ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




2.1 Организация эмпирического исследования по оценке речевого развития дошкольника

 

Общение ребенка с окружающими людьми является одним из главных факторов развития его речи. При грамотной организации педагогического процесса согласно ФГОС ДО в ДОУ у детей появляется устойчивая потребность в общении развитие речи ребенка имеет положительную динамику. В детском саду в непосредственно образовательной деятельности решаются важные задачи по развитию речи.

В организации занятий по развитию речи детей II младшей группы ДОУ были поставлены цели, задачи, разработаны занятия. Конспекты занятий представлены в приложении..

Цель занятий – развитие речи детей.

Задачи занятий:

− активизация словаря в процессе расширения представлений об окружающем мире;

− формирование грамматического строя речи;

− развитие коммуникативных навыков детей 2 младшей группы. В эмпирическом исследовании стояла цель – оценить результативность работы педагога-психолога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Для реализации этой цели необходимо выполнить ряд задач:

− оценить речевое развитие детей младшего дошкольного возраста, которые посещают одну группу детского сада;

− выделить детей с низким уровнем речевого развития и сформировать из них две группы – контрольную и экспериментальную;

− провести работу по развитию речи с детьми в экспериментальной группе;

− повторно оценить уровень речевого развития у детей в контрольной и экспериментальной группах;

− сравнить результаты вторичной диагностики речевого развития детей в контрольной и экспериментальной группах.

Выполнив эти задачи, мы сможем оценить результативность работы педагога – психолога по развитию речи детей. Если результаты повторного измерения речевого развития будут значимо выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой, то мы можем сделать вывод, что наша работа принесла пользу, и является результативной и может быть рекомендована к использованию.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22 «Кораблик» г. Котласа. Детский сад работает по программе «Детство». Исследование речевого развития проводилось во второй младшей группе детского сада. Было обследовано 40 детей. Для эмпирического исследования было организовано две группы детей – экспериментальная и контрольная. Возраст детей 3 – 4 года. Все дети здоровы. Все дети из социально благополучных семей. Исследование проводилось в ноябре – декабре 2016 года.

Для оценки речевого развития детей была использована методика развития речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной [36]. Цель данной методики - определение уровня речевых умений и навыков (словарь, грамматика, связная речь). Методика состоит из пяти заданий. Все задания из этой методики должны проводиться индивидуально. Данная методика позволяет выявить уровень владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития (словарь, грамматика, связная речь). По результатам диагностики выделяются высокий, средний, низкий уровни речевого развития.

Методика развития речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной позволяет выявить умения:

− называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным;

− обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным;

− называть действия (глаголы), связанные с движением;

− употреблять обобщающие слова;

− понимать противоположные значения слов;

− образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы;

− согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;

− выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

В связной речи ребенка методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной позволяет

− определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;

− умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

− выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет.

Для проведения диагностики с детьми требуются игрушки – кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руки), мяч (яркой расцветки, резиновый), картинка небольшого формата (кошка с котятами), отдельные предметы посуды, одежды, мебели.

Первым проводится занятие «Кукла».

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

Ребенок называет имя в предложении (я хочу назвать куклу:Марина).

Подобный ответ показывает высокий уровень развитии – 3балла.

Если ребенок дает имя одним словом – средний уровень развития – 2 балла.

Ребенок не дает имя (повторяет слово кукла) – это показатель низкого уровня развития – 1 балл.

Далее воспитатель задает 2 вопрос (подбор определений): Расскажи, какая кукла Марина? (красивая, нарядная, хорошая).

Если ребенок называет два слова и более (красивая, нарядная) – это высокий уровень – 3 балла.

Если ребенок называет одно слово (хорошая) – средний уровень развития – 2 балла.

Ребенок не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла) – низкий уровень развития – 1балл.

Педагог задает ребенку третий вопрос: какая одежда одета на кукле Марине?

Ребенок самостоятельно называет более двух предметов одежды (она в зеленом платье и белых носочках) – высокий уровень развития – 3 балла.

Ребенок с помощью вопросов педагога называет (это носочки, это платье) – средний уровень развития речи – 2 балла.

Ребенок показывает предметы одежды, но не называет – низкий уровень – 1 балл.

Далее педагог просит ребенка назвать одним словом одежду на кукле (платье, носки – это……?), т.е. дать обобщающее понятие.

Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи) – 3 балла.

Называет другие виды одежды (трусики кофта колготки) – 2 балла.

Ребенок повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки) – 1балл.

Педагог задает вопрос ребенку следующий вопрос: «Какая одежда одета на тебе?»

Ребенок называет более двух слов (рубашка, майка, брюки) – высокий уровень развития – 3 балла.

Ребенок называет два предмета одежды (майка, рубашка) – средний уровень – 2 балла.

Ребенок называет только одно слово (рубашка) или перечисляет обувь (тапочки, туфли) – низкий уровень – 1 балл.

Далее педагог выполняет действия с куклой (кукла садится, встает, поднимает руку, машет рукой) и спрашивает ребенка» Что делает кукла по имени Марина?» (называние действий):

Ребенок называет все действия – высокий уровень – 3балла.

Ребенок называет два действия куклы (встала, подняла руку) – 2 балла.

Ребенок называет одно слово – действие (стоит или сидит) – низкий уровень – 1 балл.

Воспитатель задает вопрос ребенку: «Что можно делать с куклой?» (называние действий).

Ребенок отвечает более двух слов (играть, укладывать спать, качать ее) – высокий уровень – 3 балла.

Ребенок называет два действия (катать в коляске, кормить куклу) средний уровень – 2 балла.

Ребенок называет одно слово (играть) – низкий уровень – 1 балл.

Воспитатель говорит ребенку: «Попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села».

Ребенок использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань, пожалуйста) – высокий уровень развития речи – 3 балла;

Ребенок называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь) – средний уровень – 2 балла.

Ребенок называет действия не в требуемой форме (встать, сесть) – низкий уровень – 1 балл.

Составление совместного рассказа воспитателя и ребенка по схеме: «Это... (кукла). Она... (красивая). Ее зовут... (Марина). У нее есть... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть)».

Ребенок заканчивает все предложения – высокий уровень развития речи – 3 балла.

Ребенок заканчивает два предложения – средний уровень – 2 балла.

Ребенок называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу) – низкий уровень – 1 балл.

 

Задание 2 «Мяч»

Воспитатель спрашивает у ребенка: Какой это мяч? И передает мяч в руки ребенка. Ребенок может назвать два или более признака (круглый, резиновый, красный, большой и т.д.). Второй вопрос звучит так: Что с ним можно делать? Ребенок называет либо более двух слов (глаголов) - (подбрасывать, в футбол играть) либо два действия (играть, бросать) либо называет одно слово (играть).

Воспитатель задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:

- Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.)

- А ты что сделал? (Поймал.)

- Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.)

- А я что сделала? (Поймала.)

Если ребенок называет все глаголы в нужной форме, то это показывает высокий уровень развития его речи;

Если ребенок называет 2 -3 глагола правильно - средний уровень; называет только одно действие - низкий уровень.

В конце занятия педагог просит составить рассказ про мяч: «Это... (мяч). Он... (круглый, синий). Мяч можно... (катить, ловить, бросать). Я люблю... (играть с мячом)».

Ребенок заканчивает предложение, называя 2 -3 признака и действия - это показывает высокий уровень развития его речи; называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым - средний уровень; не может закончить предложение, начатое взрослым - низкий уровень.

 

Задание 3. Картина «Кошка с котятами».

Педагог задает вопрос ребенку, показывая картинку: «Кто это? (кошка.) Какая она?». Ребенок смотрит на картинку и самостоятельно отвечает.

− ребенок отвечает (это - кошка, у нее котята, кошка черная);

− отвечает по вопросам педагога;

− описывает своего кота (из опыта) (у меня есть кот Мартын, он очень толстый).

Следующий вопрос педагога: как назвать детеныша кошки?

− ребенок называет правильно (единственное число - котенок, котик);

− вместо единственного называет множественное число (котенки, котята);

− не выполнил задания.

Далее педагог задает следующий вопрос: когда много детенышей, как сказать?

Варианты ответа ребенка могут быть следующие:

− называет множественное число (котятки, много котят);

− вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик),

− не выполнил задания.

Педагог просит ребенка сравнить кошку и котят. Кошка большая, а котята (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка... (короткий); кошка бегает быстро, а котята... (медленно); кошка-мама мяукает громко, а котята (тихо)».

− ответил на все задания;

− выполнил 2 – 3 задания;

− ответил на одно задание.

По окончании занятия предлагается детям совместный рассказ. «Это... (кошка). Она... (большая). У кошки есть... (котята). Кошка любит... (своих котят; играть, лакать молоко)».

− ребенок заканчивает все предложения;

− заканчивает 2 – 3предложения;

− называет одно слово.

 

Задание 4

По итогу проведенных с каждым ребенком занятий педагог проводит общее занятие на котором он предлагает вспомнить пройденный материал. Воспитатель задает вопрос: Как одним словом назвать куклу и мяч? (игрушки)

− ребенок дает обобщающее слово (игрушки);

− перечисляет названия (Катя, мяч);

− говорит одно слово (кукла).

Педагог просит рассказать, какие игрушки есть у ребенка дома, как он с ними играет?

− составляет рассказ из личного опыта (у меня дома есть машинки, их много, все машинки разные.Я ставлю их в гараж);

− перечисляет игрушки;

− называет одну игрушку.

 

Задание 5

Педагог на последнем занятии предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочкуРябу? Расскажи ее».

− ребенок пересказывает сказку самостоятельно – высокий уровень речевого развития – 3 балла.

− рассказывает по вопросам воспитателя – средний уровень речевого развития – 2 балла

− называет отдельные слова - низкий уровень речевого развития – 1 балл.

В методике развития речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной выделяется три уровня: высокий, средний, низкий.

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Оценку выполнения всех занятий дает педагог, воспитатель, подсчитав общее количество баллов: 63 – 48 баллов – высокий уровень, 47 – 31 – средний уровень, от 30 баллов – ниже среднего.

 

2.2 Эмпирическое исследование и его результаты

Эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22 «Кораблик» г. Котлас Архангельской области. В исследовании принимали участие дети II младшей группы (возраст с 3-х до 4-х лет). Количество детей в исследовании – 40 человек. Были образованы 2 группы детей – контрольная и экспериментальная.

В начале исследования была проведена диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста. Упражнения подобраны и рассчитаны на месяц обучения. План обучения рассчитан на 12 занятий. Возраст детей от 3-х – 4-х лет. Длительность занятий 15 минут, с чередованием различных видов деятельности: пальчиковых игр, потешек, сказок, динамических игр, упражнений на развитие речи.

Предварительное диагностирование детей и наблюдение в ходе занятий проводились в ноябре 2016 года, и имеет цель: выявление уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста. Итоговый контроль, проводился в декабре 2016 года, с целью определения степени достижения результатов развития речи детей. Был разработан учебно-методический план занятий по развитию речи детей 3 – 4-х лет. План представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 - Учебно-тематический план проведения занятий для детей 3 – 4-х лет

Месяц Задачи Темы занятий Кол-во занятий
ноябрь Проведение диагностики
ноябрь Развивать у детей моторную недостаточность, умение отвечать на вопросы педагога, учить правильно называть предметы, их отдельные качества предметов «Осень» (конспект занятия представлен а приложении А. «Путешествие в зеленую страну», «Веселые зверята, «Овощи».  
ноябрь Учить детей различать качества предметов, совершенствовать умения двигать пальцами в соответствии с текстом, активизировать словарь по теме «Накроем на стол», «Оденем куклу на прогулку», «Мы купили кошке к празднику сапожки», «Фрукты»  
декабрь Развивать умение различать на ощупь новогодние игрушки, учить ритмично наносить точки и круги, проводить прямые линии, координация речи с движением «Новый год», «Наряжаем елку», «Игрушки от Деда Мороза», «Зима»  
декабрь Учить составлять рассказ по картинке, учить правильно называть предметы, изображенные на картинке, давать описание игрушек. «Троллейбус и игрушки», «Автобус», «Пароход, лиса, петух», «Путешествие в снежную страну»  
декабрь Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке, учить соотносить движение с речевым сопровождением педагога, учить детей образовывать правильную форму глаголов, расширять словарь «У бабушки в деревне», составление описательного рассказа об игрушках (мышке, медведе), «Дикие животные», «Птицы»  
декабрь Учить отвечать на вопросы педагога, описывать предмет, активизировать словарь (прилагательные, глаголы), учить правильно произносить звуки, развивать мелкую моторику при помощи пальчиковой гимнастики «Мамин праздник», «Цветик-семицветик» (ЗКР), «Времена года»  
декабрь Проведение повторной диагностики

 

На занятиях по развитию речи у детей дошкольного возраста решаются специальные речевые, языковые задачи. Содержание занятия представляет собой смысловое единство логически связанных частей - упражнений.

Это дает возможность педагогу построить связный диалог с воспитанниками, а детям облегчает восприятие материала. На занятиях широко используются игровые приемы, предусматриваются физкультурные паузы.

Подготовительные упражнения для развития речевого дыхания можно проводить на занятиях (во время физкультминуток) и на речевой гимнастике.

Упражнения носят игровой характер. Например, детям предлагают подуть на комочки ваты - «летят снежинки», и т.п. При этом воспитатель следит, чтобы дети делали относительно плавный и продолжительный выдох (через рот). Можно предлагать детям и более сложные задания: произносить на одном выдохе звукоподражания, имеющие разную ритмическую структуру: ууу, би-би, и-го-го, а-ууу. С детьми можно провести следующие упражнения на употребление предлогов: «на» - «Куда сел мишка?» - «На окно (на стул)». - «Где сидит мишка?»

- «На окне (на шкафу)»; «под» - «Где (куда) спрятался петушок?» - «Под листочком (под листочек)». Упражнять детей в использовании разных предлогов можно и с помощью игры «Где что лежит?» (на столе, на полу, в ящике, в шкафу, под кроватью, под столом и т.д.).

В первой младшей группе проводятся занятия по рассматриванию игрушек и картин. Рассматривание игрушек можно организовать в форме дидактической игры («Маша пьет чай», «Что в мешочке?», «Что ты нашел?», «Конфета какой формы?»).

Использование приема сравнения диктует особый подбор игрушек: одинаковые по названию, но отличающиеся внешним видом (два медвежонка: большой и маленький, разного цвета; куклы, одетые по-разному, и т.д.). Воспитатель направляет рассматривание вопросами, обращая внимание детей на размеры игрушки, форму, цвет, материал. Дети отвечают на вопросы педагога отдельными словами, фразами, а воспитатель, обобщив их высказывания, дает образец описательного рассказа. Завершить рассматривание можно чтением знакомой детям потешки (загадки, рассказы).

Поощряется в занятиях самостоятельное решение задачи, помощь и сотрудничество между детьми, доброжелательные взаимоотношения педагога с детьми во время выполнения заданий. Необходимо включить работу по подбору необходимого материала для занятий: карандаши, краски, пластилин, бумагу, сюжетные игрушки, картинки и др. Предварительно оборудование готовит педагог, но можно подключить и детей.

В начале занятий идет организационный момент, педагог вводит детей в тему занятия. В основной части происходит решение поставленной задачи. Может быть организовано «пошаговое» решение, т.е. дробление основной задачи на ряд более мелких взаимосвязанных задач в русле познавательно-игровой деятельности.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход игровой деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения проблемы игровой ситуации.

В общем можно сказать, что совместная деятельность педагога с детьми организуется как система игр, с определенными темами и задачами. Через игры ребенку интересней работать с педагогом, легче усваивать и воспроизводить материал.

Таким образом, нам известно, что речь ребенка развивается постоянно: в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Работа педагога по развитию речи очень важна для детей младшего дошкольного возраста. На подобранных, продуманных, разработанных занятиях идет не просто общение со взрослым, а также ребенок познает много новых слов, отгадывает сказки, загадки, повторяет потешки, тренирует мелкую моторику при помощи пальчиковой гимнастики, рисования, лепки, перебирание камешек, что способствует хорошему развитию речи ребенка.

Анализ результатов по методике развития речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной был проведен по каждому разделу заданий. Методика выявляет уровень речевого развития детей по нескольким критериям: воспитание ЗКР, грамматика, словарь, связная речь, развитие образной речи. Результаты первичного исследования представлены в приложении А. В таблице 2 и рисунке 1 показаны результаты на начальном этапе исследования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

 

Таблица 2 – Показатели уровня развития детей младшего дошкольного возраста на начальном этапе эксперимента по первому заданию

группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
ЭкГ   -        
КГ   -        

 

Результаты исследования показали, что на начальном этапе при выполнении первого задания (воспитание ЗКР) высокий уровень не показал никто, количество детей в экспериментальной и контрольной группе со средним уровнем развития – 65 % (13 детей) и 35 % (7 детей) - показали низкого уровня развития.

 

 

Рисунок 1 – Уровень развития речи детей на начальном этапе исследования по первому заданию контрольной и экспериментальной группах

 

Таким образом, можно сделать вывод, что результаты исследования по первому заданию (воспитание ЗКР) в контрольной и экспериментальной группах получились идентичные: высокий процент детей имеет средний уровень развития речи, также есть дети с низким уровнем развития речи.

Далее проводилось исследование в контрольной и экспериментальной группе по второму заданию (формирование грамматического строя речи) по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. Результаты диагностики в экспериментальной группе показали – 60 % детей со средним уровнем, 40 % низкий уровень. Показали результатов в контрольной группе: высокий уровень – 5 % детей, средний – 50 %, низкий уровень – 45 % детей. Данные представлены в таблице 3, сравнительный анализ показан в рисунке 2.

 

Таблица 3 – Показатели уровня развития речи детей на начальном этапе исследования по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной по второму заданию

группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
ЭкГ   -        
КГ            

 

Рисунок 2 – Уровень развития речи детей на начальном этапе исследования по второму заданию контрольной и экспериментальной группах

 

Таким образом, результаты исследования по второму заданию показали, что в экспериментальной группе дети показали не высокие результаты, у большей части детей выявлен средний уровень. В контрольной группе по второму заданию большая часть детей показали средний и низкий уровень, у одного ребенка выявлен высокий уровень развития по второму заданию.

Анализ показателей по третьему заданию (словарная работа) по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной в экспериментальной группе выявил не высокие результаты – средний уровень – 75%, низкий – 25% детей. В контрольной группе показатели следующие: высокий уровень – 5%, средний 65%, низкий 35%. Данные представлены в таблице4 и сравнительный анализ показан в рисунке 3.

 

Таблица 4 – Показатели уровня развития речи детей на начальном этапе исследования по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной по третьему заданию

группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
  Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
ЭкГ   -        
КГ            

 

 

Рисунок 3 – Уровень развития речи детей на начальном этапе исследования по третьему заданию контрольной и экспериментальной группах

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в показатели в экспериментальной группе по третьему заданию не высокие, преобладает средний и низкий уровень развития. В контрольной группе по третьему заданию большая часть детей показали средний уровень развития, также есть низкий уровень, один ребенок показал высокий уровень.

Далее был проведен анализ показателей по четвертому заданию (развитие связной речи детей). Показатели развития в экспериментальной группе не высокие: количество детей со средним уровнем – 70 %, с низким уровнем – 30 %. В контрольной группе результаты следующие: средний уровень – 60%, низкий уровень – 40%. Данные представлены в таблице 5, сравнительный анализ результатов по четвертому заданию показан в рисунке 4.

 

Таблица 5 – Показатели уровня развития речи детей на начальном этапе исследования по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной по четвертому заданию

группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
  Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
ЭкГ   -        
КГ   -        

 

Рисунок 4 – Уровень развития речи детей на начальном этапе исследования по четвертому заданию контрольной и экспериментальной группах

 

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели по четвертому заданию в контрольной группе следующие: средний уровень показали60% детей, низкий – 40%.; в экспериментальной группе: средний уровень – 70% детей, 30% детей показали низкий уровень.

Далее представлены результаты исследования по пятому заданию (развитие образной речи) по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. Показатели развития в экспериментальной группе не высокие: количество детей со средним уровнем – 70%, с низким уровнем – 30%. В контрольной группе результаты следующие: средний уровень – 65%, низкий уровень – 35%. Данные представлены в таблице 6, сравнительный анализ результатов по четвертому заданию показан в рисунке 5.

 

Таблица 6 – Показатели уровня развития речи детей на начальном этапе исследования по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной по пятому заданию

группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
  Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
ЭкГ   -        
КГ   -        

 

 

Рисунок 5 – Уровень развития речи детей на начальном этапе исследования по пятому заданию в контрольной и экспериментальной группах

 

Таким образом, по результатам исследования по пятому задания в контрольной и экспериментальной группах большая часть детей показала средний уровень, у второй части детей выявлен низкий уровень.

После проведения пяти заданий по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной на начальном этапе эмпирического исследования можно сделать вывод, что в обеих группах детей словарный запас беден, вопросы педагога дети в основном отвечают односложными ответами, в своей речи используют существительные и местоимения. Большинство детей затрудняются правильно составить простое предложение. Возникают трудности в подборе прилагательных к существительному. Большинство детей испытывают трудности в пересказе, необходима помощь воспитателя.

После проведенных занятий по развитию речи в экспериментальной группе детей, было организовано повторное эмпирическое исследование детей младшего дошкольного возраста по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Полученные результаты итоговой диагностики в экспериментальной группе показали, что уровень развития речи детей увеличился. Количество детей с высоким уровнем по первому заданию (воспитание ЗКР) составил 60%, средний результат показали – 40% детей, показателей с низким уровнем нет. В контрольной группе показатели результатов следующие: количество детей с низким уровнем уменьшилось, стало – 15%, со средним уровнем 70%, с высоким уровнем – 15%. Результаты диагностики в контрольной группе ниже, чем результаты в экспериментальной группе. Показатели уровня развития речи детей на конечном этапе исследования первому заданию представлены в таблице 7 и сравнительный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группе показан на рисунке 6.

 

Таблица 7 – Показатели уровня развития речи детей на конечном этапе исследования по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной по первому заданию

группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
  Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
ЭкГ           -
КГ            

 

Рисунок 6 – Уровень развития речи детей на конечном этапе исследования по первому заданию в контрольной и экспериментальной группах

 

Таким образом, видно, что изменения по первому заданию в экспериментальной группе произошли изменения в лучшую сторону. Но показатели диагностики в экспериментальной группе превышают показатели контрольной группы. В экспериментальной группе большая часть детей показала высокий результат, у части детей выявлен средний уровень развития, низкого уровня развития нет. В контрольной группе превышает средний уровень развития, небольшой процент имеет высокий и низкий уровни развития.

Далее представлены результаты исследования детей контрольной и экспериментальной групп по второму заданию (формирование грамматического строя речи) по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. В экспериментальной группе высокий уровень показали 70% детей, средний уровень – 30%, низкого уровня развития нет. В контрольной группе следующие результаты – высокий уровень – 10%, средний уровень – 55%, низкий уровень – 35%. Показатели уровня развития речи детей на конечном этапе исследования второму заданию представлены в таблице 8 и сравнительный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группе показан на рисунке 7.

 

Таблица 8 – Показатели уровня развития речи детей на конечном этапе исследования по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной по второму заданию

группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
  Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
ЭкГ           -
КГ            

 

Рисунок 7 – Уровень развития речи детей на конечном этапе исследования по второму заданию в контрольной и экспериментальной группах

 

Таким образом, можно сделать вывод, что произошли изменения как экспериментальной, так и в контрольной группе. Показатели в экспериментальной группе выше, процент низкого уровня отсутствует, большинство детей показали высокий уровень развития. В контрольной группе большая часть детей показала средний уровень, есть дети с низким уровнем развития.

Результаты исследования детей контрольной и экспериментальной групп по третьему заданию (словарная работа) по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной следующие: отмечена положительная динамика развития в экспериментальной группе: показателей с низким уровнем нет, 65% детей показали высокий уровень, 35% – средний. В контрольной группе также есть динамика, но не значительная по сравнению с показателями развития в экспериментальной группе. Результаты таковы: дети с высоким уровнем – 5%, со средним – 90%, с низким – 5%. Показатели уровня развития речи детей на конечном этапе исследования третьему заданию представлены в таблице 9 и сравнительный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группе показан на рисунке 8.

Таблица 9 – показатели уровня развития речи детей на конечном этапе исследования по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной по третьему заданию

группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
  Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
ЭкГ           -
КГ            

 

Рисунок 8 – Уровень развития речи детей на конечном этапе исследования по третьему заданию в контрольной и экспериментальной группах

 

По результатам исследования по третьему заданию видно, что в экспериментальной группе произошли изменения в лучшую сторону, показатели развития у детей высокие, небольшой процент имеют средний уровень. В контрольной группе дети показали в основном средний результат, есть дети с низким уровнем развития.

Результаты исследования детей контрольной и экспериментальной групп по четвертому заданию (развитие связной речи) по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной следующие: отмечена положительная динамика развития в экспериментальной группе: показателей с низким уровнем нет, 25% детей показали высокий уровень, 75% – средний. В контрольной группе также есть динамика, но не значительная по сравнению с показателями развития в экспериментальной группе: средний уровень – 80% детей, низкий уровень – 20%. Показатели уровня развития речи детей на конечном этапе исследования четвертому заданию представлены в таблице 10 и сравнительный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группе показан на рисунке 9.

Таблица 10 – Показатели уровня развития речи детей на конечном этапе исследования по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной по четвертому заданию

группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
  Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
ЭкГ           -
КГ            

 

Рисунок 9 – Уровень развития речи детей на конечном этапе исследования по четвертому заданию в контрольной и экспериментальной группах

 

По результатам исследования четвертого задания есть положительная динамика в экспериментальной группе, в контрольной группе динамика не значительная. Результаты исследования детей контрольной и экспериментальной групп по пятому заданию (развитие образной речи) по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной следующие: отмечена положительная динамика развития в экспериментальной группе: процент детей с высоким уровнем составил 60%, со средним – 40%, показателей с низким уровнем нет. В контрольной группе дети с высоким уровнем – 10%, средний показатель у 65% детей, низкий у – 25% детей. Показатели уровня развития речи детей на конечном этапе исследования пятому заданию представлены в таблице 11 и сравнительный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группе показан на рисунке 10.

 

Таблица 11 – Показатели уровня развития речи детей на конечном этапе исследования по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной по пятому заданию

группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
  Кол-во детей %


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: