Основные технологические операции по обработке металла




Введение

…Ведь просто идет дождь. Посланник земли на небо вновь возвращается домой. А человек стоит под дождем. И радостно смеется, подняв руки к радуге. Радуге звонкой надежды, когда в человеке всегда просыпается ребенок. Он, кажется, держится за струи дождя и стремиться дотянуться до неба. Человек растёт наслаждаясь дивной мелодией небесной росы.

Вы слышите Инву утчан гур?

Вы - растете! Ведь это вечная мелодия человека, растущего под благодатным солнечным дождем.

В. Владыкин

История развития художественной обработки металла в России

 

Художественной обработке металла принадлежит исключительное место в истории декоративного искусства. Народные умельцы, используя различные металлы, эмали, самоцветы, применяя многие способы об­работки, сумели создать совершенные по красоте произведения. Металл обладает удивительными свойствами. Его можно плавить, лить, штамповать, волочить, скручивать, гравировать, чернить, делать на нем эмале­вые покрытия и придавать различные оттенки. Поэтому металл издавна привлекал человека своими возможностями. Для изучения рус­ского искусства большое значение имеет творчество тех народов, которые жили рядом с нашими предками, с которыми существовал обмен мате­риальными и духовными ценностями.

В первом тысячелетии до нашей эры обширные территории от пред­горий Алтая и до берегов Черного моря населял народ, который древние греки называли скифами. При раскопках греческих колоний и скифских курганов найдены художественные ценности и одно из самых драгоцен­ных сокровищ — «Скифское золото». Среди них найдены замечательные произведения ювелирного искусства: золотые серьги (подвески), золотой гребень, чеканные сосуды, богато украшенные золотые ножны мечей, роскошные украшения скифских царей и знатных людей того времени и другие драгоценные вещи.

Племена, населявшие наши земли, — сарматы и затем анты и сла­вяне — до сложения у них государства в своем искусстве многое заим­ствовали у скифов, но создали яркое самобытное искусство. Многочис­ленные раскопки на территории СССР, в курганах Куль-Оба, близ Киро­вограда, в Келермесе на Кубани, в селе Мартыновка к югу от Киева, в Старой Ладоге и других местах, где были найдены образцы произве­дений декоративного искусства из металла, раскрывают нам предысто­рию древнерусского искусства.

В X — XII веках художественная обработ­ка металла получила всестороннее и повсе­местное развитие не только в городах, но и в селах. Повсюду кузнецы были первыми юве­лирами, ковавшими и отливавшими различ­ные предметы украшения. В кузнечном про­изводстве применяли холодную и горячую ковку, литье. Оружие украшали инкрустацией из серебра и золота. Из меди делали украше­ния, подвески к ожерельям и одежде. Из лис­тового металла для многих изделий применя­ли тиснение и чеканку.

Особенно велики были успехи киевских мастеров - эмальеров. Эмаль применяли в украшении самых разнообразных предметов из золота, се­ребра, бронзы и меди, чаще всего эмаль использовали в сочетании со сканью, чеканкой и гравировкой. Русская эмаль этого времени известна в двух ее видах — выемчатая и перегородчатая, одноцветная и многоцветная. Тонкие золо­тые перегородочки по задуманному рисунку припаивали к золотой пла­стинке, а промежутки заполняли цветной эмалью. Великолепно выполненные роскошные диадемы найде­ны в Киеве и Рязани; они восхищают своей прекрасной техникой исполнения и чистотой тонов эмали и по праву считаются вершиной юве­лирного искусства.

Не меньшее мастерство и тонкость художественного вкуса проявили киевские мастера черни. Чернью долгое время заполняли фон изображе­ний, на котором четко выделялись светлые контурные рисунки, выпол­ненные резцом. Несколько позже появляются черневые изображения на светлом золотом или серебряном фоне. Технику черни применяли при украшении различных ювелирных вещей. Чернь использовали и в сочета­нии с другими видами художественной отделки. Так, в Чернигове в курга­не «Черная могила» были найдены два турьих рога, оправленных в се­ребро. Местные мастера наравне с чернью применяли чеканку контурным приемом по тонкому листовому серебру и золоченый фон, обработанный мелкими рельефными шариками.

В Киевской Руси были распространены металлические изделия с украшениями из филиграни (скани) и зерни. Декоративные ажурные детали изготовляли из золотой, серебряной или медной проволоки, мель­чайших зерен, колец и посредством пайки соединяли между собой и основой изделия. Высокое мастерство и знание технологии позволяли мастерам тонкие и сложные узоры деталей и отдельные части предметов соединять почти невидимым припоем. Искусство Киевской Руси знаменует блистательный расцвет русского худо­жественного творчества.

Татарское иго принесло страшное и дли­тельное разорение основным культурным центрам страны. Однако художественная дея­тельность многих городов не была полностью нарушена. В таких городах, как Новгород, Псков, Смоленск, Галич сохранились памят­ники культуры прошлых веков и продолжали развиваться замечательные традиции древне­русского ювелирного искусства.

В XIV — XV веках началось возрождение многих видов художественной обработки ме­талла. Одним из первых возродилось искус­ство скани; оно не требовало сложного обору­дования и поэтому получило широкое рас­пространение во многих городах России. На­ряду с чисто сканными изделиями встречают­ся предметы, где сканный узор местами рас­цвечен мастикой, окрашенной в разные цвета. Особое развитие декоративное творчество получает в Москве: здесь организуются ху­дожественные мастерские, в которых помимо ювелирных украшений со сканным орнамен­том изготовляют парадное оружие, посуду, кубки, церковную утварь. Для производства изделий из драгоценных металлов привле­кают лучших русских мастеров и приглашают художников и ремесленников из других стран. Наиболее выдающимися русскими ма­стерами середины XV века были два замеча­тельных сканщика — Иван Фомин и инок Амвросий.

В XVI веке ювелирное дело вновь стало занимать одно из ведущих мест. Новый подъем в развитии художественного творчества и мастер­ства не был случайным; XV — XVI века — это пора дальнейшего объеди­нения и укрепления русских земель. По мере роста могущества русского государства и расширения международных связей росла потребность в произведениях прикладного искусства.

Для создания высокохудожественных образцов нужны были мастера ювелирного дела. Учрежденная в начале XVI века при Московском Крем­ле Оружейная палата в середине столетия значительно расширяется. Кроме оружейной, открывают самостоятельные мастерские — палаты, в том числе Кузнечную, Золотую и Серебряную, где работало много ис­кусных мастеров.

Москва становится крупнейшим центром художественной обработки драгоценных металлов. В мастерских Московского Кремля мастерами зо­лотого и серебряного дела созданы разнообразные изделия, предназна­ченные как для царского и патриаршего дворов, так и на продажу.

В это время широкое распространение получают чеканка и тиснение. Чеканные работы отличаются сдержанной простотой форм и выразитель­ной обработкой каждой детали. Растительные узоры — вьющиеся стеб­ли, травки, изящные по форме листочки и цветы образуют спокойный и плавный ритмический строй, придавая всей орнаментальной композиции уравновешенность и декоративную цельность.

Особой тонкостью отличаются изделия с чернью глубокого цвета. На золотых предметах (чашах, блюдах, кубках, стаканах), украшенных чер-невыми рисунками, очень красиво сочетается тонкий черный графичес­кий узор с золотой поверхностью фона; они являются замечательными образцами графики XVIвека. Русские мастера-эмальеры осваивают но­вые способы наводки эмали по скани и по чеканному рельефу и успешно применяют при украшении изделий.

В XVII веке, помимо Москвы, такие города как Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск - становятся значи­тельными центрами художественной культуры. Каждый из этих местных центров имел свои особенности и традиции.

Значительное развитие получают гравирование и чернь. В собрании Государственного Исторического музея хранятся работы русских масте­ров-серебряников со сложными сюжетными рисунками, выполненными в технике гравюры. Появились новые декоративные приемы в характере черневых рисунков. Вместо тонких и чистых графических линий, услов­ных плоскостных фигур на золотом фоне предметов появляются крупные резные цветы, плоды, травы, птицы, животные. Они подчеркнуты грави­рованной линией и обработаны мельчайшими бархатистыми штрихами. Наряду с техникой наводки эмали по чеканному и гравированному метал­лу в Москве в это время создают изделия со сканной цветной эмалью.

В XVII веке в Сольвычегодске изготовляли простой формы чаши, стопы, блюда и украшали их по светлому фону мотивами растительного орнамента желто-оранжевых, красных, зеленых и синих цветов. На изделиях сольвычегодских мастеров также можно встретить портре­ты и сюжетные изображения, заимствованные из рисунков книг и гра­вюр того времени.

Развитие нового художественного направления в творчестве русских эмальеров завершилось появлением на рубеже XVII и XVIII столетий ми­ниатюры на эмали, которая вскоре стала наиболее популярной разновид­ностью этого искусства.

В конце XVII и начале XVIII веков наблюдается бурное развитие ме­таллургической и металлообрабатывающей промышленности.

В современных промыслах, связанных с художественной обработкой металла, бережно сохраняются и совершенствуются традиционные фор­мы и приемы, относящиеся к далекому прошлому народной культуры, отличающиеся яркой национальной самобытностью. Национальные особенности художественного творчества в области обработки металлов появились еще задолго до образования русского государства[18, 5-18].

 

Художественная обработка металла в Удмуртии

 

При знакомстве с коллекциями древних памятников беглый взгляд даже непосвященного человека в первую очередь выхватывает ювелирные изделия, характеризующие не только эстетические вкусы и идеалы древних, но и являющиеся средством выражения их мировоззренческих и мифологических представлений. Ошеломляющее ощущение вечности, громадности и непостижимой таинственности Космоса порождало в наших предках постоянное желание быть под сенью его защиты. А это, по их верованию, могло быть достигнуто только тогда, когда человек обладал вещами, олицетворяющими собой символы мироздания. В результате у древнего населения развилось своеобразное искусство металлической пластики, охватившее и пронизавшее всю систему материальной и духовной культуры. Невозможно не поддаться очарованию изделий, воплотивших в себе опыт многих тысячелетий. Они очень разные. Это и изящные серебряные украшения с тончайшими деталями, и несколько тяжеловесные бронзовые подвески, издающие при движении своеобразный мелодичный звон, а также поразительной силы и точности образы, заключающие в себе чрезвычайно сложный по воплощенному в них значению и символике, понятный для их изготовителей и носителей, но утраченный для нас смысл. Хотя нетрудно предположить, что женщина, привешивая шумящие и звенящие подвески на грудь, к поясу и обуви, преследовала и другие цели: отгонять злые силы и привлекать добрые.

Сравнительный анализ комплексов средневековых этнических сообществ и племен показывает, что у удмуртов наиболее выразительными и многочисленными украшениями были височные подвески, серьги, гривны и составные ожерелья, бусы.

Еще в раннем средневековье среди финно-угорских народов были распространены так называемые шумящие подвески. Они состоят из плоской или объемной, гладкой или ажурной основы-щитка и прикрепленных к ней на цепочках колокольчиков, бубенчиков, изогнутых лапок. Тихий, нежный, слегка приглушенный звон привесок, издаваемый при движении, должен был отгонять все напасти, силы зла, обеспечивать благополучие, а изображения коней, птиц на основе еще более усиливали их магические функции. Сначала подвески были легкими, ажурными, позднее — более тяжелыми, так как основы стали литыми, по поверхности украшались уже имитацией зерни, образующей крохотные треугольники, ромбы, горизонтальные полосы.

Для удмуртов более характерны украшения с треугольным, отлитым в односторонней форме щитком, конец которого загнут в петлю для крепления к одежде. Основание щитка оформлялось двумя-тремя жгутами гладкими или в виде перевитой веревочки. Края щитка и центральная часть заполнялись треугольниками зерни. К основанию на щитковых двузвеньевых цепочках крепились прорезные бубенчики. Изящны подвески на конусовидной основе, украшенной также имитацией зерни и скани с шаровидными привесками на длинных цепочках из щитковых звеньев.

Среди зооморфных украшений особенно выразительны серебряные подвески-всадницы, изображающие женское божество на коне, попирающем змею. Представляет интерес полая подвеска-уточка с привесками-лапками на восьмеркообразном звене в петлях, прикрепленных по бокам вдоль тулова. По контуру овального основания фигурка окантована жгутовым гладким валиком, по бокам жгуты образуют полуовал, пересеченный прямыми линиями и напоминающий крыло. Как художественное изделие любопытна также полая коньковая подвеска с высокой цилиндрической шейкой, с выделенными приподнятыми ушками, по нижней части тулова украшенная волнообразно наложенным гладким жгутом. Хвост в виде двух колец, к нижнему концу на восьмеркообразном звене крепится привеска. Весь комплекс украшений свидетельствует не только о высоком мастерстве, но и об эстетических вкусах, характере верований, духовной культуре древнего населения, способности его кодировать в лаконичной знаковой системе сложную мировоззренческую информацию[11,9-10].

В традиционной этнокультуре каждого народа непременно есть нечто особенное, что представляет всеобщий интерес. У удмуртов - это духовная сфера. Точнее религиозно – мифологическая картина мира, еще точнее их древняя самобытная вера. В духовной культуре сегодняшней Удмуртии видное место занимает изобразительное искусство. Одной из определяющих черт которого, является отношение к собственным национальным традициям.[27,17]

Мифологическая картина мира находит свое отражение в изделиях древних мастеров, а их работы, в свою очередь вдохновляют на творчество, поиск новых форм, технологий в декоративно-прикладном искусстве. Древнее самобытное искусство металлопластики мастеров Прикамья привлекают современного зрителя своей уникальностью сложных образов, отражающих религиозно-мифологическую картину мира наших предков. Казалось бы, порой в простых, незамысловатых, порой условных формах изделий, зашифрована сложная картина мировоззрения древнего удмурта.

На сегодняшний день существует тенденция к возрождению, сохранению и развитию народного декоративно - прикладного искусства. При создании дипломного проекта была поставлена цель - передать целостность системы образов религиозно - мифологической картины мира удмуртов. Труды удмуртских ученых во многом помогают разобраться в расшифровке древних образов, семантике символов и орнаментов в изделиях древних мастеров и, на основе изученного, разработать композиционное решение изделия в целом, а так же его декор. Ведь задачей современного художника является не закрепление архаической дикости и язычества, а поиск новых форм, технологий, а так же совершенствование старых технологий, и сделать это так, чтобы древние образы не утратили своей духовной ценности, а современный зритель понял идею произведения декоративно-прикладного искусства. Разнообразие же творческих направлений в ювелирном искусстве и рост интереса к традиционной культуре Удмуртии позволяют решить поставленные задачи.

Ювелиры Прикамья

В конце неолита человек освоил первый металл - медь. Она легко поддавалась ковке, ее можно было мять, вытягивать, свивать в удивительные формы. При высокой температуре медь превращалась в текучее вещество и принимала любые формы. Позднее была изобретена бронза – твердый золотистый сплав из меди и олова, по своим свойствам превосходивший медь (в дальнейшем в качестве примеси использовали мышьяк, свинец и другие химические элементы). С освоением железа бронза и другие цветные металлы теряют свое господствующее положение в производстве оружия и орудий труда и остаются незаменимым материалом для изготовления украшений, бытовых и культовых изделий.

В небольших поселках верховьев р. Чепцы в VIII- Xвв. Жили и работали древние удмуртские ювелиры - медных и серебряных дел мастера. В каждом поселке были умельцы, которые отливали как простые подвески, так и сложные украшения – настоящие произведения прикладного искусства. Это занятие требовало не только тяжелого кропотливого труда, но и терпения, изысканного художественного вкуса и чутья.

Медь на р. Чепцу попадала от соседей: мягкую красную медь везли с Урала, а твердую и в то же время более пластичную – с Запада, с р. Вятка. Завозили сюда и серебро из Ирана и Средней Азии виде слитков, монет с непонятными рисунками и надписями или нарядной посуды – блюд и кубков. Из местных материалов использовали подручное сырьё: сосновую кору, воск, песок и глину, мелкую древесную труху. Сами мастера готовили канифоль-вскипяченную и охлажденную в воде сосновую смолу.

Для плавки металла лепили маленькие глиняные конусовидные сосудики с носиком – тигли, а для разлива раскаленного металла по формам – специальные ложечки- льячки. Каждый мастер имел наборы разных инструментов - мерки и шаблоны, щипцы, резцы, наковаленки, молотки и молоточки.

Для получения литых украшений требовалось изготовить формы из каменных плиток и глины. На поверхности плотного, но достаточно мягкого камня, чаще всего на плитках розоватого или серого сланца, реже – мелкозернистого известняка наносили контур будущего украшения, затем резцом или ножом выбирали форму. Для получения односторонних отливок – основ шумящих подвесок, пряжек, накладок – использовали одну каменную пластину, в которой оформляли изделие лишь с лицевой стороны. Для отливки двусторонних изделий – рукояти кресал, разнообразных привесок – требовалась форма из двух притертых друг к другу каменных пластинок, в которых сверлили два отверстия для фиксирующего замка. Такие формы использовали несколько раз. Но самым доступным материалом для получения форм являлась глина. Что бы очистить от песка, мусора и растительных примесей, глину размешивали в воде. Затем очищенный от мусора глинистый раствор отстаивали некоторое время, воду сливали и осторожно вычерпывали верхний глинистый жидкий слой. Эту операцию многократно повторяли и в результате получали слой однородной отмученной глины. Такую массу сушили и готовили на зиму. Перед работой в глиняное тесто добавляли протертую сосновую кору или труху ольховой гнилушки, чтобы форма не давала трещин при обжиге. Обычно в сыром глиняном брусочке делали оттиск готовой вещи, потом ее сушили, смазывали медвежьим жиром.

Для отливки полых изделий, например медной бусины, в углубление формы перед заливкой раскаленного металла вставляли шарик из древесной трухи и сильно разведенной глины. Он выгорал почти полностью, и середина бусины оставалась пустой. Чтобы получить сквозные отверстия, из такой же смеси прокладывали тоненькие жгутики.

Владели мастера и таким трудоемким приемом, как литье по восковой модели. Из воска лепили образец изделия со стержнями для будущих отверстий, через которые мог выходить воздух и заливаться металл. Готовую восковую фигуру опускали в жидкую глину и высушивали, потом снова окунали в глиняный раствор, и снова сушили. Постепенно на ней нарастала глиняная корочка будущей литейной формы. При обжиге воск выплавлялся, а его место заливали расплавленной медью или серебром. Для того, чтобы вынуть готовый предмет, глиняную форму приходилось разбивать. Для повторного использования она уже не годилась. Изготовленные по восковой модели украшения имели сложную конфигурацию и, как правило, были не многочисленны (к примеру гроздевидные серьги). Некоторые изделия тиражировали в тысячах экземпляров. К примеру, привески – колокольчики и бубенчики отливали в воронках с приставленной петелькой, куда на тоненьких рыбьих косточках осторожно вставляли конус из сгораемой смеси и для каждого бубенчика готовили отдельную форму. Дорогостоящее сырье, сложная работа ювелиров обеспечивала высокую стоимость металлических изделий, и не каждая женщина могла позволить себе такую роскошь, как полный комплект необходимых украшений.

На берегах Чепцы постепенно выработался свой характерный стиль украшений, среди которых был широко распространен прием плетеной (скань) или псевдоплетенной орнаментации, благодаря которой ювелирные изделия приобретали ажурный воздушный вид. Чтобы получить проволоку, металл сначала проковывали в длинный тонкий стержень, нагревали и протягивали – волочили сквозь отверстия специальных железных волочильных пластин. Отверстия были разной формы - треугольной, круглой, овальной, и проволока получалась разной в сечении. При изготовлении особо тонкой проволоки приходилось много раз терпеливо повторять одну и ту же операцию, нагревать проволоку и снова волочить ее на железных пластинах. Проволока шла на изготовление многочисленных цепочек, пронизок, на обивку крупных вещей. Иногда для массивных цепей отдельные крупные звенья отливали, разрубали через одно и соединяли сборную цепь. Больше всего цепей и цепочек использовали для получения шумящих подвесок, где к основе крепились множество коротких и длинных (до 70 см) цепочек с колокольчиками, привесками - капельками, бубенчиками на концах.

Кроме украшений, ювелиры отливали ажурные рукояти кресал, медные пластины для разных поделок, деталей конской сбруи и другие предметы. Приготовление тонких медных пластин так же было непростым занятием. Их долго проковывали, затем складывали стопки, перемежая прокладками из кусков кожи, снова проковывали из 10-15 рядов. Для этих целей кожу вырезали из спинной части бычьих шкур.

Еще один распространенный прием древних ювелиров- штамповка. Вначале из бронзы отливали нужный штамп - негативный контур будущего украшения, затем на торце твердого дерева отбивали позитивную форму того же изделия. На деревянную форму клали лист и били по нему бронзовым штампом. Чтобы не гнулся и не испортился рисунок полученного медного украшения, углубление заливали сплавом олова и свинца. Обрезали и зачищали загнувшиеся края готового медного предмета. А сколько же таких миниатюрных штампованных накладок одинаковой формы приходилось седлать мастеру для одного пояса взрослого человека?! Ведь кожаная основа его полностью покрывалась сверкающей полосой из мелких украшений.

Особо сложной была работа по изготовлению височных подвесок (серег) в форме стройной женской фигуры. Такие изделия ведут свое начало от простеньких гроздевидных подвесок, форма которых многократно варьировалась, совершенствовалась и усложнялась, пока не приобрела вид настоящего произведения искусства. Это украшение состояло из множества полых и цельнолитых металлических шариков. Чтобы получить полые металлические шарики, делали оттиски в мягкой глине мелкими птичьими яйцами и осторожно вливали бронзу в половинки скорлупы. Так получали штампы. Которыми из тоненьких прокованных пластинок меди или серебра выдавливали полушария. Для изготовления более мелких шариков качестве штампов использовали горошины. Затем две выдавленные половинки надевали на основу. Тут были свои секреты: основа шарика должна была выгореть, поэтому ее вырезали из вываренной губчатой кости, а при срочной работе использовали смесь глины и с древесной трухой. Заготовки долго нагревали на слабом огне, предварительно проколов острым длинным шипом - тоненьким каркасом будущего украшения. Когда выгорала середина, и шарик становился полым, место стыков штампованных полушарий полировали тончайшей замшей с подсыпкой мелкого, как пыль речного песка. Зачищенное место покрывали вареной сосновой смолой и спаивали 1- 2 каплями оловянисто- медной смеси. Теперь половинки шарика покрывали тончайшей пленкой металла и накрепко соединяли. Наконец, все детали собирали на стержень с петлей в верхней части, а в петлю вдевали овальное кольцо. Подвеска могла состоять и из нескольких шариков разных размеров, которые, в свою очередь, украшали пирамидками зерни, обвивали мелко насеченной проволокой.

Шли годы, мастера осваивали новые материалы и приемы обработки, изобретали новые формы и виды украшений. До нас дошли лишь некоторые, наверное, наиболее массовые формы украшений, добытые археологами. Навсегда исчезли дорогие, редкие изделия из золота и серебра, многие тысячи из бронзы. Но даже по тем образцам, которые находятся в археологических коллекциях, можно судить о высоком техническом мастерстве, художественном вкусе и фантазии мастеров, живших на р. Чепце более тысячи лет назад.[9,53-63]

Древние истоки

 

Возвращение интереса к древним истокам. Древняя история всегда была и остается привлекательным и загадочным периодом, поскольку истоки многих явлений человеческой жизни уходят в далекую старину. Чтобы разобраться в эволюции элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, необходимо обратиться к их истокам.[13,8]

Унификация, стандартизация, утрата этнически - специфических черт, исчезновение целых комплексов этнокультуры приобрели в современном мире глобальный характер. Один из способов борьбы за индивидуальность- обращение к культурному наследию, национальным ценностям и традициям, исследование истоков эволюции, а так же перспектив развития[19, 4]. Одним из важных аспектов обращения к национальным ценностям является изучение мифологии того или иного этноса. Ведь важно знать в каком направлении получало развитие этническое самосознание древнего человека. Все это особенно актуально теперь, в современной культуре, когда наша действительность перенасыщена разрушительными воздействиями антикультуры, когда насаждаются повсюду знаки жестокости, морального уродства, душевной болезни, разрушения народное искусство противостоит этому светом и радостью. Оно пленяет, чарует сообщая самому мастерству пластичности тайну природности, несущей качество ценности живого, духовного [25,84]. Ценность живого и духовного безусловно можно обнаружить в мифологии. Именно мифы, сложенные во времена когда человек был крайне близок в отношениях с природой, дают нам четкое представление об уважении и почитании природы- то чего не хватает человечеству в современном мире. Каждое природное явление, растения, животные, стихии - все почиталось и одухотворялось…необъяснимое объяснялось настолько насколько человек познавал окружающий мир. Таким образом складывались мифы и легенды. Легенда о мелодии небесной росы и стала идейной основой создания дипломного проекта. см[ Приложение1]. Рассмотрим значимость водной стихии для человека, обряды и приметы связанные с водой.

 

Основные идейные образы

●Образ Инву-мумы – как главный аспект в работе

Сквозь призму национальных, атрибутивных и вербальных знаковых ритуальных символов календарного цикла рассматривается образ великой праматери – Инву-мумы/Ю-Кылчин, сохранившей в себе, помимо конкретного образа повелительницы небесной влаги/воды/росы, идею божественной благодати, «манны небесной».

Ключевые слова: Инву-мумы, Ю-Кылчин, повелительница небесной влаги, ритуальный контекст, обряды вызывания дождя, мифологема «изгнания/выпроваживания», свадебный мотив, «водяная змея». Практически во всех фольклорно-этнографических источниках, представляющих картину «быта и нравов» удмуртов, содержится информация о божествах-праматерях: Шунды-мумы (Мать-Солнце), Инвожо-мумы (Мать-Инвожо, Богиня летних святок), Инву-мумы (Мать-Небесная-Вода), Гудыри-мумы (Мать-Гром), Музъем-мумы (Мать-Земля), Толэзь-мумы (Мать-Луна) и т.д. Великие матери, некогда занимавшие лидирующее положение и отвечавшие каждая за свое пространство в космической иерархии, с изменением мифологического сознания «передали» свои функции триаде богов Инмар – Куазь – Кылдысин, распределившим свое влияние по более крупным сферам. Инмар – Верховный Бог стал ведать поднебесьем (удм. инма – небо), под влиянием христианства стал восприниматься как Иисус Христос или Бог Отец; Куазь – божество атмосферы или погодных явлений (удм. куазь – погода), его эволюция связана в дальнейшем с лешим (нюлэсмурт) и Николаем-угодником; Кылдысин/Кылчин – Бог-Творец (удм. кылдытыны/кылдытüсь – творить/ творец) содействует приплоду скота, покровительствует родам (Нуны-Кылчин), позднее – бог плодородия (Му-Кылдысин).Тем не менее, имеющийся в нашем распоряжении корпус заговорно-заклинательных текстов (куриськон) и детали ритуальной практики календарных обрядов свидетельствуют о том, что одна из вышеперечисленных великих праматерей – Инву-мумы (Мать-Небесная-Вода) – смогла оставить за собой свои

основные функции. Сущность этого образа, казалось бы, уже понятная по многочисленным описаниям, дополняется новыми чертами в контексте акционально-атрибутивных текстов ритуального поведения, бытовых поведенческих стереотипов. В нашем поле зрения оказались обряды, «специализированные» на идее вызывания дождя.

К ним относятся нумыр келян/сюан – «проводы/свадьба гусениц», урбо келян/сюан – «проводы/свадьба клопов». До сих пор они воспринимались как окказиональные, проводимые только по необходимости, от случая к случаю, потому обрядовые сюжеты и терминология расшифровывались напрямую как уничтожение насекомых, без каких бы то ни было других смыслов. Между тем введение в научный оборот комплекса новых материалов народного календаря и свадебных ритуалов вкупе с мифологической семантикой их составляющих дает возможность пересмотра функциональной предназначенности вышеозначенных обрядов. Поскольку нам важны их детали, остановимся на локальных вариантах более подробно.

В источниках XIX в. зафиксирован обряд «выживания клопов» в традиции шарканских удмуртов (ныне территория одного из центральных районов Удмуртии), который проводился в ночь на Великий четверг. Считалось, что для его эффективности совершить обряд должен был человек «знающий» или обученный им. Ночью или рано утром до рассвета в Великий четверг хозяйка приглашала сведущего человека «искать клопов» (урбо утчаны). Приглашенный заворачивал найденных насекомых (не менее трех) в белый холщовый лоскут и привязывал узелок к концу батожка. Чуть пониже подвешивал небольшой медный колокольчик. Затем садился на батожок, представляя себя верхом на коне, и, напевая свадебную песню, «скакал» к реке. Удмурты, проживающие на территории современного Татарстана, проводили обряд урбо сюан (букв.: свадьба клопов). В одном доме собиралось несколько женщин. Одну из них наряжали молодушкой (виль кышно), обязательным ее атрибутом являлся большой платок с бахромой (быркенчи). Инву-мумы – повелительница небесной влаги… Затем процессия, имитируя свадьбу, ходила по домам и собирала клопов в коробку. После обхода дворов «молодушку» сажали в салазки (зимой), на телегу (летом) и вывозили за деревню к логу / оврагу. Там молодушка начинала причитать: «Монэ татсы кытсы куштыса кельтћды? Кинлы ваидытћ монэ? (Почему вы меня здесь бросили? Для кого вы привезли меня?)». Остальные убегали, оставив ее одну. Она немного сидела молча, затем бросала коробку с клопами в овраг и возвращалась в деревню.

В одном из локальных вариантов этого обряда (современный Киясовский р-н, юг Удмуртии)клопа сажали в старый лапоть, шли на речку, исполняя свадебный напев сюан гур, и бросали лапоть в Воду. Северные удмурты летом проводили обряд нумыр келян (букв.: проводы капустных гусениц). Собиралось около 10-20 детей и несколько пожилых женщин. Заходили к каждому из участников в огород и, двигаясь друг за другом вдоль гряды, собирали гусениц с капустных листьев, складывая их в изношенный лапоть. Пройдя все огороды, женщины распускали волосы, детям на шею подвешивали колокольчики и / или ботало. С шумом, криком, под звон колокольчиков шли к пруду, стараясь не потерять ни одного червя. Вставали на мост и под пение свадебного напева бросали лапоть в воду. Возвращались молча, стараясь не издавать ни одного звука.

Близок по содержанию вышеописанному обряду нумыр сюан (свадьба гусениц/ червей) завьяловских удмуртов (центральный район Удмуртии), приуроченный к Ильину дню. Вечером в чьем- либо огороде собиралась вся деревня. Женщины надевали национальные платья, повязывали красивые разноцветные платки, на мужчинах обязательно должны были быть разноцветные рубашки и шляпы. В огороде ставили большой стол, стелили новую белую вышитую скатерть. На стол клали хлеб с солью, овощи (картошку, помидоры, огурцы), ставили свежий мед. Все вставали вокруг стола и отведывали кушанья. Затем начиналось веселье. Молодежь брала в одну руку капустный лист, в другую – цветок мака и пела песню: «

В избе радостно, пока живы отец с матушкой, / Во дворе весело, пока есть дети./ В клети радостно, пока есть девушки./ Луга красивы, пока есть молодушки./ Улица весела лошадьми с колокольчиками [под дугами]. / Красота огорода в цветущих маках. /Хорош да пригож мой сват-кочерыжка,/ Еще милее сватья-капуста. /Насекомых и гусениц мы с собой заберем. /Всё доброе оставим в огороде, / Всё плохое с собой унесем. / И молодые здесь, и пожилые здесь, / Все идите с нами)». В момент исполнения песни пожилые женщины ходили по грядам и собирали капустных гусениц.

Судя по вышеприведенным обрядам, изгнание/выпроваживание домашних насекомых и капустных гусениц строго укладывается в период от Великого четверга до середины лета. По архаическим представлениям, Великий четверг являлся преддверием нового года. Считалось, что в эту ночь к живым возвращаются мертвые, гуляют бесы (жобъёс, ишанъёс), активизируется деятельность колдунов- ведунов. В целях предохранения от «нечистой силы» совершали различные действия, изгоняя ее в потусторонний мир (см. обряды шайтан уллян / урай – изгнание шайтана/ черта). Вся неделя до Великого четверга была посвящена очищению человеческого жилья и тем самым – окружающего пространства. В деревнях устраивали женские помочи (веме) и мыли полы, потолки, стены в каждой избе поочередно. Не случайны, по-видимому, в данном контексте и сроки «выпроваживания» насекомых, которые в народном сознании напрямую соотносятся с очистительными обрядами Великого четверга (ср. в связи с этим распространенные в коми традиции церемонии «похорон» насекомых и изгнания сорняков в определенные календарные сроки). Согласно народному (земледельческому) календарю удмуртов год в современном понимании делился на две части: началом нового года считались и весна, и осень. Еще в XIX в. Г.Е. Верещагин писал, что новолетие удмурты считают с того времени, когда начинаются работы по земледелию: «Первое число января они [удмурты] хотя и называют новым годом (выль ар), но оно у них значения не имеет; называют же его новым годом только потому, что общественные должности по выборам и вообще всякая срочная служба ограничивается этим числом».

Начало нового года, связанное с весенним периодом, четко сохраняется до сих пор в отправлении обряда первой борозды (Акашка/Акаяшка/Гырыны потон/Геры поттон – «выезда на пашню»/«праздника плуга»), слившегося впоследствии с христианской Пасхой (Быдњыннал/Великтэм/Паска).

Представления о новолетии осенью в современной традиции удмуртов сохранились фрагментарно. В некоторых узколокальных традициях северных удмуртов до сих пор сохраняется представление о соответствии весенне-летнего и осенне-зимнего периодов в виде параллели терминов ву вылын сылон букв.: «стояние на воде», 19 августа по новому стилю) и йќ вылын сылон (букв.: «стояние на льду»,19 января). Таким образом, можем предположить, что промежуток от Великого четверга и примерно до середин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: