Виды единоборств ХХ – ХI вв. в странах Востока




 

Ничто не тревожило размеренную жизнь монахов вплоть до 1928 г., когда монастырь неожиданно стал местом сражения двух противоборствующих в гражданской междоусобной войне сторон — гоминьдановских и революционных войск. Тогда монастырь был сожжен. Шаолинь горел более сорока дней. Шестнадцать храмов, бесчисленные сокровища, произведения искусства, священные реликвии обратились в пепел. В 1957 г. началась реконструкция Шаолиня. В 1980 г. на базе нового монастыря состоялся грандиозный чемпионат по национальным воинским искусствам с участием команды из Японии. Поселившиеся в монастыре 50 престарелых мастеров цюань-шу начали большую работу по возрождению исторического наследия Шаолиня.

Традиции ушу продолжали жить и в 30-е, и в 40-е гг. в небольших подпольных секциях, сектах и школах.

Вплоть до конца Второй мировой войны большинство легальных военно-спортивных обществ, секций и клубов ушу в Китае существовало под эгидой Центрального института национального бокса и физической культуры и Ассоциации китайского бокса. Рукопашному бою обучали также в армии, в полиции и, разумеется, в многочисленных незарегистрированных мелких школах.

К середине XX в. ушу представляло огромный конгломерат школ, стилей и направлений, не имеющих ни общей терминологии, ни единой методики преподавания. Многие стили попросту вымирали, так как уходили из жизни последние мастера, знавшие их. После образования в 1949 г. КНР правительством и Комитетом по физической культуре и спорту было принято решение об упорядочении системы ушу. Считалось, что сложные, предназначенные исключительно для посвященных, основанные на суеверных представлениях о существовании таинственных, сверхъестественных сил способы преподавания ушу в школах были малодоступны новому молодому поколению. Другой причиной преобразований стало то, что преподавание ушу в то время было в руках лидеров тайных обществ, не проявляющих лояльности к властям.

В КНР ушу называют «величайшим культурным сокровищем китайского народа», являющимся не только исторической ценностью, но и эффективным средством оздоровления нации. Сейчас работают Всекитайская академия ушу, факультеты ушу при университетах.

В 60—70-е гг. китайские мастера ушу посетили более чем 50 стран мира, пропагандируя и демонстрируя это искусство. В 1985 г. прошли первые международные соревнования, в которых приняли участие 88 спортсменов из 15 стран, а через год — 145 спортсменов уже из 20 стран. С 1990 г. ушу входит в программу Азиатских игр. Наконец, после 1985 г. созданы международные федерации ушу.

Одна из самых распространенных в настоящее время разновидностей китайской гимнастики ушу — тайцзицюань.

Виды ушу, где не применялось оружие, назывались цюань-фа, что дословно означает «способы кулачного боя». Они развивались главным образом в той среде, где не полагалось иметь оружие — в монастырях, среди крестьян. К настоящему времени термин «цюань», можно сказать, почти утратил свой первоначальный смысл, и под ним подразумевают совсем не «кулак», не «действие кулаком», а просто гимнастику определенной системы или школы.

Понятие «тайцзи»«Великий предел» — берет свое начало от философского учения о «дао», или «пути» (вещей), исходящего, в частности, из того, что в мире нет неизменных вещей, и процесс бесконечного изменения приводит их к противоположности. Так, в трактате основоположника даосизма Лао-цзы «Трактат о дао и дэ» сказано: «Дао рождает Единое, Единое рождает двойственность, двойственность рождает тройственность, тройственность рождает тьму вещей».

Великий предел разделен на «два значения», противоположных по своему свойству. В гимнастике это отступление и наступление, податливость, мягкость и жесткость, «внутренние мягкие» школы и «внешние жесткие» школы ушу и т. д.

В начале XIX в. Ян Лучань, основоположник оздоровительного направления тайцзицюань, вносит существенные изменения в гимнастику. Он делает движения более плавными и растянутыми. Стиль приобретает все более возрастающее оздоровительное значение. Один из учеников Ян Лучаня писал по этому поводу так: «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни». Создание стиля Ян завершил в начале XX в. его сын Ян Чэнфу. Он определял суть занятий тайцзицюань как «тренировку духа», критикуя стили внешнего направления за нерациональный упор на физическую силу и «рваные» (резкие) движения. Это, по его мнению, истощало внутренние резервы организма.

В 50-е гг. в Китае на основе стиля Яна был создан современный спортивный и оздоровительный стиль тайцзицюань, широко распространенный по всему миру. Эта гимнастика отличается мягкостью, плавностью, округлостью движений, характеризуется эффективным оздоровительным воздействием.

В числе новых в 1956 г. появился комплекс«Упрощенный тайцзицюань из 24 форм», составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.

В конце 70-х — начале 80-х гг. специалистами была выполнена работа по изучению всех стилей тайцзицюань, и на этой основе создан комплекс из 48 форм движений. Этот комплекс более сложен, но он дает и большие возможности для решения оздоровительных задач средствами упражнений из тайцзицюань.

На чем же основан оздоровительный эффект тайцзицюань? В этой гимнастике воспроизводится природный принцип расслабления, мягкости и гармонии. Плавный характер движений, округлые и естественные позиции, сочетание действий всего тела — «диалог движений» — создает непередаваемое ощущение полного единства и свободы. Занятия тайцзицюань требуют глубокого сосредоточения, т.е. одним из основных требований является главенство мысли и воли над собственно движением. Одно лишь механическое выполнение движений, без психоконцентрации, лишает гимнастику ее оздоровительно-лечебного и психорегулирующего эффекта.

Оздоровительные функции тайцзицюань, по мнению китайских специалистов, поистине поразительны. Более того, занятия ею благоприятно влияют на ход лечения многих заболеваний. Вот почему в современном Китае тайцзицюань используется не только как оздоровительная система, но и как вид сопутствующей терапии при лечении многих заболеваний. Сейчас во многих лечебно-профилактических учреждениях КНР тайцзицюань служит мощным средством оздоровления и реабилитации больных. По радио часто звучит музыка, задающая ритм тайцзицюань. Телевидение транслирует учебные передачи для желающих овладеть этим искусством.

Хотя выполнение даже полного комплекса тайцзицюань из 88 форм упражнений занимает около 20 мин, на его полное освоение уйдет несколько лет. В Китае на этот счет есть поговорка: «Малый успех приходит через три месяца, большой успех — через три года».

Древнекитайские системы ушу дали толчок к развитию многочисленных восточных боевых искусств. Наиболее распространенными из них в настоящее время являются каратэдо, джиу-джитсу, дзюдо, айкидо, таэквондо, сумо, кэндо.

Родиной каратэдо является остров Окинава. До начала XVII в. он был самостоятельным и независимым, но постоянно подвергался нападениям китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск и в конце концов вынужден был выплачивать дань обоим грозным соперникам. Влияние Китая было более сильным, на острове жила целая колония переселенцев из этой страны, они-то, по-видимому, и познакомили жителей острова с китайскими боевыми искусствами. На острове постоянно происходили вооруженные столкновения между правителями разобщенных районов, а крестьянам иметь оружие было запрещено. Первый такой запрет был провозглашен еще в XV в.

В 1609 г. архипелаг был без особого труда захвачен японцами. Окинавская армия была распущена, а все оружие конфисковано.

Ни один житель под страхом мучительной казни не мог иметь оружия, было запрещено изготовление даже церемониальных мечей, в деревнях единственный топор и нож приковывали на цепь и выставляли для охраны несколько вооруженных солдат. Эти обстоятельства и определили появление своеобразных школ, которые иногда называли «школой в зарослях». В них и овладевали окинава-тэ — искусством «окинавской руки» (слово «тэ» в переводе с японского означает «рука»). Конечно, в то время ни о какой разносторонности воздействия этого искусства на человека не могло быть и речи. Овладевали лишь техникой выполнения боевых приемов, направленных против вооруженных самураев. Сила ударов достигала такой мощи, что ударом кулака или ноги убивали облаченного в доспехи самурая, разваливали его шлем или панцирь, а что говорить об ударах в незащищенные части тела. Местные крестьяне использовали не только кулаки и ноги. Грозным оружием в их руках были сельскохозяйственные орудия — кама (серпы), нунчаку (приспособление для обмолота риса), саи, которыми взрыхляли почву, бо (шесты), джо (посохи) и другие подручные средства. Упражнения с этими предметами вошли в традицию, в настоящее время они изучаются в каратэдо. Восстания против японских самураев продолжались около 100 лет. После подавления волнений занимающихся окинава-тэ становится значительно меньше.

В конце XIX в. Окинава официально становится японской провинцией и ее жители призываются в армию так же, как и японцы из других районов страны. На призывных пунктах сразу было замечено, что окинавцы, занимающиеся рукопашным боем, значительно превосходят остальных призывников в показателях физической подготовленности. В 1902 г. Министерство образования Японии приняло решение о включении окинава-тэ как универсального средства физического воспитания в школьную программу.

По инициативе Министерства образования в 1921 г. в Токио был организован фестиваль боевых искусств, на который был приглашен известный в то время мастер боевых искусств (и окинава-тэ, в частности) школьный учитель Фунакоси после его успешного выступления в присутствии императорской семьи, военных и спортивных деятелей, в том числе профессора Д. Кано, создателя дзюдо. Он предложил Фунакоси устроить выступление по окинава-тэ в своем центре дзюдо Кодокан. В результате японское общество всерьез заинтересовалось окинава-тэ. Фунакоси написал несколько работ по истории и методике этого единоборства. Вскоре, примерно в 1930 г., термин «окинава-тэ» был заменен на каратэ-дзюцу («искусство китайской руки», иероглиф «кара» использовался для обозначения Китая и всего китайского). В 1936 г., когда на Окинаве встретились представители нескольких стилей каратэ-дзюцу, было принято решение о замене иероглифа «кара», обозначающего «китайский», на такой же иероглиф, только обозначающий японское понятие «пустой» (по учению буддизма пустота — сущность Вселенной, «пустота — это форма, а форма — это пустота», «только пустая долина отражает звук» и т.п.). Тогда же слово «дзюцу» было заменено на слово «до» («путь»). Тем самым Фунакоси, по инициативе которого это преобразование было сделано, подчеркнул, что каратэдо не просто единоборство, включающее в себя двигательные действия, а именно искусство, направленное на всестороннее совершенствование человека.

В каратэдо существует четыре стиля, а в их рамках — несколько десятков разновидностей. Помимо этих стилей существует еще один, пожалуй, наиболее популярный и в Японии, и в мире, — стиль Кекусин-кай. Он был создан в конце 40-х гг. М. Оямой.

В 1951 г. Ояма вернулся в большой мир (в 1948 —1951 гг. он жил в буддийском монастыре в горах) и занялся пропагандой своего стиля в Японии и за рубежом. Невысокий, мощный, буквально квадратный Ояма на глазах изумленной публики сокрушал доски, кирпичи, черепицы и даже такие предметы, которые вроде бы и разбиваться не могли. Он устроил бой с быком, отрубив ему рог ударом ребра ладони и затем убив 600-килограммовое животное кулаком. Он провел 52 таких показательных боя. Ояма побывал во многих странах мира. В 50—60-е гг. он написал несколько книг по каратэдо, которые до сих пор пользуются огромной популярностью, в том числе «Что такое каратэ?» и «Это каратэ».Японская ассоциация каратэдо была создана еще в 1948 г. За рубеж каратэдо попало в начале века — в 1920 г., когда один из окинавских мастеров демонстрировал это единоборство в Лос-Анджелесе. В 1965 г. был создан Европейский союз каратэдо (ЕКУ), который объединил 15 стран. В этом же году прошел первый чемпионат по каратэдо. А в 1970 г. в Токио представители 33 национальных организаций каратэдо провели совместный конгресс, на котором был создан Всемирный союз организаций каратэдо (ВУКО).

Единоборство джиу-джитсу возникло в XI—ХІІ вв. н. э. В отличие от ушу и каратэдо оно никогда не становилось всеобщим достоянием, культивировалось преимущественно самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем направлении и фактически создавал фамильную школу.

Японских самураев можно сравнить со средневековыми рыцарями Западной Европы. Это военное сословие по большей части не было таким жестоким и кровожадным, как его часто представляют в литературе. Слово «самурай» происходит от глагола «сабурахи» — служить великому человеку, человеку высшего сословия.

В современной Японии многие писатели, художники, кинематографисты с благословения властей развернули кампанию по возрождению морали Бусидо (кодекс чести японских самураев). Есть в этом потоке пропаганды «самурайского духа» и примитивные творческие решения, когда, например, в роли злодеев нередко выступают иностранцы (европейцы, американцы, китайцы), которые терпят позорное поражение в борьбе с носителями духа Бусидо. Самурайской тематике отдают дань и всемирно известные художники японского кино, такие, как А. Куросава, М. Тосиро и др. Популяризация самурайской морали — типичная особенность современного японского общества.

Сам термин «джиу-джитсу» появился в XVI в. В русском языке, он имеет до десяти значений: «тайное искусство», «незаметное искусство», «искусство четырех пальцев», «искусство незаметного отключения» и т.д.

На основе приемов джиу-джитсу возникла наша отечественная борьба самбо.

Самый яркий след джиу-джитсу в истории единоборств — это то, что оно было источником зарождения японской борьбы дзюдо.

Выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Д. Кано исключил из арсенала джиу-джитсу многие опасные приемы: удушающие, болевые (за исключением болевых на локтевой сустав и на ноги, которые хорошо контролируются) — и взял из джиу-джитсу наиболее эффективные броски, разработав методику обучения им. Это направление он назвал дзюдо — «гибкий путь», или «мягкий путь». Увидев в джиу-джитсу сильное воспитательное средство, он создал не вид спорта, а систему духовного воспитания через занятия этим единоборством.

В 1882 г. Кано основал свою школу дзюдо — «Кодокан», а через год организовал первые соревнования в Японии с участием различных школ джиу-джитсу (соревнования были не спортивные, а по прикладному искусству с боевой направленностью). Ученики Кано одержали в них убедительную победу. Дзюдо становится популярным в Японии, школы по этому единоборству открываются в различных учебных заведениях страны. В начале XX в. дзюдо выходит за пределы Японии: в США, Англии, Германии, Франции, Голландии и других странах были открыты филиалы «Кодокан», где преподавали такие известные специалисты, как профессора Каваиши, Конзуми, Ри и др.

Дело отца продолжил сын — Р. Кано, при котором зарождается (в конце XIX в.) современное спортивное дзюдо.

В 1948 г. образовался Европейский союз дзюдо (УЕД), объединяющий в настоящее время более 30 стран. Значительным событием явилось создание в 1956 г.Международной федерации дзюдо (ФИД), которая объединяет более 100 стран мира. Чемпионаты Европы проводятся с 1951 г., а мира — с 1956 г. Интересно, что первым чемпионом мира стал не японец, а голландец Геезинк.

СССР стал принимать участие в чемпионатах Европы и мира с 1962 и 1965 гг. соответственно.

Дзюдо стало первым и до 1994 г. единственным из восточных единоборств олимпийским видом спорта. Мужское дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 г., а женское — с 1992 г.

Многие специалисты считают, что, как только восточное единоборство становится видом спорта, это неизбежно приводит к искажению его как искусства, направленного на всестороннее развитие человека, отходу от основных принципов, потере традиций. Тем не менее, известно, что японские и корейские руководители спорта упорно стремятся к тому, чтобы и каратэдо, и таэквондо стали олимпийскими видами.

Корейское национальное боевое искусство таэквондо получило это название в 1955 г. (таэ — удар ногой, квон — удар рукой, до — путь. Варианты произношения: «тхэквондо» и «тэквондо»). Истоки зарождения корейских воинских искусств уходят в далекое прошлое. Задолго до создания, например, шаолиньского ушу в Корее уже существовали разновидности кулачного боя и борьбы. Об этом свидетельствуют фрески, обнаруженные археологами во время раскопок, датируемые началом I в. н.э. На них изображены сцены рукопашных поединков, очень напоминающие современное каратэдо. Бесспорным является и то, что единоборства в Корее во многом впитали в себя достижения китайского искусства ушу. Недаром некоторые западные специалисты в своих трудах утверждают, что таэквондо — полностью заимствованная система, причем одна треть технического арсенала взята из ушу и две трети — из каратэдо.

Таэквондо имеет и свои специфические черты, делающие его очень популярным в мире. Это, прежде всего, акцент на нанесение ударов ногами. Классический прием — в высоком прыжке выбить всадника из седла. Овладевают искусством наносить удары в прыжках в длину (на расстояние не менее 3 м через согнутые спины нескольких партнеров) и в высоту (примерно до уровня баскетбольного щита и выше). Обучающиеся взбегают по стене и наносят удар обеими ногами в прыжке и т. п.

Популярность таэквондо за рубежом, и, прежде всего, в США, объясняется знакомством многих американцев с этим видом боевых искусств в период войны в Корее (1950—1953). По возвращении на родину бывшие «зеленые береты», обучавшиеся под руководством квалифицированных мастеров, открыли свои школы, где сейчас занимаются сотни тысяч американцев. Много сделал для становления американского варианта таэквондо легендарный Джун Ри. Он кореец по происхождению, с 1956 г. живет в США, обладатель черного пояса (одновременно с получением черного пояса присваивается дан — мастерская Степень. В большинстве восточных боевых искусств различают 10 данов. Имеется еще и ученические степени, или кю. Только в ушу нет ни кю, ни данов, ни поясов). Известно, что Ри был инструктором по боевым единоборствам известного актера и спортсмена Брюса Ли и отвечал за физическую подготовку знаменитого боксера-профессионала Мохаммеда Али (К. Клея). Он долгое время возглавлял Президентский совет по физической подготовке и спорту в США.

Социальная значимость занятий детей боевыми искусствами оценивается Д. Ри прежде всего с позиций гуманизма и улучшения здоровья. «Я никогда не говорю своим подопечным, что они обязательно должны стать такими, как Брюс Ли или Чак Норрис, — подчеркивает Д. Ри, — прежде всего каждый должен стать человеком с большой буквы». Еще он говорит: «Чтобы быть счастливым, человеку необходимы три качества: знания в голове, честность в сердце и сила в теле». Все эти качества, по Ри, должны развиваться сбалансировано. Средством же достижения подобной гармонии служат правда, красота и любовь. Формула здесь такова: если ты правдив — ты прекрасен, если ты прекрасен — тебя любят, если тебя любят — ты счастлив.

У нас в стране существуют клубы таэквондо имени Д. Ри, где занимаются сотни детей.

В 1973 г. была создана Всемирная федерация таэквондо, в которую входят около 100 стран мира. По этому виду единоборств с 1973 г. проводятся чемпионаты мира, с 1994 г. его включили в программу соревнований на Олимпийских играх.

С 1973 г. таэквондо было введено в обязательную программу физического воспитания средних школ Южной Кореи.

Что касается России, то нельзя сказать, что в ней раньше ничего не было известно о восточных единоборствах. (Наиболее распространенный термин, которым называют все восточные единоборства, — кэмпо. Японское слово «кэмпо» в переводе означает «учение кулака», «наука рукопашного боя», «праведный закон кулака»). Развитие, например, джиу-джитсу в России начинается в 1920-е гг. благодаря Василию Ощепкову. Вышло так, что он занимался дзюдо в японской центральной школе «Кодокан», получил там второй дан (дзюдо тех времен было во многом схожим с джиу-джитсу и практически ничем не напоминало нынешний спортивный вариант), а потом создал свои школы во Владивостоке и Москве. В. С. Ощепков1937 г. он был незаконно репрессирован и умер в тюрьме) и его ученики обогатили японскую школу техники приемами национальных видов борьбы (например, грузинской — чидаоба, узбекской — кураш и др.).

В качестве одной из норм второй ступени комплекса ГТО в 1932 г. были введены приемы самозащиты и обезоруживания. Разрабатывал эти нормативы В. С. Ощепков.

Параллельно на базе джиу-джитсу в органах НКВД разрабатывается САМОЗ — прикладная техника самозащиты, которая предназначалась для работников разведки и контрразведки. В 1946 г. «борьба вольного стиля» (дзюдо) получила название самбо и стала видом спорта.

Сложной была судьба каратэдо в России. В 1978 г. вышел приказ Спорткомитета СССР «О развитии борьбы каратэ», а в 1984 г. — «О запрещении обучения каратэ в спортивных обществах». Тогдашнее руководство правоохранительных органов связало широкое культивирование каратэ в стране с повышением уровня уличной преступности. Действительно, некоторые наши «специалисты» восточных единоборств рассматривали каратэдо как технику нанесения ударов в уязвимые места человека. Существует опасность, что подобный взгляд может возобладать и в настоящее время, когда единоборства официально разрешены.

Интерес к различным видам восточных единоборств и оздоровительным стилям, главным образом китайским, японским и корейским, заметно возрос во второй половине 1980-х гг.

В 1989 г. в СССР создается самостоятельная хозрасчетная государственно-общественная Всесоюзнаяассоциация боевых искусств (ВАБИ). Страна перестала быть единственной в мире, запрещавшей занятия каратэдо и все остальные системы восточных единоборств и боевых искусств. Госкомспорт СССР принял решение о признании боевых искусств в советской системе физического воспитания официальными видами спорта и средствами оздоровления населения.

 

ВЫВОДЫ

1. Быть или не быть восточным единоборствам в современном мире — вопрос решенный. Они есть и будут. В странах Востока живы традиции кэмпо, они стали достоянием и многих стран мира.

2. Нельзя принимать на веру рассказы о полной неуязвимости и экстрасенсорных способностях патриархов кэмпо, живших в древности и Средневековье. Их деяния, окруженные ореолом романтичности, скорее следует отнести к сохранившимся легендам и мифам. Однако не секрет, что и в наше время индийские йоги ложатся под грузовик, едят битое стекло, ходят по раскаленным углям и лезвиям мечей, что китайские врачи и их коллеги во всем мире лечат посредством акупунктуры (иглоукалывания), а японские и китайские мастера высшего класса подставляют грудь под острие копья, руки под лезвие меча и т. п. Секрет заключается в том, как они этого достигают. И дело здесь не в сверхъестественных силах, а в самом человеке, в бесконечных, до конца не познанных возможностях его организма. Восточные единоборства дают богатый материал к познанию человека, его физических возможностей, резервов его психофункциональных систем.

3. В истории есть множество примеров, когда кэмпо служило общественно полезным, благородным целям. В то же время известно и использование его как орудия зла. Необходимо поэтому различать кэмпо как орудие насилия и кэмпо как феномен культуры, как часть мировоззрения. Преклонение перед «восточной мудростью» столь же неправомерно, как и огульное ее отрицание.

4. Восточные системы воспитания (и физического в том числе) в отличие, например, от западноевропейских в своей основе сохранили древние корни, они достаточно стабильны и традиционны. Корейцы, например, требуют от европейцев строгого соблюдения всех традиций и обычаев, связанных с таэквондо. Человек, не имеющий определенного костюма, стоящего, между прочим, около 100 долларов США, к соревнованиям или сдаче экзаменов не допускается. А тот, кто претендует на мастерскую степень, должен также иметь особый костюм, выполнять соответствующие ритуалы, после каждого упражнения обязательно выкрикивать «таэквон», в совершенстве знать терминологию, помнить биографии известных мастеров, теорию и историю этого единоборства вплоть до мельчайших подробностей. Японская борьба сумо, имеющая более чем двухтысячелетнюю историю, и в настоящее время является популярнейшим видом спорта, в котором неукоснительно соблюдаются средневековые обычаи этого ритуального единоборства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: