Особенности продуктивных видов деятельности детей с нарушением интеллекта
В дошкольном возрасте, более чем когда-либо, изобразительная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволила широко использовать ее в диагностических целях, а в дефектологии и в качестве действенного средства коррекции недостатков психики аномального ребенка.
Для того чтобы изобразительная деятельность стала коррекционно-развивающим средством, она должна быть организована с учетом закономерностей ее развития, общих для нормы и патологии, а также с учетом своеобразия психического развития, обусловленного дефектом (в данном случае олигофренией).
Для изобразительной деятельности детей с разными формами интеллектуальных нарушений характерно:
- отсутствие стойкого интереса к результатам;
- слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
- затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
- обилие графических штампов;
- статичность рисунков по форме и содержанию;
- отсутствие преднамеренного вы бора цвета, соответствующего замыслу изображения;
- бедность цветовых решений;
- отсутствие или неразвитость сюжетных построений;
- отсутствие планирующей речи;
- наличие сопровождающей речи примитивно фиксирующего характера.
Следует подчеркнуть, что изобразительная деятельность складывается у умственно отсталых дошкольников лишь непосредствен но перед их переходом в специальную школу.
|
Екжанова Е.А. выделяет уровни сформированности изобразительной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.
Уровень организации процесса изобразительной деятельности может оцениваться следующим образом: принятие или отказ от задания; понимание условий задания; характер рисуночной деятельности; речевое сопровождение; отношение к созданным изображениям; необходимость и достаточность педагоги- ческой помощи; практическое использование графических материалов и средств.
Уровни сформированности графических образов и графических действий в соответствии с закономерностями становления изобразительной деятельности оцениваются как: каракули, головоноги, фрагментарные изображения, недифференцированная схема, переход к дифференцированной схеме, дифференцированная схема.
Уровень отражения социальных представлений графическими средствами оценивается по следующим параметрам: наличие или отсутствие в рисунке субъекта изображения; элементы сходства изображения персонажа и реального субъекта; половая и возрастная идентификация изображения реальному субъекту; отражение динамики и связей между персонажами в сюжетном рисунке; наличие или отсутствие передачи в рисунке эмоционального состояния персонажа.
В соответствии с выделенными Е.А.Екжановой критериями проанализируйте предложенные рисунки детей, какие еще данные вы можете получить об особенностях изобразительной деятельности ребенка с нарушением интеллекта по данным рисунками.
Наблюдение и анализ образовательной деятельности, совместной с детьми деятельности воспитателя и самостоятельной деятельности детей с нарушением интеллекта в первую и вторую половину дня.
|
Основная задача групп для детей с нарушениями интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Особенность реализации коррекционно-педагогической работы также предполагает и специально организованный режим дня, сетку занятий.
В режиме дня определено место специалистам, создана модель целостного коррекционно-педагогического процесса.
Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:
- щадящий охранительный режим;
- увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
- увеличение длительности дневного сна;
- разработка для каждой группы содержания режима дня;
- пересмотр организации физкультурного воспитания детей (игровой характер, включаем больше игр, направленных на формирование психических процессов, самоконтроля).
Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится:
- создание положительного психологического климата;
- организация предметно-развивающей среды в группе в соответсвии с ФГОС ДО;
|
Задание для анализа
Сравните представленные режимы дня группы для детей с нарушением интеллекта 1 года обучения и 2 младшей группы (3-4 года) детей с нормой психического развития (таблица 1,2)
Таблица 1 - Режим дня группы компенсирующей направленности (первый год обучения)
Режимные моменты | Время |
Утренний прием, игры, утренняя гимнастика | 7.00-8.05 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.05 -8.35 |
Игры, подготовка к организованной образовательной деятельности | 8.35 -9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00-9.15; 9.25 – 9.40;9.55-10.10 |
Второй завтрак | 9.20-9.25 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.05-11.45 |
Подготовка к обеду, обед | 11.45-12.20 |
Подготовка ко сну, сон | 12.20-15.00 |
Постепенный подъем, гигиенические процедуры | 15.00-15.35 |
Организованная образовательная деятельность | 15.35-15.50 |
полдник | 15.50 -16.20 |
Игры, индивидуальная работа | 16.20. -16.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой. | 16.50-18.00 |
Таблица 2 - Режим дня 2 младшей группы № 6 общеразвивающей направленности (возраст с 3 до 4 лет)
Режимные моменты | Время |
Утренний приём, игры | 7.00-8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00-8.40 |
Игры, подготовка к занятиям | 8.40-9.00 |
Организационная Образовательная Деятельность (занятия) | 9.00-9.15 9.35-9.50 |
Завтрак 2 | 9.15- 9.25 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 9.50-11.40 |
Подготовка к обеду, обед | 11.40-12.10 |
Подготовка ко сну, сон | 12.10-15.00 |
Постепенный подъём, оздоровительные процедуры | 15.00-15.30 |
Игры, индивидуальная работа | 15.30-15.45 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.45-16.15 |
Чтение художественной литературы | 16.15-16.50 |
Прогулка | 16.50-18.00 |
Игры, уход домой | 18.00-19.00 |
Вопросы для анализа режимных моментов
1. Соблюдение режима, его целесообразность.
2. Продолжительность режимных моментов в группе детей с нарушением интеллектом, чем обосновано удлинение временных промежутков
3. Содержание режимных моментов, вписать.
4. Воспитательно-образовательная работа с детьми во время режимных моментов:
5. Какие режимные моменты являются специфичными для группы детей с нарушением интеллекта, как они объясняются с позиций построения коррекционно-образовательной работы
6. Проанализируйте режим для первой и второй половин дня в соответствии с предложенной таблице, распишите возможные виды деятельности