Методы коррекции мотивационной сферы у детей дошкольного возраста.




Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Под психологической коррекцией Р.С. Немов понимает комплекс психологических способов, которые используются психологом для корректирования недостатков психологии, либо поведения психически здорового человека

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока: диагностический, установочный, коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус, А.А. Осипова); этап планирования, организационный, этап реализации программы, завершающий и обобщающий этап (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.); диагностический, коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий, прогностический блок (И.И. Мамайчук).

Диагностический блок. Его целью является диагностика специфики психического формирования ребенка и диагностика социальной сферы.

Коррекционный блок. Целью является оптимизация и гармонизация развития клиента, переход от отрицательной фазы формирования к положительной, освоение способа взаимодействия с самим собой и миром, овладение конкретными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Ориентирован на анализ изменений познавательных процессов, личностных реакций, психических состояний у ребенка в следствии психокоррекционных действий.

Основные принципы развития познавательной мотивации:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Основные методики и методы, которые используются в психокоррекционной практике в возрасте дошколят, условно можно соединить в четыре большие группы:

1) методы Арт-терапия считается специализированным видом психотерапии, в основе которого лежит искусство, в первую очередь творческой и изобразительной деятельности.;

2) методы поведенческой терапии. К поведенческим методикам коррекции тревожности можно отнести методики формирования, прежде всего уверенного общения, и поведенческие тренировки. Например, для коррекции страха темноты и тревожности его сопровождающего используют «Игры в темноте». В результате использования таких коррекционных методик ребенок преодолевает страх и тревожность через получение опыта действий с психотравмирующих условиях.;

3) методы социальной терапии это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением, как взрослыми, так и сверстниками;

4) метод игровой терапии. Игра как средство коррекции использовалась вначале в рамках психоаналитического подхода, позднее - гуманистически ориентированного, в каждом из которых были разработаны свои концептуальные схемы и системы понятий: терапевтическая связь, принятие, сотрудничество, выбор и ответственность, аналитическая связь, трансфер, катарсис, сублимация и т.д. Игра для ребенка - это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы.

 

 

 

 

Список литературы
1.Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению / Т.В. Ананьева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. – 96 с.
2.Бергер Д. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда /Д.Бергер, Л.Бергер; пер. А.Верди. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 761 с.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.
4.Вачугов Д.Д. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие / Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, Н. А. Кислякова; под ред. Д. Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2007. – 192 с.
5.Виноградова Е.Л. Диагностика и развитие познавательной мотивации дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1999. – № 6. – С.11-14
6.Гаудж П. Исследование мотивации персонала / П. Гаудж; пер. М.А. Свиридюк. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2008. – 272 с.
7.Гуров В.А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей: дис.... канд. пед. наук / В.А. Гуров // Калининград, 2005. – 196 с.
8.Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы // под ред. Г.Н.Прозументовой. – Томск: Томский университет, 2002. – 342 с.
9.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению /Н.И. Гуткина. – М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с.
9.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе /Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000.
10.Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива // https://www.resobr.ru/materials/294/5131/
11.Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. – М.: Инфра-М, 2008. – 464 с
12Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. – 512 с
13.Коваленко Н.В. Мотивация и система стимулирования педагогов / Н.В. Коваленко // Завуч. – 2008. – № 8. – С. 32-34.
14.Колембет Г.И. Психодиагностика. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе. Диагностика и анализ / Г.И. Колембет // Социальная сеть работников образования // https://nsportal.ru /vuz/ psikhologicheskie-nauki /library /psihodiagnostika-uchebnaya-motivaciya-shkolnikov-kak-pokazatel
15.Колтырева, Л.Ю. Изучение удовлетворенности педагогов качеством обучения в дополнител­ьном профессион­альном образовани­и [Электронный ресурс] / Л.Ю. Колтырева, Л.С. Самсоненко // Современны­е проблемы науки и образовани­я. – 2013. – № 1; URL: https://www.science-education.ru/107-8405 (дата обращения:­ 20.02.2013).
16.Колтырева, Л.Ю. Мотивационно-смысло-целевая сфера профессионализма педагогов / Л.Ю. Колтырева // Психологические проблемы развития личности (теория и практика): сборник статей. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – С. 126-136.
17.Колтырева, Л.Ю. Психологические барьеры педагогов дошкольного образования при внедрении инноваций: понятие, содержание, направления преодоления [Электронный ресурс] / Л.Ю. Колтырева, Л.С. Самсоненко // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2013. – №4(8). – https://vestospu.ru/
18.Колтырева, Л.Ю. Особенности динамики мотивации педагогов с различным стажем работы / Л.Ю. Колтырева // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – № 2 (29). – С. 336-337

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: