ЕС И РОССИЯ
Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):
· экономического;
· внутренней безопасности и правосудия;
· внешней безопасности;
· науки и образования.
Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.
Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.
По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.
В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.
Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.
по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.
Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. д.
С расширением ЕС в 2004 году негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.
Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.
Претензии России к ЕС касаются:
· предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
· неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
· ущемления прав крупных русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; отсутствие поддержки русского языка в ЕС;
· политике сдерживания внешнеполитического влияния России, главным образом на постсоветском пространстве и в Сирии;
· отказ ЕС вводить безвизовый режим для туристических поездок;
Претензии ЕС к России касаются:
· нарушений прав человека и гражданских свобод (в том числе в Чечне);
· существования российских военных баз внутри признанных ЕС и ООН границ Грузии, Молдавии и Украины, существующих вопреки воле правительств этих стран;
· вмешательства России в конфликты на постсоветском пространстве (приднестровский конфликт, грузино-абхазский конфликт, южноосетинский конфликт, война на Донбассе);
· нарушение территориальной целостности Грузии и Украины в их признанных ЕС и ООН границах (признание независимости Абхазии и Южной Осетии и присоединение Крыма);
· заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с экспортными ценами;
· взимания Россией компенсационных выплат с иностранных авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута, не имеющее аналогов в мировой практике.
Следует заметить, что большая часть претензий ЕС к России относится к внутренним делам России или отношениям России с третьими странами, а не к собственно отношениям России и ЕС.
Европейский парламент [править | править код]
· 3 июня 2015 года Европарламент ограничил свободный доступ в ассамблею российским дипломатам в ответ на российский «черный список» в отношении 89 европейских граждан. Исключение сделано лишь для постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова[прим. 1]. Другие российские дипломаты также смогут посещать Европарламент, однако им будет необходимо запрашивать пропуск на каждый визит[61].
· 10 июня 2015 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой призывает «критически пересмотреть» отношения Евросоюза с Россией и больше не считать Россию стратегическим партнером Евросоюза[
СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЯ - ЕС
·
(Справочная информация)
Совет сотрудничества Россия - Европейский союз является ключевым совместным органом взаимодействия, предусмотренным Соглашением о Партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС (СПС). Совет осуществляет наблюдение за выполнением СПС, изучает все основные вопросы, возникающие в его рамках, любые другие двусторонние или международные вопросы, представляющие взаимный интерес, а также делает, в случае необходимости и по взаимному согласию сторон, соответствующие рекомендации.
С российской стороны в его заседаниях принимает участие Министр иностранных дел России И.С.Иванов, с европейской - министры иностранных дел стран-членов ЕС и члены Комиссии Европейских сообществ.
В соответствии с Правилами процедуры, утвержденными 27 января 1998 года, Совет созывается один раз в год. По просьбе любой стороны и при условии согласия сторон могут проводиться специальные заседания Совета сотрудничества. Председательство осуществляется сторонами попеременно на период в 12 месяцев. По итогам заседания готовится протокол, утверждаемый на следующей встрече.
Содействие Совету сотрудничества в выполнении его обязанностей оказывается Комитетом сотрудничества, состоящим из старших должностных лиц Правительства Российской Федерации и Комиссии Европейских сообществ.
Первое заседание Совета сотрудничества прошло 27 апреля 1998 года, второе - 17 мая 1999 года. 10 апреля с.г. планируется проведение третьего заседания.