СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЯ - ЕС




ЕС И РОССИЯ

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

· экономического;

· внутренней безопасности и правосудия;

· внешней безопасности;

· науки и образования.

Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. д.

С расширением ЕС в 2004 году негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.

Претензии России к ЕС касаются:

· предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;

· неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;

· ущемления прав крупных русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; отсутствие поддержки русского языка в ЕС;

· политике сдерживания внешнеполитического влияния России, главным образом на постсоветском пространстве и в Сирии;

· отказ ЕС вводить безвизовый режим для туристических поездок;

Претензии ЕС к России касаются:

· нарушений прав человека и гражданских свобод (в том числе в Чечне);

· существования российских военных баз внутри признанных ЕС и ООН границ Грузии, Молдавии и Украины, существующих вопреки воле правительств этих стран;

· вмешательства России в конфликты на постсоветском пространстве (приднестровский конфликт, грузино-абхазский конфликт, южноосетинский конфликт, война на Донбассе);

· нарушение территориальной целостности Грузии и Украины в их признанных ЕС и ООН границах (признание независимости Абхазии и Южной Осетии и присоединение Крыма);

· заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с экспортными ценами;

· взимания Россией компенсационных выплат с иностранных авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута, не имеющее аналогов в мировой практике.

Следует заметить, что большая часть претензий ЕС к России относится к внутренним делам России или отношениям России с третьими странами, а не к собственно отношениям России и ЕС.

Европейский парламент [править | править код]

· 3 июня 2015 года Европарламент ограничил свободный доступ в ассамблею российским дипломатам в ответ на российский «черный список» в отношении 89 европейских граждан. Исключение сделано лишь для постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова[прим. 1]. Другие российские дипломаты также смогут посещать Европарламент, однако им будет необходимо запрашивать пропуск на каждый визит[61].

· 10 июня 2015 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой призывает «критически пересмотреть» отношения Евросоюза с Россией и больше не считать Россию стратегическим партнером Евросоюза[

СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЯ - ЕС

·

(Справочная информация)

Совет сотрудничества Россия - Европейский союз является ключевым совместным органом взаимодействия, предусмотренным Соглашением о Партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС (СПС). Совет осуществляет наблюдение за выполнением СПС, изучает все основные вопросы, возникающие в его рамках, любые другие двусторонние или международные вопросы, представляющие взаимный интерес, а также делает, в случае необходимости и по взаимному согласию сторон, соответствующие рекомендации.

С российской стороны в его заседаниях принимает участие Министр иностранных дел России И.С.Иванов, с европейской - министры иностранных дел стран-членов ЕС и члены Комиссии Европейских сообществ.

В соответствии с Правилами процедуры, утвержденными 27 января 1998 года, Совет созывается один раз в год. По просьбе любой стороны и при условии согласия сторон могут проводиться специальные заседания Совета сотрудничества. Председательство осуществляется сторонами попеременно на период в 12 месяцев. По итогам заседания готовится протокол, утверждаемый на следующей встрече.

Содействие Совету сотрудничества в выполнении его обязанностей оказывается Комитетом сотрудничества, состоящим из старших должностных лиц Правительства Российской Федерации и Комиссии Европейских сообществ.

Первое заседание Совета сотрудничества прошло 27 апреля 1998 года, второе - 17 мая 1999 года. 10 апреля с.г. планируется проведение третьего заседания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: