ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ




Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагают выполнять обычные для него действия ее знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей.

Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент — обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент — воспитывающий.

Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента

Лабораторный эксперимент Естественный эксперимент
Обеспечивается высокая точность результатов Относительная точность результатов
Возможны повторные исследования в аналогичных условиях Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях
Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными Отсутствие полного контроля за всеми переменными
Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности Условия деятельности соответствуют реальности
Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований

 

Психологический эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого.

Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента

Наблюдение Эксперимент
В зависимости от природы вопросов  
Вопрос остается открытым. Наблюдатель не знает ответа или имеет о нем смутное представление Вопрос становится гипотезой, т.е. предполагает существование какой-то зависимости между фактами. Эксперимент ставит своей целью проверку гипотезы
В зависимости от контроля ситуации  
Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте. Переходные ступени от естественного к спровоцированному наблюдению Ситуация эксперимента четко определена
В зависимости от точности регистрации  
Процедура регистрации действий испытуемого менее строгая, чем в эксперименте Точная процедура регистрации действий испытуемого

 

В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. При проведении лабораторного эксперимента используют сложное лабораторное оборудование (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.).

С помощью лабораторного эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимание, наблюдательность и др. Естественный эксперимент широко применяется должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Однако применение его ни в коем случае не должно выходить за рамки уголовно-процессуальных норм. Это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.

 

3. Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

1. Первичная постановка проблемы

o Постановка психологической гипотезы

2. Работа с научной литературой

o Поиск определений базовых понятий

o Составление библиографии по тематике исследования

3. Уточнение гипотезы и определение переменных

o Определение экспериментальной гипотезы

4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:

o Управлять независимой переменной

o Регистрировать зависимую переменную

5. Планирование экспериментального исследования

o Выделение дополнительных переменных

o Выбор экспериментального плана

6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом

7. Проведение эксперимента

o Подготовка эксперимента

o Инструктирование и мотивирование испытуемых

o Собственно экспериментирование

8. Первичная обработка данных

o Составление таблиц

o Преобразование формы информации

o Проверка данных

9. Статистическая обработка

o Выбор методов статистической обработки

o Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу

o Проведение статистической обработки

10. Интерпретация результатов и выводы

11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: