Понятие муниципальных финансов в современной России




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

Понятие муниципальных финансов в современной России

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения возникают между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

- средства местного бюджета;

- муниципальные внебюджетные фонды;

- государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

- другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют общий бюджет муниципального района.

Для органов местного самоуправления не допускается использование денежных средств по нецелевому назначению.

Существуют определенные принципы бюджетной системы Российской Федерации, законодательно закрепленные в Бюджетном кодексе РФ (Глава 5 статья 28):

1) единства бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничения доходов и расходов и источников финансирования бюджетов между уровнями бюджетной системы;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов и источников финансированиядефицитов бюджетов;

6) сбалансированности бюджета;

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) подведомственности расходов бюджета;

13) единства кассы.

Единство бюджетной системы подразумевает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходной и расходной части бюджетногофинансирования заключается в закрепленииопределенных видов доходов и прав по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

1) право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

5) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

6) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип равенства понимается как определение бюджетных полномочий органов власти всех уровней страны, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Принцип полноты заключается в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, а также законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах всех уровней в обязательном порядке и в полном объеме.Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств бюджета и внебюджетных фондов, отражаемых в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать общему объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.[1]

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Гласность предполагает обязательную публикацию в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов. Процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, должны быть открыты для общества в СМИ. При этом секретные статьи утверждаются только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.Это проявляется в детализированной проработке бюджета как финансового плана, максимальном сближении показателей акта об утверждении бюджета с фактическим положением дел и объективной экономической ситуацией, в стремлении осуществить подготовку проекта бюджета на научной основе, иметь реалистичные расчеты доходов и расходов бюджета.[2]Естественно, что реальное исполнение бюджета по итогам финансового года всегда отличается от ранее запланированного бюджетного плана, который был утвержден до начала данного финансового года, так как очень трудно с полной достоверностью предвидеть развитие экономической ситуации в условиях рыночной экономики. Но несмотря на это, как у государства, так и у общества существует потребность получить как можно более достоверный бюджет, максимально сближенный с экономическими и социальными реалиями.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств в определенной степени гарантирует получение бюджетных средств конкретными получателями с обозначением их целевого направления. Нарушения адресности либо целей использования, не обозначенных бюджетом, оцениваются как нарушения бюджетного законодательства РФ.

Местный бюджет - это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Поскольку согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и управления, местные бюджеты также не относятся к системе государственных финансов, хотя, безусловно, составляют интегральный элемент единой финансово-бюджетной системы страны.

К местным бюджетам в Российской Федерации относят районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Систему местных бюджетов в Российской Федерации регулируют четыре основные законодательные акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетный кодекс РФ.

Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, муниципальные внебюджетные фонды и иные финансовые ресурсы.В пределах, установленных федеральным законодательством, местные органы власти уполномочены вводить свои налоги, сборы, штрафы и иные платежи, являющиеся источниками финансовых поступлений, создавать свои банки, страховые, инвестиционные компании и т. п.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации -форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Основными задачами органов местного самоуправления являются обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (п. 1 ст. 130). В то же время, Конституция одновременно провозглашает самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий и гарантии государства по отношению к местному самоуправлению.

Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.

Понятие "местные финансы" идентично понятию "финансовые ресурсы местного самоуправления". В значительной мере их основу составляют средства муниципального бюджета.

Финансовые средства (финансовые ресурсы) местного самоуправления представлены в рамках финансовой системы государства в качестве одного из ее центральных звеньев. Именно в финансовой сфере проявляется неразрывная связь между государственной и муниципальной властью.

Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства.

В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Так в Бюджетном кодексе Российской Федерации установлено, что "доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов".

В качестве собственных доходов местных бюджетов Федеральный закон о финансовых основах местного самоуправления определяет "местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты"

Федеральным законом предусмотрено, что "формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной поддержки и гласности"

Органы местного самоуправления в рамках национальной экономической политики имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций.

Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией полномочиям.

По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна обеспечиваться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.

 

1.2. Этапы бюджетного процесса и структура бюджета муниципальных образований

 

На основании ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении, установления местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью отнесены к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления.

Статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к ведению органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

– установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

– составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

– определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

– определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

– предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

– определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

– осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.[3] Исходя из определения, этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение-> Контроль

Составление бюджета на очередной финансовый год - начальный этап бюджетного процесса, который осуществляется в сентябре – октябре предшествующего года. Рассматриваются и обсуждаются объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета и распределение расходов между звеньями. Проект бюджета составляется в сентябре – октябре текущего года на основе прогноза социально-экономического развития территории в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Прогнозирование доходов и расходов бюджета на очередной финансовый год осуществляется на основе анализа финансово - экономического положения муниципального образования в текущем финансовом году. [4]

До составления проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы:

- прогноз социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;

- основные направления бюджетной политики муниципального образования на очередной финансовый год;

- перспективный финансовый план;

- структура муниципального долга и программа заимствований муниципального образования, предусмотренных на очередной финансовый год;

- оценка ожидаемого исполнения бюджета муниципального образования за текущий финансовый год.

Проект бюджета составляется с учетом необходимости достижения государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Составление проекта местного бюджета относится к исключительной прерогативе муниципальных органов власти. Проект бюджета формируется на основе налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент составления проекта, включая вопросы регулирования межбюджетных отношений на территории, программ и прогнозов социально-экономического развития муниципального образования с учетом действующих принципов.

Бюджет муниципального образования должен быть сбалансирован. Бюджет считается сбалансированным, если объем расходов бюджета соответствует суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита.В случае принятия местного бюджета с дефицитом бюджета (превышением расходов над доходами) одновременно должны быть определены источники его финансирования. Состав источников финансирования дефицита бюджета, его предельные размеры и порядок отражения в бюджете регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.[5] Привлечение заемных средств, являющихся источником покрытия дефицита бюджета, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.Проект бюджета по доходам и расходам составляется в соответствии с действующей бюджетной классификацией.Доходная и расходная части проекта бюджета формируются с учетом финансовой помощи из бюджета субъекта.

В проекте решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год должны содержаться его основные характеристики (общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит бюджета и источники его финансирования), а также следующие показатели:

- прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам, статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

- объем финансовой помощи;

- расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

- распределение бюджетных ассигнований по распорядителям и получателям бюджетных средств; в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования;

- предельные объемы налоговых и других обязательных платежей в местный бюджет, срок уплаты которых в форме отсрочек (рассрочек) могут быть перенесены за пределы финансового года;

Рассмотрение и утверждение бюджета на очередной финансовый год – это второй этап, который осуществляется в ноябре-декабре месяце года, предшествующего планируемому.[6]

Руководитель муниципалитета вносит проект бюджета муниципального образования на рассмотрение муниципального Собрания.

Муниципальное Собрание рассматривает проект бюджета в двух чтениях и принимает решение о местном бюджете на очередной финансовый год.

Предметом рассмотрения проекта бюджета в первом чтении является прогноз социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и основные характеристики местного бюджета, к которым относятся:

- доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов Российской Федерации;

- общий объем расходов бюджета на очередной финансовый год.

- дефицит бюджета на очередной финансовый год и источники его финансирования;

В случае отклонения проекта решения о бюджете в первом чтении муниципальное Собрание вправе принять решение о направлении проекта в муниципалитет на доработку.

Предметом рассмотрения во втором чтении проекта решения о бюджете муниципального образования является утверждение расходов, в пределах сумм, утвержденных в первом чтении по разделам, подразделам, целевым статьями и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов и ведомственной структуры расходов местного бюджета.

В случае отклонения (непринятия) муниципальным Собранием решения о бюджете указанный проект передается в муниципалитет для доработки и преодоления возникших разногласий с последующим принятием муниципальным Собранием.

В случае, когда решение о бюджете муниципального образования не вступило в силу с начала финансового года, при расходовании бюджетных средств муниципалитет руководствуется нормами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.[7]

Утверждение проектов бюджетов — это принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год.

Решение муниципального Собрания о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год вступает в силу со дня опубликования в районных средствах массовой информации.

В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета: общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.

Законом (решением) о бюджете устанавливаются:

-перечень главных администраторов доходов бюджета;

-объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов;

-общий объем расходов;

-распределение бюджетных средств по видам расходов;

-источники финансирования дефицита бюджета;

-иные показатели бюджетов.

Исполнение бюджета муниципального образования это третий этап бюджетного процесса, которыйосуществляется в течение финансового года. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового планав соответствии с утвержденным нормативно-правовым актом о бюджете, Положением о бюджетном процессеоргана местного самоуправления. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Организация бюджетного процесса в части исполнения бюджета муниципального образования, взаимодействия с участниками бюджетного процесса, ведение бухгалтерского учета, составление и представление в установленном порядке отчета об исполнении бюджета обеспечивается муниципалитетом.[8]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: