О том, что предшествовало Ашуре




Предлагаем вашему вниманию перевод первой части книги «Лухуф» на русский язык. Переводчик — Амин Рамин.

Часть первая

О том, что предшествовало Ашуре

 

1. Рождение Имама Хусейна (А)

Имам Хусейн (А) родился пятой ночью месяца шаабан на четвертом году хиджры.

Согласно другим сведениям, он родился третьего дня этого месяца или в конце месяца рабиа ль-авваль третьего года хиджры. Существуют также другие риваяты по этому поводу.

Когда он родился, спустился Джабраил с тысячей ангелов, дабы поздравить Пророка (ДБАР) с его рождением. Фатима (А) пришла с ребенком к Пророку (ДБАР), и возрадовался он, и дал ему имя «Хусейн».

2. Сон Умму ль-Фазль и его толкование

В «Табакат» приведено от Ибн Аббаса, что ему передал Абдуллах ибн Бакр ибн Хабиб Сахми от Хатама ибн Саната, что Умму ль-Фазль, жена Аббаса, сказала: «Я видела во сне перед рождением Хусейна, что как будто бы часть тела Посланника Аллаха (ДБАР) оторвалась от него и была положена мне на колени. Я спросила об этом Посланника Аллаха (ДБАР), и он сказал: “О Умму ль-Фазль! Ты видела такой сон, что если он исполнится, то Фатима вскоре родит мальчика, и я отдам его тебе для грудного кормления”». И она сказала: «Исполнилось так, и его отдали мне. Однажды я пришла с ним к Посланнику Аллаха (ДБАР). Он усадил его к себе на колени и стал целовать его. В этот момент капля его мочи упала на одежду Пророка (ДБАР). Я быстро схватила его, и он начал плакать. Тогда Пророк (ДБАР) сказал, и как будто бы он был разгневан: “Тише, о Умму ль-Фазль! Моя одежда будет постирана, но ты причинила боль моему сыну!”

Тогда я вернула его к нему на колени, а сама ушла, чтобы принести воды. Когда я вернулась, то застала его плачущим. Я спросила: “Почему ты плачешь, о Посланник Аллаха?” Он сказал: “Джабраил пришел ко мне и сказал, что моя умма убьет этого моего сына. Моё заступничество не коснется их в Судный День”.

3. Двенадцать ангелов

Передано, что когда Хусейну (А) исполнился год, к Посланнику Аллаха (ДБАР) спустились двенадцать ангелов: один из них – в облике льва, второй – быка, третий – дракона, четвертый – в облике людей, а остальные восемь – в различных обличиях. Лица их были покрасневшими, глаза мокрыми от слез. Они распростерли свои крылья и сказали: «О Мухаммад! Твоего внука Хусейна, сына Фатимы, постигнет то же, что постигло Авеля, убитого Каином. Он получит награду, подобную награде Авеля, а убийцы его понесут ношу, подобную ноше Каина».

И не осталось на небесах ни одного ангела приближенного, чтобы он не спустился к Пророку (ДБАР), приветствуя его миром, утешая его в скорби по Хусейну (А), сообщая ему о его награде и показывая ему его землю (землю Кербелы, на которой он будет убит).

И Пророк (ДБАР) сказал: «О Аллах! Унизь того, что хочет унизить Хусейна, убей того, кто его убьет, и удержи их от того, к чему они стремятся!»

4. Сообщение о мученической гибели Хусейна (А)

Передается, что когда Хусейну (А) исполнилось два года, Пророк (ДБАР) отправился в одну из поездок. Вдруг он остановился посередине пути и сказал: «Воистину, Аллаху мы принадлежим, и к Нему вернемся», и глаза его наполнились слезами. Люди спросили его, что случилось.

Он сказал: «Джабраил сообщил мне о земле на берегу Фурата[1], которую называют “Кербела”: там будет убит мой внук Хусейн, сын Фатимы (А)».

У него спросили: «Кто убьет его, о Посланник Аллаха?»

Он сказал: «Человек по имени Язид, проклятие Аллаха над ним! Вот я как будто вижу место его убийства и погребения».

И он вернулся из той поездки печальным, взошел на минбар и говорил и проповедовал, и Хасан и Хусейн (А) возле него. Когда же он закончил проповедь, положил свою правую руку на голову Хасана (А), левую – на голову Хусейна (А), а потом поднял голову к небу и сказал: «О Аллах! Поистине, Мухаммад – Твой раб и пророк, а эти двое – лучшие из моего рода и избранные из моего потомства и моего корня и те, кого я сделаю моими преемниками в моей умме. Джабраил поведал мне, что этот сын мой будет убит и унижен. О Аллах, так сделай его благословенным в его убийстве и сделай его из счастливейших шахидов! И не делай, о Аллах, благословенными тех, кто убьет и унизит его!»

Тогда люди в мечети закричали от плача и рыданий. И Пророк (ДБАР) сказала: «Вы плачете по нему, но не поможете ему?»

Потом он вернулся на минбар, и цвет лица его поменялся, и он прочитал другую краткую проповедь, и глаза его были наполнены слезами.

А потом сказал: «О люди! Поистине, я оставляю среди вас две драгоценности: Книгу Аллаха и мой род, Ахль уль-Бейт — мой корень, часть моей плоти, плод моего сердца и мою кровь. Они не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у райского источника. Знайте, что я буду ждать их (в Судный День как доверенность, переданную вам), и я не спрошу у вас о них, кроме как в том, что повелел мне Господь мой, дабы я спросил вас о вашей любви к близким (маваддату фи ль-курба). Смотрите же, как вы завтра встретитесь со мною у источника, если вы ненавидели мое семейство и угнетали их! Вот, в Судный День ко мне придут три знамени из этой уммы.

Первое – черное, мрачное, от взирания на которое устрашатся ангелы. Идущие под этим знаменем встанут напротив меня, и я спрошу их: “Кто вы, позабывшие моё имя?” Они скажут: “Мы – люди единобожия (таухид) из числа арабов”. Я скажу им: “Я – Ахмад, пророк арабов и неарабов”. Они скажут: “Мы из твоей уммы, о Ахмад”. И я скажу им: “Как вы поступали после меня с моим родом и Книгой моего Господа?”

И они скажут: “Что же до Книги, то мы потеряли ее. Что же до рода, то мы хотели стереть его с лица земли”. Тогда я отвернусь от них, и они удалятся от меня жаждущими, с черными лицами.

Потом ко мне подойдёт другое знамя, более чёрное, чем первое, и я спрошу их: “Как вы поступали после меня с двумя драгоценностями – большой и малой: Книгой моего Господа и моим родом?”

И они скажут: “Что же до Книги, то мы поступали вопреки ей. Что же до рода, то мы унизили его и рассеяли его”. И я скажу им: “Удалитесь от меня!” И они уйдут с жаждущими губами и черными лицами.

Тогда ко мне подойдет третье знамя, и лица их будут сиять от света, и я скажу им: “Кто вы?” Они ответят: “Мы – люди единобожия и богобоязненности. Мы – умма Мухаммада, и мы – остаток людей истины. Мы сохранили Книгу нашего Господа, дозволяли дозволенное, запрещали запрещенное и любили потомство нашего пророка Мухаммада (ДБАР), помогали им во всем, в чем помогали самим себе, и сражались с их врагами”.

И я скажу им: “Возрадуйтесь же! Я – ваш пророк Мухаммад. Вы были в обители ближнего мира такими, как сказали”. И я напою их из своего источника, и они удалятся обрадованными, довольными, а потом войдут в Рай и пребудут там на веки вечные».

5. Смерть Муавии и письмо Язида о взятии присяги

Передано, что люди постоянно повторяли предсказание об убийстве Хусейна (А), знали о его важности и ожидали его исполнения. Когда умер Муавия ибн Аби Суфьян (да проклянет его Аллах!), что произошло в месяце раджаб 60-го года хиджры, его сын Язид ибн Муавия написал Валиду ибн Утбе, своему наместнику в Медине, письмо, где требовал его взять присягу со всех жителей этого города, и особенно с Хусейна (А), и сказал: «А если он откажется, то отрежь ему голову и пришли её мне».

Валид вызвал Марвана[2] и стал советоваться с ним о деле Хусейна (А). Марван сказал: «Он никогда не примет этого. На твоем месте я бы отрубил ему голову».

Валид сказал: «О, если бы я не появился на свет!», после чего отправил посланца к Хусейну (А), требуя его к себе. Хусейн (А) пришел с тридцатью людьми своего семейства. Валид сообщил ему о смерти Муавии и потребовал принести присягу Язиду.

Хусейн (А) сказал: «Присяга не есть дело скрытое. Если завтра ты созовёшь людей, то позови и нас среди них».

Марван сказал: «О амир, не слушай слов Хусейна и его оправданий! Если он откажется принести присягу, то отруби ему голову!»

Тогда разгневался Хусейн (А) и сказал: «Горе тебе, о сын Зарка! Ты требуешь отрубить мне голову? Ты солгал, клянусь Аллахом, и унизил себя!»

Потом он подошел к Валиду и сказал: «Поистине, мы – пророческий род, сокровищница откровения и место снисхождения ангелов. Нами Аллах начал (Свою милость) и нами завершил. Язид же – грешник, винопийца, убийца невинных, известный своим нечестием. Такой, как я, не присягает такому, как он. Однако мы встречаем утро, и вы встречаете утро; мы посмотрим, и вы посмотрите, кто из нас более достоин халифата и присяги».

После этого он вышел, и Марван сказал Валиду: «Ты не послушал меня!»

Валид ответил ему: «Горе тебе! Ты хочешь, чтобы я потерял и религию, и ближнюю жизнь?! Клянусь Аллахом, я не хочу даже власти над всем миром взамен на убийство Хусейна! Клянусь Аллахом, я думаю, что тот, кто встретит Аллаха с кровью Хусейна на руках, будет легким на весах, и Аллах не взглянет на него и не очистит, и он окажется в мучительных страданиях!»

Передаётся, что когда Хусейн (А) встал утром, он вышел из дома, дабы узнать новости. Тогда его встретил Марван и сказал: «О Абу Абдиллях! Я для тебя добрый советчик: послушай меня, чтобы ты был счастливым!» Хусейн (А) сказал: «Что ты хочешь сказать? Скажи, я слушаю».

Марван сказал: «Я советую тебе принести присягу Язиду ибн Муавии, ибо это лучше для тебя как в религии, так и в ближнем мире».

Хусейн (А) сказал: «Аллаху мы принадлежим, и к Нему вернемся! Ислам погибнет, если умму постигнет правление такого, как Язид. Я слышал, как мой дед Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: “Халифат запрещен для рода Абу Суфьяна”».

Разговор между ним и Марваном затянулся, пока тот не ушел в гневе.

6. Знание Хусейна (А) о своей мученической гибели

Говорит автор этой книги: для нас ясно, что Хусейн (А) знал о своей будущей гибели, и его обязанностью было то, что он сделал.

Группа передатчиков, имена которых я назвал в книге «Гийас», сообщила мне по иснаду, восходящему к Абу Джафару Мухаммаду ибн Бабавей Кумми (шейху Садуку), относительно того, что он упомянул в «Амали» от Имама Садыка (А) от его отца (А) от его деда (А): «В один из дней Хусейн (А) вошел к своему брату Хасану (А) и когда увидел его, заплакал. Хасан (А) спросил: “Что заставило тебя плакать?” Он сказал: “Я плачу по тому, что случится с тобой”. Хасан (А) сказал: “То, что случится со мной, — это яд, который дадут мне тайно, и я буду убит им. Однако нет дня, подобного твоему дню, о Абу Абдиллях! На тебя обрушится войско из тридцати тысяч человек, говорящих, что они из уммы нашего деда Мухаммада (ДБАР) и исповедуют Ислам. Они соберутся, дабы убить тебя, пролить твою кровь, ограбить твоё имущество, пленить твоих женщин и детей и лишить тебя твоего положения. Тогда Аллах проклянет род Омейядов, и небеса будут плакать кровью и пеплом, и заплачет по тебе всякая вещь, даже дикие звери и морские рыбы”».

Мне также передала группа, чьи имена я привел в другой книге, по иснаду, восходящему к Умару Нассаба от его деда Мухаммада ибн Умара, который сказал, что слышал, как его отец Умар ибн Али ибн Аби Талиб говорит:

«Когда мой брат Хусейн (А) отказался приносить присягу Язиду в Медине, я вошел к нему и застал его одного. Я сказал ему: “Да буду я твоей жертвой, о Абу Абдиллях! Твой брат Хасан рассказывал от своего отца (А)...” – и тогда меня охватили рыдания.

Хусейн (А) усадил меня возле себя и сказал: “Он рассказал тебе, что я буду убит?” Я сказал: “Да не допустит Аллах тот день, о сын Посланника Аллаха!” Он сказал: “Во имя твоего отца (А), скажи мне, он рассказал тебе о моем убийстве?” Я сказал: “Да. Тогда почему ты не принесешь присягу Язиду, (чтобы остаться в живых)?”

Он сказал: “Мой отец (А) сообщил мне, что Посланник Аллаха (ДБАР) рассказал ему о его убийстве и моём убийстве, и что моя земля (где я буду убит) будет неподалёку от его земли. Ты думаешь, что знаешь то, чего я не знаю? Клянусь Аллахом, я никогда не куплю унижение ценой своей жизни! Моя мать Фатима (А) встретит своего отца (ДБАР) в Судный День жалующейся на то, что сделала его умма с её сыновьями и потомками, и никто из тех, кто причинил ей боль в её потомстве, не войдет в Рай”».

7. Исход Хусейна (А) из Медины

Передано, что после встречи с Валидом ибн Утбой и Марваном третьего шаабана 60-го года хиджры Хусейн (А) выехал в Мекку и оставался там в течение месяцев шаабан, рамазан, шавваль и зиль каада. Там к нему пришли Абдуллах ибн Аббас и Абдуллах ибн Зубейр и призвали его воздержаться (от выступления).

Он сказал им: «Посланник Аллаха (ДБАР) дал мне приказание, и я должен его исполнить». И передается, что Ибн Аббас вышел от него, говоря: «Горе, о, Хусейн!»

Потом к нему пришел Абдуллах ибн Умар и стал призывать к его к миру с людьми заблуждения и удержанию от битвы и убийства. Он сказал ему: «Разве ты не знаешь, что из низостей этого мира пред Аллахом – то, что голова Йахьи сына Закарии была принесена одному из тиранов народа Исраиля? Разве ты не знаешь, что потомки Исраиля убили семьдесят пророков между восходом солнца и его появлением на горизонте, а потом отправились на свои базары, покупали там и продавали, как будто ничего не случилось? И Аллах не ускорил их наказание, но дал им отсрочку, а потом схватил их хваткой Великого, Сокрушающего. Страшись Аллаха, о Абу Абдуррахман, и не отказывайся от помощи мне!»

8. Письмо куфийцев к Хусейну (А)

Передано, что люди Куфы услышали о прибытии Хусейна (А) в Мекку и его отказе от присяги Язиду и собрались в доме Сулеймана ибн Сурада Хузаи[3]. Сулейман выступил с речью к ним, в конце которой сказал:

«О, собрание шиитов! Вы знаете, что Муавия умер, отправился на встречу с Господом и получает воздаяние за свои дела. На его месте теперь сел его сын Язид. Хусейн ибн Али (А) выступил против него и бежал в Мекку от тиранов рода Абу Суфьяна. Вы же – его шииты, а раньше были шиитами его отца. Сегодня он нуждается в вашей помощи. Если вы знаете, что сможете помочь ему и сражаться с его врагами, то напишите ему письмо. Если же вы думаете, что испугаетесь либо станете беспечными, то предоставьте его самому себе».

И они написали ему следующее:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! К Хусейну ибн Али, сыну повелителя верующих, от Сулеймана ибн Сурада Хузаи, Мусайиба ибн Наджба[4], Руфаа ибн Шаддада[5], Хабиба ибн Музахира[6], Абдуллаха ибн Ваиля[7] и шиитов из верующих. Мир Аллаха над тобой! Хвала Аллаху, Который уничтожил твоего врага и врага твоего отца – тирана, упорного, жестокого, угнетателя, который лишил эту умму её руководства, ограбил её и правил над нею без её согласия, а потом убил её лучших людей, возвысил её злодеев и сделал собственность Аллаха владением угнетателей и нечестивцев. Да отдалит его Аллах от Своей милости, как отдалил народ Самуда!

Вот, у нас нет другого Имама, кроме тебя: так приди же – быть может, через тебя Аллах соберет нас на истине! Нуаман ибн Башир (наместник Куфы) во дворце Имара, однако мы не совершаем намаз позади него и не собираемся возле него на праздники. Если мы узнаем, что ты прибудешь, то изгоним его, так что он убежит в Сирию. И мир тебе, милость Аллаха и благословение, о сын Посланника Аллаха, и над твоим отцом! И нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого!»

Они отослали это письмо. Потом прошло два дня, в течение которых собралось около 150-ти писем, каждое из которых было подписано одним, двумя, тремя или четырьмя мужчинами, где они призывали его прийти, и их отослали к Хусейну (А).

Однако он медлил и не отвечал им. Потом в один день к нему пришло 600 писем. Их число умножалось, покуда у него не собралось около 12 тысяч писем.

Затем Хани ибн Хани Сабии и Саид ибн Абдуллах Ханафи доставили ему следующее письмо, которое было последним письмом людей Куфы:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! К Хусейну ибн Али, сыну повелителя верующих. Поистине, люди ожидают тебя и не желают никого другого, кроме тебя. Так поспеши, поспеши, о сын Посланника Аллаха! Ибо сады уже стали зелеными, и плоды созрели, и пробились ростки, и деревья покрылись листвой! Так прибудь к нам, если пожелаешь, и ты найдешь готовое и вооруженное для тебя воинство! И мир тебе, милость Аллаха и благословение, о сын Посланника Аллаха, и над твоим отцом!»

Хусейн (А) сказал Хани ибн Хани Сабии и Саиду ибн Абдуллаху Ханафи: «Сообщите мне, кто написал это письмо?»

Они ответили: «Шибс ибн Раби, Хаджжар ибн Абджар, Язид ибн Харис, Язид ибн Рувайм, Урва ибн Кейс, Амру ибн Хаджжадж и Мухаммад ибн Умейр ибн Утарид».

Тогда Хусейн (А) поднялся, прочитал два ракята намаза между рукном и макамом и попросил у Аллаха блага.

9. Отправление Муслима ибн Акиля в Куфу

Затем Хусейн (А) позвал к себе Муслима ибн Акиля[8], рассказал ему о положении дел и отправил его в Куфу с ответом на их письма, в котором принимал их призыв и говорил:

«Я отправляю к вам сына своего дяди Муслима ибн Акиля, чтобы он передал мне те вести, которые есть у вас».

Муслим прибыл с письмом Хусейна (А) в Куфу. Когда они увидели его, то возрадовались его прибытию и разместили его в доме Мухтара ибн Аби Убейды Сакафи[9]. Шииты стали приходить к нему, и каждой группе из них он читал письмо Хусейна (А). Они плакали, и принесли тогда присягу восемнадцать тысяч человек.

10. Назначение Убейдуллаха ибн Зияда наместником Куфы

Тогда Абдуллах ибн Муслим Бахили, Имара ибн Валид и Умар ибн Саад[10] написали письмо Язиду, в котором сообщали ему о прибытии Муслима и просили его сместить Нуамана ибн Башира и назначить вместо него в Куфу другого наместника.

Язид написал Убейдуллаху ибн Зияду[11], который был наместником Басры, письмо, где передавал ему правление над Куфой, рассказывал о деле Муслима и Хусейна (А) и требовал, чтобы тот как можно быстрее арестовал Муслима и убил его.

Убейдуллах направился в Куфу. С другой стороны, Хусейн (А) написал письмо группе знатных людей Басры, в котором призывал их помочь ему и подчиниться ему, и отправил его со своим слугой Сулейманом, известным как «Абу Разин». Среди этих людей были Язид ибн Масуд Нахшали и Мунзир ибн Джаруд Абди.

Язид ибн Масуд собрал род Тамим и род Саад и сказал им: «Каким вы видите моё положение среди вас?»

Они ответили: «Ты, клянемся Аллахом, — глава достоинств, превосходишь всех в благородстве!»

Он сказал: «Я собрал вас для важного дела, о котором хочу посоветоваться с вами и прошу вас о помощи в нем».

Они ответили: «Клянемся Аллахом, мы выскажем своё мнение! Скажи же, чтобы мы услышали!»

Он сказал: «Муавия умер, и, клянусь Аллахом, он был мерзким человеком, о смерти которого нечего жалеть! Знайте, что с его смертью врата угнетения и греха треснули, и содрогнулись опоры насилия. Он взял с людей присягу, что они будут подчиняться его сыну Язиду, и думал, что добился своего. Но горе, если это случится! Теперь его сын Язид – пьяница и глава нечестия – добивается халифата над мусульманами и считает себя их повелителем без их дозволения, без терпения и знаний о пути истины. Клянусь Аллахом истинной клятвой, что сражение с Язидом лучше сражения с многобожниками! И вот, Хусейн ибн Али, сын дочери Посланника Аллаха (ДБАР) – обладатель благородного происхождения и благих намерений. Его достоинства нельзя описать, его знания не заканчиваются; он более всех подходит для халифата, согласно его первенству, возрасту, достоинствам и происхождению. Он милостив к малым и справедлив с большими. Он – лучший правитель и имам, и через него Аллах завершил Свой довод над вами и открыл вам путь к счастью. Не отворачивайтесь же от света истины и не упадите в ямы лжи! В битве Джамаль случилось так, что Сахр ибн Кейс оставил на вас позорное пятно (удержал от подчинения Имаму Али, мир ему). Теперь вы должны смыть его подчинением внуку Посланника Аллаха (ДБАР) и помощью ему! Клянусь Аллахом, Он подвергнет того, кто откажется помочь Хусейну (А), унижению и сделает малым его потомство! Вот, я уже одел свои доспехи для боя и приготовил себя для войны. Знайте, что тот, кто не будет убит, все равно умрет, и тот, кто бежит от смерти, не спасется от неё! Так дайте же мне наилучший ответ, и да помилует вас Аллах!»

Тогда стал говорить род Ханзаля, и они сказали: «О, Абу Халид! Мы – стрела в твоём луке, и куда бы ты ни выстрелил ею, она попадёт в цель. Мы – твои помощники, и куда бы ты нас ни отправил, победа будет с тобой. Клянемся Аллахом, в какую бы пропасть ты ни спустился – мы пойдем с тобой, и какой бы опасности ни подвергся – мы будем рядом! Приказывай нам всё, что желаешь!»

Потом род Саада сказал: «О, Абу Халид! Поистине, самая худшая вещь для нас – противоречие тебе и твоему мнению. Вот, Сахр ибн Кейс велел нам не участвовать в битве, и мы послушались его и до сих пор не сражались, и сохранили свою честь. Дай же нам отсрочку, чтобы мы посовещались об этом деле, а потом сказали тебе о нашем решении».

Затем стал говорить род Тамима: «О, Абу Халид! Мы – сыновья твоего отца, и мы не желаем, чтобы ты гневался. Приказывай же нам, чтобы мы последовали за тобой!»

Он сказал: «О, род Саада! Клянусь Аллахом, если вы не поможете Хусейну (А), Аллах посеет среди вас раздор и смуту, и меч будет посреди вас навеки!»

Потом он написал Хусейну (А) следующее письмо:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Вот, до меня дошло твоё письмо, и я понял, что ты призываешь меня к подчинению себе, дабы я получил через это милость Аллаха. Поистине, (ты верно сказал, что) Аллах никогда не оставит землю без того, кто совершает благо и указывает на путь спасения, и вы – довод Аллаха над Его творением и его доверенные на Его земле. Вы произросли из мухаммадовой маслины: он – её ствол, а вы – её ветви. Так приди же к нам! Я склонил перед тобой головы рода Тамим и нашёл их более жаждущими подчинения тебе, чем ищущие воды верблюды. Я также склонил перед тобой выи рода Саад и смыл с их душ неприязнь, подобно воде, текущей с белых весенних облаков».

Когда Хусейн (А) прочитал это письмо, он сказал: «Да обезопасит тебя Аллах в День страха, дарует тебе величие и напоит в День великой жажды!»

В дальнейшем произошло так, что когда Язид ибн Масуд (отправитель письма) собрался для войны на стороне Хусейна (А) и вышел из Басры, до него дошла весть о его гибели. Он впал в великую скорбь по этому поводу и много рыдал.

Что же касается Мунзира ибн Джаруда Абди (другого адресата письма Хусейна басрийцам), то он выдал письмо Хусейна (А) и гонца Убейдуллаху ибн Зияду (наместнику Язида), ибо он опасался, что это уловка со стороны самого Убейдуллаха, который был женат на его дочери. Убейдуллах сразу же распял гонца, а потом поднялся на минбар и обратился к людям Басры, предостерегая их от неподчинения себе и восстаний. Ночь он провел в Басре, а на следующее утро оставил там своего брата Усмана ибн Зияда, а сам поспешил в Куфу. Он прибыл туда ночью, так что жители города стали думать, будто он – Хусейн (А), возрадовались его прибытию и окружили его. Когда же узнали, что это Ибн Зияд, рассеялись от него. Он вошел во дворец наместника и пробыл там ночь. Потом он вышел, поднялся на минбар и обратился к жителям Куфы, предостерегая их от неподчинения правителю и обещая им различные блага в случае послушания.

11. Укрытие Муслима ибн Акиля в доме Хани ибн Урвы

Когда Муслим ибн Акиль услышал об этом, испугался, что Ибн Зияд узнает о его пребывании в Куфе, покинул дом Мухтара и пришел в дом Хани ибн Урвы. Хани укрыл его в своем доме. Множество шиитов приходило туда, и Ибн Зияд отправил шпионов, дабы они разузнали место, где скрывается Муслим. Когда же узнал, что он в доме Хани, позвал Мухаммада ибн Ашаса и Асма ибн Хариджа и сказал: «Почему Хани не приходит, дабы увидеться со мной?»

Они ответили: «Не знаем, говорят, он болен». Он сказал: «Я осведомлен об этом, однако мне сообщили, что он выздоровел и сидит у дверей своего дома. Если я узнаю, что он на самом деле болен, я сам пойду навестить его. Однако вы отправляйтесь к нему и скажите, пусть он не лишает нас нашего права увидеть его, ибо я не люблю, чтобы такой благородный араб, как он, был далек от нас».

Вечером они пришли к дому Хани и сказали: «Почему ты не приходишь увидеть амира? Он вспомнил о тебе и сказал: “Если бы я знал, что он болен, то сам пришел бы навестить его”».

Он сказал им: «Я болен, а потому не могу прийти к нему». Они сказали: «Ибн Зияду сообщили, что ты выздоровел и сидишь у дверей своего дома. Он недоволен тем, что ты не навестил его. Правитель считает неуважением то, что такой глава своего рода, как ты, не приходит к нему. Просим же тебя: оседлай животного и отправляйся к нему вместе с нами!»

Хани одел свою одежду, сел на своего мула, и как будто он чувствовал те бедствия, которые его ожидают. Он сказал Хиссану ибн Асма ибн Хариджа: «О, сын моего брата! Клянусь Аллахом, я страшусь этого человека, амира. Что ты думаешь?» Тот ответил: «О дядя! Я нисколько не боюсь за тебя, и ты также не думай об этом». Хиссан не знал, для чего Ибн Зияд вызвал Хани.

Хани с людьми вошел к Убейдуллаху. Увидев его, тот сказал: «Предатель идёт своими ногами». Потом он повернулся к Шариху Кази, который сидел там, и, указывая на Хани, прочитал строки из стихотворения Амру ибн Маади:

«Я хочу ему жизни, а он хочет мне смерти.

Что за дело мне до его оправданий?»

Хани сказал ему: «Что это значит, о амир?» Тот ответил: «Замолчи, Хани! Что за заговоры ты замышляешь в своем доме против повелителя верующих? Ты привёл Муслима ибн Акиля в свой дом, готовишь для него оружие и людей, которых ты спрятал в домах по соседству! И ты думал, что это скроется от меня?»

Тот сказал: «Я не делал этого, пусть Аллах исправит амира!»

Ибн Зияд сказал: «Позовите ко мне Маакиля»! (Маакиль был слугой Ибн Зияда и его шпионом).

Маакиль пришел и встал перед ними. Когда Хани увидел его, то узнал его и понял, что тот шпионил за ним. После чего сказал: «Да направит Аллах амира! Я не звал Муслима ибн Акиля и не укрывал его, но он сам пришёл ко мне, и я постыдился выгнать его. А потому он стал моим гостем, о котором я обязан заботиться. Теперь, когда я узнал об этом, позволь мне вернуться и изгнать его из моего дома: пусть он идёт, куда хочет».

Ибн Зияд сказал: «Клянусь Аллахом, ты не уйдёшь от меня, пока не приведёшь Муслима!»

Хани сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я никогда не приведу его к тебе! Могу ли я привести своего гостя, чтобы ты убил его?»

— Клянусь Аллахом, ты приведёшь его!

— Я никогда не приведу его.

Когда разговор между ними затянулся, встал Муслим ибн Амру Бахили и сказал: «Да направит Аллах амира! Позволь мне поговорить с ним наедине».

Тот разрешил им. Муслим ибн Амру увёл Хани в угол залы, так что Ибн Зияд видел их и слышал, когда они поднимали голоса.

Муслим ибн Амру сказал: «О Хани! Ради Аллаха остерегаю тебя – не убивай самого себя и не подвергай опасности свой род! Клянусь Аллахом, я хочу спасти тебя от смерти. Муслим – сын дяди этого народа. Они ничего не сделают ему и не убьют его. Выдай же его им! Это не будет для тебя бесчестием, потому что ты выдаёшь его правителю».

Хани сказал: «Клянусь Аллахом, для меня унижение и позор, если я выдам своего гостя и посланца внука Пророка (ДБАР) его врагам, тогда как руки мои здоровы, и у меня много людей. Клянусь Аллахом, даже если бы я был один, то и тогда я не выдал бы его, покуда сам не погиб бы!»

Тот продолжал увещевать его, но Хани сказал: «Клянусь Аллахом, я никогда не выдам его!»

Ибн Зияд услышал эти его слова и сказал: «Приведите его ближе ко мне!», а потом сказал: «Клянусь Аллахом, или ты приведёшь его ко мне, или я отрублю тебе голову!»

Хани сказал: «Тогда множество мечей соберётся вокруг твоего дома».

Ибн Зияд сказал: «Горе тебе! Меня ли пугаешь мечами?»

Хани думал, что его родственники слышат его. Ибн Зияд сказал: «Приведите его ближе!» - и стал так бить его палкой по лицу, что его нос сломался, и кровь хлынула ему на одежду, и мясо его щёк и лба упало ему на бороду, и сама палка сломалась. Хани хотел вырвать меч у стоявшего рядом охранника, однако охранник крепко держал его.

Ибн Зияд громко закричал: «Схватите его!» Хани увели, заперли в одной из комнат дворца и приставили к ней охрану по приказу Ибн Зияда.

Тогда Асма ибн Хариджа встал и сказал: «О амир! Ты велел нам привести Хани к тебе. Когда мы привели его к тебе, ты разбил его лицо, обагрил его бороду кровью и, видно, хочешь убить его?»

Ибн Зияд разгневался и сказал: «А ты тоже здесь!» — и отдал приказ, и его так избили, что он не мог говорить, а потом связали и бросили в одну из комнат дворца.

Когда он пришёл в себя, сказал: «Аллаху мы принадлежим, и к Нему возвращаемся!», а потом вспомнил то, что говорил Хани перед тем, как пойти с ними к дворцу, и произнес: «О Хани! Значит, я принес тебе весть о моей собственной смерти».

И передатчик сказал, что когда Амру ибн Хаджжадж, чья дочь была замужем за Хани, услышал весть о том, что Хани казнили, он собрал всю свою родню из рода Мазхадж, пришёл к дворцу и стал кричать: «Я – Амру ибн Хаджжадж, а они – люди рода Мазхадж. Мы не переставали подчиняться амиру и не отделялись от общества, но слышали мы, что наш господин Хани казнён!»

Убейдуллах ибн Зияд узнал об их сборе и их речах и велел Шурейху Кази, чтобы он пошёл к Хани и показал его им, дабы его родственники узнали о том, что он жив. Тот сделал это, и тогда они успокоились и разошлись.

12. Борьба Муслима ибн Акиля

Известия о случившемся дошли до Муслима ибн Акиля, и он вышел из дома со всеми, кто присягал ему, чтобы сражаться с Ибн Зиядом. Тот заперся во дворце, и его отряды начали биться со сторонниками Муслима. Солдаты Ибн Зияда взобрались на крышу дворца и оттуда стали запугиваться сторонников Муслима приближением армии со стороны Сирии (Шама). Так наступила ночь, и сторонники Муслима начали разбегаться, говоря друг другу: «Для чего мы разжигаем смуту? Лучше бы мы сидели в своих домах и оставили тех людей спорить друг с другом, покуда Аллах не рассудит между ними!» И не осталось рядом с Муслимом никого, кроме десяти человек.

Когда же Муслим зашел в мечеть, чтобы прочитать вечерний намаз, эти десять тоже покинули его. Увидев это, он вышел и стал в одиночестве ходить по улицам Куфы, пока не остановился у дома женщины по имени Тава. Муслим попросил у неё воды, и она напоила его. Потом он попросил её дать ему место в своем доме, и она согласилась. Однако её сын узнал его и донёс Ибн Зияду. Тот вызвал Мухаммада ибн Ашаса, дал ему людей и велел схватить Муслима. Когда они достигли дома той женщины, Муслим услышал их приближение, одел свою кольчугу, оседлал коня и стал сражаться с ними, убив некоторое их число. Мухаммад ибн Ашас обратился к нему, говоря: «О Муслим! Мы обещаем тебе безопасность!» Он сказал: «Какая безопасность от коварных нечестивцев?» — и продолжил убивать их, читая стихи Хамрана ибн Малика Хасами:

«Клянусь, я не буду убит, кроме как свободным,

Даже если смерть станет напитком горьким!

Я не хочу, чтобы лгали мне или пленили,

Либо смешивали прохладную воду с горячей и горькой!

Каждого человека коснётся зло однажды:

Так, ничего не страшась, буду бить вас мечами!»

Они стали кричать ему: «О Муслим! Мухаммад ибн Ашас не обманывает тебя!» Однако он не смирился, и они усилили свои атаки на него, когда он ослабел от ран. Один из них ударил его со спины, он упал с лошади, и они схватили его.

Когда его привели к Убейдуллаху ибн Зияду, Муслим не поприветствовал его. Стражник сказал ему: «Поприветствуй амира!» Он сказал: «Замолчи! Он не амир для меня».

Ибн Зияд сказал: «Для тебя нет разницы, поздороваешься ты или нет – всё равно будешь убит».

Муслим ответил ему: «Если ты убьешь меня – так ведь и те, кто хуже тебя, убивали тех, кто лучше меня. Ты не сторонишься жестоких убийств и мерзких зверств: никто не ближе к ним, чем ты».

Ибн Зияд сказал: «О, бессовестный раскольник! Ты вышел против своего имама, нарушил единство мусульман и посеял смуту между ними!»

Муслим ответил: «Ты солгал, Ибн Зияд! Единство мусульман нарушили Муавия и его сын Язид, а что до смуты, то её посеяли ты и твой отец Зияд сын Убейда, раб рода Иладж. Я надеюсь, что Аллах наделит меня шахадатом от рук худшего из Своих творений».

Ибн Зияд сказал: «Прельщаешь себя положением, которое Аллах дал другим, а не тебе».

— Кому же, о сын Марджаны?

— Язиду ибн Муавии.

— Хвала Аллаху! Мы довольны Аллахом как судьёй между нами и вами.

— Ты мнишь, у тебя тоже есть что-то в этом деле (халифате)?

— Клянусь Аллахом, это не мнение, а уверенность.

— Скажи мне, Муслим, зачем ты пришёл в этот город и посеял разногласия между его жителями, тогда как они были едины между собой?

— Не для этого я пришёл. Однако вы стали совершать порицаемое и оставили одобряемое, правя людьми без их согласия, заставляя их совершать то, что запретил Аллах, поступая с ними так, как поступали цари Ирана и Рима. Мы пришли к ним, чтобы повелевать им к одобряемому и запрещать порицаемое, призывать их к суждению Книги и Сунны, и были мы таковы, как приказал Посланник Аллаха (ДБАР).

Тогда Ибн Зияд стал ругать его и ругать Али, Хасана и Хусейна (мир им!)

И сказал ему Муслим: «Ты и твоей отец более всего достойны ругательств. Так суди же, как ты судишь, о Убейдуллах!»

13. Шахадат Муслима и Хани

Ибн Зияд приказал Букейру ибн Хамрану, чтобы он поднялся с Муслимом на крышу дворца и убил его. И тот поднялся с ним, — а Муслим не переставал восхвалять Всевышнего Аллаха, просить Его о прощении и благословлять Пророка (ДБАР) и его род — и там отрезал ему голову.

Потом он спустился оттуда, находясь в великом страхе. Ибн Зияд спросил его: «Что с тобой?» Тот ответил: «О амир! Когда я убивал его, увидел человека с лицом чернее чёрного, ужасного обликом, и он стоял напротив меня, положив пальцы на свои зубы (или он сказал: на свои губы). Я так испугался его, как ничего не боялся в жизни!»

Ибн Зияд сказал: «Может, ты испугался убивать Муслима?»

Потом он велел привести Хани, чтобы убить его. Хани сказал: «Где же род Мазхадж?! Где моя родня?»

Ему сказали: «Протяни свою шею!» Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не щедр на свою жизнь и не стану помогать вам убивать самого себя!»

Ему отрубил голову слуга Убейдуллаха ибн Зияда по имени Рашид.

И Абдуллах ибн Зубейр Асади написал по поводу гибели Муслима и Хани, а некоторые говорят, что это был Фараздак или Сулейман Ханафи:

«Если не ведаешь, что есть смерть, то взгляни

На Хани или на Муслима ибн Акиля –

На витязя, чьё лицо распороли мечи,

Или на того, чьё тело сбросили с крыши.

Они попали в хватку тирана и стали

Теми, о ком вещают на каждом пути.

Взгляни на тело, чей цвет поменяла смерть,

И струи крови, текущие с каждого места:

Они были храбрецами при жизни,

Были острее, чем сверкающие мечи.

Сядет ли теперь Асма на коня безопасным (Асма – тот, кто привёл Хани к Ибн Зияду),

Если род Мазхаджа спросит его за кровь?

Род Мурад вопрошал о его состоянии,

Беспокоясь о нём друг у друга:

Если вы не отомстите за кровь вашего брата,

То станете подобны женщинам, которых прельщает и малая плата».

И передано, что Убейдуллах ибн Зияд написал Язиду о том, что произошло с Муслимом и Хани. Тот в ответном письме благодарил его за старания, извещал о том, что Хусейн (А) приближается к Куфе, требовал подготовиться к этому и схватить всех, кто мог быть заподозрен в связи с ним.

14. Исход Хусейна (А) из Мекки

Хусейн (А) вышел из Мекки во вторник третьего числа месяца зиль хиджа, а согласно другим сведениям – в среду восьмого числа зиль хиджа, в 60 году по хиджре, прежде чем узнал о мученической гибели Муслима, ибо он выехал из Мекки в тот самый день, когда был убит Муслим (да будет доволен им Аллах!)

Передано, что когда он хотел отправиться из Мекки в Ирак, произнес следующую речь: «Хвала Аллаху, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, и да благословит Аллах Своего Пророка и приветствует! Смерть предрешена для потомков Адама так же, как ожерелье для горла девицы. Я жажду встретить своих предшественников, как Йакуб жаждал встретить Йусуфа. Поле битвы, на котором я умру, выбрано для меня, и вот я будто вижу своё тело между Нававис и Кербелой, разрываемое на куски волками, что наполнят им свои пустые чрева. О да! Не убежать от предписанного удела! Чем доволен Аллах – тем довольны и мы, Ахль уль-Бейт, и вытерпим Его испытания и бедствия, дабы постигла нас награда терпеливых. Мы – плоть По



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: