Урок 42. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»; научатся: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения) | Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания | Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к живому |
Организационная структура урока
|
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Рассказывают наизусть и выразительно читают стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..» и «Где сладкий шепот моих лесов?..». По желанию читают сочинения | Выделять существенную информацию из текста сочинения. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями поэта, чьи стихи читали и во втором, и в третьем классах. Имя этого поэта – Алексей Николаевич Плещеев | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Стихотворение, которое мы прочитаем сегодня, называется «Дети и птичка» | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме |
III. Знаком-ство с творчеством А. Н. Пле- щеева | Рассказывает о творчестве поэта. – Какие стихотворения А. Н. Плещеева вы знаете, помните наизусть? О чем они? Что вы знаете о самом поэте? – Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет поступил в Петербургский университет на восточный факультет. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет. Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А. Н. Плещеева. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева этого времени очень близки по духу поэзии К. Ф. Рылеева и М. Ю. Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы, фельетоны. Через 12 лет (1858 г.) выходит второй сборник стихов Плещеева, а вскоре (1861г., 1863 г.) – новые сборники стихотворений, а также собрание прозы в двух томах (1860 г.). Плещеев не только пишет сам, но и много переводит с разных языков | Слушают учителя. Задают вопросы | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
IV. Анализ произведения | Учитель выразительно читает стихотворение. – Какие чувства вызвало в вас стихотворение? – Какими мыслями оно наполнено? – Подберите синоним к слову «детки». – Подберите антоним к слову «звонкий». – Почему улетает птичка? – Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте. – Как поэт относится к птичке? – Из каких слов это видно? Прочитайте их. – Как нужно читать стихотворение? – Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми? – Все ли его строки следует читать одинаково? Почему так считаете? – Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора? Проводит упражнение в чтении стихотворения, отработке нужной интонации | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Подбирают синоним к слову: детки – ребятки. Подбирают антоним к слову: звонкий – глухой. Выполняют чтение по ролям (выбирается ученик, который читает за птичку, а все остальные – за детей) | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников |
V. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка». Научиться читать стихотворение по ролям | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VI. Итог урока. Рефлексия | Предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? Что нового узнали о поэте? – Какое настроение у вас после сегодняшнего урока? – Что понравилось, запомнилось? Что бы вам хотелось сделать по-другому? – Почему меняется ритм стихотворения? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|
|