Таким образом, к концу 30-х годов сформировался новый облик хора, ставший эталонным для других профессиональных и самодеятельных народных хоров.




В апреле 1935 года случился еще один судьбоносный поворот: коллектив превратился в профессиональный, филармонический — Русский народный хор имени Пятницкого. Вскоре при нем образовался оркестр народных инструментов под управлением Василия Васильевича Хватова, затем — хореографическая группа. Еще незадолго до того хор пополнялся в основном сельской молодежью без специального образования (например, пятнадцатилетняя Шура Прокошина из западнорусской деревни Сильковичи). Теперь же начали учитывать не только голосовые данные, но и музыкальную подготовку. Проводились регулярные занятия по музграмоте, сольфеджио, песни разучивались по вокальным партиям. Звучание стало мягче, благозвучнее; несценичным певцам пришлось уволиться.

Профессиональная выучка певцов повысилась, но при этом в значительной мере была утеряна самобытность, почвенность. Искусные сельские песельники свободно варьируют напев, благодаря чему он непрестанно развивается, будто расцветает; пение же по нотам лишало народную песню естественной жизни, делало ее монотонной, скучной… Эта проблема до сих пор одна из самых острых в профессиональном народном исполнительстве. Композиторская обработка напева проблемы не решает: в любом случае теряется непосредственность, непредсказуемость его развития.

Наличие аккомпанемента видоизменило и сами песни. Подчинившись законам гармонии, они утратили ладовую характерность, приблизились к городской традиции. С приходом нового балетмейстера, молодой тогда Татьяны Алексеевны Устиновой, танцоры все более вынуждены были следовать правилам французского классического балета: вытянутый носок, жесткие позиции, единообразие движений, каскад виртуозных трюков… Публике нравились внешне эффектные танцы, но все это далеко ушло от подлинно народной хореографии, предполагающей импровизацию, индивидуальность в ансамблевом взаимодействии.

Таким образом, к концу 30-х годов сформировался новый облик хора, ставший эталонным для других профессиональных и самодеятельных народных хоров.

Стремясь сохранить традиционный репертуар, В.Г.Захаров с самого начала записывал нотами напевы песен, которые он застал. В опубликованном виде эти записи (около сотни) достаточно полно представляют сегодня стилевой облик коллектива того периода.

Между тем руководители стремились придать выступлениям хора не только яркую концертность, но и театральность. 29 декабря 1940 года в Концертном зале имени Чайковского состоялась премьера лирических сцен «За околицей» (автор постановки П.М.Казьмин). При достаточно наивном сюжете, выдержанном в духе эпохи (русская деревня накануне революции, конфликт бедняков с кулаками, герой — революционный пролетарий), действо, насыщенное красивыми, разнообразными в жанровом отношении песнями, оказалось весьма эффектным. Премьера прошла с большим успехом. Затем был отрепетирован и поставлен новый музыкальный спектакль «Колхозная сюита» (музыка В.Г.Захарова, тексты песен — А.Т.Твардовского). То, что ни один пример из этой сценической композиции не пережил своего времени и не вошел в музыкальную практику, свидетельствует о неудачности постановки в целом.

В годы Великой Отечественной войны хору имени Пятницкого выпала роль выразителя красоты, силы и несокрушимости русского национального духа — ведущей силы в борьбе с немецким фашизмом. Тогда песни в исполнении хора звучали по радио особенно часто.

Кроме того, коллектив много гастролировал по Советскому Союзу. В.Г.Захаров создавал новые замечательные песни: «Куда б ни шел, ни ехал ты», «Ой, туманы мои, растуманы», западавшие в души измученных войной людей. Концерты проходили при переполненных залах.

Жизнь в послевоенные годы была далеко не столь благостной, какой она изображалась, например, в фильме «Кубанские казаки». Потому, наверное, недолговечными оказались бойкие песенные шлягеры, заполнившие тогда программы выступлений хора. Под стать была и хореография: замысловатые трюки танцоров, мелькание коленок вихрем вращающихся танцовщиц. Но все же В.Г.Захарову удалось сохранить собственный оригинальный композиторский стиль. Наряду с такими песнями, как «Партия — наша сила» и «Слава советской державе», звучали полюбившиеся слушателям «Зелеными просторами», «И кто его знает», «Черемуха», созданные в содружестве с поэтом М.В.Исаковским. В пору, когда хором руководил В.Г.Захаров, коллектив в целом оставался на высоте, вырастив даровитых солистов-запевал (Глебова, Цыплакова, Турченкова, Прокошину, Клоднину), народ его любил и почитал.

После смерти В.Г.Захарова (1956) хор возглавил композитор Мариан Викторович Коваль, а с 1962 года долгое время им руководил Валентин Сергеевич Левашов. При нем программы все более наполнялись песнями о партии, труде; внешне яркие, но поверхностные по сценическому и музыкальному решению народные сцены дополнялись посредственными в художественном отношении номерами из репертуара кабацких песельников предреволюционной поры. Правда, почувствовав появившийся в обществе конца 60-х — начала 70-х годов интерес к подлинной крестьянской песне (под влиянием серии музыкально-этнографических концертов во Всесоюзном Доме композиторов и на других крупных сценах Москвы, а также благодаря тому, что в Государственном музыкально-педагогическом училище имени Гнесиных начали обучать руководителей народных хоров, ориентированных на фольклор), В.С.Левашов подготовил программу «Песни разных областей России», основанную на новейших записях русского песенного фольклора, собранных московскими этнографами на Алтае, в Белгородской, Курской областях, в Забайкалье. К удивлению публики, певцы теперь подтанцовывали во время выступлений, освоив, например, особый плясовой прием белгородского «пересека», в то время как раньше они только аккомпанировали пением танцорам. Балетмейстер Т.А.Устинова поставила ряд красивых танцевальных сцен на основе местных русских традиций (особенно выразительны и красочны были брянские хороводы). Костюмы создавались по этнографическим музейным образцам.

Перестроечные перемены коснулись и хора имени М.Е.Пятницкого. Они осознавались непросто и проходили зачастую болезненно. В конце концов руководство хора обращается за помощью к фольклористам В.Бакке и М.Медведевой, начинает широко привлекать молодежь — артистичную, с богатыми голосами. Последние программы, подготовленные к юбилею, насыщены разнохарактерными оригинальными народными песнями разных районов России. Намного строже и оправданнее в отношении художественного образа стали танцы. Певцы не только поют, но и полноправно участвуют в сценическом действии (преобладающий на сегодня стиль коллективов народного жанра). Самобытно звучит оркестр народных инструментов (руководитель Н.В.Гаврилов).

Можно, конечно, говорить и о недостатках: неумеренном использовании микрофонов, отсутствии слитности голосов — женских, поющих в народной, преимущественно южной манере, и мужских, имеющих академическую постановку. Хотелось бы пожелать хору увереннее опираться на изначальные глубинные традиции, как то было в пору его зарождения и расцвета. Хотелось бы видеть и принципиально иную хормейстерскую работу — теснее связанную с народным пением, но учитывающую и идеал современного хорового звучания. В танцевальных и постановочных решениях также желательно было бы активнее использовать исконно русские традиции. Думаю, настало время исполнить и заветную мечту М.Е.Пятницкого — создать капитальный многоаспектный музей народной песни.

И последнее. По свидетельству П.М.Казьмина, М.Е.Пятницкий перед смертью дал наказ: «Не пойте в ресторанах; крепко держите знамя подлинной народной песни. А если хор перейдет работать в ресторан, то не связывайте с этим хором мое имя». Что греха таить, поют нынешние артисты хора в местах увеселений (например, в казино «Кристалл», поддерживая выступления Надежды Бабкиной). Случаются и иные уклонения с прямого пути ради заработка. А такого быть не должно — при любых трудностях. Для этого необходима серьезная финансовая и организационная поддержка со стороны государства, чего прославленный коллектив, безусловно, заслуживает.

 

 

https://etmus.ru/krepko-derzhite-znamya-podlinnoj-narodnoj-pesni/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: