Можно выделить три основных вида поиска в компьютерных справочных системах:поиск по реквизитам документов, полнотекстовый поиск,поиск по специализированным классификаторам.1. Это наиболее простой, удобный и очевидный способ поиска. Под поиском по реквизитам понимается поиск по номеру, виду документа, принявшему органу, дате принятия и т.д. Удобство и простота реализации этого вида поиска обычно не вызывают ни у кого особых вопросов. Однако он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизиты конкретного документа.Основная проблема заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется поиск документов без заранее известных точных реквизитов, только на основании общего смысла проблемы.2. Этот вид поиска основан на автоматической обработке текста. При запросе на поиск тех документов, где встречается конкретное слово, автоматически происходит перебор всего массива документов и выбор всех тех документов, где это слово встречается. Существуют быстрые алгоритмы такого поиска, когда при первоначальном вводе каждого документа все встречающиеся в нем слова вносятся в общий словарь, и в дальнейшем при поиске по любому слову из словаря можно мгновенно получить список всех документов, где оно встречается.Более того, на основе полнотекстового поиска могут быть реализованы различные способы формирования поисковых запросов. Основное преимущество полнотекстового поиска состоит в том, что он не зависит от субъективных мнений или ошибок специалистов-разработчиков и всегда по любому слову дает возможность получить полный и абсолютно точный список документов, где встречается искомое слово. Ничего не будет забыто и пропущено. у полнотекстового поиска имеются и свои недостатки. Во-первых, полученный список будет содержать много «шума», то есть те документы, где искомое слово используется не в нужном контексте и т.п. Во-вторых, не будут найдены те документы, где встречаются синонимы данного термина. Так, задав поиск по слову НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ, невозможно автоматически получить те документы, где используется выражение ЛИЦО, НЕ ДОСТИГШЕЕ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ. Эта проблема частично решается усложнением задаваемых поисковых выражений, но все равно трудно во всех случаях добиться такой же точности, как при заранее проделанной «вручную» экспертной обработке.3. Существует достаточно много разновидностей классификаторов.рассмотрим классификаторы, структура которых существенно зависит от опыта и взглядов экспертов — обработчиков информации. Общей чертой всех разновидностей поиска по этим классификаторам является то, что вся информация проходит предварительную обработку и рубрицируется. Это означает, что эксперт ставит в соответствие каждому элементу информационного массива (документу в целом или его части) определенный элемент классификатора, то есть таким образом указывается определенная рубрика. После такой обработки пользователь может выбрать интересующую его рубрику и получить всю подборку документов или их частей, которые были предварительно отобраны экспертом. Чаще всего в основе таких классификаторов лежит предмет правового регулирования, «тема» документа. При этом классификатор представляет собой систему юридических понятий (рубрик, ключевых слов, дескрипторов), отражающих содержание актов, которые составляют информационный массив.В зависимости от расположения рубрик классификаторы можно разделить на иерархические и алфавитные.в иерархических рубрики расположены в иерархическом порядке, от общего к частному. Такое расположение рубрик более традиционно, оно напоминает оглавление книги и понятно абсолютному большинству пользователей. В разных базах данных используются различные классификаторы этой разновидности: Общеправовой классификатор отраслей законодательства (ОКОЗ), его модификации или другие независимые разработки.Классификаторы второй разновидности составлены на основе специальных словарей, состоящих из юридических понятий, расположенных уже в алфавитном порядке. Основной проблемой при использовании для поиска документов специализированных классификаторов является то, что предварительная обработка документов происходит «вручную», то есть рубрицирование документов проводится конкретными специалистами компаний — разработчиков СПС. основное преимущество этого поиска — точное попадание в необходимый документ или даже норму — одновременно является и потенциальным недостатком, так как «точная» ссылка может быть проставлена ошибочно. К тому же чем детальнее проводится рубрицирование, тем больше вероятность ошибок. Дополнительные сервисные возможности Программные технологии высокого уровня, кроме непосредственного поиска документов, обычно включают некоторые очень полезные сервисные инструменты. Отметим ряд возможностей, реализованных в системах КонсультантПлюс. Возможность создавать собственные постоянные подборки документов по какой-либо проблеме (так называемые папки документов). При этом поиск возможен как по всей базе, так и по конкретным папкам. Пользователи, работающие на различных компьютерах, могут обмениваться такими папками. Это позволяет организовать коллективную работу нескольких специалистов над общей проблемой.Возможность ставить закладки в тексте, что удобно при работе с большими документами.Наличие гипертекстовых связей между документами, позволяющих нажатием одной клавиши переходить из одного документа в другой. Экспорт документов в текстовый редактор Microsoft Word с уникальной возможностью конвертации текстовых таблиц в «раздвижные» таблицы редактора, готовые к заполнению.
9. Технологии передачи информации. Достоинства и недостатки различных подходов. Перспективы использования Интернет. Можно выделить два основных этапа, или технологические процедуры, в процессе обновления информационных правовых баз, которые в том или ином виде присутствуют во всех технологиях, представленных на рынке СПС. Первый этап — актуализация эталонного банка правовой информации у компании-производителя. Второй этап — передача новой информации потребителю.процесс актуализации информационной базы (.то есть включения в базу новой информации) очень сложен в том случае, если вновь включаемая информация полноценно интегрируется в существующий банк (взаимными ссылками и т.п.). В технологии КонсультантПлюс это делается ежедневно, просто и эффективно, а сам процесс занимает считанные минуты, и не требуется никаких дополнительных трудоемких операций с базой. В ряде технологий других производителей это делается либо раз в неделю, либо раз в месяц. На втором этапе после загрузки свежей информации в эталонную базу производителя необходимо организовать доступ пользователя к этой свежей информации.В настоящее время используются два основных способа (технологии) доступа к правовым базам. Первый способ — удаленный доступ. В этом случае эталонная база имеется полностью только на сервере компании-разработчика. На компьютере пользователя копия базы (системы) отсутствует, и для получения доступа к любому документу необходимо использовать телекоммуникации. Данный вид доступа и сейчас более удобен при работе с очень большими, гигантскими базами, которые не помещаются ни на жесткие диски («винчестеры») пользовательских ПК, ни на разумное количество оптических дисков (CD-ROM). Но он неудобен, когда пользователю для работы требуется получать документы из информационной базы постоянно и помногу, и особенно если нужно многократно повторно просматривать одни и те же документы. В этом случае всю информационную базу лучше иметь на своем персональном компьютере. Кроме того, при работе с базой тогда будет использоваться специализированная поисковая система, ориентированная именно на данную предметную область, в нашем случае — на правовую информацию. При удаленном же доступе поисковые и аналитические возможности работы с базой будут значительно беднее в силу универсальности телекоммуникационных пакетов и специфики работы с удаленными информационными ресурсами.При втором способе вся информационная база со специальной поисковой оболочкой, то есть полноценная СПС, устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация целиком загружается в эту базу.В последнее время наибольшую популярность приобретает работа с информацией через Интернет. Работа в сети Интернет это, по сути, тоже использование удобной технологии удаленного доступа. Причина ее популярности в очень простом и удобном графическом интерфейсе, позволяющем в едином стандарте работать с любой информацией.Правовые базы также могут быть доступны через сеть Интернет. в сети Интернет можно найти несколько серверов государственных органов с правовой информацией в открытом доступе. Доступ к правовым базам через Интернет имеет те же достоинства и недостатки, что и любой другой вид удаленного доступа. С одной стороны, использование Интернет позволяет очень оперативно получать свежую информацию непосредственно из ИБ разработчика. С другой стороны, обстоятельная исследовательская работа с многократными повторными обращениями к одним и тем же документам, во-первых, может быть неэффективна из-за серьезной зависимости от работы телекоммуникационных сетей и, во-вторых, пользователь лишается ряда дополнительных сервисных возможностей, которые могут быть реализованы только при работе со специализированной программной оболочкой, установленной на своем компьютере или локальной сети.Для профессиональной работы с российскими правовыми базами более удобен второй вид доступа, то есть установка всей базы данных со специальной поисковой оболочкой на компьютер пользователя (или на его локальную сеть). эти базы хоть и достаточно объемны (в среднем сотни тысяч страниц, или, что то же самое, сотни мегабайт информации), но вполне помещаются на жесткий диск обычного ПК. Специфика работы с правовой информацией такова, что пользователю приходится часами исследовать отдельные проблемы, просматривая десятки документов и возвращаясь по нескольку раз к одним и тем же фрагментам. Естественно, это лучше делать, если вся информация находится на ПК пользователя, а не на удаленном сервере. для большинства пользователей, особенно в регионах, удобнее один раз получать всю информацию на свой компьютер и хранить ее в удобной поисковой оболочке, чем тратить часы на получение одного и того же документа по телекоммуникационной сети. Единственная проблема в случае, когда весь банк данных располагается на компьютере пользователя, заключается в регулярной и оперативной актуализации банка данных. Если эта проблема эффективно решается сервисными службами, то иметь всю информацию на собственном ПК безусловно более удобно.Рассматриваемый второй вид доступа к информации получил существенное распространение в последние пять-семь лет по объективным причинам. Если раньше, когда персональные компьютеры были очень маломощны, а их накопители информации имели крайне ограниченную емкость, удаленный доступ очень активно развивался, то в последние годы стала заметна тенденция стремительного развития ПК и устройств хранения информации: жестких дисков, CD-ROM и ряда других. При этом такие устройства также стремительно дешевеют, что делает их доступными для обычного пользователя. Поэтому все больше и больше информационных баз распространяется путем их полной передачи потребителю.
10. Понятие компьютерного тестирования. Компьютеры в обучении - вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Отметим лишь, что различные варианты АОС (автоматизированных обучающих систем) вобрали в себя лучшие достижения компьютерных технологий и стали широко популярными не только в учебных заведениях, но и при подготовке персонала в промышленности, различных социальных сферах, военном деле и т.д.
Обучение - многогранный процесс, и контроль знаний - лишь одна из его сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль. В ряде стран тестирование потеснило традиционные формы контроля - устные и письменные экзамены и собеседования.для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.Существует специальная теория тестирования, оперирующая понятиями надежность, валидность, матрица покрытия и т.д., не специфических именно для компьютерных тестов. Здесь мы не будем в нее углубляться, сосредоточившись в основном на технологических аспектах.Широкое распространение в настоящее время получают инструментальные авторские системы по созданию педагогических средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных тестов. Особую актуальность для преподавателей школ и вузов приобретают программы для создания компьютерных тестов -тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество и программисты-разработчики готовы строить новые варианты так называемых авторских систем. Однако широкое распространение этих программных средств сдерживается отсутствием простых и нетрудоемких методик составления тестовых заданий, с помощью которых можно "начинять" оболочки. В настоящем разделе представлены некоторые подходы к разработке компьютерных тестов.
11. Основные требования к тестовым заданиям. В тестовые задания рекомендуется включать только наиболее важные, ключевые элементы знания. Элементы содержания должны быть не только значимыми, но и достаточными для контроля. Но репрезентативность теста не предполагает обязательного включения в него всех значимых элементов содержания, так как многие из них могут быть связаны между собой в общей структуре знаний, включены один в другой, иерархически подчинены. С целью диагностики как можно большего количества видов знаний рекомендуется использовать разнообразные формы тестовых заданий.Тестовые задания должны отвечать следующим требованиям: иметь логическую форму высказывания; быть краткими, доступными;обеспечивать максимальный охват изученной информации при минимальной продолжительности контроля;быть по возможности вариативными: в случае необходимости повторной выдачи задания, оно должно быть сформировано с другими данными;содержать межпредметные связи, быть акцентированными на практическое применение; инструкция должна быть адекватна форме и содержанию задания;иметь унифицированную форму представления на экране;иметь одинаковые правила оценки ответов;минимизировать затраты времени на проверку результатов контроля.В общем виде тестовое задание должно состоять из четырех частей: инструкции, текста задания, вариантов ответа и правильного ответа. Инструкция содержит указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание. Как правило, дается одна инструкция для группы однотипных заданий. Для проверки того, как испытуемые поняли инструкцию, ее следует снабжать одним или несколькими примерами. Правильный ответ – обязательный атрибут тестового задания. Основное требование к тестовым заданиям, предполагающим автоматизированную проверку – иметь однозначный правильный ответ.
12. Основные профессиональные прикладные программы. 1)Справочные правовые системы(СПС), так же как и информационно-правовые системы, представляют собой информационные базы данных и программы для управления базами данных. Принципиальным отличием этих систем является то, что их базы данных содержат большие объемы текстовой информации правового назначения: нормативно-правовые акты, официальные документы, комментарии к законодательству, обобщение практики и советы, научные статьи по юридической тематике.СПС специально предназначенны для юристов. содержат нормативные акты; различные базы данных специального назначения (для автоинспекции, для уголовного розыска и пр.); Таких систем уже довольно много: «Гарант», «Юрисконсульт», «Юсис», «Кодекс», «КонсультантПлюс», база данных ИНИОН (AISON). По своим функциям и структуре эти системы имеют много схожих черт:— все они содержат довольно полно представленный банк данных по всем разделам законодательства РФ; — являются открытыми и постоянно пополняются новыми документами;— базы данных пользователя обновляются с удобной для пользователя периодичностью, так как кроме привычных форм передачи информации (почта, курьер) сейчас многим доступны электронная почта и выход в Ин-тернет;— как правило, все системы работают под управлением как MS-DOS, так и WINDOWS и хорошо документированы;— каждая из систем позволяет осуществлять поиск документов разными методами, используя карточку реквизитов и словари по каждому реквизиту;— в каждой системе предусмотрен набор операций для работы с отдельным документом и с текстом документа: просмотр документа строчка за строчкой от начала до конца; просмотр по разделам, главам и статьям;просмотр фрагментов, содержащих поисковый контекст;— все системы позволяют извлекать фрагменты текста и перемещать их в редактор, работать с каждым документом не только в режиме просмотра, но и в режиме редактора;— существует возможность перехода от документа к документу по ссылкам (гипертекстам);— для путешествия по документам помимо ссылок предусмотрена еще и система закладок;— информационные банки хорошо структурированы по тематическим разделам, и такой подход позволяет пользователю приобретать только разделы, необходимые для дела. ГАРАНТ включает девять универсальных и специализированных баз данных, Шестиязычный толковый словарь бизнеса и права», а также шестнадцать баз данных, посвященных законодательству субъектов федерации. СПС «Гарант» имеет мощную сегь распространения не только в России, но и за рубежом. Юрисконсульт» располагает мощным нестандартным средством поиска, позволяющим сформировать запрос к базе данных на основе нескольких ключевых слов, выбранных из словаря. Этот словарь формируется при подготовке базы данных и содержит практически все термины, существующие в нормативных актах, в том числе географические названия и аббревиатуры. При загрузке в базу данных все документы проходят предварительную лингвистическую обработку. «КонсультантПлюс» содержит две группы разработок. Это системы по законодательству и системы поддержки принятия решений. Все они разработаны на основе единой программной оболочки. Баз данных по законодательству несколько. Это удобно в том смысле, что пользователь может выбрать необходимое: от основ законодательства до полного информационного банка законодательства РФ. Системы поддержки принятия решений ориентированы на конкретных специалистов. База данных ИНИОН (AISON — Automated Information System on Social Sciences) — полнотекстовая информационная система по общественным наукам. В нее входят 14 баз данных по различным направлениям, в том числе по тематике «Государство и право». Информация содержится в базе в виде журнальных статей и тезисов, а также книг, монографий, сборников статей. 2) Консультационные или экспертные системы предназначены для углубленного исследования (экспертизы) конкретного объекта, ситуации, явления. Проектирование такого рода систем, как правило, основано на математическом моделировании с привлечением большого объема знаний в разных областях науки и практики (базы знаний) и предполагает участие специалистов в разных областях, а не только в юриспруденции. Если судить по публикациям, то на этом направлении достигнуты определенные успехи в судебно-экспертной деятельности Изучение этих систем выходит за пределы представлений и навыков начинающего пользователя. 3) Компьютерные деловые игры моделируют альтернативное поведение в определенной профессиональной деятельности и предполагают активное включение личности в процесс игры. Юридические задачи как никакие другие подходят для создания деловых игр тем, что в силу объективных и субъективных причин решение их почти всегда неоднозначно, больше того, часто рождается в результате спора разных сторон. Умело построенная компьютерная деловая игра является прекрасным обучающим средством и тренажером для начинающих юристов, в первую очередь для студентов, и приводит к усвоению материала намного быстрее, чем штудирование сотен страниц текста за письменным столом. Но для того, чтобы любой студент юридического факультета мог в режиме диалога (интерактивном) участвовать в деловой игре, да еще получать дельные замечания и подсказки, обучающие по ходу игры, как и при проектировании экспертных систем, должны были как следует потрудиться опытные юристы, программисты, системщики.
13. Охарактеризуйте содержание понятия "информационные системы". Информационной системой наз совокупность взаимосвязанных средств, которые осуществляют хранение и обработку инфо, также называют информационно-вычислительными системами. В информационную систему данные поступают от источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю. Термин информационнаясистема (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле.В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.Также в достаточно широком смысле трактует понятие информационной системы Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств»Одно из наиболее широких определений ИС дал М.Р. Когаловский: «информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».В узком смысле информационной системой наз только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных и специализированные прикладные программы. ИС в узком смысле рассм как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. В идеале в рамках предприятия должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создание такой всеобъемлющей ИС слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных ИС, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хоз деят.Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач — вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.
14. Автоматизированные информационные системы. К объектам в области создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологи, средства их обеспечения. Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий – программные, технические, правовые, организационные средства, используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации.К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида. В первую очередь это Интернет, а также автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т. п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий. Основные технические средства – средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника,средства связи и телекоммуникаций. Программные средства – операционные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, др программные средства. Лингвистические средства – словари, классификаторы, др средства, организационно-правовые средства –НПА,нормативно-технические документы, положения, уставы, должностные инструкции.Субъектов в области информационных технологий и средств их обеспечения можно разделить на две группы: субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, и субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты.В качестве субъектов, организующих и выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и разработчики. Это – органы государственной власти, юридические и физические лица – организации и предприятия, специалисты. Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются органы государственной власти, их подразделения, юридические и физические лица.Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической части информационной инфраструктуры современного информационного общества.
15. Приведите основные классификации автоматизированных информационных систем.
1. По сфере функционирования объекта управления делятся на АИС в промышленности; сельского хозяйства; транспорта; связи.
2. По виду процесса управления делятся на:
1) АИС управления технологическими процессами, представляющие собой человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
2) АИС управления организационно-технологическими процессами, представляющие собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.
3) АИС организационного управления, объектом которых служат производственно-хозяйственные, социально-экономические, функциональные процессы, которые реализуются на всех уровнях управления, в частности банковские АИС, АИС фондового рынка, финансовые АИС, налоговые, таможенные, статистические и АИС промышленных предприятий.
4) АИС научных исследований. Обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, а технической базой - вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования.
5) Обучающие АИС, используются при подготовке специалистов в системе образования, а также при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
3. По уровню в системе государственного управления выделяют:
1) отраслевые АИС, которые функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Они решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.
2) территориальные АИС. Предназначены для управления административно-территориальными районами. Их деятельность направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности и выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.
3) межотраслевые АИС. Являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой. Они обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.