Термин «коррекция» буквально означает «исправление».
Под психологической коррекцией Р.С. Немов понимает комплекс психологических способов, которые используются психологом для корректирования недостатков психологии, либо поведения психически здорового человека
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока: диагностический, установочный, коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус, А.А. Осипова); этап планирования, организационный, этап реализации программы, завершающий и обобщающий этап (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.); диагностический, коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий, прогностический блок (И.И. Мамайчук).
Диагностический блок. Его целью является диагностика специфики психического формирования ребенка и диагностика социальной сферы.
Коррекционный блок. Целью является оптимизация и гармонизация развития клиента, переход от отрицательной фазы формирования к положительной, освоение способа взаимодействия с самим собой и миром, овладение конкретными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Ориентирован на анализ изменений познавательных процессов, личностных реакций, психических состояний у ребенка в следствии психокоррекционных действий.
Основные принципы развития познавательной мотивации:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого
|
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
|
Основные методики и методы, которые используются в психокоррекционной практике в возрасте дошколят, условно можно соединить в четыре большие группы:
1) методы Арт-терапия считается специализированным видом психотерапии, в основе которого лежит искусство, в первую очередь творческой и изобразительной деятельности.;
2) методы поведенческой терапии. К поведенческим методикам коррекции тревожности можно отнести методики формирования, прежде всего уверенного общения, и поведенческие тренировки. Например, для коррекции страха темноты и тревожности его сопровождающего используют «Игры в темноте». В результате использования таких коррекционных методик ребенок преодолевает страх и тревожность через получение опыта действий с психотравмирующих условиях.;
3) методы социальной терапии это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением, как взрослыми, так и сверстниками;
4) метод игровой терапии. Игра как средство коррекции использовалась вначале в рамках психоаналитического подхода, позднее - гуманистически ориентированного, в каждом из которых были разработаны свои концептуальные схемы и системы понятий: терапевтическая связь, принятие, сотрудничество, выбор и ответственность, аналитическая связь, трансфер, катарсис, сублимация и т.д. Игра для ребенка - это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы.
|
Список литературы
1.Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению / Т.В. Ананьева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. – 96 с.
2.Бергер Д. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда /Д.Бергер, Л.Бергер; пер. А.Верди. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 761 с.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.
4.Вачугов Д.Д. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие / Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, Н. А. Кислякова; под ред. Д. Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2007. – 192 с.
5.Виноградова Е.Л. Диагностика и развитие познавательной мотивации дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1999. – № 6. – С.11-14
6.Гаудж П. Исследование мотивации персонала / П. Гаудж; пер. М.А. Свиридюк. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2008. – 272 с.
7.Гуров В.А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей: дис.... канд. пед. наук / В.А. Гуров // Калининград, 2005. – 196 с.
8.Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы // под ред. Г.Н.Прозументовой. – Томск: Томский университет, 2002. – 342 с.
9.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению /Н.И. Гуткина. – М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с.
9.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе /Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000.
10.Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива // https://www.resobr.ru/materials/294/5131/
11.Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. – М.: Инфра-М, 2008. – 464 с
12Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. – 512 с
13.Коваленко Н.В. Мотивация и система стимулирования педагогов / Н.В. Коваленко // Завуч. – 2008. – № 8. – С. 32-34.
14.Колембет Г.И. Психодиагностика. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе. Диагностика и анализ / Г.И. Колембет // Социальная сеть работников образования // https://nsportal.ru /vuz/ psikhologicheskie-nauki /library /psihodiagnostika-uchebnaya-motivaciya-shkolnikov-kak-pokazatel
15.Колтырева, Л.Ю. Изучение удовлетворенности педагогов качеством обучения в дополнительном профессиональном образовании [Электронный ресурс] / Л.Ю. Колтырева, Л.С. Самсоненко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1; URL: https://www.science-education.ru/107-8405 (дата обращения: 20.02.2013).
16.Колтырева, Л.Ю. Мотивационно-смысло-целевая сфера профессионализма педагогов / Л.Ю. Колтырева // Психологические проблемы развития личности (теория и практика): сборник статей. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – С. 126-136.
17.Колтырева, Л.Ю. Психологические барьеры педагогов дошкольного образования при внедрении инноваций: понятие, содержание, направления преодоления [Электронный ресурс] / Л.Ю. Колтырева, Л.С. Самсоненко // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2013. – №4(8). – https://vestospu.ru/
18.Колтырева, Л.Ю. Особенности динамики мотивации педагогов с различным стажем работы / Л.Ю. Колтырева // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – № 2 (29). – С. 336-337