МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра психологии
Диагностика и коррекция
мотивационной сферы у детей 4-6 лет.
Выполнил студент группы: ЗМПТФК 21-17
БАЛАНДИНА ВИОЛЕТТА АЛЕКСАНДРОВНА
Уфа 2019
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В дошкольном возрасте дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растёт количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Тревожные дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: "В четыре года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще всего отмечается несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики".
Тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого пояса); раздражительны, плохо спят и т.д. Поэтому важно, чтобы взрослые, и педагоги, и родители осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях
|
Цель работы: Становление мотивационной сферы ребенка как основополагающая проблема психологии развития.
Задачи: 1) рассмотреть методы диагностики для детей дошкольного возраста наличие и характер учебной мотивации.
2) рассмотреть методы диагностики для детей дошкольного возраста устойчивого эмоционального состояния (уровня тревожности)
3) рассмотреть методы коррекции мотивационной сферы у детей дошкольного возраста.
1.Методики диагностики для детей дошкольного возраста наличие и характер учебной мотивации
Методика определения уровня развития мотивации к продуктивной деятельности у дошкольников.
Методика реализуется в процессе наблюдения за деятельностью детей. Оцениваются следующие показатели:
- эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность;
- целенаправленность деятельности, ее завершенность;
- степень инициативности ребенка.
Цель: определение сформированности мотивов к продуктивной деятельности.
Возраст: 4-6 лет
Метод оценивания: наблюдение за продуктивной деятельностью детей.
Инструментарий: материалы для продуктивной деятельности (конструктор).
Инструкция. В совместной работе со взрослым детям предлагается построить по желанию что-либо из конструктора: домик, гараж, поезд, вокзал и т.п. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, оценивает их деятельность по указанным ниже показателям выраженности мотивации.
Оценка результатов. Выраженность трех показателей мотивации (эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности, ее завершенность; степень инициативности ребенка) оценивается по четырехбалльной шкале (от максимальной выраженности качества – 3 балла – до 0 баллов – полного его отсутствия).
Уровни оценивания. Суммируя баллы по этим трем показателям, получаются выводы об уровне развития мотивации к деятельности:
11-12 баллов – очень высокий уровень развития;
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
2-4 баллов – низкий уровень;
0-1 балл – очень низкий уровень
|
Методика «Изучение соподчинения мотивов»
Предлагается несколько серий заданий, предполагающие выполнение непривлекательных занятий для ребенка с обещанием поощрения. Наблюдают за поведением ребенка при выполнении непривлекательного занятия за получение поощрения.
Цель: изучение особенностей соподчинения мотивов в дошкольном возрасте.
Возраст: 3-7 лет
Метод оценивания: наблюдение за ребенком в индивидуальном обследовании.
Инструментарий: яркие, красочные игрушки
Инструкция. Исследование проводится индивидуально и включает 5 серий. В первых четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов опосредовано взрослым, а в пятой – содержанием самой деятельности.
1. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, например, расставить стулья, и обещают дать после этого новую игрушку.
2. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и подробно рассказывают ему о той игрушке, которую он получит после выполнения работы.
3. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и показывают игрушку, которую он получит после окончания работы. Затем игрушку убирают.
4. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, показывают игрушку, которую он получит после окончания работы, и ставят ее в доступном для него месте. Подчеркивают при этом, что взять ее можно только после завершения работы.
5. Ребенку предлагают увлекательную игру, но после того, как он закончит выполнять непривлекательное действие.
Оценка результатов.
Анализируют поведение ребенка в каждой серии (с увеличением номера серии возрастает для ребенка соблазн овладеть игрушкой или, как в пятой серии, участвовать в увлекательной игре), качество его работы, соподчинение мотивов в зависимости от ситуации и возраста.
Если ребенок выполняет задание, несмотря на соблазн, то у него развит произвольный механизм соподчинения мотивов и тем в большей степени, чем в более конфликтной для него (соблазнительной) ситуации он оказывается.