обществе, где царят технологии, массовая культура, милитаристские ценности, телевидение, пропаганда, культура потребления и стереотипные, «скармиливаемые вам с ложечки» и посредственные ценности. Действительно, с таким мощным повсеместным влиянием, можно только удивляться, как вообще что-то «традиционное», что-то имеющее корни, может выжить в двадцать первом веке. Заключительное примечание: После 1984 года Местре Канжикинья, Атенилу, Гату Прету, Пауло дос Анжос, Эзикиэл и многие другие дорогие друзья умерли.

Нам не хватает их.

Мы чувствуем их присутствие в каждой roda.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: