Наблюдение и анализ организации продуктивных видов деятельности




Особенности продуктивных видов деятельности детей с нарушением интеллекта

В дошкольном возрасте, более чем когда-либо, изобразительная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволила широко использовать ее в диагностических целях, а в дефектологии и в качестве действенного средства коррекции недостатков психики аномального ребенка.

Для того чтобы изобразительная деятельность стала коррекционно-развивающим средством, она должна быть организована с учетом закономерностей ее развития, общих для нормы и патологии, а также с учетом своеобразия психического развития, обусловленного дефектом (в данном случае олигофренией).

Для изобразительной деятельности детей с разными формами интеллектуальных нарушений характерно:

- отсутствие стойкого интереса к результатам;

- слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;

- затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;

- обилие графических штампов;

- статичность рисунков по форме и содержанию;

- отсутствие преднамеренного вы бора цвета, соответствующего замыслу изображения;

- бедность цветовых решений;

- отсутствие или неразвитость сюжетных построений;

- отсутствие планирующей речи;

- наличие сопровождающей речи примитивно фиксирующего характера.

Следует подчеркнуть, что изобразительная деятельность складывается у умственно отсталых дошкольников лишь непосредствен но перед их переходом в специальную школу.

Екжанова Е.А. выделяет уровни сформированности изобразительной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.

Уровень организации процесса изобразительной деятельности может оцениваться следующим образом: принятие или отказ от задания; понимание условий задания; характер рисуночной деятельности; речевое сопровождение; отношение к созданным изображениям; необходимость и достаточность педагоги- ческой помощи; практическое использование графических материалов и средств.

Уровни сформированности графических образов и графических действий в соответствии с закономерностями становления изобразительной деятельности оцениваются как: каракули, головоноги, фрагментарные изображения, недифференцированная схема, переход к дифференцированной схеме, дифференцированная схема.

Уровень отражения социальных представлений графическими средствами оценивается по следующим параметрам: наличие или отсутствие в рисунке субъекта изображения; элементы сходства изображения персонажа и реального субъекта; половая и возрастная идентификация изображения реальному субъекту; отражение динамики и связей между персонажами в сюжетном рисунке; наличие или отсутствие передачи в рисунке эмоционального состояния персонажа.

В соответствии с выделенными Е.А.Екжановой критериями проанализируйте предложенные рисунки детей, какие еще данные вы можете получить об особенностях изобразительной деятельности ребенка с нарушением интеллекта по данным рисунками.

 

Наблюдение и анализ образовательной деятельности, совместной с детьми деятельности воспитателя и самостоятельной деятельности детей с нарушением интеллекта в первую и вторую половину дня.

 

Основная задача групп для детей с нарушениями интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Особенность реализации коррекционно-педагогической работы также предполагает и специально организованный режим дня, сетку занятий.

В режиме дня определено место специалистам, создана модель целостного коррекционно-педагогического процесса.

Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:

- щадящий охранительный режим;

- увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;

- увеличение длительности дневного сна;

- разработка для каждой группы содержания режима дня;

- пересмотр организации физкультурного воспитания детей (игровой характер, включаем больше игр, направленных на формирование психических процессов, самоконтроля).

Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится:

- создание положительного психологического климата;

- организация предметно-развивающей среды в группе в соответсвии с ФГОС ДО;

Задание для анализа

Сравните представленные режимы дня группы для детей с нарушением интеллекта 1 года обучения и 2 младшей группы (3-4 года) детей с нормой психического развития (таблица 1,2)

 

Таблица 1 - Режим дня группы компенсирующей направленности (первый год обучения)

 

Режимные моменты Время
Утренний прием, игры, утренняя гимнастика 7.00-8.05
Подготовка к завтраку, завтрак 8.05 -8.35
Игры, подготовка к организованной образовательной деятельности 8.35 -9.00
Организованная образовательная деятельность 9.00-9.15; 9.25 – 9.40;9.55-10.10
Второй завтрак 9.20-9.25
Подготовка к прогулке, прогулка 10.05-11.45
Подготовка к обеду, обед 11.45-12.20
Подготовка ко сну, сон 12.20-15.00
Постепенный подъем, гигиенические процедуры 15.00-15.35
Организованная образовательная деятельность 15.35-15.50
полдник 15.50 -16.20
Игры, индивидуальная работа 16.20. -16.50
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой. 16.50-18.00

Таблица 2 - Режим дня 2 младшей группы № 6 общеразвивающей направленности (возраст с 3 до 4 лет)

 

Режимные моменты Время
Утренний приём, игры 7.00-8.00
Подготовка к завтраку, завтрак 8.00-8.40
Игры, подготовка к занятиям 8.40-9.00
Организационная Образовательная Деятельность (занятия) 9.00-9.15 9.35-9.50
Завтрак 2 9.15- 9.25
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки 9.50-11.40
Подготовка к обеду, обед 11.40-12.10
Подготовка ко сну, сон 12.10-15.00
Постепенный подъём, оздоровительные процедуры 15.00-15.30
Игры, индивидуальная работа 15.30-15.45
Подготовка к полднику, полдник 15.45-16.15
Чтение художественной литературы 16.15-16.50
Прогулка 16.50-18.00
Игры, уход домой 18.00-19.00

Вопросы для анализа режимных моментов

1. Соблюдение режима, его целесообразность.

2. Продолжительность режимных моментов в группе детей с нарушением интеллектом, чем обосновано удлинение временных промежутков

3. Содержание режимных моментов, вписать.

4. Воспитательно-образовательная работа с детьми во время режимных моментов:

5. Какие режимные моменты являются специфичными для группы детей с нарушением интеллекта, как они объясняются с позиций построения коррекционно-образовательной работы

6. Проанализируйте режим для первой и второй половин дня в соответствии с предложенной таблице, распишите возможные виды деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: