Национальное образование




Образование, как и воспитание, должно быть для Русских строго национальным, а для инородцев - строго патриотичным.

По отношению к предметам преподавания школы всех стран более или менее сходны. Но в отношениях религиозном, национальном и политическом каждая школа, каждый учитель должны служить своей церкви, своему народу, своему государству. От Русских людей, воспитанных инородцами, нельзя ожидать ни основательного знания своей страны, ни разумной любви к своему Отечеству, ни понимания его истинных интересов. А потому и во главе школ и преподавания должны быть надежные Русские люди.

Я позволю себе остановиться ещё на одной стороне наших школ. «Русские школы, - говорит И.П. Корнилов, - ещё в недавнее время заботились преимущественно о внешнем порядке и дисциплине, и о формальном исполнении учебных программ; но в отношении воспитания воли, наклонностей, убеждений и национального чувства они отличались индифферентизмом. Вследствие такой внешней постановки школьного дела у нас обращалось весьма мало внимания на вероисповедание, национальность и даже на образ мыслей лиц, которым вверялось воспитание».

Тот же великий наш педагог возлагает на преподавателей и руководителей ещё один важный и существенный долг, чтобы они, «руководя физическим, нравственным и умственным воспитанием своих питомцев, оберегали бы ещё не окрепшие и развивающиеся природные силы, не утомляли их непосильными трудами». Увы, это требование и доселе тщетно. Сколько раз приходилось наблюдать, что дня два почти нет никаких занятий, а затем сразу назначаются со всех предметов действительно непосильные задания. Да и вообще наши Русские школы страшно грешат тем, что дают и требуют много излишних и ненужных мелочей и не умеют сосредоточить учеников на главном и важном. Это грехи не только средних, но и высших школ. Из наших высших технических школ часто выходят ученики с богатейшими теоретическими познаниями, не умея провести в дом электрического звонка. Наш долг в будущем должен состоять в исправлении двух главнейших ошибок: отягчения наших школ излишней теоретичностью и изучения не нужных мелочей. Non multum, sed multa.

Разумеется, первым предметом образования должен быть Закон Божий - Новый Завет и его высоко нравственные повеления в духе Православной Церкви. Я делаю на этом особенное ударение. Не подлежит ни какому сомнению, что между славянской расой и Православием лежит органическая связь. Огромное большинство славян исповедует Православную Веру потому, что Православная Церковь есть Церковь любви, сострадания, милосердия, всепрощения и самопожертвования. Это те качества, кои присущи и свойственны славянской народности. Католическая церковь - церковь воинствующая. Она противна духу славянской народности. Если вдуматься хорошо, то, быть может, поляки много страдают именно потому, что католицизм представляет дисгармонию с духом их мягкой, нежной, чувствительной народности. Если свойства Русской народности откликнулись на особенности Православной религии, то, с другой стороны, и Православие в течение тысячелетия во многом отозвалось на чертах характера и духа славянской народности. Православие усилило, укрепило и освятило славянскую любовь к ближнему, его желание помочь страждущим и угнетённым, его стремление к состраданию и самопожертвованию и т.д. Посмотрите на историю России последних столетий и вы увидите великие её жертвы сотнями тысяч её детей за благо угнетаемых братьев, - миллиардами денег, проценты за которые мы платим и теперь... Все это воинствующею церковью называется сентиментализмом и глупостью, а Православная церковь эти жертвы освящает как проявление любви и самопожертвования «за други своя»... Православие в России - не случайность, а религия её духа народного, духа, восприявшего Православие как наиболее удовлетворяющую религию; оно же укрепляет и поддерживает основные народные черты.

Кроме того, при преподавании Закона Божия нужно особенно резко и настойчиво оттенить Заветы Нашего Великого Учителя в Его Евангелии и возможно меньше останавливаться на Ветхом Завете - завете жестокости и человеконенавистничества 1.

А затем, как ни странным может показаться, я самым важнейшим предметом образования в национальном отношении считаю географию Родины в самом широком смысле слова или познание естественных, исторических и духовных свойств и богатств Родной страны. Каждый мальчик и каждая девочка, сознающие, что они - живое мыслящее существо, в то же время должны сознавать и то, что они Русские. А чтобы достойно носит это имя, они немедленно же должны знать, что такое Россия, каковы её достоинства, естественные сокровища и история, и почему почётно имя Русского. Поэтому при первом же пробуждении познавательной деятельности и наступления времени, когда нужно учить, - учить должно прежде всего познавать свою Родину. Изучение должно начаться с познания её языка и её естественных богатств. Изучение природы должно происходить среди самой природы, путём мелких экскурсий. Поле, луг, лес, река, ручеек, озеро, болото, горки, овраги, огород, сад, - всё это те предметы, при посредстве которых познаётся вначале Родина. Этим способом невольно усвояются формы воды и суши, почва, геологическое строение, сельскохозяйственные формы и т.д. Засим само собою следует промышленность фабричная, заводская, кустарная как данной местности, так и соседних мест и всего государства. Отсюда само собою возникают сведения о торговле, путях сообщения, сбыте, производительности и т.д.

Рядом с этим должны быть сообщаемы и исторические данные: как эта часть России досталась нам, какие на ней шли перевороты, какие исторические моменты она переживала и как в них участвовала, какое теперь её отношение к излому и частям, рост и проч. Весьма важную роль в этом отношении играют памятники старины: старые церкви, постройки, памятники, учреждения и всё то, что имеет тесную связь с историею прошлого данной местности и всей России.

Так постепенно возникают сведения о богатствах страны, её производительности, народности, истории, культуре и развитии, а с познанием всего этого дети, безусловно, полюбят и свой народ, и свою Родину.

По тщательном и всестороннем изучении Родины должно переходить к изучению Отечества. Естественно, что это последнее будет столь же лёгким и столь же интересным, как и изучение Родины. Важным пособием при этом могут быть рисунки, чертежи, карты, описания жителей, их нравы, обычаи, история, время и способ присоединения к России и т.п.

Важное значение познания Родины в духе национального развития понимал и хотел провести в жизнь сподвижник нашего Императора-националиста, бывший под конец своей жизни министром просвещения П.С. Ванновский. В жалкий период существования наших средних школ вступил в министерство П.С. Ванновский. Он первый начал выбрасывать из школы ненужный балласт, и он первый ввёл в школу отечествоведение. Плачевно окончилась его попытка. Он пал... Пал странно и грустно... Его не напутствовали добрым словом... Я глубоко убежден, что именно потому он и пал, что был сподвижником Императора-националиста... Он пал потому, что хотел провести в жизнь его заветы... Он пал потому, что хотел произвести на пользу Родине самый живой и самый важный для государства и народа образовательный переворот...

Кто же мог поддержать и провести его начинания?.. Карьеристы его приближенные? Ненавидевшие своею изменническою душою Россию инородцы, либеральничающие Русские, или люди в футлярах?.. Люди живые, родители, общество сразу поняли и оценили предприятия П.С. Ванновского, но они были рабами и не смели подать своего голоса…

Изучение географии или отечествоведения особенно сильно развито и установлено во всех тех государствах, где особенно велика сила национализма. Таковы Германия, Япония, Италия и проч. Не стыдно и нам взять пример с тех стран и приняться за тщательное и всестороннее изучение своей Родины. Только знание и познание Родины вселит в детях любовь к ней, желание ей добра и решимость на самопожертвование.

Изучение Родины должно производиться как в низших народных, так и в средних и высших школах России.

В низших деревенских школах каждый ученик вместе с грамотою должен знать прежде всего своё село, свою деревню: её почву, её обработку, леса, злаки, глину, животных, историю местности в связи с историей народа и т.д. Усвоив это, он должен в таком же порядке изучить соседние деревни, уезд, всю губернию и соседние губернии, и всю Россию. Только после этого он может приступить к изучению всеобщей географии. Пускай он не знает Азии, Европы, Испании и т.д., но знает свою Голодаевку, Малмыжский уезд и Костромскую губернию... Важно, чтобы все дети умели чертить на доске и на бумаге наброски карты своей деревни, с её речкою, ручейками, лесами, дорогами, расположением деревни и полей, с указанием соседних границ... Так познаются иногда великие будущие учёные и государственные деятели…

Насколько важно внедрять в душу детей познание окружающей их природы и хозяйственного производства видно из инструкции, данной во Франции учителям народных школ. Прежде всего, учителя обязаны вдохновлять детей народа «любовью к жизни среди полей». Школа должна заняться «подготовкою ребенка к интеллигентному усвоению дела, от которого он будет жить, и дать ему вкус в его будущей профессии; в этом отношении учитель никогда не должен забывать, что наилучшее средство заставить ребенка полюбить свою работу - это заставить его понять её... Цель начального сельскохозяйственного обучения - это приохотить наибольшее число детей наших деревень к элементарным знаниям, необходимым для плодотворного чтения книг по современному земледелию, для плодотворных занятий в агрикультуре; это - вдохнуть им любовь к жизни среди полей и желание не менять её на жизнь города или завода, - это проникнуть их той истиной, что занятие земледельца, самое независимое из всех, есть более прибыльное, чем множество других, для работника трудолюбивого, интеллигентного и обученного». Средствами же для этого должны служить: уроки, наглядная культура в школьном огороде или саду и экскурсии по полям и лугам и т.п. В школьном саду или огороде должно быть заведено следующее: овощи, ботанический питомник, цветы и показательное поле... Учитель при этих занятиях должен оставить своё основное занятие - обучать малышей первоначальной грамоте, превратившись на этот раз уже в плантатора (Ив. Чистяков 1). Французское правительство в этом отношении смотрит далеко не односторонне. Оно приказывает своим народным учителям прививать детям любовь к труду, соответственно местным условиям природы. Так, в 1898 г. оно издаёт циркуляр, требующий обучения детей народной школы прибрежных местностей знаниям, связанным с занятиями и промыслами рыбака и моряка. «Учитель может и должен приспособить своё обучение к той среде, где он его даёт»...

Точно также и в срединх школах должно начинаться изучение географии не с общих понятий: земной шар, полюсы, меридианы и проч., а с познания своей губернии: её природы, истории культуры, промышленности и проч. в полнейших подробностях и со всеми особенностями. При изучении истории Родины нужно начинать не с Синеуса и Трувора, а с истории данной местности в связи с её положением и природою, и только по усвоении этого переходить к систематической истории России. Во всех этих случаях, возвышая и относясь с гордостью и любовью ко всему родному Русскому, нужно стараться не задевать и не оскорблять нежное чутьё детских сердец инородцев... Нужно, чтобы и в них воспитывались в душе уважение и преданность Русскому Отечеству.

Для удобства изучения и для более удовлетворительного внедрения и полноты знаний, я бы поставил обязательными следующие требования: каждый учитель народной школы обязан составить полную и подробную географию своей деревни. Сюда должно войти всё то, что требуется для географии: описание местности, природы, почвы, особенности промыслов, сообщение, промышленность и торговля, сношения, исторические памятники и пути и т.д. Эти очерки должны лечь в основу его преподавания и проверяться ежегодно совместно с учениками. Весьма важно, чтобы учитель эту свою географию области деревни прошёл с учениками на деле, воочию, путем личного ознакомления со всем, а затем и учеников своих вовлекал в составление таких очерков с рисунками, графиками и проч., - и не брезгал пользоваться ими при составлении своего очерка. Все такие очерки, охватывающие и флору, и фауну, и исторические памятники, и исторические события, и всё остальное необходимое, - должны каждым учителем по одному экземпляру, им составленному, быть представленными инспектору народных училищ. По рассмотрении и проверке последним эти очерки должны передаваться им учителю географии и истории уездного училища, а если в уездном городе есть гимназия, то целому комитету из учителей географии, истории, Русского языка и физики.

На этих учителей возлагается труд проверки этих данных и составления по ним очерка данного уезда с чертежами, картами, если можно, фотографиями, рисунками и проч. Было бы желательно, чтобы при проверке данных принимали участие и ученики уездных школ с обязательством составлять географические очерки уезда. Должно также, чтобы при этой переработке сельских данных производилась оценка дарований труда и добросовестности сельских учителей, и коемуждо воздавалось по трудам его. Этим способом могут быть отмечаемы и выдвигаемы даровитые натуры.

Составленные таким комитетом очерки уезда передаются попечителю учебного округа, который поручает комитету из учителей гимназии географии, истории, естественных наук, словесности и физики пересмотреть все эти очерки уездов и по ним составить географию губернии. Эти географические очерки губернии должны лечь в основу преподавания географии ученикам гимназии данной губернии, причём эти ученики должны предпринимать экскурсии со своим учителем в важнейшие места губернии для ознакомления с оными и составления очерков.

Составленный географический очерк губернии передаётся комитету из профессоров университета и выдающихся преподавателей гимназии округа для составления географии округа, как Кавказа, Сибири, Туркестанского края, Финляндии и т.д. Эти очерки округов передаются в Министерство, которое поручает достойным специалистам составление описания Российской Империи во всей её полноте.

Географические очерки округов России должны быть печатаемы по новым данным через каждые три года и рассылаемы по всем народным училищам для безплатной раздачи всем ученикам народных училищ. Точно так же каждые пять лет должна издаваться география России и рассылаться по уездным училищам для безплатной раздачи всем ученикам этих училищ.

Проверка отпечатанных данных должна производиться всеми учителями народных училищ ежегодно, - ежегодно должны быть сообщаемы эти сведения по высшим комитетам, последними должны производиться надлежащие изменения и дополнения, чтобы в новых изданиях географии были внесены все эти изменения. Невнесенные изменения, указанные преподавателями, должны падать на ответственность составителей, попечителей и министерства.

Так должно быть поставлено отечествоведение в России, - тогда только мы узнаем Россию и станем ей полезными.

Язык в школе, в суде, в государственных и деловых сношениях в Русском государстве должен быть безусловно и непоколебимо Русский. Это язык господствующей державной нации, и этот язык должны знать все соподчиненные народы. Этот пункт весьма большой важности и уступок здесь не должно быть никаких.

«Язык и его произведения, - говорит Петр Струве 2, - самое живое, гибкое, самое тонкое и величественное воплощение национальности, таинственно связанное с её таинственным существом». Вот почему, когда на стволе государственности развился язык как орган и выражение национальности и её культуры, смерть государственности не убивает национальности. «Язык, чтобы быть послушным и художественным оружием нашей мысли, должен быть не только частью нашего знания, но и частью нашей жизни, частью нас самих» (С.А. Хомяков).

К цельности и достоинствам нашего языка должно отнести и то, что наш язык из всех славянских наречий является «самым славянским», а кроме того он является языком народным. «Язык словесности, язык так называемого общества во всех почти землях Европы мало принадлежит народу. Французский, напр., язык - создание городов... Одна только Россия представляет, явление великого народа, говорящего языком своей словесности» (С. А. Хомяков).

«Можно ли отрицать, что Русскому, потому что он Русский, и в той же мере, в какой он Русский, дух нашей истории, мотивы нашей поэзии, весь ход и всё настроение народной жизни откроется яснее и полнее, чем французу, хотя бы последний овладел вполне Русским языком и такою массою материалов, какою никогда не располагал ни один Русский учеёный», - говорит Ю.О. Самарин 3.

Вот почему, если мы желаем, чтобы все культурные или слабокультурные соподчиненные нам нации приобщились к нашей культуре и обрусели, мы должны обязательно и неукоснительно обучить их Русскому языку, дабы в каждом поколении этот язык стал их родным, и наша Русская культура стала их культурою. Вот почему непозволительно и преступно допускать, чтобы в Русском государстве соподчиненные России нации осмеливались национализировать другие соподчиненные нации. А между тем это делается. Финны осмеливаются офинивать корелов и лопарей. Поляки осмеливаются ополячивать литовцев и белоруссов, немцы осмеливаются онемечивать эстов и литвинов... Этого не должно быть. Преступление со стороны народностей производить это. Преступление со стороны Русской администрации допускать это. Национальная партия обязана следить за этим и при всяком удобном случае вносить запрос в Государственную Думу.

А вот что говорит по этому поводу декабрист П.И. Пестель 4: «Когда в прошлом столетии часть Финляндии была Россиею приобретена, тогда введены были в оную законы, правление и язык российский, так что народ, в оной обитаемый, в скором времени почти совсем обрусел...». Это было в ХVIII столетии. В XIX столетии присоединилась новая часть Финляндии, и вот что о ней говорит Пестель: «Что же касается языка, то надлежит ввести в Финляндию российский язык, устраивать нужные для сего училища и принимать другие к той же цели ведущие меры по усмотрению Верховного Правления». Точно так же он строго стоит за введение Русского языка у колонистов и всех остальных инородцев.

Я полагаю, что преподавание во всех школах должно непременно вестись на Русском языке. Исключение может быть только в двух случаях:

1. Если инородцы необыкновенно тупы, глупы и дики. Это люди, стоящее на самой низкой степени развития. Таковы, например, на Кавказе сваны, в Сибири якуты, тунгузы и проч. Вот, у этих совершенно некультурных людей в первый год школьной жизни можно допустить, как пособие, родной язык, но затем быстро свести его на Русский, и на Русском уже продолжать дальнейшее образование. Что же касается таких наций, как поляки и проч., то стыдно даже допустить мысль, чтобы и у них можно было бы допустить польский язык как пособие.

2. Инородческий язык можно допустить в школу у культурных наций, напр., у поляков при прохождении ими их Закона Божия, истории и литературы, но рядом с этим могут слушать курсы и дети Русских семейств.

Во всех остальных случаях и всегда в России должен царить Русский язык.

Насколько, однако, мы небрежны к своему родному языку, показывает случай, обнаруженный ревизией сенатора Нейдгарта.

В 1905 году общество Варшаво-Венской железной дороги, ссылаясь на закон 6 июня 1905 г. о расширении прав польского языка, заменило в делопроизводстве дороги Русский язык польским, хотя законом такая замена вовсе не оправдывалась. Министерство путей сообщения не приняло немедленно мер к восстановлению нарушенного порядка, напротив, оно скорее склонно было даже поддержать новый порядок. Но решительно восстал против польского языка в железнодорожном производстве генерал-адъютант Скалон, по должности командующий войсками варшавского военного округа представивший свои соображения в пространном письме начальнику генерального штаба. Отрицая возможность каких-либо в этом отношении льгот, автор письма категорически свидетельствовал, что «они будут объяснены уступкой и только дадут местному населению края под влиянием агитаторов идею самосознания, подогреют польские национальные надежды и притязания и послужат поддержкою польскому брожению».

Так мог и должен был говорить представитель Русской власти в крае, всячески обособляющем себя от всего Русского, сепаратизм которого в том же 1905 г. вспыхнул ярким пламенем.

Письмо генерала Скалона повело к немедленному образованию при министерстве путей сообщения комиссии, в которой представитель командующего варшавским военным округом в совершенно определенной форме отрицал всякую возможность допущения льгот польскому языку. Однако комиссия тогда (в сентябре 1905 г.) к окончательным заключениям не пришла, вследствие чего министр путей сообщения через полгода решил возобновить её занятия. Но к этому времени произошло нечто совершенно непонятное. Инициатор вопроса, генерал Скалон, уведомил министра путей сообщения, что он признёт излишним назначение в комиссию представителя от варшавского военного округа, а командированный в неё представитель варшавского генерал-губернатора (т.е. того же генерала Скалона, совмещающего с должностью командующего войсками должность главного начальника края), основываясь на полученных инструкциях, единственный из всех представитель правительства находил желательным введение польского языка в делопроизводство частных железных дорог.

Несмотря на столь неожиданный оборот дела, министр путей сообщения полгода спустя послал на заключение варшавского генерал-губернатора проект представления Совета Министров о полном восстановлении самовольно нарушенного Варшаво-Венской дорогой порядка, т.е. устранения польского языка из её делопроизводства. Это было в октябре 1906 г., и только в марте 1908 г. вследствие повторных просьб об ответе, генерл Скалон сообщил о полном своем несогласии с проектами, нарушающими, по его мнению, права польской нации на пользование родным языком, ибо не подлежит ни малейшему сомнению, что язык есть первый признак жизни всякой национальности.

Полное противоречие во взглядах генерал-адъютаинта Скалона отчёт объясняет тем, что первоначальная переписка по этому вопросу шла через штаб военного округа, а последующая - по генерал-губернаторской канцелярии.

Мы советуем всем правителям ответственных областей Империи помнить, что язык есть первый признак жизни всякой нации, и так как они призваны повсюду служить интересам Русского государства и Русской нации, то и должны отстаивать язык этого народа, дабы сохранить Русскую государственную жизнь на всякой инородческой окраине.

Подобное отношение наших высоких администраторов к национальному и государственному долгу я считаю с национальной точки зрения в высшей степени преступным. Таких людей должно предавать суду и судить сугубо.

В образовании и воспитании детей играют важную роль системы, которые царят в наших средних школах. Систем этих две: классическая и реальная. Классическая, говорят, готовит тупиц, реальная - безбожников и анархистов. Таков опыт прежней нашей жизни. И первая для родителей - ужас, и вторая – не меньший. Но всё-таки, как ни ужасен второй исход, а мы, родители, капельку вздохнули, когда из средних школ убрали греческий язык и поослабили римский. О, в доброй памяти у нас тот кошмар, когда латынью и греками давили нас, забивали и убивали. Проклятье и ныне висит над Деляновым, Аничковым и др., избивавшими младенцев Русских гораздо успешнее, чем Ирод царь в Иудее. И вот, в этом году вновь переполох. Ещё почти на днях был съезд представителей классицизма в средних школах министерства просвещения. И, насколько видно из газет, не без милостивого внимания министерства народного просвещения. Невольно у каждого дрогнуло сердце - неужели?.. Ответа нет, и дай Бог, чтобы его не было.

Этот ужасный кошмар заставляет нас взглянуть на вопрос о классическом образовании с другой стороны.

Что такой классицизм? С одной стороны - литературный термин, а с другой - система образования. С литературной точки зрения классическими называли литературные творения золотого века латинской литературы.

Вскоре это понятие стали расширять. Сюда отнесли произведения и всех древних римских писателей. Сюда отнесли и греческих, и византийских писателей. Классицизм - учение и направление, производимое этими писателями. Вскоре это учение стали называть гуманистическим и гуманитарным, ибо оно всесторонне, якобы, развивало ум и волю и создавало человека, гражданина. Классическая система имела за себя те важные преимущества, что латинский и греческий языки являлись языками мертвыми и законченными, и дети, изучая их, упражнялись в изучении точности, определенности и законченности.

Благо.

Мы не будем входить в разбор этих понятий и в полемику. Скажем только, что «человек» ныне умер, а из него народились французы, немцы, испанцы, итальянцы и т.д., и та нация, которая своих детей будет готовить «человеками», обрекает себя на съедение, ибо этих «человеков» съедят французы, испанцы и т.д. Погибнет и та нация, которая будет учить своих детей точности, определенности и законченности на латыни и греках, а не на математике, физике, химии и технике.

Но нет ли здесь недоразумения? Почему же французы, немцы, англичане, испанцы, итальянцы и проч. так настойчиво, так усиленно, так трудолюбиво, так продолжительно изучают латынь? Никакого. И вот почему.

Французы, немцы, испанцы, итальянцы и проч. имеют свою историю, свою культуру, свои предания, свою религию, свой язык из Рима. Кто желает получить прочное образование, точные знания, истинное просвещение, уважение к своему прошлому, любовь к настоящему и желание славы и величия в будущем своей Родине, тот должен весьма и весьма тщательно изучить основу и корни своего прошлого. Римская культура, история и религия есть основа для всех этих народов, - есть корень и почва, из которых произошли эти нации. Все эти нации есть производное Рима, восприявшего культуру Византии. Изучая этих классиков, романские народы изучают свою древнюю родную культуру, историю, религию и язык. Они изучают точность, определённость и законченность своего родного, своего национального. Романские и германо-романские нации не только должны, но и не могут не изучать своих классиков, ибо это их народное, национальное.

Ну а для чего же нам, славянам, изучать этих классиков? Что они для нас составляют? Ровно ничего. Да, если бы это так было, - а то, при нашем усердии не в меру они являются для нас лишнею, тяжелою, подавляющею обузою. Латыняне и греки, в том виде, как их нам преподносили, являются для нас излишними, опасными и вредными. Они могут составлять предмет любознательности в будущем, как китайский, индийский и др. языки, но как система воспитания - это великое зло.

Для нас, Русских славян, должны быть и свои классики. Для нас должна быть своя родная, национальная, древняя основа, свой собственный родной классицизм, дающий нам и нашу историю, и нашу древнюю культуру, и нашу родную веру и наш родной язык. Такой классицизм у нас есть, и мы должны изучать его так же тщательно, так же старательно, так же усердно, так же продолжительно, как романо-германские народы римский классицизм.

Наш Русский классицизм заключается в литературных произведениях церковно-славянских и церковно-славянском языке. Наши предки - скифы, сарматы и славяне - народы древние, не моложе западных народов. Наша культура - современница европейской культуры и была никогда не ниже, а выше её. Только татарское иго затормозило культуру наших предков, а ныне мы не только догоняем европейцев, но во многом обгоняем их. Наша история - история скифов, сармат и славян. Наша религия - религия этих же народов, и само Православие Русских по духу и проявлению иное, чем Православие хитрых, коварных, жестоких греков. Наш язык - древне-славянский язык. Наша литература – древне-славянская литература. Она не нова. Ещё Константин-философ, святитель Кирилл в Херсонесе нашёл Святое Писание на славянском языке, а это было до св. Владимира.

Вот почему каждый, получающий образование и мнящий быть образованным Русский, должен тщательно изучать историю наших предков, нашу древнюю скифскую и сарматскую культуру, наши славянские верования, предания, обычаи и наш церковно-славянский язык. Вот наш Русский - славянский классицизм. Познай самого себя.

Изучение этого классицизма поставлено у нас в высокой степени неправильно и неудачно. Мы доныне наших детей давили латынью, а церковно-славянский язык проходился кое-как. На этот предмет отводилось 2-3 часа в неделю в течение одного года. Чтение на этом языке идёт в высокой степени слабо и недостаточно. Чтение Святого Писания производится на Русском языке.

А между тем, церковно-славянский язык - язык богатейший, выразительный и благозвучный. Это наш родной язык. Это тот язык, который создал языки и великорусский, и малорусский, и болгарский, и сербский и др. Славянские творения заключают в себе нашу веру, нашу жизнь, нашу культуру, нашу историю. Кроме религиозных, мы имеем на этом языке произведения исторические, поэтические и научные. Наши дети должны тщательно и усердно изучать эти произведения для усвоения языка и для познания своей собственной древней жизни.

Наш великий народный гений М.В. Ломоносов в основу изучения Русского языка ставил изучение церковно-славянского языка. И это совершенно правильно.

В настоящее время изучение «Слова о полку Игореве», былин и проч. идёт кое-как. Чтение Евангелия производится на Русском языке. Изучение древней литературы проходится поверхностно, по ничтожным отрывкам.

Так ли это делают французы, итальянцы и проч. со своими классиками? Так ли поступали и у нас с римскими и греческими классиками? Нет, совершенно наоборот. Какая же для наших детей от изучения латинского языка польза? Та же, что и для детей французов и итальянцев, если бы их заставили изучать чуждых им классиков. Кроме вреда - ничего.

Я вновь повторяю: наш классицизм – свой Русский славянский, родной, национальный. Это - церковно-славянский язык и произведения на нём. В них наша история, наша культура, наши предания, наша вера и наш родной язык. Мы должны обратить внимание наших детей на раскопки могил в России, ибо в них памятники нашей старины. Мы должны заставить наших детей, прежде всего и серьезнее всего, изучить своё прошлое на нашем древнем языке. Святое Писание должно читаться на церковном языке.

Нельзя любить, не зная и не изучив предмета. А изучив славянский язык, наши дети будут любить свой родной Русский язык и перестанут стыдиться говорить в «обществе» на своём языке. Они будут любить свою историю, своё прошлое, свою культуру, свои былины, свою литературу, свою Родину.

Только таким путем мы поставим Россию на почву национализма, искусственно и нарочито подавляемого вековым ложным классицизмом. Русский классицизм - славянский, а не романский.

Язык, несомненно, тесно связан с национальностью и кладёт на неё свой резкий отпечаток. «В сокровищницу родного слова, - говорит К.Д. Ушинский, - складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верований, воззрений, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след своей духовной жизни...»

«Как материал словесности, язык славяно-Русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного; но впоследствии оно сблизилось, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей» (А.С. Пушкин, 618).

Важно обратить внимание на изучение иностранных языков; но не вести его так нелепо, как это делали раньше, начиная учить едва ли не грудных младенцев, что, несомненно, по справедливому замечанию Н.И. Пирогова, позорит национальное чувство. Нашим детям нужны французский, немецкий и английский языки. Изучение детьми новейших языков должно производиться не по безсмысленным примерам существующих грамматик, а по живым примерам из текущего преподавания.

Преподаватели французского, немецкого и английского языка должны узнавать, какой урок предшествует его уроку, и соответственно тому на свой урок заготовлять слова и примеры по предшествующему уроку географии, истории, словесности и проч. Таким образом, предшествующий русский урок по русской географии до некоторой степени будет повторяться на французском, немецком и английском языках. При этом самое изучение иностранных языков послужит к большему утверждению познания Родины и, во всяком случае, будет полезнее и интереснее, чем современное изучение с безсмысленными примерами.

Изучение народной истории должно быть особенно тщательно и предшествовать изучению Всеобщей истории. Вместе с изучением истории собственного народа все Русские дети должны знать так же хорошо историю тех народностей, которые входят в состав нашего обширного Отечества.

Все дети должны знать историю Русского народа, как «Отче наш», а историю народностей Русского государства, как «Символ Веры». Нужно знать прежде всего историю своего народа, затем - народностей нашего государства, затем - историю наших братьев славян, затем - историю наших врагов и, наконец, - историю всех народов. Но ни один предмет не требует такой осторожности в выражениях при преподавании, как история. Ни под каким видом не позволительно допускать выражений, могущих оскорбить слух и дух детей инородцев. Эти детские сердца и без того слишком чувствительны. Не следует замалчивать и героев инородцев. Все герои заслуживают уважения следующих поколений и сближают людей между собою.

Между тем, в настоящее время с положительностью можно сказать, что 90% образованных Русских не могут даже перечислить народностей России и плохо знают историю Польши, Финляндии, Грузии, Армении и проч. Знания дают силу, невежество - безсилие. Несомненно важнее также, чтобы каждый Русский знал историю России, всех народностей, в неё входящих, чем истории Цвингли, Карловингов и пр. Позорно знать весь мир и не знать Родины.

Не менее важно для нас преимущественное изучение литературы нашей нации и её народностей. В литературе познаётся дух народов и его жизнь. Стыдно и непростительно не знать того, что написали и что имеют народности, составляющие нашу родную страну, если эти писания достойны познания; поэтому прежде нужно изучить нашу родную Русскую литературу и литературу поляков, грузин, армян и финнов, а потом уже приступить к литературе всеобщей. Странно, но верно. В этом отношении мы можем встретиться со многими неожиданностями. Так, все кричат о высокой культуре финнов. На деле эта страна - страна высокого благосостояния народа, созданного на плечах России, - литература же и наука ниже многих других народностей, входящих в состав России.

Было бы важно, чтобы и всеобщая история по мере возможности проходилась в связи с историей Родины, а не была бы отделена от неё какою-то непроницаемою стеною.

Всё преподавание в средних школах должно быть проникнуто одним - познанием России и возможностью принести пользу своим знанием своей Родине. Так, изучение в реальных училищах химии и проч. должно быть тесно связано с знанием, где в России имеются те или другие элементы, где фабрики, вырабатывающие те или другие продукты и проч.

Могут ли быть высшие школы - университеты, академии и проч. национальными?

Наука всемирна. Наука универсальна. Наука одинакова для всех. Наука - это свет мира. Наук<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: