Графическое дифференцирование и интегрирование




ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Кафедра «Техническая механика и детали машин»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению СРС

«Графические и аналитические методы определения кинематических и динамических параметров многозвенных механизмов»

по дисциплинам:

«Механика» направление 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

«Прикладная механика» направления:

Технология транспортных процессов,

Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии,

Биотехнические системы и технологии

ВСЕ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

  Одобрено Ученым советом Института электронной техники и машиностроения «___» ______ 2016 г. Протокол № ___

САРАТОВ 2016

СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.
  ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ  
  ГРАФИЧЕСКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ И ИНТЕГРИРОВАНИЕ  
  ПЛАНЫСКОРОСТЕЙ И УСКОРЕНИЙ  
  ЛИТЕРАТУРА  
     
     

 

Цель практического занятия

Цель данного самостоятельного практического занятия состоит в получении студентами умений и практических навыков построения законов изменения скоростей и ускорений любого звена механизма и вычисления численных значений данных параметров в любой момент времени (в любом положении рассматриваемого звена). При этом основное внимание уделяется графическому методу, как более простому и наглядному.

Варианты заданий для выполнения работы приведены в 3-м разделе ИОС «Контрольные материалы» (папка 3.1 Задания).

 

Графическое дифференцирование и интегрирование

План положений механизма.

 

Графический анализ механизма начинают с построения плана положений его звеньев. Для расчетов параметров механизма на основе построенных планов выбирают масштабы. Различают масштабы графические и вычислительные.

 

Таблица 1 Графические и вычислительные масштабы

Масштабы графические(на графиках и схемах) Масштабы вычислительные (употребляются в формулах при вычислении)
1 см →x см. 1 см→x сек   1 см→ x см/сек   1 см→ x см/см2 Ке=Кs=x Kt=x Kv=x Ka=x

V

 

1 см – Х см/с


- масштабное значение

скорости

 

 
 


1 см - У с t

Рис. 1 Графическое масштабирование

Масштабное значение скорости равно V= Kv

Определения на траекториях точек механизма их одновременных положений, соответствующих заданным моментам времени или заданным положениям ведущего звена, называется разметкой путей этих точек.

Она позволяет: построить механизм в заданных положениях и графически определить закон перемещения его точек, как функцию от времени или угла поворота ведущего звена.

 

 

2

 

A

1 3

 

B

0 O 4

8

 

S01

S02 7 5

 
 

 


H

6

Рис. 2 План положений механизма.

 

Имея разметку путей какого-либо звена механизма можно построить график перемещений этого звена. Наибольшее перемещение ползуна называется его ходом - Н. Дважды продифференцировав график перемещений, можно получить кривые скорости и ускорения этого звена.

 
 


S

           
   
     
 

 

 


H

τ

           
   
 
   


φ, t

0 1 2 3 4 5 6 7 8

 

Рис.3 График движения звена механизма

 

Графическое дифференцирование и интегрирование

Графическое дифференцирование и интегрирование осуществляется методом хорд, сущность которого заключается в следующем.

В каждом участке τ кривой графика перемещений проводят хорду АВ, наклоненную к оси абсцисс под некоторым углом α, определяемым кривизной графика, т.е. величиной перемещения ΔS за период времени τ. На графике скорости откладывают произвольную величину полюса Р = ОО1. Из полюса проводят отрезок О1М под углом α до пересечения с осью ординат. Из точки М проводят прямую ММ1, параллельную оси абсцисс, до пересечения с линией, делящей отрезок τ пополам. Ордината точки М1 определяет среднюю величину скорости VCP в заданном масштабе. Аналогично обрабатывают все участки графика перемещений. Соединяя полученные ординаты, получают график изменения скорости данного звена V = V(t). Описанный метод не вполне точен, т.к. ординату точки М1 следовало бы откладывать не в середине участка τ, а в точке, в которой касательная к кривой графика перемещений параллельна хорде АВ, т.е. наклонена под углом α. Сказанное иллюстрирует рис. 4.

 

B

S

       
 
   
 


ΔS

A α

       
   
 
 

 


V=dS/dφ t, φ

 
 


M M1 VCP

 
 


α


O1 O t, φ

P τ

 

Рис. 4 Схема графического дифференцирования

 

Пусть задана графически функция S=S(t). Требуется построить кривую V= V (t). Рассмотрим одни из промежутков времени τ. Поскольку скорость есть производная перемещения по времени, то можно записать:

 
 


(1)

 

 
 


Из ΔОО1М получается (2)

 

После подстановки (2) в (1) имеем:

 
 

 

 


Масштаб скорости

 

Если по оси абсциссы отложено не время, а угол поворота ведущего звена φ, то дифференцирование кривой S=S(φ), дает величину dS/dφ, которая будет связана со скоростью V следующим соотношением:

dS/dφ = V/ω

где ω-угловая скорость ведущего звена механизма.

Величину dS/dφ называют аналогом скорости. Если ω=const, то ведущее звено вращается равномерно и величины dS/dφ и V пропорциональны друг другу и могут изображаться одним и тем же графиком, но при разных масштабах:

 

Если задана графически функция V = V(t) и требуется построить кривую а=а(t),то дифференцирование осуществляется аналогично. При этом масштаб ускорений равен (q – полюс ускорений):

 

 

Графическое интегрирование методом хорд осуществляется в обратной последовательности. Пусть задана графически функция V=V(t) и требуется построить кривую перемещения S=S(t).

Рассмотрим один из промежутков времени τ.

В каждом промежутке τ определяют графически среднюю скорость, считая, что она совпадает с серединой промежутка. Задав произвольно полюсное расстояние P, сносят Vср на ось ординат и полученную точку М соединяют лучом с полюсом О1. На строящемся графике S=S(t) строят хорду AB, параллельную этому лучу. Каждую последующую хорду проводят из конца предыдущей и в результате получают ломанную линию точки перелома которой принадлежат кривой S=S(t) т.е. кривой перемещения. Эта ломаная линия может быть построена при любом начальном значении S0, которое предполагается заданным. Чаще всего считают S0 =0.

Выражение для масштаба кривой перемещения Кs находится из выражения, полученного при дифференцировании.

КS=PKVKt

Нужно иметь в виду, что величина наибольшего перемещения Н исследуемого звена механизма будет так или иначе задана.

Поэтому масштаб Кs кривой перемещения можно считать всегда известным:

 

 
 


S

       
   

 


Н

 
 

 

 


0 1 2 3 4 5 6 7 8 t, φ

V

 
 

 

 


O1 P O t, φ

     
 
 
 

 

 


a

 
 


       
   
 
q
 

 

 


Рис. 5 Пример графического дифференцирования с построением графиков скорости и ускорения

Масштаб времени определяется в зависимости от числа оборотов ведущего звена в минуту n с учетом числа угловых положений ведущего звена и их градусной меры Кφ, которым задаются.

 
 

 


Кинематический анализ механизмов методом графиков удобен лишь в отношении звеньев, движущихся поступательно или вращающихся вокруг неподвижных осей. В последнем случае строятся графики угловых величин:

Ψ=ψ(t), ω=ω(t), ε=ε(t).

Данные величины соответственно – угол поворота, угловая скорость и угловое ускорение исследуемого звена механизма.

Планы скоростей и ускорений

Понятие о плане скоростей и ускорений. Построение планов в случае известности и неизменности скорости хотя бы одной из точек одного звена

 

Планом скоростей называют геометрическое построение векторных уравнений скоростей, выполненные так, что все абсолютные скорости берут начала в общем полюсе, а относительные скорости замыкают концы абсолютных скоростей.

Аналогичное построение векторных уравнений ускорений называется планом ускорений.

Для успешного построения планов необходимо научиться различать абсолютные и относительные движения в механизме.

Абсолютным движением в механизме является движение либо его звено рассмотренное по отношению к условно неподвижной стойке.

Относительным движением в механизме является движение любого звена, рассмотренное по отношению к одному из подвижных звеньев.

Абсолютные перемещения, скорости и ускорения точек механизма обозначают одним индексом, который указывает, какие точки движутся (SB, B , аВ). Относительные же перемещения, скорости и ускорения обозначают двумя индексами: первый указывает движущуюся точку, а второй относительно чего рассматривается движение этой точки. (SBA,VBA, aBA).

Всё многообразие задач на построение планов скоростей и ускорений представляется различным сочетанием двух основных случаев.

Случай 1. На звене, скоростей и ускорения,которого подлежат определению,есть по крайней мере одна движущая точка, скорость и ускорение которой известны и неизменны.

Решение задачи в данном случае основано, на представлении движения звена, как суммы его поступательного движения вместе с полюсом,скорость и ускорение которого известны и вращательного движения вокруг этого полюса.

Va=O1A*ω1 = O1A* = B= A+ BA = + = + +

= + + = ; = + + = +

       
 
   

 


О1 1 2 В

ВО2 VB V

ω1 ε2

А ω2

3 VBA АО1

VA

a

n

aAB aA АВ

W ε 3

τ aBA ω 3 О2

n

aB

       
   
 
 


τ

 

 

Рис. 6 Построение планов скоростей и ускорений

шарнирного четырехзвенника (кривошипно-коромысловый механизм)

 

Найдём угловые скорости и угловые ускорения звеньев.

ω3 = звено 3 (BO2)

φ3 =

 

ω2 = звено 2 (AB)

φ2 =

 

Теорема: Планы относительных скоростей и ускорений точек, принадлежащих одному жёсткому звену, всегда дают фигуры подобные и сходственно расположенные с теми фигурами, которые образуют эти точки на звене.

Следствие: Свойство взаимного подобия фигур относительных скоростей и ускорений на планах и фигуры звена механизма позволяет определить скорости и ускорения дополнительных точек этого звена не по уравнениям, а путём построения подобных и сходственно расположенных фигур.

Построение планов в случае, когда скорости ни одной точки звеньев механизма не известны

Этот случай относится к кулисным механизмам, в которых ползуны (камни кулисы) связаны поступательной парой с кулисой, но не имеют с нею общих точек. Решение задачи в данном случае основано на представлении абсолютного движения ползуна (камня кулисы) как суммы его переносного движения вместе с кулисой и относительно движения по кулисе. Движение ползуна относительно стойки - есть его абсолютные движение. Движение ползуна вместе с кулисой – есть его переносное движение. Движение ползуна по кулисе – есть его относительное движение.

 

1) Ведущее звено механизма – кулиса O1A

 
 


А

b BO2

 

В’ SB

кор. В SBB V a

b’

SB AO1

 

 
 


W

 
 


ω =const O2 n

O1 t

b’

кор.

a

Рис. 7 Построение планов скоростей и ускорений кулисного механизма (ведущее звено - кулиса)

 

 

= + = + ∆t→0 = +

+

+

Величина и направление кориолисова ускорения:

Кориолисово ускорение возникает в тех случаях, когда переносное движение ползуна т.е. движение кулисы включает в себя вращение.

 
 


 

-скорость любой точки кулисы во вращении

- радиус вращения этой точки.

Чтобы направить кариолисово ускорение нужно вектор относительной скорости ползуна в его движении по кулисе повернуть на 900 в сторону вращения кулисы. Чтобы вычесть кориолисово ускорение из вектора, нужно не меняя направления кориолисова ускорения построить его на плане таким образом, чтобы стрелки вектора и кориолисова ускорения соприкасались.

 

2) Ведущее звено - кривошип

 

= +

+ =

А b

 

В’

кор. В V

b’ a

       
 
   
 


ω=const W


O2 n t

ba

ωкул b

О1 кор.

 
 

 


Рис. 8 Построение планов скоростей и ускорений кулисного механизма (ведущее звено - кривошип)

Литература

1. Теория механизмов и машин: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.З. Коловский и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 560 с.

2. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин: учебник / И.И. Артоболевский.–4-е изд., перераб.и доп.– М.: ИД Альянс, 2012г.-640 с.

3. Артоболевский И.И. Сборник задач по теории механизмов и машин./ И.И. Артоболевский, Б.В. Эдельштейн – М.: ИД Альянс, 2013 г. - 156 с.

4. Техническая механика: в 4-х кн. / под ред. Д.В. Чернилевского. Кн. 3. Основы теории механизмов и машин: учебное пособие / Я.Т. Киницкий. М.: Машиностроение, 2012. 104 с. – Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785942756123-SCN0004.html – ЭБС «КОНСУЛЬТАНТ СТУДЕНТА. Электронная библиотека технического ВУЗа» », по паролю.

5. Теория механизмов и машин. Сборник задач: учеб. пособие / В.В. Кузенков, И.В. Леонов, В.В. Панюхин и др.; под ред И.Н. Чернышевой. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 63, [1] с.: ил. – Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/bauman_0255.html.–ЭБС «КОНСУЛЬТАНТ СТУДЕНТА. Электронная библиотека технического
ВУЗа», по паролю.

 

 

Разработали:

 

к.т.н., доцент Злобина И.В.

д.т.н., профессор Бекренев Н.В.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: