Говард Ф.Лавкрафт. Правда о кончине Артура Жермина и его семье




--------------------------------------------------------------- Origin: "Запретная книга" - русский фэн-сайт Г.Ф. Лавкрафта Перевод: Thrary (thrary@yahoo.com), https://zhurnal.lib.ru/t/thrary/ --------------------------------------------------------------- I Жизнь ужасна и за кулисами того, что мы знаем о ней, мелькаютдемонические намеки на правду, которые иногда делают ее в тысячи разужасней. Наука, уже гнетет своими шокирующими открытиями, которые возможноокончательно искоренят наши человеческие расы - если мы различные расы - ибоостается в мире неразгаданным ужас, который никогда не будет вновь порожденсмертным разумом ежели потеряется. Если бы мы знали, кто мы такие, то должныбыли поступить как Сэр Джермин - Артур Джермин ночью облил себя нефтью иподжег одежду. Его обугленные останки не поместили в урну, ему не поставилипамятник - нашли документы и упакованный в коробку предмет - заставившийлюдей желать забыть о нем. Некоторые, кто знал его, теперь даже недопускают, что он вовсе существовал. Артур Джермин вышел на торфяник и поджег себя, предварительно изучивупакованный в коробку предмет, прибывший из Африки. Этот предмет, а несвоеобразные личные склонности, привел Артура Джермина к такому финалу.Многим не понравилось жить, обладай они некоторыми чертами Артура Джермина,но он был поэтом и ученым и такие мелочи его не волновали. Тяга кисследованиям попала к нему в кровь, от прадеда - сэра Роберта Джермина,выдающегося антрополога, и пра-пра-прадеда - сэра Вейда Джермина - одного изпервых исследователей Конго, описавшего местные племена, животных идревности. По правде, к старости сэром Вейдом овладело интеллектуальноервение почти равное мании - его причудливые предположения о доисторическойбелой Конголезской цивилизации принесли ему много насмешек, когда его книга"Заметки о некоторых областях Африки", была опубликована. В 1765 году этогобесстрашного исследователя поместили в дом умалишенных в Нантингтоне. Безумие таилось во всех Джерминах, и люди были счастливы, что технемного. Это дерево не пускало ветвей и Артур был в нем последний. Джерминыказалось никогда не выглядели совсем верно - чего-то не доставало,.. Артурбыл худшим, хотя старые семейные портреты в поместье Джерминов запечатлеливполне благопристойные лица до времен сэра Вейда. Определенно, безумиеначалось с сэра Вейда, чьи дикие Африканские истории не раз восхищали ипугали его немночисленных друзей. Это подтверждала коллекция трофеев иредкостей, которую нормальный человек не стал бы собирать и хранить, иособенно то восточное уединение, в котором он держал свою жену. Позже, онсказал, что она дочь португальского торговца, которого он встретил в Африке,и ей не нравятся английские порядки. Она, с маленьким сыном, рожденным вАфрике, прибыла из второго, самого продолжительного путешествия сэра Вейда,и отправилась с ним в третье, последнее, из которого не вернулась. Никто невидел ее вблизи, даже слуги - она была предрасположена к вспышкам ярости иодиночеству. Во время краткого пребывания в поместье Джерминов ейпредоставили удаленный флигель. Не менее странна его забота о потомке -когда он ездил в Африку, то не позволил никому заботится о сыне кромеотвратительной черной женщины из Гвинеи. Вернувшись, после смерти ледиДжермин, он сам воспитывал мальчика. Определенно именно болтовня сэра Вейда, особенно когда он был навеселе,позволила друзьям счесть его безумным. В прагматичном веке подобно векувосемнадцатому не будет мудрым для ученого человека говорить о дикихзрелищах и странных сценах под луной Конго; о гигантских стенах икрошащихся, увитых плющом колонах заброшенного города, и сырых, молчаливых,каменных ступенях, ведущих бесконечно во тьму бездонных сокровищниц, склепови невообразимых катакомб. И совсем уж неразумно бессвязно говорить о живыхсозданиях, что могут обитать в таком месте; созданиях по крови наполовину изджунглей и наполовину из нечестивого, дряхлого города - неправдоподобныхсозданий, которых даже Плиний описывал бы со скептицизмом; создания, которыедолжно быть появились после великих обезьян и наводнили умирающий город состенами и колоннами, склепами и таинственной резьбой по дереву. Послепоследнего возвращения домой сэр Вэйд говорил о подобных предметах сосверхъестественной дрожью, придающей пикантность и преимущественно послетретьего стакана в "Голове рыцаря"; хвастаясь тем, что нашел в джунглях икак обитал среди ужасных руин известных только ему. И, наконец, он говорил оживых созданиях в такой манере, что его забрали в дом умалишенных. Онвыказал немного сожаления, когда его заперли в пустой комнате в Хантингдоне,потому что его разум лишился любопытства. Пока его сын подростал, он любилсвой дом все меньше и меньше, пока, наконец, ему не показалось, что боитсяего. "Голова рыцаря" стала его штабом и когда его заключили в сумасшедшийдом, он выражал смутную признательность за защиту. Через три года он умер. Сын Вэйда Джермина - Филипп был в высшей степени странной особой.Несмотря на сильное физическое сходство с отцом, его облик и поведение былистоль отвратительны, что его обычно избегали. Хотя он и не унаследовалбезумия, которого боялся, был крайне глуп и подвержен кратким приступамнеконтролируемой ярости. Телосложения он был невысокого, но необычайномощного и невероятного проворства. Через двенадцать лет после наследованиятитула он женился на дочери своего лесничего (определенно, цыганских кровей- так говорили люди), но незадолго до рождения сына вступил в военный флотпростым матросом, усиливая общее отвращение вызванное привычками имезальянсом. Поговаривали, что по окончании войны за независимость Америки,он служил матросом на торговом судне, заработав некоторую репутацию силой иловкостью в обращении со снастями, пока не исчез ночью, когда корабльотходил от побережья Конго. В сыне сэра Филина Джермина семейные странности проявились неожиданными роковым образом. Высокий и довольно стройный, с неким подобиемтаинственной восточной грации, несмотря на слегка неправильные пропорции,Роберт Джермин жил как ученый и исследователь. Именно он первый изучилобширную коллекцию, которую его безумный дед собрал в Африке, и он сделалсемейное имя знаменитым как в этнологии, так и в исследованиях. В 1815 сэрРоберт женился на дочери седьмого виконта Браймхолмтского и был впоследствииблагословлен тремя детьми, старшего и младшего из которых никогда публичноне показывали из-за повреждений разума и тела. Удрученный семейныминесчастьями, ученый искал утешения в работе, и совершил две продолжительныеэкспедиции во внутреннюю Африку. В 1849 году его второй сын, Невил, крайнеотвратительная личность, казалось сочетающая угрюмость Роберта Джермина снадменностью Брайтхолмов, сбежал с вульгарной танцовщицей, но по возвращениюбыл прощен. Он вернулся в поместье Джерминов уже вдовцом и с малолетнимсыном, Альфредом, который однажды стал отцом Артура Джермина. Друзья говорили - именно череда несчастий поколебала разум сэра РобертаДжермина, хотя возможно к трагедии привел Африканский фольклор. Пожилойученый, собирал легенды племен Онга рядом с местностью, что исследовал егодед, надеясь объяснить дикую историю сэра Вейда об утерянном городе,населенный странными гибридными созданиями. Некая логика в странных заметкахего предка, наводила на мысль, что воображение безумца могли питать преданиятуземцев. 19 октября 1852 года, исследователя Самуэля Сетона вызвали сзаметками собранными среди Онга в поместье Джерминов, полагая, что некоторыелегенды о сером городе белых обезьян управляемыми белым богом моглиоказаться ценны для этнологов. В беседе Сетон вероятно сообщил множестводеталей, о природе которых никогда не узнаем, из-за ужасающей серии трагедийвнезапно ворвавшихся в реальность. Когда сэр Роберт Джермин покинулбиблиотеку, он оставил в ней удушенного исследователя, и пока его неостановили, умертвил всех троих своих сыновей. Невиль Джермин умер, защищаясобственного двухлетнего сына, несомненно, также включенного в безумныйубийственный сценарий старика. Сам сэр Роберт, после повторной попыткисамоубийства и упорного отказа изъясняться словами, умер от апоплексическогоудара на втором году своего заключения. Сэр Альфред Джермин стал баронетом прежде чем ему исполнилось четырегода, только его вкусы не соответствовали его титулу. В двадцать онприсоединился к мюзикхолу и в тридцать шесть бросил жену и ребенка, чтобыпутешествовать со странствующим Американским цирком. Его кончина крайнеотталкивающа. Среди животных участвующих в представлении была огромнаягорилла, окраса несколько светлее, чем обычно; удивительно послушный зверь,пользующихся большой популярностью у актеров. Этой гориллой Альфред Джерминбыл однажды очарован и много раз эту пару могли видеть, подолгу смотрящимидруг на друга через решетку. В конце концов, Джермин выпросил разрешениедрессировать гориллу, поражая своим успехом публику и знакомых исполнителей.Как-то утром в Чикаго, когда горилла и Альфред Джермин репетировалинеобычайно ловко поставленный боксерский матч, первая нанесла удар сильнееобычного, повредив как тело, так и достоинство тренера-любителя. О том, чтопоследовало, члены труппы "Величайшего шоу на Земле" не любятраспространяться. Они не ожидали услышать пронзительный, нечеловеческийвопль, испущенный сэром Альфредом Джермином, или увидеть его вцепившегося всвоего неуклюжего противника обеими руками, бросившего его на пол клетки ижестоко ударившего по волосатому горлу. Горилла некоторое время толькозащищалась, впрочем, недолго и прежде чем постоянному тренеру что-нибудьудалось сделать, тело принадлежавшее баронету стало невозможно опознать. II Артур Джермин, сын сэра Альфреда Джермина и певички музикхоланеизвестного происхождения. Когда муж и отец оставил семью, мать привезларебенка в поместье Джерминов. Она обладала определенными представлениями,какие должны быть достоинства знатного человека, и видела, что ее сынполучает лучшее образование, из того, что могли предоставить ее небольшиеденьги. Семейные средства к тому времени оскудели и поместье Джерминовоказалось в крайней ветхости, но юный Артур любил старое здание и егообстановку. Он не понравился бы любому другому Джермину жившему прежде,оттого, что был поэтом и мечтателем. Некоторые из соседей, слышавшихрассказы о португальской жене старого Вейда Джермина, объявили - должнобыть, это сказывается ее латинская кровь, но большинство людей простоглумились над его чувствительностью к прекрасному, приписывая его кмузикхольной матери, не признанной обществом. Поэтическая утонченностьАртура Джермина еще более примечательна в связи с его неуклюжей внешностью.Большинство Джерминов обладали утонченными странностями и отталкивающимскладом ума, но случай Артура был действительно поразителен. Едва можносказать точно, на кого он был похож, но мимика, лицевой угол и длинна рукдавали повод дрожжи отвращения тем, кто встретил его впервые. Ум и характер Артура Джермина искупали его внешность. Одаренный иобразованный, он удостаивался высших наград в Оксфорде, и, казалось, искупитинтеллектуальную честь семьи. Обладая темпераментом скорее поэта, чемученого, он все же планировал продолжить исследования своих предков вАфриканской этнологии, используя поистине чудесную, хотя и необычнуюколлекцию сэра Вейда. С его полным причуд умом, он часто думал одоисторических цивилизациях, в которые безумный исследователь такбезоговорочно поверил, сплетая рассказ за рассказом о молчаливом городе вджунглях, упомянутом в его поздних диких записях и заметках. К смутнымвысказываниям касающихся безымянной, непредвиденной расы гибридов изджунглей он испытывал своеобразное чувство: смесь страха и притягательности,размышляя над возможным фундаментом подобных фантазий, и, пытаясь найтиответ среди более новых сведений, тщательно отобранных среди племен Онга егопрадедом и Самуэлем Сетоном. В 1911 году, после смерти матери, сэр Артур Джермин решился занятьсяисследованиями. Продав часть поместья, чтобы добыть необходимые средства, онснарядил экспедицию и направился в Конго. Располагая лучшими бельгийскимипроводниками, он провел год в стране Онга и Кан, обнаружив данныепревзошедшие его наивысшие ожидания. Среди Калирис жил старый вождь, поимени Мвану, обладавший не только чрезвычайно цепкой памятью, но иисключительной понятливостью и интересом к старым легендам. Этот старикподтвердил легенды, которые Джермин слыхал, присовокупив собственное мнениео каменном городе и белых обезьянах. Мвану заявил - города и созданий не существует более, много лет назадвоинственные Н'бангу их уничтожили. Разрушив здания и перебив живых существ,они вынесли набитую богиню, свою цель (белая обезьяна - богиня, которойстранные создания поклонялись, и которая согласно традициям Конго былапринцессой этих созданий). Только, что за создания были белыеобезьяноподобные, Мвану не знал, хотя и полагал, что они строителиразрушенного города. Джермин так и не смог понять, как относится к подобномурассказу, и после долгих расспросов услышал живописнейшую легенду о набитойбогине. Принцесса-обезьяна, говорилось в легенде, была соправительницейвеликого белого бога, что пришел с Запада. Долго они правили городом, нокогда у них появился сын, все трое уехали. Позже принцесса и бог вернулись,и после смерти принцессы божественный супруг мумифицировал ее и поместил враку в громадном доме из камня, где ей поклонялись. Затем он уехал один.Легенда существовала, по крайней мере, в трех вариантах. В первом варианте,собственно ничего более не происходило, а набитая богиня стала символомверховенства племени, что смогло ее заполучить. Второй вариант гласил, чтобог вернулся и умер у ног жены. Третий говорил о возвращении сына, выросшегово взрослого мужчину, или обезьяну, либо же бога, ясность в данном вопросеотсутствовала. К тому же, у впечатлительных черных любые события могли лечьв основу экстравагантной легенды. Но в существование города в джунглях, описанного старым сэром Вейдом,Артур Джермин более не сомневался; и был едва ли удивлен, когда в начале1912 года нашел развалины. Размеры города были сильно преувеличены, но плитылежащие в его фундаменте говорили, что это не простая негритянская деревня.К сожалению, надписей обнаружить не удалось, а немногочисленный составэкспедиции не позволял расчистить ход, который возможно вел в системусклепов, о которых упоминал сэр Вейд. О белых обезьянах и набитой богинерасспрашивали всех вождей окрестных племен, но только европеец смог уточнитьсведения полученные от старого Мвану. Верхерен, бельгийский агент факториина Конго, считал, что сможет не только найти набитую богиню, но и получитьее - о ней он что-то смутно слыхал с той поры, как когда-то могучие М'Бангустали смиренными слугами короля Альберта и с помощью убеждения можно быловынудить их расстаться с отвратительным божеством, которое они добыли.Поэтому, когда Джермин отплыл в Англию, у него появилась великолепнаявозможность, что, быть может, в течение ближайших месяцев он получитбесценную этнографическую реликвию, подтверждающую дичайшие из рассказов егопра-пра-пра-деда - т.е. дичайшее из того, что он когда-либо слыхал.Крестьяне, родом из окрестностей поместья Джерминов, возможно, слыхали ещеболее дикие истории, оставленные потомству предками, что слышали сэра Вейдаза столом Головы Рыцаря. Артур Джермин спокойно дожидался посылки от Верхерена, с возрастающимусердием изучая бумаги оставленные его безумным предком. Устные предания обего таинственной жене были многочисленны, но осязаемых подтверждений еепребывания в поместье Джерминов не осталось. Джермин поражалсяобстоятельствам, побудившим или позволившим такие вычеркивания, и он решил,что безумство мужа было тому причиной. Он вспомнил: говорили егопра-пра-пра-бабка - дочь португальского торговца. Без сомнения еенаследственная практичность и поверхностные знания Черного континента былиосновой историй сэра Вейда о внутренних странах, вещи, которой такойчеловек, возможно, не желал простить. Но Джермина развлекала бесполезностиподобных размышлений, полутора веками после смерти его обоих прародителей,хотя потворствовать им он не мог. В июне 1913 года прибыло письмо от Верхерена, в котором он сообщал, чтонашел набитую богиню. Это, утверждал бельгиец, экстраординарный предмет; иклассифицировать его вне сил любителя. Был ли это человек илиобезьяноподобный мог определить только ученый, да и тому могло помешать ееплохое состояние. Время и климат Конго не были благосклонны к мумии;особенно когда ее изготовление столь любительское. На шее созданияобнаружили золотую цепочку, несущую пустой медальон с геральдическимрисунком; без сомнения памятный подарок злополучного путешественника,отобранный Н'Бангу и повешенный на богиню в качестве амулета. Комментируячерты лица мумии, Верхерен приводил причудливое сравнение, или вернее,описывал комическое удивление, которое должно поразить его корреспондента:только мумия представляет слишком большую научную ценность, чтобы ветреноразбрасываться словами. Он писал, что набитая богиня прибудет, должнымобразом упакованная, через месяц. Упакованный в ящик предмет доставили в поместье Джерминов в полдень 13августа 1913 года и немедленно транспортировали в большую комнату, гдепомещалась Африканская коллекция, собранная сэром Робертом и сэром Артуром.Что случилось после, можно восстановить по рассказам слуг и вещам и бумагампозднее изученным. Среди многочисленных рассказов, версия почтенного Сомеса,дворецкого, наиболее полна и связана. В соответствии с этим заслуживающимдоверия человеком, сэр Артур Джермин перед вскрытием коробки удалил всех изкомнаты, хотя настоятельный звук молотка и долота показывали, что он неотсрочил операцию. Некоторое время ничего не было слышно; сколько именноСомес затрудняется точно оценить, но определенно не менее чем через четвертьчаса услышали ужасающий вопль, несомненно, принадлежащий Джермину. ТотчасДжермин покинул комнату, стремительно бросился к фасаду здания, как если быего преследовал какой-то ужасающий враг. Выражение его лица, лицамертвенно-бледного, полагаю, было невозможно описать. Когда он оказалсявблизи парадной двери, он, похоже, придумал что-то и, развернувшись, исчез,спустившись по лестнице в погреб. Ошеломленные слуги наблюдали за верхнимпролетом лестницы, но их хозяин не вернулся. Позже услышали скрип двериведущей на задний двор; и конюх видел Артура Джермина, блестящего с головыдо пят от нефти и благоухающего той же жидкостью, Джермин украдкой вышел исгинул в черном торфянике, окружающем дом. Тогда, экзальтированные ужасом,все увидели финал. Искра вспыхнула на торфянике, поднялось пламя, и огоньохвативший человека, столбом вознесся к небу. Династии Джерминов более несуществовало. Причины, отчего обгорелые останки Артура Джермина не были собраны ипохоронены, исходят из обнаруженного позже, главным образом, создания вящике. Набитая богиня была тошнотворна, ссохнувшаяся и обглоданная,мумифицированная белая обезьяна неизвестного ранее вида, менее волосистая,чем любая известная разновидность, и бесконечно близкая к человеку.Детальное описание будет слишком неприятно, но о двух особенностяхнеобходимо упомянуть, потому, как они некоторым образом связаны с заметкамиАфриканской экспедиции сэра Вейда Джермина и конголезскими легендами о беломбоге и принцессе-обезьяне. Две особенности таковы: герб на медальонесоздания был герб Джерминов, и игривое предположение Верхерена о некоторомсходстве обрушились с яркостью, ужасом и неестественным страхом ни на когоиного как на чувствительного Артура Джермина, пра-пра-правнука сэра ВейдаДжермина и неизвестной жены. Члены Королевского Археологического Институтасожгли создание и бросили цепочку в колодец, и некоторые из них даже недопускают, что Артур Джермин вовсе существовал.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: