Как организовать фототерапевтический проект «Чудный миг»
Ольга Выдра
педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад “Аленушка”», г. Усть-Абакан, Республика Хакасия
Окружающую среду дети воспринимают визуально. Наглядные пособия им более понятны, чем устные инструкции. Предлагаем организовать проект, который построен на основе фототерапии. С его помощью вы заинтересуете воспитанников и решите коррекционные задачи. Дети увидят и определят свои эмоции на фотографиях, станут героями фотовыставок.
Фототерапия — одно из направлений арт-терапии, в котором для решения психологических проблем применяются фотографии. Фотография появилась в 1822 году и долгое время использовалась в различных областях человеческой деятельности — от архитектуры до криминалистики. В 1975 году канадский психолог, арт-терапевт и фотограф Джуди Вайзер стала использовать фотографию как самостоятельный инструмент терапии.
Фотография — средство самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, которое положительно влияет на психическое и физическое здоровье.
Функции фотографии
Фототерапевтический проект «Чудный миг» построен на основе фототерапии. Почему именно фотография? Содержание фототерапии — это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение в сочетании с разнообразными видами творческой деятельности: изобразительным искусством, танцем, сочинением рассказов, стихотворений и проч.
Для ребенка дошкольного возраста естественно выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография для него — одно из средств общения с миром. С ее помощью он может высказать свои потребности и переживания.
|
|
Доктор медицинских наук Алексей Копытин, один из немногих, кто в России разрабатывает и практикует метод фототерапии, на основе собственного опыта выделил следующие функции фотографии:
· фокусирующая — фотография «оживляет» моменты, воспоминания и приводит к повторному переживанию событий — как положительных, так и отрицательных;
· стимулирующая — во время создания или восприятия снимков активизируются разные сенсорные системы, прежде всего зрение;
· организующая — фотосъемка невозможна без способности сделать выбор и встроить объект восприятия в систему личных значений, соотнести его со своим опытом и потребностями;
· объективирующая — фотография делает видимыми переживания ребенка, его личностные проявления, которые отражаются в его внешнем облике или поступках. Ребенок может понять, в какой степени его поза, мимика, сверстники в кадре связаны с его чувствами, переживаниями и потребностями в своем изменении;
· отражающая — фотография отражает динамику внешних и внутренних изменений. Эта функция проявляется тогда, когда в наличии большое количество снимков. С их помощью можно провести анализ определенных этапов жизни ребенка и увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и окружающая среда в разных ситуациях и режимных моментах;
· смыслообразующая — ребенку увидеть смысл поступков, переживаний — как своих собственных, так и сверстников, позволяет «остановить мгновения» и сфокусироваться на них. Кроме того, она обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря которой можно увидеть переживания и поступки в совершенно новом свете;
|
· защитная — фотография обеспечивает своего рода дистанцию от травматичных и зачастую непонятных переживаний и помогает контролировать их.
Как говорил Анри Картье-Брессон, известный французский фотограф, основатель жанра «уличная фотография»: «Фотография — это средство понимания, неотделимое от прочих визуальных средств выражения. Это способ выкрикнуть, освободиться, а вовсе не доказательство и утверждение собственной оригинальности. Это способ жить».
Этапы реализации проекта
Цели проекта — укрепить межличностные связи в диаде «родитель — ребенок» и расширить представления детей о самих себе. Реализуйте проект с октября по май со всеми дошкольными группами, при этом варьируйте темы — в зависимости от возраста и задач развития воспитанников. Календарно-тематический план мероприятий.
|
С помощью проекта развивайте у детей:
· социально-коммуникативную компетентность — умения понимать эмоциональное состояние других людей и рассказывать о нем; получать необходимую информацию в общении; слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.); уважительно относиться к окружающим людям;
· визуальное мышление, творческую фантазию и эстетические представления детей об окружающем мире.
Проект предполагает три этапа:
1. Проектировочный:
· подберите и проанализируйте литературу по фототерапии;
· разработайте план мероприятий;
· подготовьте материально-техническую базу.
2. Основной — проведите запланированные мероприятия (выставки, фотосессии и проч.).
3. Заключительный:
· проанализируйте эффективность проекта;
· попросите родителей заполнить анкеты.