Комитет парламентского сотрудничества «Россия – Европейский союз»




Создан в соответствии со ст. 95 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия — Европейский Союз. С российской стороны в работе Комитета принимают участие представители Федерального Собрания Российской Федерации. Со стороны ЕС — члены делегации Европарламента по связям с Россией.

Заседания Комитета, согласно Правилам процедуры, проходят два раза в год, поочередно в Брюсселе или Страсбурге и в Москве. Все заседания проходят под совместным председательством глав обеих делегаций. Как правило, заседания, на которые приезжает российская делегация, проходят в течение двух дней. Помимо членов обеих делегаций, по приглашению главы делегации ЕС по связям с Россией, в заседании могут принимать участие Председатель Совета ЕС, а также член Комиссии ЕС, ответственный за связи с Россией. Как правило, заседаниям Комитета предшествуют заседания Бюро Комитета, в ходе которых согласовывается повестка дня и предварительно готовятся документы для обсуждения в Комитете.

В рамках Комитета обсуждаются проблемы отношений между Россией и ЕС: подходы стран к расширению Евросоюза; ход договоренностей в рамках «дорожных карт» (по четырем направлениям формирования общего пространства — в сфере экономики; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры); энергодиалог «Россия — ЕС»; защита окружающей среды; тематика соблюдения прав человека, а также вопросы конструктивного развития соседских отношений со странами — членами ЕС.

Руководителем делегации Совета Федерации в Комитете парламентского сотрудничества «Россия – Европейский союз» является заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Климов Андрей Аркадьевич.

Соглашение было подписано 24 июня 1994 г. на греческом острове Керкира (Корфу). Оно было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией и действует по сей день.

Заложив надежный договорно-правовой фундамент отношений Россия-ЕС, Соглашение придало важнейший импульс их динамичному развитию в последующие годы. Были созданы предпосылки для последовательного сближения России и ЕС в интересах формирования широкого пространства экономического и гуманитарного сотрудничества в Европе. Сформирована многоуровневая архитектура секторального взаимодействия, определены институциональные рамки двустороннего политического диалога. Ими предусмотрено, в частности, проведение, как правило, два раза в год саммитов Россия-ЕС, а также учреждение Совета сотрудничества (с 2003 г. – Постоянный совет партнерства) на министерском уровне, призванного осуществлять регулярный обзор и координацию взаимодействия. Была создана плотная ткань экспертных контактов по широкому спектру глобальных и региональных проблем.

Соглашение внесло значимый вклад в развитие сотрудничества между Россией и ЕС в сфере юстиции и внутренних дел. За годы действия документа были заключены Соглашения об упрощении выдачи виз, о реадмиссии (оба в 2006 г.), о защите секретной информации (2010 г.), начата и существенно продвинулась работа по переходу к безвизовому режиму между Россией и ЕС, налажено взаимодействие российских профильных ведомств с Европолом и Евроюстом, установлены регулярные контакты по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия нелегальному обороту наркотических и психотропных средств, учрежден Миграционный диалог.

Сложно переоценить значение Соглашения с точки зрения формирования основы для развития экономического, социального и финансового сотрудничества, базирующегося на принципах взаимной выгоды, взаимной ответственности и взаимной поддержки. На рубеже столетий СПС оказал существенный вклад в перевод на устойчивую и долгосрочную основу экономических отношений Россия-ЕС в самых различных областях, включая промышленность, транспорт, энергетику, сельское хозяйство, финансовые услуги, науку и технику.

Положениями СПС был установлен режим торговых отношений между Россией и ЕС, приближенный к режиму Всемирной торговой организации, членом которой Россия на тот момент еще не являлась. Механизмы реализации СПС позволяли не только эффективно решать текущие проблемы в торговых отношениях, но и совершенствовать двустороннее взаимодействие, в т.ч. путем последовательной гармонизации российского законодательства с правилами ВТО.

В 2000-е годы стало ясно, что меняющиеся реалии требуют обновления договорно-правовой базы отношений. Новые перспективы были открыты утверждением в 2005 г. на уровне высшего руководства России и ЕС четырех «дорожных карт» по общим пространствам Россия-ЕС Принципиально важно, что в одной из них, касающейся внешней безопасности, содержалось признание важности процессов регионального сотрудничества и интеграции, в которых участвуют Россия и страны ЕС, для укрепления безопасности и стабильности в большой Европе. На саммите Россия-ЕС в Лондоне в 2005 г. была достигнута политическая договоренность о заключении Нового (базового) соглашения (НБС), которое должно прийти на смену действующему СПС. Переговоры начались в июле 2008 г., было проведено 12 раундов, однако в настоящее время переговоры о заключении НБС приостановлены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: