Тема «Творение и время во Вселенной»




Тема «Творение Господа»

ВСЁ творение делится на духовный и материальный миры. Сравнивать их сложно, т.к. это совершенно разные области. Но, тем не менее, священные писания говорят, что духовный мир в три раза больше материального. А живых существ в духовном мире в девять раз больше, чем в материальном.

Духовным мир, в свою очередь, можно разделить на две большие части, причем деление это обусловлено не «географическим» положением, а разницей в настроении. Высшая часть духовного мира – это Голока Вриндавана (Кришналока) /Голока– планета Кришны, или планета коров («го» – корова, «лока» – планета/. Там Господь Кришна присутствует в Своей изначальной, двурукой человеческой форме. Там Его отношения с преданными носят спонтанный, «неофициальный» характер. Преданные на Голоке относятся к Кришне как к равному и часто даже не подозревают, что перед ними – Верховный Господь. Там присутствуют четыре расы в отношениях с Кришной: дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Чистой шанта-расы (нейтральных отношений) там не существует, т.к. шанта-раса подразумевает пассивное поклонение, восхищение, на Голоке же все преданные, кем бы они ни были, даже растения и животные, активно служат Кришне тем или иным способом.

Более «низкая» область духовного мира – область планет Вайкунтх. Вайкунтха (место, где нет тревог). Господь присутствует на Вайкунтхах в Своей четырехрукой форме. Вайкунтх бесчисленное множество, на каждой из них – Свое воплощение Господа. Все эти воплощения называются Нараянами, однако каждый Нараяна имеет еще и Свое конкретное имя на каждой планете. На Вайкунтхах среди преданных царит другое настроение – настроение благоговейного поклонения, отношения с Господом более «официальные». Все преданные помнят о том, что Нараяна является Верховным Господом, и служат Ему с благоговением и почтением. На Вайкунтхах нет отношения дружбы с Господом, нет родительских отношений, а супружеские отношения с Господом имеет только Богиня Лакшми. Остальные преданные находятся либо в шанта-, либо в дасья-расе с Господом.

Развив привязанность к определенной форме Господа, преданный из материального мира переносится именно на ту планету духовного мира, где он может продолжать свои взаимоотношения с возлюбленным им образом Господа.

 

Небольшая часть брахмаджьоти (ШБ 2.5.11) покрывается невежеством (где нет памяти о Кришне). Там Господь в форме пуруша-аватар проявляет материальную энергию и бесчисленные вселенные (ШБ 2.5.21; 4.17.21).

В центре вселенной располагается 14 планетных систем, (ШБ 2.5.38-39; 2.5.40-42) разделенных на 3 уровня существования: низшие, средние и высшие или райские (ШБ 3.10.7-9; 3.11.26; 4.20.35-36). Диаметр этого ядра вселенной составляет 6 миллиардов км. (ШБ 5.20.37). Снаружи вселенная укрыта многослойной оболочкой, создающей внутри полную темноту. Поэтому в каждой вселенной есть лучезарная планета – Солнце, которая светит отраженным светом брахмаджьоти, сиянием духовного мира (ШБ 3.26.3; 4.12.37) Оболочка вселенной состоит из 7 слоев, каждый из которых толще предыдущего в 10 раз. Первый слой представляет собой изначальную воду[1]. Следующие: огонь, воздух, эфир, ум, ложное эго и самый толстый внешний слой – слой непроявленной, недифференцированной материальной природы (прадханы) (ШБ 2.1,25; 2.2.28; 3.26.52: 3.26.10; 3.32.9.1.6.31).

Низшие планетные системы (7 уровней ниже Земли) населяют змеи и змееподобные существа, Наги, материалисты и демоны. На самые низшие уровни этих планет не проникают солнечные лучи и освещаются они сиянием драгоценных камней, которыми украшены клобуки Нагов. В материальном отношении все эти планеты находятся на высоком уровне развития цивилизации, предназначение которой одно – удовлетворение чувств. Однако обитатели их не знают о преданном служении и обладают материалистическим и даже демоническим сознанием (ШБ 4.29.28).

Средние уровни планет, типа Земли, населяют человеческие существа. Это единственное место во вселенной, где живое существо зарабатывает последствия за свои действия (карму). Это самое благоприятное место для практики преданного служения, поскольку оно свободно от излишней роскоши для удовлетворения чувств и излишних страданий, которые отвлекают ум живого существа (ШБ 5п. гл.20).

Высшие уровни планетных систем населяют сиддхи, чанары, видьядхары, кимпуруши, духи, привидения, полубоги; еще выше – мудрецы, риши, аскеты, давшие обеты безбрачия. На самой высшей планете Брахмалоке (Сатьялоке), представляющей собой лотос, несет свое служение Господь Брахма со своими спутниками. На этих планетах есть неограниченные возможности и для преданного служения, и для тонкого удовлетворения чувств. Все обитатели этих планет преданы Господу, хотя и в разной степени (ШБ 3.25.37, 3.10.27-28, 3.5.49, 4.18.19).

Голока – высшая планета духовного мира делится на три части: Дварака, Матхура и Вриндаван (ШБ 3.2.11). Различаются они по степени, в которой сладость игр и взаимоотношений с Господом перекрывает благоговение перед его богатством, силой. Обитатели Вриндавана вообще не помнят о могуществе Господа, сладость той любви, которую они испытывают по отношению к чудесному проказнику и очаровавшему их сердца юноше не позволяет им даже до конца осознать сверхъестественное могущество Его деяний; они просто «плавают» в сладости. Но основой взаимоотношений с Господом, как на Вайкунтхах, так и на Голоке, является стремление служить; все преданные считают, что предназначение их только в том, чтобы доставить радость Господу, в каких бы отношениях с Ним они ни находились (ШБ 3.2.9-10; 3.2.14; 3.15.42; 3.15.39).

Второй стороной Вриндавана является Навадвипа, они не отличны. Различие лишь в том, что во Вриндаване Радха и Кришна проявляют Себя порознь, а в Навадвипе Они сливаются в чудесный единый золотой облик Господа Гауранги. Есть отличие в оттенках настроения: во Вриндаване – сладость, а в Навадвипе – великодушие, сострадание, с которым Господь Чайтанья и Его вечные спутники раздают всем сладость Святого имени Радхи и Кришны. Во Вриндаване воплощением этого великодушия и сострадания является Шримати Радхарани (Навадвипа Дхама Махатмья, Бхактивинод Тхакур).

Схема плана творения Господа

1. Изначальная духовная планета, напоминающая цветок лотоса, называется Голокой Вриндаваной. Это обитель Господа Кришны, изначальной Личности Господа.

2. Голока Вриндавана излучает духовное сияние, называется брахмаджйоти. Это сияние – конечная цель, к которой стремятся имперсонаклисты.

3. В бескрайнем брахмаджйоти находится бесчисленное множество духовных планет. Подобно тому, как пылинки в сиянии лучей солнца, в материальных вселенных находится бесчисленное множество материальных планет. На этих духовных планетах господствуют полные экспансии Господа Кришны, а их обитатели – вечно освобожденные живые существа. Все они имеют четырехрукую форму. Здесь Господа называют Нарайаной, а эти планеты – Вайкунтхами.

4. Иногда край духовного неба брахмаджйоти застилает духовное облако. Эта затемненная его часть называется махат-таттвой. Тогда Господь принимает форму Маха-Вишну и ложится на воды внутри махат-таттвы. Эти воды называются Причинным океаном (карана-джала).

5. Господь при этом пребывает в медитационном сне (йога-нидре), и, с Его дыханием, из Него исходит бесчисленное множество вселенных. Плавающие на поверхности Причинного океана, подобно пузырькам пены, вселенные рассеяны по всей его поверхности. Они существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну.

6. В каждую вселенную тот же Маха-Вишну снова входит как Гарбходакашайи Вишну и ложится здесь в Океане Гарбха на змея Шеша, воплощение Господа. Из пупа на Его животе вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма, владыка данной вселенной. Брахма создает разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность живым существам осуществить свои желания в этой вселенной. Он создает также солнце, луну и полубогов.

7. Солнце располагается примерно в центре каждой вселенной, распространяя по всей вселенной свет и тепло. В махат-таттве существуют миллионы и миллиарды вселенных, и в каждой из них есть свои солнце и луна, необходимые в них потому, что сами материальные вселенные темны по своей природе. Веды призывают нас выбраться из тьмы этих вселенных и достичь сияющего излучения, брахмаджйоти.

8. Брахмаджйоти существует благодаря сиянию планет Вайкунтх, которые не нуждаются ни в свете солнца, ни в электричестве.

 

Тема «Творение и время во Вселенной»

В изначально однородном Брахмане (ИВН с.89) в одном месте духовного неба проявляются гуны и все 24 элемента материальной энергии в ее непроявленном состоянии. Таким образом, создается прадхана, или Причинный океан (карана-удака).

Кстати, это косвенно подтверждают и современные ученые – они говорят о «первичном бульоне», из которого впоследствии сформировалось творение. Похоже, они имеют в виду именно прадхану, т.е. материю в ее изначальном гомогенном состоянии.

Приведём аналогию: пример глины, из которой изготавливаются кирпичи, из которых потом строится дом. Прадхана – это как куча глины, из которой еще не сделаны кирпичи. Глина бесформенна, и в ней невозможно разглядеть что-то упорядоченное. Но эта упорядоченность будет возникать и проявляться постепенно, когда кто-то займется изготовлением кирпичей и строительством дома. Точно так же в изначальном состоянии материя бесформенна, но постепенно по воле Господа она начинает приобретать разнообразные формы и выполнять разные функции. Иными словами, прадхана – это «куча» стройматериала, из которого позже будет построен весь материальный мир.

Последовательность этапов творения:

1. Господь Баларама является первой экспансией Кришны в духовном мире.

2. Господь Баларама распространяет Себя в первую чатур-вьюху: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха.

(Термин «чатур-вьюха» значит четверная, или четверичная экспансия Господа. «Экспансия» – это «воплощение» (буквально – «расширение»). Ч атур-вьюха – это группа из четырех воплощений Господа. Чатур – значит четыре, а вьюха – воплощения).

3. Воплощение Санкаршана распространяет Себя, в Свою очередь, в Господа Нараяну, а Он – в бесчисленные воплощения Нараян, каждый из которых правит Своей планетой Вайкунтхой.

4. Из Нараяны проявляется вторая чатур-вьюха, четыре воплощения, которых зовут так же, как и воплощения из первой чатур-вьюхи: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха.

5. Господь Санкаршана из этой, второй чатур-вьюхи, воплощается как Ананта-шеша (гигантский многоголовый змей), а также как Маха-Вишну (Каранодакашайи Вишну), четырехрукая форма Господа. Господь Маха-Вишну ложится в Причинном океане на ложе из Ананта Шеши и погружается в мистический сон, йога-нидру.

6. Во время выдоха из пор на теле Маха-вишну выходят бесчисленные вселенные, а во время Его вдоха они входят обратно. Пока Маха-Вишну выдыхает, Вселенные существуют в проявленном состоянии, и живые существа в них занимаются материальной деятельностью; когда же Он вдыхает, вселенные входят назад в Его тело и переходят в непроявленное состояние, а живые существа впадают в забытье до следующего выдоха Маха-Вишну.

7. Взглянув на материальную энергию, прадхану, Господь Маха-Вишну вносит в нее энергию времени, а также всех живых существ с их кармой и желаниями (об этом подробнее см. ниже). В этот момент прадхана как бы «оживает» и начинает проявлять свое многообразие – проявляются материальные элементы, гуны природы и прочее. Желания и карма живых существ определяют формы, в которые будет развиваться материя. Этот момент сравнивают с моментом зачатия, когда отец помещает семя в лоно матери, и начинается развитие эмбриона.

8. В каждую вселенную Господь входит в форме Своей пуруша-аватары Гарбходакашайи-Вишну (ШБ 3.26.50). Он наполняет вселенную наполовину Своим потом и ложится на воды этого океана (удака) пота (гарбха). Гарбходакашайи-Вишну является Сверхдушой вселенского тела.

9. Из Его пупка вырастает лотос, в стебле которого содержатся в своей потенциальной форме все 14 планетных систем, а на высшей из них, в лотосе рождается Брахма (ШБ 2.6.23).

10. После длительных аскез и медитации Господа Брахмы, Господь Вишну проявляет в его сердце всё знание, духовное и материальное, и являет Свой трансцендентный облик. Обретя это знание, Господь Брахма начинает творить из вселенской формы Господа все материальные формы и объекты (ШБ 3.10.5-9, 3.10.19-30, 3.20.17-52, 1.8.34, 3.26.18, 2.5.33; ИВН с. 62).

11. Затем Господь входит в каждый атом вселенной и в сердца всех живых существ, как Сверхдуша (Параматма) в форме Кширодакашайи-Вишну. Он возлежит в океане молока (кшира) и является свидетелем всех желаний и поступков живых существ, санкционируя все их действия и награждая или наказывая их соответствующими последствиями. Он также является чайтья-гуру – гуру в сердце – направляющим по пути самоосознания живое существо изнутри (БГ 9.7-8; ШБ 2.5.33).

Комментарий к некоторым пунктам:

К пункту 5: В шастрах сказано, что Маха-Вишну возлежит на ложе из Ананта-шеши и находится в состоянии, называемом йога-нидра. Это состояние - не обычный сон, хотя со стороны оно похоже на сон. Это состояние мистического транса. Т.е. Маха-Вишну ничего не "делает" в привычном для нас понимании - не ходит, не ест, не танцует, не общается. Но это не значит, что Ему скучно. Господь самоудовлетворен, и даже будучи погруженным Сам в Себя, Он не испытывает никакой скуки.

В шастрах вообще довольно мало описаний Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Несравнимо больше описываются деяния Господа Кришны в Его двурукой форме. И это не случайно: ведь наша цель -
достичь не Вишну, а Кришны. Поэтому деяния Вишну описываются лишь в общих чертах, просто для нашего сведения, а описания деяний Кришны даны в больших подробностях, чтобы усилить и сконцентрировать нашу медитацию на высшую цель.

Шрила Прабхупада пишет в БГ (18:65, конец комментария): "Нужно сосредоточить ум на изначальном образе Личности Бога, Кришне, и не отвлекаться даже на другие формы Господа. Господь принимает множество разнообразных образов..., но преданный должен сосредоточить свой ум на том образе, который лицезрел Арджуна".

 

К пункту 7: Взгляд Маха-Вишну привносит в материю живых существ с их желаниями и кармой. Эти желания и карма остались у живых существ с прошлого этапа творения, с прошлого выдоха Маха-Вишну. Т.е. те живые существа, которые не успеют обрести освобождение и уйти в духовный мир до конца существования этой вселенной, вынуждены будут во время вдоха Маха-Вишну войти в Его тело снова и провести в бессознательном состоянии огромное количество времени (весь Его вдох), чтобы со следующим Его выдохом снова выйти, попасть во вновь сотворенную материальную вселенную и начать отрабатывать свою карму и реализовывать свои желания с того уровня, на котором они остались у них в прошлом этапе творения, в прошлой вселенной!

К пункту 7 еще одно примечание: взгляд Маха-Вишну косвенно также открыт современной наукой. То, что ученые называют «большим взрывом», который они считают толчком к началу творения, - это и есть тот момент, когда Маха-Вишну взглянул на материю, дав толчок к ее развитию. Ученые не могут «открыть» Маха-Вишну, т.к. это находится за пределами досягаемости материальной науки, но следы Его влияния на вселенную они могут как-то зафиксировать, однако дать им адекватных объяснений они не могут, вот и придумывают разные теории.

К пункту 9: В каждой Вселенной свой Господь Брахма. В зависимости от сложности и размеров данной вселенной у Господа Брахмы соответствующее количество голов. У нашего Брахмы четыре головы – это мало по сравнению с другими Брахмами:). Наша вселенная довольно маленькая по сравнению с другими. Пост Брахмы может занимать как джива (живое существо), так и воплощение Господа (Вишну-таттва) – в случае, если не нашлось достаточно благочестивой дживы на должность Брахмы.

К пункту 9: Христиане представляют Бога творцом, но на самом деле христианские описания Бога больше подходят под описания Господа Брахмы, чем Кришны или Вишну, т.е. христиане поклоняются Брахме, сами того не сознавая. Они считают творца Всевышним, хотя на самом деле творец материального мира – это всего лишь исполнитель высшей воли изначального Бога.

К пункту 9: Расположение планет во вселенной, которое описывают Веды, конечно же, не совпадает с тем, что говорит современная наука. Когда современный человек слышит, что Земля плоская, а Солнце находится к ней ближе, чем Луна, он не может принять этого, и его можно понять: все знают, что космонавты летали в космос и видели землю со стороны круглой. Поэтому неправильно будет просто огульно отрицать всё, что говорит современная наука. В Ведах вселенная описывается такой, какой видят ее полубоги. Полубоги не ограничены нашими тремя измерениями, у них измерений гораздо больше, и с их точки зрения всё выглядит не так, как с точки зрения человека.

Тема «Время»

Господь Брахма живет (БГ 8.17; ШБ 2.10.21) в течение одного выдоха Маха-Вишну: 100 лет×365 дней ×2 (день и ночь) ×1000 (маха-юг) ×4 320 000 (лет в 1-й маха-юге) = 311 040 000 000 000 лет. 100 лет Брахмы - это и есть время существования каждой Вселенной.

День Брахмы составляет (БГ 8.17; ШБ 3.11.23, 4.28.31) 14 манвантар (смен Ману), 4 320 000 × 1000 = 4 мрд. 320 млн. земных лет. Маха-юга состоит из 4 юг (БГ 8.17; ШБ 3.11.18-21):

1. Сатья-юга, длящаяся 1 728 000 лет, когда процветают все принципы религии, и методом самоосознания является медитация

2. Трета-юга, длящаяся 1 296 000 лет, когда начинает нарушаться один из четырех принципов религии – аскетизм, а методом самоосознания является проведение сложных жертвоприношений.

3. Двапара-юга, длящаяся 864 000 лет, когда нарушаются уже два принципа религии: аскетизм и милосердие, а методом самоосознания является поклонение Господу в храме.

4. Кали-юга, длящаяся 432 тысячи лет, когда религия разрушена уже на 3/4, и лишь принцип правдивости удерживает цивилизацию от разрушения (ИВН с. 827).

Время во Вселенной относительно. За тот же срок, когда полубоги проживают один день, у землян проходит один год (ШБ 4.28.39, 4.30.17, 4.25.43). А тысячелетие, проведенное в страданиях в аду, на Земле воспринимается лишь как мгновение.

Время, как рок, как движущий и разрушающий фактор, существует только в материальном мире. Окончательный облик времени – смерть (БГ 11.32; ШБ 3.26.16) Под влиянием времени всё сущее создаётся, существует и разрушается. Такое влияние времени в духовном мире отсутствует. Периоды, на которые делится день в играх Господа, предназначены для увеличения разнообразия игр Господа и Его отношений с преданными, то есть времена года и суток служат удовлетворению Господа (ШБ 2.6.18; 2.5.39).

Время в материальном мире связанно с началом и концом любого процесса и, таким образом, имеет циклическую природу. Разные периоды через какое-то время повторяются (БГ 8.18-19; ШБ 3.32.4, 3.10.13-14).

Словарь по теме

Чатур-вьюха – группа из четырех воплощений Господа. Чатур – «четыре», вьюха – «воплощение».

Прадхана – материя в первичном, непроявленном, гомогенном состоянии.

Пракрити – материя на той стадии творения материального мира, когда из прадханы уже проявлены материальные элементы, гуны и т.д. – всё ее многообразие.

Каранодака – Причинный океан, или прадхана.

Пуруша-аватары – воплощения Господа, занятые творением материального мира.

Ману – прародители человечества, которые правят миром в разные периоды существования Вселенной. За один день день Брахмы сменяется 14 Ману.

Манвантара – время правления одного Ману.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: