Урок 3. Звездное небо – великая книга природы
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представления о звездах, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для ознакомления с созвездиями как участками звездного неба, определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться находить созвездия на звездной карте и в ночном небе, работать с учебником, организовывать рабочее место. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, карта звездного неба; рисунки и фотографии с изображением созвездий; проверочные тесты по теме «Планеты Солнечной системы» |
Основные понятия | созвездия |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – Сегодня мы продолжим путешествие по Вселенной. А куда мы отправимся, вы скажете сами. Тема урока спрятана в отгадке этой загадки: В черном небе до зари Тускло светят фонари. Фонари-фонарики, Меньше, чем комарики. (Звезды.) – Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звездного неба. На доске тема: «Звездное небо – великая книга природы» | Слушают, прогнозируют содержание урока на основе загадки. демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания. Тестирование по теме «Планеты Солнечной | – Назовите планеты Солнечной системы, опираясь на изготовленную вами дома модель. Предлагает выполнить тест . – Пора отправляться в путь. чтобы звезды приняли нас, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово | выходят к доске, демонстрируя модели Солнечной системы, рас- сказывают о планетах. | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одно- классников, система- | Устные ответы, тест, крос- сворд |
Продолжение табл.
|
|
системы». Разгадывание кроссворда | Выполняют задания теста. Решают крос- сворд | тизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение | ||||
III. Изучение нового материала | Знакомство с картой звездного неба, новыми понятиями | демонстрирует карту звездного неба, фотографии и рисунки. – Посмотрите, какое огромное количество звезд и какие они разные! Когда можно увидеть звезды на Земле? – Что же такое звезды? – А почему звезды светятся? – Звезда – небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка. – Запишите определение, что такое звезда, в тетрадь. – Звезда – это светящийся огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия. Звезды, которые мы видим на ночном небе, – это очень далекие солнца. С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле – посмотрите, какие разные у них размеры и цвета. Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые – горячие (например звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые звезды – самые яркие, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов. Также звезды различаются и по величи- | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетрадях | Фронтальная | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
|
не. Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие – белыми карликами. На карте значками разной величины показаны звезды от ярчайших до менее заметных. Каждая звезда имеет свое название. Самые яркие из них подписаны. Прочитайте названия ярких звезд. – посмотрите на карту звездного неба. Ученые подсчитали, что наша галактика «Млечный путь» состоит из 200 миллионов звезд. Что вы можете сказать о расположении звезд? – Существуют места скопления звезд. Наиболее яркие, заметные на темном небе звезды древние ученые объединили в созвездия. Все звезды, видимые с Земли, входят в 88 таких созвездий. Каждая «звездная фигура» получила свое имя. Созвездия носят имена героев мифов и легенд, сказочных существ | других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |||||||
IV. Практическая деятельность | Работа по учебнику | Читает стихотворение:
(Г. Сапгир.) | Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя. | индивидуальная, фронтальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
Задания из электронного приложения к учебнику | – о каких созвездиях говорится в этом шуточном стихотворении? –На что похожи созвездия Большой и Малой Медведиц? –в каком созвездии находится Полярная звезда? –Сейчас мы познакомимся поближе с некоторыми созвездиями. Прочитаем текст учебника «Сокровища звездного неба» (с. 18–20). После чтения предлагает работу по рисункам в учебнике (с. 18, 19, 20). –Какое созвездие изображено на рисунке (с. 18)? (Полярная звезда.) Как вы узнали? –Какое направление указывает Полярная звезда? – Какое созвездие изображено на рисунке в учебнике (с. 19)? (Сириус.) Как вы узнали? – Какие созвездия изображены на рисунке (с. 20)? (Плеяды, Альдебаран.) Как вы узнали? – Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Читают текст учебника, работают по рисункам в учебнике, отвечают на вопросы учителя Выполняют задания | информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Окончание табл.
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Очередное путешествие подошло к концу. – Над какой темой работали? – Что же такое созвездие? Это одиночная звезда? – Назовите созвездия, о которых вы узнали на уроке. – Прочитайте вывод в учебнике (с. 21). – Что больше всего понравилось на уроке? Почему? – Какие задания вызвали затруднения при их выполнении, как вы думаете, почему? | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 16–21. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» | Задают уточняющие вопросы | индивидуальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Тест «Планеты Солнечной системы»
Подчеркни верный вариант ответа.
1. Планеты Солнечной системы изучают:
а) географы; б) историки; в) астрономы; г) химики.
2. Вокруг Солнца вращаются:
а) спутники; б) планеты; в) кометы; г) звезды.
3. Количество планет Солнечной системы:
а) 9; б) 11; в) 7; г) 10.
4. Найди «лишнее» слово:
а) Марс; б) Юпитер; в) Луна; г) Венера.
5. Самая большая планета Солнечной системы:
а) Плутон; б) Венера; в) Земля; г) Юпитер.
6. Самая маленькая планета Солнечной системы:
а) Плутон; б) Марс; в) Уран; г) Нептун.
7. Какая планета названа в честь римского бога войны?
а) Земля; б) Венера; в) Марс; г) Нептун.
8. Относительно Солнца планеты расположены так:
а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Уран, Сатурн, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Ответы к тесту: 1 – в. 2 – б. 3 – а. 4 – в. 5 – г. 6 – а. 7 – в. 8 – в.
Кроссворд
1. Самая яркая планета Солнечной системы, названа в честь богини красоты. (Венера.)
2. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты. (Космос.)
3. Небесное тело, которое само светится. (Звезда.)
4. Ближайшая к Земле звезда. (Солнце.)
5. Ближайшая к Солнцу планета. (Меркурий.)
6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли. (Луна.)
7. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца. (Планета.)
8. Планета Солнечной системы, вторая по счету (Марс.)
9. Планета, на которой есть жизнь. (Земля.)
Ключевое слово: Вселенная.