Воспитательная работа в педагогическом колледже обусловлена социальными условиями жизни студентов и условиями их дальнейшей профессиональной деятельности.
Воспитательная работа в колледже – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и студентов с целью наиболее полного саморазвития и самореализации студентов. Основная цель ВР -создание механизма, обеспечивающего становление и функционирование системы духовно-нравственного, физического, интеллектуального воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию, самоактивизации, самоопределению, самосовершенствованию. Данная цель реализуется через задачи, некоторые из которых:
- способствовать формированию гражданско-патриотического сознания; развитию чувства сопричастности судьбам Отечества;
- приобщать студентов к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа через познание, общение, семью, культуру, здоровье;
- способствовать воспитанию творческой личности, развитию способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта, жизнетворчества.
Воспитание осуществляется на основе следующих принципов:
*целенаправленного управления развитием личности студента как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей, а также профессиональной специфики;
*личностного подхода, признающего интересы личности студента и его семьи;
*гражданственности, выражающейся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства
Воспитательная работа в колледже возглавляется заместителем директора по воспитательной работе, организуется отделом по воспитательной работе, осуществляется педагогом-организатором, классными руководителями академических групп и преподавателями в учебном процессе. Ряд организационных функций возложен на студенческий совет.
Для решения воспитательных задач в педколледжах создаются условия:
1.Соответствие уровня кадровой обеспеченности: в частности, крайне необходимо создание психологической службы образовательного учреждения;
2.Повышение уровня нормативно-методического обеспечения воспитательной работы: программа развития воспитания в системе СПО
3.Повышение финансовой и материально-технической обеспеченности воспитательной работы: для достижения этого может служить в числе прочих источников и механизм социального партнерства;
4.Развитие студенческого самоуправления: очень важный фактор, так как способствует формированию целостной личности, самостоятельного профессионала.
Студенческое самоуправление играет значительную роль в становлении личности будущего профессионала, потому что способствует формированию общественной активности студентов через реализацию мировоззренческой направленности, выработку устойчивых стереотипов педагогического поведения; оно вооружает студентов необходимыми управленческими умениями. Результатом студенческого самоуправления является нравственная зрелость будущего специалиста как интегральное качество личности. Субъектами студенческого самоуправления выступают: студенческие коллективы (объединения) созданные в группе, в колледже.
Реализуется через следующие формы: студенческие профсоюзные организации, самостоятельный орган общественной самодеятельности студентов в виде студенческих советов, студсоветов в общежитии.
Содержание воспитательной работы осуществляется через следующие направления воспитательной деятельности:
1. Гражданское, патриотическое и правовое воспитание – меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, региона, учебного заведения; усвоению норм права и модели правомерного поведения.
В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое и политическое воспитание. По данному направлению в колледжах разрабатывается и реализуется программа «Гражданско-патриотическое воспитание»
Студенты принимают участие:
*в акции «Георгиевская ленточка»;
*в проведении городской акции «Память», по благоустройству и обновлению памятников погибшим воинам;
*посещают городской краеведческий музей и т.д.
2. Профессионально-трудовое воспитание – формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной профессии, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики.
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как - трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты - творческие способности и другие качества, необходимые специалисту.
Для реализации данного направления воспитательной работы в колледже систематически проводятся такие мероприятия как:
беседы на темы: «Первый шаг к профессии», «Почему я выбрал эту профессию»;
тематические классные часы;
экскурсии;
встречи с руководителями и специалистами учреждений;
ведется совместная работа с городским центром занятости населения и комитетом по молодежной политике города по временной занятости студентов и трудоустройству выпускников;
ежегодно, в сентябре, проводится анализ трудоустройства выпускников;
в течение учебного года студентами выпускаются стенгазеты и ведется оформление стенда к профессиональным праздникам;
ежегодно проводится день «Открытых дверей»;
ежегодно проводятся, ставшие уже традиционными, такие мероприятия как:«Посвящение в студенты», выставка творческих работ студентов и преподавателей, студенческие научно-практические конференции;
3. Эстетическое воспитание – содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании произведений искусства.
4. Здоровый стиль жизни и физическое воспитание – совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового стиля жизни.
Воспитательная работа осуществляется как в рамках учебных занятий, так в рамках внеучебной деятельности.К наиболее распространенным формам внеучебной воспитательной работы можно отнести:
¨ проведение музыкальных вечеров, читательских конференций, вечеров вопросов и ответов, диспутов, устных журналов, дискотек;
¨ организация работы дискуссионных клубов по интересам, творческих объединений; театральных, хореографических коллективов, ансамблей песни и танца и т.д.;
¨ организация посещения концертов, спектаклей, культпоходов в кино и т.д.;
¨ организация посещений музеев, ознакомление с памятниками истории и культуры города, края и страны;
¨ проведение научных студенческих конференций, олимпиад, конкурсов студенческих работ, рефератов;
¨ проведения среди студентов пропаганды по проблемам рационального природопользования.
¨ проведение лекций, бесед, консультаций с преподавателями, вечеров отдыха, встреч с интересными людьми;
¨ организация вечеров вопросов и ответов, смотров-конкурсов, концертов, фестивалей художественной самодеятельности;
¨ проведение спортивных мероприятий, соревнований между комнатами, этажами, жилыми корпусами и т.д.