Прикладное искусство эпохи палеолита. (Островская Мария)




можно отнести к прикладному искусству. Появляются оббитые с одной или двух сторон галечные орудия — чопперы и чоппи. В искусстве позднего палеолита проявилось богатство духовного мира древних охотников и собирателей. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра): монументальное — пещерная живопись и рельефы; искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками); прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и многое другое.

В этом билете мы раскроем данную тему только с рассмотрения прикладного искусства эпохи палеолита. Зарождение и расцвет верхнепалеолитического искусства свидетельствует о формирования человеческой деятельности, направленной на создание первой модели мира.

Предметы искусства малых форм - статуэтки людей и животных и пластинки с их гравированными изображениями - распространены очень широко. В Центральной и Восточной Европе и Северной Азии таких находок гораздо больше, чем в Западной Европе. Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью. Статуэтки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва и других животных, возможно, предназначались для использования в магических обрядах и могли храниться в особых местах.

Мелкая пластика верхнего палеолита: 1, 2, 7, 9 - «палеолитические Венеры» (Авдеево, Гагарине, Костёнки, Буреть); 3 - мамонт (Авдее-во); 4 - навершие в виде головы «кошачьего хищника» (Авдеево); 5 - бизон (Зарайская стоянка), 6 - водоплавающая птица (Мальта), 8 - голова львицы (Костёнки).

Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер». Женские изображения могли служить талисманами, оберегами и использоваться для совершения различных магических обрядов. Для изготовления предметов мелкой пластики применялся главным образом бивень мамонта, кость, янтарь, а также мягкий камень — мергель.

Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур до сложного, искусно выполненного орнамента.

Орнамент верхнего палеолита: 1 - браслет (Мезин); 2, 6 - изображение птицы (Мезин)’, 3 - орнаментированная лопатка мамонта (Мезин); 4 - пластина из бивня мамонта, орнаментированная с двух сторон (Мальта); 5 - череп мамонта, орнаментированный красной охрой (Межирини); 7, 8 - фрагменты диадем с орнаментом (Авдево).

Часто на орнаментированных предметах или бивнях с насечками выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах — наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Наличие орнамента, построенного таким образом, позволило ученым выдвинуть гипотезу о происхождении счета и лунного календаря в эпоху палеолита.

Так же в данном билете нужно затронуть тему орудий, которые люди регулярно использовали в быту. Создание орудий тоже нги.

1 - техника обработки камня; 2 - древнейшие орудия труда из гальки.

Характеризуя этот древнейший период, необходимо отметить основное явление — специально сделанные каменные орудия труда. Наряду с сохранившимися каменными орудиями труда, вероятно, широко использовались различные палки. К числу своего рода базовых элементов человеческой культуры, кроме орудий, относится создание протожилищ (укрытий), поселений для общины, мест обработки камня (мастерских), концентрация добычи на местах стоянок. Все это зафиксировано памятниками олдувайского периода.

Особенно в этом плане выделяется мустьерская эпоха. Уже в мустьерскую эпоху появляются каменные изделия, которые являются характерными для позднего палеолита. Это удлиненные пластины, скребла, резцы, проколки. Основным занятием человека была охота, а основным орудием охоты — копье и дротик с каменным наконечником.

В завершении хочется также упомянуть про украшения данного периода. Ношение людьми украшений в палеолите вполне подтверждается наскальной живописью и человеческими останками того периода.

Останки мальчика и погребённое с ним украшение. Мальта. Возраст - 19-23 тыс. лет.

Украшение мальчика. Мальта. Возраст - 19-23 тыс. лет.

 

 

В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра): монументальное — пещерная живопись и рельефы; искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками); прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и многое другое.

 

Интересно, что, как давно было замечено многими археологами, ашельские рубила часто имеют гораздо более совершенную форму, чем это необходимо для выполнении их физических функций. В связи с этим даже высказывались предположения, что «симметрия и совершенство отделки некоторых из ранних ашельских рубил, выходящие, безусловно, за рамки основных утилитарных нужд, могут отражать первое проявление эстетического восприятия формы». Конечно, это нельзя отнести к прикладному искусству, но мы понимаем, что уже тогда человеку было не все равно как выглядит предмет его быта.

К прикладному искусству верхнего палеолита можно относить одежду(о ней мало что известно), украшения, музыкальные инструменты.(не знаю можно ли относить такие предметы быта, как посуда, ложки и тд, если да, то были найдены ложки- культура эртебелле, Дания. Известно, что уже 25 тыс л.н. уже существовали плетеные изделия, это могли быть корзин, подстилки, веревки, элементы, одежды и др. Посуду делали из дерева, а не из глины - поэтому она и не сохранилась. Глину использовали для создания мелких статуэток, обмазки очагов)

 

УКРАШЕНИЯ

Определенная часть памятников искусства ма­лых форм служила украшениями или имела культовую функцию. Палеолитические охотники носили эти предметы на голом теле или украшали ими одежду (напр.погребение в Сунгире, где было найдено погребение двух детей, скелеты сопровождались тысячами бусин, предполагается, что они были нашиты на одежду погребенных, о чем свидетельствовало их расположение на костяках)

 

(рис. 666—667).

 

 

Чаще всего это были всевозможные брелоки, шпиль­ки, ожерелья, браслеты, диадемы, наколки и т. п.

 

Просверленные и украшенные узорами оленьи клыки; Сен-Жермен Ла Ривьер близ Ли- бурн, Франция.

 

рис.670Просверленные зубы различных живот­ных, которые носились на шее как ожерелье; Павлов, Долни Вестонице, Моравия.

 

В большинстве своем это были мелкие предметы, снабженные отверстием или надрезом так, чтобы их можно было подвесить или пришить к одежде. Открытие погребений позволило нам получить представление о способе их ношения на теле или на одежде. Украшения из ракушек встречаются чаще всего рядом с черепа­ ми (несомненно, они служили головным убором или вплетались в волосы), вокруг шеи и на груди, вокруг пояса, на локтях, на запястьях, на колене или на щиколотке. Кроме всевозможных раку­шек с проделанными в них отверстиями, для этой цели применялись и просверленные оленьи клы­ки. На шее палеолитические люди нередко носи­ли нитки из просверленных медвежьих или пес­цовых зубов (рис. 670), иногда украшенных несложным орнаментом или нарезками. Реже в качестве подвесок носились также галька, всевозможные мелкие фигурки из кости или бивня мамонта, в исключительных случаях даже просверленные человеческие зубы

 

672 Ожерелье из раковин улиток третичного периода; Павлов, Долни Вестонице, Моравия.

 

Особую группу украшений образуют кружки правильной формы с проделанным в цен­тре отверстием. Они бывают из различного материала, чаще всего из кости; как правило, они покрыты простейшим орнаментом реже выгравированными на них жи­вотными и человеческими фигурками.

 

680 Костяная подвеска в форме совы; Павлов, Павлов, Моравия.

Из Цен­тральной и Восточной Европы (Павлов, Пржедмости, Долни Вестонице, Мезин) известны тонкие работы, с богатым геометрическим узором диадемы, ожерелья (рис. 678—679) и браслеты, изготовленные преимущественно из бивня мамонта, а также крупные перстни, кольца, подвес­ки и кружки из слоновьей кости, но без орнамен­та (рис. 680—681, 683—685). Оригинальная коль­цевидная подвеска происходит из пещеры Пэр- нон-Пэр (рис. 682). Все эти находки, из которых многие служили амулетами, свидетельствуют о том, что палеолитические охотники богато украшали свое тело и одежду. Это неоспоримо доказывает их высокую культуру и развитый эстетический вкус.

 

678 Обломок плоской орнаментированной диа­ демы, вырезанной из мамонтовой кости; Павлов, Павлов, Моравия.

 

 

682 Колечко с каплевидной подвеской, носив­ шееся как подвеска; пещера Пэр-нон-Пэр, Франция.

 

Мезинский орнамент композиционно организован по заранее предопределенным числовым символам, связанным, как считает Б. А. Фролов, с лунно-солнечными календарными рит­мами. «Шумящий» браслет из Мезина (ил. 34) составлен из пяти прилегающих друг к другу пластин, в основе орнаментации ко­торых лежит повторение групп одинаковых коротких параллель­ных прямых линий, идущих под углом к краю пластины. Группы из 14 линий соответствуют половине лунного месяца — то есть нарастанию диска Луны до полнолуния или убыванию его до но­волуния. В соответствии с этим ритмом по каждому краю плас­ тины «записаны» по два лунных месяца, и, следовательно, на пяти пластинах отмечено удвоенное число суток в 10 месяцах, или число дней и ночей в 10 месяцах: 10 лунных месяцев длится цикл беременности, отсюда специфическая «женская» принадлежность и семантика браслета. Орнамент на «сплошном» брас­лете (пл. 35) построен из 564 линии, что также соответствует удво­енному числу дней в 10 лунных месяцах. Это совпадение исклю­чает случайность в построении рассматриваемых композиций, созданных но определенной системе, отражающей космогонические представления, сформировавшиеся в ледяную эпоху


 

 

В этот комплекс входили лопатка (ил. 39), фраг­мент бедренной кости, фрагмент тазовой кости, две челюсти, лобная кость и концевая часть бивня мамонта. Все кости укра­шены геометрическими узорами, нанесенными охрой. На бивне мамонта круговой нысмкой был вы­лечен верхний конец (головка), позво­ливший И. Г. Шовкоплясу увидеть в нем Антропоморфную фигуру, воткнутую острым концом в пол жилища. Дальнейшие исследования показали, что это не фигурки человека, а фалломорфная «музыкальная» колотушка. Рядом с «музыкальными» костями находился молоток из рога северного оленя — также ударный инструмент для воспроизведения рит­мических звуков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: