Наблюдение и анализ игровой деятельности детей с нарушением интеллекта




Наблюдение и анализ совместной работы воспитателя с другими специалистами

 

Эффективность коррекционно-образовательной работы во многом зависит от распределения учебного материала в течении дня и недели и от преемственности в работе всех специалистов ДОУ. Основным координатором коррекционной работы является педагог дефектолог.

Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.

Задача дефектолога – обучить детей способам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов.

Воспитатели организуют практическую деятельность детей.

Сетка занятий строится на основе учебного плана с учетом возраста, соблюдения санитарных норм, быстрой утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха.

Пример: Если дефектолог проводит занятия с 1 подгруппой по математике, – воспитатель со 2 подгруппой детей – ИЗО. Через перерыв идет смена занятий, т.е. воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Каждое занятие представляет собой комплекс направленный на развитие познавательной деятельности, речи, моторики, предполагает включение различных видов гимнастики.

Некоторые задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями.

В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия. С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на:

- привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

- на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;

- на формирование всех психических процессов;

- на развитие сенсо-моторных навыков;

- на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития.


 

Наблюдение и анализ игровой деятельности детей с нарушением интеллекта

Наблюдение за проведением дидактической игры, подвижной, коммуникативной игры

Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает и своеобразие их игровой деятельности – ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего у дошкольников со сниженным интеллектом отмечается запаздывание появления игровой деятельности, отставание в сроках ее развития. Как известно, игровые действия возникают на основе предметно-практических, и развиваются в следующей последовательности: предметно-игровое действие – процессуальная игра -цепочка действий (то есть игра с элементами сюжета, сюжетно-отобразительная игра) – сюжетно-ролевая игра. Однако недостаточное развитие предметного действия приводит и к несвоевременному появлению игрового. У детей с нарушением интеллекта в возрасте 3-4 лет, когда у их нормально развивающихся сверстников уже начинается сюжетно-ролевая игра, наблюдаются лишь отдельные предметно-игровые действия.

Интерес к игре у этих детей очень слабый, поверхностный и нестойкий. Их интересует, как правило, лишь внешний вид игрушки, а не действия с ней. Отмечается также нензбирательное отношение к игрушкам.

Характер самих игровых действий дошкольников с нарушением интеллекта своеобразен. В возрасте 3-4 лет; как уже отмечалось, у них имеются отдельные предметно-игровые действия с небольшим количеством игрушек, но при этом, как выявлено специальными исследованиями, они перемежаются неадекватными действиями. Процессуальная же игра появляется у необученных дошкольников только к пяти годам. В возрасте после пяти лет у некоторых умственно отсталых детей возникает игра с элементами сюжета. Уровня сюжетно-ролевой игры эти дети без специального обучения не достигают.

Однако даже при условии специального обучения для игры умственно отсталых дошкольников характерны крайняя бедность и стереотипность сюжета, быстрая истощаемость интереса и недолгая продолжительность игры. Длительность игры в целом очень короткая, однако в то же время на одном действии ребенок может застревать слишком долго. Продолжительность контакта с партнером по игре длится, как правило, не более нескольких минут. Дошкольники-олигофрены предпочитают игры индивидуального характера, для них характерно отсутствие коллективной игры в самостоятельной, неорганизованной взрослым деятельности.

Также умственно отсталые дети практически не используют в своей деятельности игровое замещение предметов.

Снижен и эмоциональный компонент игровой деятельности: дети не видят в кукле образ живого ребенка, не проявляют к ней нежных чувств, редко проявляют эмоции сопереживания и в отношениях друг с другом.

Значительную роль в игровой деятельности играет и речь. Для игры умственно отсталых дошкольников характерно слабое участие речи. У младших детей сопровождающая игровые действия речь часто не соотносится с выполняемым в данный момент действием. Также дети мало общаются в процессе коллективной игры. В самостоятельной деятельности у них преобладает агрессивное выяснение отношений, споры за игрушку, жалобы, но не общение по поводу организации игры или от лица персонажей.

Таким образом, уровень развития игровой деятельности у не прошедших специальное обучение умственно отсталых дошкольников не позволяет ей в полной мере выполнять функцию ведущей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: