Федеральный закон РФ «Об основах общественного контроля в РФ» от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫС ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Тенденции развития, проблемы и пути решения.

 

Нормативно-правовое регулирование данной деятельности в РФ …..

Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р

Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г

Нормативно-правовыми актами непосредственно регулирующими деятельность по осуществлению общественного контроля являются

Федеральный конституционный закон РФ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ

Федеральный закон РФ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ

Федеральный закон РФ «Об основах общественного контроля в РФ» от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ

В концепции развития УИС до 2020 года содержится указание на необходимость использования сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осуждённых, организация взаимодействия с традиционными концессиями, в частности, обеспечение осуждённым возможности участия в религиозных обрядах, реализация совместных с традиционными концессиями гуманитарных проектов.

В содержании данной концепции, в рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью УИС, предлагается следующий комплекс мер:

1. Обеспечение "прозрачности" в деятельности УИС за счёт активного привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения наказания.

В перечень органов реализующих данное начинание должны входить: уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, неправительственные организации, средства массовой информации.

2. Принятие мер по содействию в работе общественных наблюдательных комиссий. Обеспечения деятельности данного органа в институтах условно - досрочного освобождения, а так же предоставление возможности реализации мер дисциплинарного характера.

 

3. Взаимодействие с представителями средств массовой информации, с целью формирования позитивного и уважительного отношения к труду работников УИС, их роли в обеспечении общественной безопасности.

 

4. Повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН) как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества.

 

5. Активное включение в воспитательный процесс культурных деятелей современности, представителей молодёжных движений и иных организаций, не имеющих целью своего создания работу в исправительных учреждениях.

6. Развитие попечительства, благотворительности, создание в каждом территориальном органе попечительских советов.

 

Согласно части 1 статьи 23 УИК РФ предусмотрено содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, а части 2 той же статьи говорится о том, что общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание на основании и в порядке, предусмотренного законодательством Российской Федерации

 

В соответствии со ст. 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий.

 

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, видеть беседующих, но не слышать их (ч. 2 ст. 24 УИК РФ).

 

Указом президента РФ от 4 августа 2006 года было положено начало создания общественных советов при федеральных органах власти. Основной задачей Общественного совета при ФСИН России является привлечение общественности к решению задач, стоящих перед УИС.

В настоящее время деятельность данного института регулирует Приказ ФСИН России от 1 октября 2013 года № 542 "О создании общественного совета при Федеральной службе исполнения наказания по проблемам деятельности Уголовно - исполнительной системы и утверждении его состава".

Общественный совет при ФСИН России существует на постоянной основе и носит консультативный характер. Об этом свидетельствует положение, говорящее о том, что решения органа носят исключительно рекомендательный характер.

Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, невмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и уголовно-исполнительную деятельность, а также в производство по делам об административных правонарушениях.

Основной целью Совета является привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед УИС, защите прав и законных интересов работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Совет вправе осуществлять детальность по информированию общественности в СМИ о положении дел во ФСИН, содействовать в процессах обучения и ресоциализации, налаживают связь ФСИН России с руководителями производственных объединений с целью поиска экономически выгодных взаимодействий. Представители совета участвуют в различных публичных мероприятиях, нормотворчестве, распространяют положительный опыт других подразделений УИС.

Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

1) общественные наблюдательные комиссии;

2) общественные инспекции;

3) группы общественного контроля;

4) иные организационные структуры общественного контроля.

 

Деятельность субъектов общественного контроля регулируется положениями Федерального закона «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И О СОДЕЙСТВИИ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ» от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ и Федерального закона «ОБ ОСНОВАХ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 21.07.2014 г. №212-ФЗ.

 

Полномочия субъектов общественного контроля четко закреплены на законодательномуровне, однако при взаимодействии общественного совета с ОНК прослеживаются некоторые негативные тенденции, они связанны с отсутствием взаимодействия при инспектировании исправительных учреждений.

Еще одним средством общественного контроля, согласно Концепции развития УИС до 2020 года, является взаимодействие со средствами массовой информации, как необходимый элемент, созданный для информирования граждан о деятельности УИС, создания эффективных коммуникаций с обществом, подконтрольность ФСИН институтам гражданского общества.

 

Общая тенденция гуманизации российской уголовной политики выразилась не только в декриминализации части преступлений, но и повышении внимании к обеспечению прав человека в местах исполнения наказания в виде лишения свободы. Полномочия по реализации данного направления были возложены на ОНК.

Общественные наблюдательные комиссии осуществляет свою деятельность на основе принципов приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законности.

Основными задачами общественно наблюдательной комиссии (Далее ОНК) выступают:

1. Осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека.

2. Подготовка решений по результатам осуществления общественного контроля.

3. Содействие сотрудничеству общественных объединений с администрацией учреждений исполняющих наказание, органов местного самоуправления, иных коммерческих и не коммерческих организаций.

Основываясь на принципах функционирования, ОНК осуществляет следующие функции:

1. Посещение мест принудительного содержания.

2. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

3. Подготовка решений по результатам проведения общественного контроля, носящих рекомендательный характер

4. Направление материалов по итогам осуществления общественного контроля различным органам государственной власти.

5. Взаимодействие по вопросам, относящимся к её деятельности, с органами государственной власти на различных уровнях.

6. Участие в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осуждённых из одних условий отбывания наказания в другие.

7. Проведение мероприятий по вопросам своей деятельности.

8. Иные действия, не противоречащие настоящему законодательству и в рамках реализации целей создания ОНК

Несмотря на достаточную регламентацию деятельности ОНК, все же имеются некоторые незначительные проблемы, больше организационного характера.

Очевидно, что срок работы ОНК слишком краток (3 года). При должном взаимодействии с осуждёнными устанавливаются относительно доверительные отношения. Наличие данного фактора может стать эффективным инструментом ресоциализации осуждённых. Целесообразно увеличить срок деятельности комиссии как минимум до 5 лет, или же сформировать систему частичного замещения членов ОНК через определённый период времени, например каждые 2 года 20 % состава должно переизбирается.К тому же за краткий срок члены комиссии не успевают в достаточной мере понять специфику деятельности исправительных учреждений (за исключением, разумеется, тех правозащитников, которые работают с колониями многие годы).

Основную критику вызывают положения закона, указывающие на то, что ОНК должно предварительно согласовывать посещение исправительных учреждений с УИС.Общественный контроль в этой сфере должен отвечать одному основному условию: контроль без предупреждения, без согласования с подконтрольными организациями" <10>. Полагаем, что существующий порядок можно было бы дополнить правом внезапных внеплановых посещений учреждений, в которых до того были выявлены серьезные систематические нарушения прав и свобод человека. Такую проверку комиссии могли бы проводить, к примеру, с уведомлением не УИС, а, к примеру, органов прокуратуры.

Еще одной важной проблемой в деятельности ОНК является отсутствие должной материальной базы. Несмотря на то, что данный институт подразумевает отсутствие административно командных и экономических функций, это не означает, что он не должен обеспечиваться всем необходимым для осуществления своей деятельности.

Решение данной проблемы всё чаще происходит за счет собственных денежных средств самих членов ОНК. Устранение данной проблемы возможно на счёт дополнительного перераспределения финансовых средств, а так же организации более качественной взаимопомощи между ОНК различных субъектов.Данную помощь более активно могли бы оказывать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, потому что в конечном итоге деятельность комиссий способствует созданию более благоприятной обстановки в регионе, снижению криминогенности.

Начинания в области взаимодействия уголовно-исполнительный инспекций (Далее УИИ) с институтами гражданского общества при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества так же вызывают массу противоречий.

Важной проблемой выступает отсутствие взаимодействие институтов гражданского общества непосредственно с УИИ. Этот аспект сотрудничества обусловлен необходимостью обеспечения ряда обстоятельств: необходимости обеспечения принципа гласности, увеличения доли взаимодействия в организации мероприятий общественного характера.

Представляется возможным решать данные вопросы по средствам взаимодействия с общественными совета при территориальных органов ФСИН России.

В целом законодательное регулирование общественного контроля в России можно оценить позитивно. В то же время деятельность общественных наблюдательных комиссий нуждается в совершенствовании, в том числе путем развития полномочий наблюдателей на основе положительного опыта зарубежных стран.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: