Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)
Батарея методик для изучения особенностей психологической адаптации к началу школьного обучения Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой 1. Тебе нравится в школе? § не очень § нравится § не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочетс я остаться дома? § чаще хочется остаться дома § бывает по-разному § иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? § не знаю § остался бы дома § пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? § не нравится § бывает по-разному § нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? § хотел бы § не хотел бы § не знаю 6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? § не знаю § не хотел бы § хотел бы 7.Ты часто рассказываешь о школе родителям? § часто § редко § не рассказываю 8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? § точно не знаю § хотел бы § не хотел бы 9.У тебя в классе много друзей? § мало § много § нет друзей 10.Тебе нравятся твои одноклассники? § нравятся § не очень § не нравятся
Ключ к анкете Н. Лускановой Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой. Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Рисунок «Что мне нравится в школе» ( Н.Г. Лусканова)
Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова) Цель: Методика выявляет отношение детей к школе и мотивацион-ную готовность детей к обучению в школе. Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».
Примерная схема оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».
1. Несоответствие теме может указывать на: а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее, что свидетельствует о мотивационной незрелости; б) детский негативизм . В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований; в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к заданной теме. Чаще всего это свойственно детям с ЗПР. 2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка , т.е. что именно изображено: а) учебные ситуации – учитель с указкой , сидящие за партой ученики, доска с написанным заданием и т.п. свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличие у него познавательных учебных мотивов; б) ситуации неучебного характера- школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. д. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние учебные атрибуты; в) игровые ситуации – качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности .
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА "ШКОЛА ЗВЕРЕЙ" (диагностика адаптации учащихся в школе) (Светлана ПАНЧЕНКО)
Читайте также: Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |