Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагают выполнять обычные для него действия ее знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.
Лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей.
Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент — обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент — воспитывающий.
Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента
Лабораторный эксперимент | Естественный эксперимент |
Обеспечивается высокая точность результатов | Относительная точность результатов |
Возможны повторные исследования в аналогичных условиях | Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях |
Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными | Отсутствие полного контроля за всеми переменными |
Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности | Условия деятельности соответствуют реальности |
Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования | Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований |
|
Психологический эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого.
Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента
Наблюдение | Эксперимент |
В зависимости от природы вопросов | |
Вопрос остается открытым. Наблюдатель не знает ответа или имеет о нем смутное представление | Вопрос становится гипотезой, т.е. предполагает существование какой-то зависимости между фактами. Эксперимент ставит своей целью проверку гипотезы |
В зависимости от контроля ситуации | |
Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте. Переходные ступени от естественного к спровоцированному наблюдению | Ситуация эксперимента четко определена |
В зависимости от точности регистрации | |
Процедура регистрации действий испытуемого менее строгая, чем в эксперименте | Точная процедура регистрации действий испытуемого |
В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. При проведении лабораторного эксперимента используют сложное лабораторное оборудование (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.).
С помощью лабораторного эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимание, наблюдательность и др. Естественный эксперимент широко применяется должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Однако применение его ни в коем случае не должно выходить за рамки уголовно-процессуальных норм. Это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.
|
3. Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:
1. Первичная постановка проблемы
o Постановка психологической гипотезы
2. Работа с научной литературой
o Поиск определений базовых понятий
o Составление библиографии по тематике исследования
3. Уточнение гипотезы и определение переменных
o Определение экспериментальной гипотезы
4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
o Управлять независимой переменной
o Регистрировать зависимую переменную
5. Планирование экспериментального исследования
o Выделение дополнительных переменных
o Выбор экспериментального плана
6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
7. Проведение эксперимента
o Подготовка эксперимента
o Инструктирование и мотивирование испытуемых
o Собственно экспериментирование
8. Первичная обработка данных
o Составление таблиц
o Преобразование формы информации
o Проверка данных
9. Статистическая обработка
o Выбор методов статистической обработки
o Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
o Проведение статистической обработки
10. Интерпретация результатов и выводы
11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии.