Урок 46. И. А. Бунин «Листопад»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для развития умений определять тему, главную мысль, содержание произведения, создавать свой собственный текст на основе репродукции картины; продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста, соотнесения словесного и зрительного образа природы через рассматривание картин русских художников и чтение лирических текстов; создать условия для формирования навыков художественного описания картин природы при написании детских сочинений | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся творчеством И. А. Бунина и содержанием его произведения «Листопад»; научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; читать наизусть, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них | Метапредметные: Познавательные: понимать значение лирических текстов, размышлять над ними; определять настроение, главную мысль в тексте, последовательность событий; осуществлять отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной книге; узнавать книги по обложке; сравнивать разные книги, классифицировать их; обобщать представленное; на основе фактов составлять собственный текст по итогам исследования; понимать произведения живописи; определять темы произведения, главную мысль, содержание, интерпретировать текст в соответствии с заданием. Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные: оформить 3–4 слайда к сообщению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания | Личностные: осмыслять базовые ценности (красота, любовь, понимание); посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения |
Образовательные ресурсы: репродукции картин И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень», таблица «Словарь настроений» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе: – С каким автором вы встретились в домашнем задании? Что готовили? – Почему ты выбрал именно это стихотворение? – Какие строки стихотворений больше всего привлекли ваше внимание? Прочитайте их. – Подберите рифму к словам, которые записаны на доске: листок, листопад, туман, ночь | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выразительно читают стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» и «В зимние сумерки нянины сказки…», выбирают лучшего чтеца. Подбирают рифму к данным словам: Листок – цветок, лепесток. Листопад – звездопад, снегопад. Туман – дурман, обман. Ночь – дочь | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | ||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Над каким разделом учебника мы работаем в настоящее время? – Сегодня мы заканчиваем раздел «Поэтическая тетрадь». Последним в «Поэтической тетради» стоит произведение писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии, фамилия которого зашифрована на доске. Прочтите только русские буквы: FБRIУGНИVNН. – А кто назовет имя и отчество этого поэта? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Раздел «Поэтическая тетрадь». – Бунин. – Иван Алексеевич | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||
III. Работа с репродукциями картин | Организует беседу по картинам русских художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями учащихся от наблюдений во время осенней прогулки. – Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов. – Одинаковую ли осеннюю пору изобразили этих художники на своих картинах? – Почему картины так называются? – Какая картина вам больше нравится? Почему? – Чем они отличаются? – Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки? – Что он нам хотел сказать, показать? – Какое настроение вызвала у вас эта картина? – С какими чувствами художники писали свои картины? – Сумели художники передать свое настроение вам? – Хотели бы вы еще побывать в осеннем лесу? | После рассмотрения картин ребята обмениваются мнениями. – Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед нами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название: «Золотая осень». – Художники показали, как осень богата на краски. – Радостное, восторженное, ликующее настроение | Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||
IV. Знакомство с биографией И. А. Бунина | Рассказывает о творчестве поэта. – Рассмотрите выставку книг. Дайте название этой выставке. – Все, что вы сказали, верно. Учитель делит книги на две группы. – Что сейчас вы можете сказать о выставке книг? Учитель показывает сборник стихов И. А. Бунина. – Я добавляю эту книгу. Давайте рассмотрим, что написано на обложке? – Ученица нашего класса подготовила сообщение, послушайте его. – Обратите внимание на годы жизни. Определите, в каком веке жил этот автор? – Мы с вами живем в XXI веке, сколько лет тому назад вышел сборник стихов Ивана Бунина? | Слушают учителя. Задают вопросы. – Стихи русских поэтов, русские поэты, чудесный мир классики и т. д. – Мы можем разделить книги на две группы. В первую группу войдут авторские сборники, во вторую – совместные, общие. – На обложке написан автор – И. А. Бунин. (См. ресурсный материал к уроку.) | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение | ||
V. Первичное знакомство с произведением | Учитель читает стихотворение И. А. Бунина «Листопад». – Какое настроение выражено автором? – Чем восхищается автор? О чем это стихотворение? – Как вы думаете, для чего Бунин написал его? – Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, то есть основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение. – Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту. – Среди этих заглавий есть такие, которые отражают тему осени широко, то есть обращается внимание на несколько картин, а другие ограничены изображением отдельных, конкретных деталей | Слушают произведение. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. – В стихотворении И. Бунина два настроения. С одной стороны, автор показывает осень яркой, пышной. С другой – бледной, увядающей. – Стихотворение об осени. О красоте осенней природы. О чувствах от увиденной красоты. – Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею. – Автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем как упасть с деревьев, необыкновенно красивые. Придумывают названия: «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения» и др. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | ||
VI. Чтение стихотворения с анализом | Организует повторное чтение стихотворения с анализом. – А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как. Прочитайте 1-ю часть стихотворения. – Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам? – Найдите в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины. – Почему лес «расписной»? Кто его распи- сывал? – Как вы понимаете выражение: лес «стоит веселой, пестрою стеной»? – Найдите и прочитайте другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины. – Прочитайте 2-ю часть стихотворения. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом. – А теперь прочитайте последнее четверостишие. Какие звуки услышал автор в осеннем лесу? А разве тишину можно услышать? А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Найдите в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика. – Какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина. Какие цвета осени использовал в картинах художник? Какие цвета здесь преобладающие? | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Объясняют значения слов: Лиловый – имеющий цвет фиалки или сирени; светло-фиолетовый. Багря́ный – ярко-красный. Лазурь – светло-синий цвет. – В начале стихотворения автор рисует лес. И он сравнивает его с теремом. Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными. – Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами. – Автор стихотворения наблюдал лес со стороны, с поляны: «Стоит над светлою поляной». – Он услышал «мертвую» тишину: «такое мертвое молчанье». В лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине». – А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: «молчанье» – [ч’]; «вышине» – [ш]; «можно» – [ж]; «тишине» – [ш]; «расслышать» – [ш]; «шуршанье» – [ш]. Читают слова – названия цветов: «лиловый, золотой, багряный»; желтый – «желтою резьбой»; голубой – «в лазури голубой»; синий – «в синей вышине»; серебристый – «как есть из серебра»; белый – «белый лепесток» | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию | ||
VII. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта | Организует работу над выразительностью чтения. – В каких словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как вы должны их прочитать. – Попробуйте прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам | Самостоятельно с карандашом в руках перечитывают текст и определяют авторские чувства, а также слова и выражения, которыми он о них рассказывает, после чего идет акцентное вычитывание.
Читают стихотворение, отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендации и советы друг другу | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания | ||
VIII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить. Написать небольшой рассказ о прогулке в осеннем лесу и о том, что там видели | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи | ||
IX. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обуча-ющимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – В начале урока мы подбирали рифму к словам. Вы доказали, что подбирать рифму вы умеете, но для того, чтобы написать стихотворение, надо обладать талантом. – Что нового узнали на уроке? – Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем? Что особенно запомнилось? Какие открытия сделали? – Что бы хотели еще выполнить? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |