для студентов 4 курса специальности «Педиатрия»




Вопросы к экзамену по «Пропедевтике детских болезней с курсом здорового ребенка»

для студентов 4 курса специальности «Педиатрия»

1. Основные этапы развития и становления педиатрии в России. Ведущие педиатрические школы России и их вклад в развитие науки.

2. Петербургская школа педиатров. Роль С.Ф. Хотовицкого, М.С. Маслова, А.Ф Тура. Московская школа педиатров. Вклад в развитие педиатрии Н.А. Тольского, Н.Ф. Филатова, Г.Н. Сперанского, А.А. Киселя. Заслуги современных ученых педиатров.

3. Периоды детства: внутриутробный период развития, его характеристика, факторы, формирующие здоровье ребенка. Критические сроки формирования пороков развития различных систем.

4. Периоды детства: новорожденный ребенок. Оценка состояния при рождении, признаки доношенности, критерии степени зрелости. Безусловные и условные рефлексы.

5. Периоды детского возраста: ранний и поздний фетальный. Особенности развития плода, возможной патологии, связанной с этими периодами.

6. Периоды детства: новорожденный ребенок. Переходные состояния. Особенности ухода. Понятие о первичном туалете новорожденного.

7. Периоды детства: грудной возраст, его характеристика. Темпы физического и нервно-психического развития. Особенности ухода и режима. Ведущие линии развития.

8. Периоды детства: характеристика дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Основные факторы, формирующие здоровье детей в эти периоды.

9. Комплексное понятие «здоровья» ребенка. Основные критерии здоровья. Группы здоровья.

10. Общий осмотр. Критерии оценки тяжести состояния больного ребенка.

11. Естественное вскармливание: определение. Понятие о свободном режиме вскармливания. Преимущества грудного вскармливания. Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ в поддержку грудного вскармливания.

12. Молозиво, переходное и зрелое женское молоко. Особенности состава. Значение раннего прикладывания к груди. Методы расчета объемов питания.

13. Сравнительный состав грудного и коровьего молока. Преимущества грудного вскармливания. Гипогалактия, причины, методы стимуляции лактации.

14. Лактация: фазы, факторы, влияющие на состав женского молока. Питание беременной и кормящей. Профилактика гипогалактии.

15. Искусственное вскармливание. Режим кормления, расчет объемов питания, сроки введения прикормов и добавок. Техника проведения искусственного вскармливания. Критерии эффективности.

16. Классификация молочных смесей, их характеристика. Понятие о лечебных и лечебно-профилактических молочных смесях. Требования, предъявляемые к составу молочных смесей.

17. Смешанное вскармливание: показания, правила и техника проведения. Критерии оценки эффективности. Сроки введения прикорма.

18. Прикорм. Блюда прикорма, сроки и правила их введения. Консервированные продукты, используемые в питании детей первого года жизни. Ассортимент консервированных блюд, их классификация.

19. Питание здоровых детей от 1 до 3 лет. Основные принципы с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей. Кисломолочные продукты в питании детей. Режим кормления, замена продуктов питания.

20. Правила и техника кормления грудью. Роль раннего прикладывания к груди. Абсолютные и относительные противопоказания к грудному кормлению со стороны матери и ребенка. Методы расчета суточного объема питания, физиологическая потребность в ингредиентах. Методика контрольного взвешивания.

21. Содержание схемы истории болезни ребенка. Особенности сбора анамнеза заболевания и жизни.

22. Физическое развитие детей и подростков. Сущность понятия «физическое развитие». Факторы на него влияющие. Основные законы роста. Понятие об акселерации и децелерации.

23. Физическое развитие здоровых детей, регуляция темпов развития (генетическая, средовая, гормональная). Критерии оценки уровня физического развития детей и подростков.

24. Пропорции тела и телосложение в различные возрастные периоды.

25. Изменения массы, длины, окружностей головы и груди у здорового ребенка на первом году жизни. Понятие об индексах физического развития. Индексы Чулицкой и Эрисмана в разные возрастные периоды.

26. Характеристика и возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей от 2-х до 18 лет.

27. Ведущие линии нервно-психического развития детей первого года жизни, основные показатели. Условия, необходимые для правильного нервно-психического развития, подбор игрушек.

28. Кожа, подкожно-жировая клетчатка и придатки кожи. Анатомические особенности у детей и подростков. Значение воспитания гигиенических навыков ухода за кожей для нормального развития ребенка.

29. Морфологические и функциональные особенности кожи и придатков. Методика исследования кожи.

30. Семиотика нарушения физического развития. Понятие о гипотрофии, паратрофии, гипостатусе, ожирении.

31. Особенности строения подкожно-жирового слоя у детей, биохимический состав жира, возрастные изменения в составе его распределения. Оценка упитанности.

32. Мышечная система. Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков. Допустимые физические нагрузки у детей разного возраста (до 18 лет).

33. Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей и подростков. Стадии образования кости и регуляция минерализации кости.

34. Костная система: анатомо-физиологические особенности у детей и подростков. Значение характера вскармливания и питания в профилактике деформаций скелета у детей и подростков. Формирование скелета. Физиологические изгибы позвоночника. Понятие о сколиозе, плоскостопии

35. Нервная система: анатомические и физиологические особенности у детей раннего возраста.

36. Дыхательная система: анатомо-физиологические особенности у детей и подростков. Принципы ухода и его значение в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей раннего возраста.

37. Сердечно-сосудистая система. Кровообращение плода и новорожденного. Сроки закрытия фетальных коммуникаций. Анатомические особенности у детей раннего возраста.

38. Сердечно-сосудистая система: анатомические и физиологические особенности у детей раннего возраста. Возрастные особенности функциональных показателей, их характеристика.

39. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей: изменения массы, объемов, соотношения камер сердца и сосудов в возрастном аспекте. Особенности проводящей системы сердца. Пульс, его характеристика, ударный и минутный объемы крови, АД. ОЦК

40. Пищеварительная система. Анатомические и физиологические особенности у детей различного возраста.

41. Состояние эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта у детей различного возраста. Характер стула в разные возрастные периоды. Бактериальная флора кишечника у здоровых детей, ее физиологическая роль. Понятие о дисбактериозе.

42. Эндокринная система. Анатомо-физиологические особенности у здоровых детей, взаимосвязь и активность отдельных желез в разные возрастные периоды.

43. Эндокринная система. Понятие о гипо- и гиперпитуитаризме. Семиотика поражений. Гипо- и гиперкортицизм. Семиотика нарушений.

44. Система мочеобразования и мочевыделения. Анатомические особенности у детей и подростков.

45. Анатомо-физиологические особенности мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала у детей.

46. Общие закономерности иммунной системы у детей. Критические периоды развития иммунной системы.

47. Иммунная система. Анатомические и физиологические особенности. Неспецифические факторы иммунной защиты. Лабораторные показатели.

48. Система кроветворения. Морфологический состав и физико-химические свойства периферической крови у здоровых детей различного возраста.

49. Система кроветворения. Особенности кроветворения у плода и новорожденного. Условия, определяющие нормальное кроветворение у детей.

50. Изменения эритроцитарного, лейкоцитарного, тромбоцитарного ростков кроветворения у детей раннего возраста.

51. Возрастные особенности кроветворения у детей. Состав периферической крови, миелограммы после рождения.

52. Возрастные особенности водно-солевого обмена у детей и подростков. Семиотика нарушений. Значение катионов натрия, калия, магния.

53. Возрастные особенности кислотно-основного состояния у здоровых детей и подростков. Семиотика нарушений.

54. Роль и значение белка для ребенка. Особенности белкового обмена у детей. Протеинограмма крови в возрастном аспекте. Потребность ребенка в белке, аминокислотах.

55. Семиотика нарушений белкового обмена у детей. Понятие об аминоацидопатиях, синдромы из-за дефицита и избытка белка в питании ребенка.

56. Особенности углеводного обмена у детей. Потребность в углеводах у детей разного возраста. Содержание сахара в крови. Понятие о СГТТ. Синдром дисахаридазной недостаточности. Галактоземия. Фруктоземия. Гликогенолиз

57. Особенности жирового обмена у детей. Содержание и состав жира в возрастном аспекте. Потребность в жирах в разные возрастные периоды. Семиотика нарушений жирового обмена. Понятие о кетозе.

58. Возрастные особенности энергетического обмена у детей и подростков. Потребность в энергии в разные возрастные периоды.

59. Температура тела и особенности терморегуляции у детей различного возраста.

60. Семиотика детских болезней как предмет. Основные этапы диагностического поиска.

61. Семиотика и синдромы поражения мышечной системы у детей и подростков Понятие мышечной гипотонии и гипертонии.

62. Семиотика нарушения физического развития (нарушение роста и массы тела) у детей и подростков.

63. Семиотика и синдромы нарушения нервно-психического развития у детей раннего возраста (задержка, отставание).

64. Семиотика поражений дыхательной системы у детей раннего возраста.

65. Синдромы поражения дыхательной системы (бронхиальной обструкции, легочного уплотнения, инфильтративного уплотнения легочной ткани, ателектаза, скопления воздуха в плевральной полости, скопления жидкости в плевральной полости, дыхательной недостаточности).

66. Особенности перкуссии легких у детей. Семиотика нарушений, выявляемых перкуторно.

67. Методика исследования органов дыхания у детей и подростков. Характеристика основных и дополнительных жалоб при заболеваниях органов дыхания. Формы одышки.

68. Особенности аускультации легких у детей. Дыхательные шумы, их характеристика, механизм образования. Семиотика нарушений, выявляемых при аускультации легких.

69. Методика исследования органов дыхания у детей. Значение осмотра и жалобы при заболеваниях органов дыхания. Семиотика кашля у детей.

70. Значение инструментальных, функциональных и лабораторных методов исследования органов дыхания. Глубина, частота, ритм, тип и характер дыхания. МОД, ЖЕЛ, МВЛ. Формы одышки.

71. Значение осмотра в диагностике поражений сердечно-сосудистой системы у детей. Характеристика верхушечного толчка. Границы относительной сердечной тупости у детей, возрастные изменения. Семиотика нарушений границ сердечной тупости.

72. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы (проба по А. Шалкову, проба Штанге, Генче, ортоклиностатическая проба)

73. Семиотика врожденных пороков сердца по данным перкуссии, аускультации сердца и сосудов. Группы врожденных пороков сердца.

74. Функциональные и органические шумы сердца. Характеристика, механизм возникновения, отличие.

75. Возрастные особенности ЭКГ у детей: частота сердечных сокращений, ритм, ЭОС, характеристики зубцов и интервалов ЭКГ.

76. Синдром сердечной недостаточности. Клинические проявления лево- правожелудочковой недостаточности. Стадии недостаточности кровообращения. Синдром сосудистой недостаточности.

77. Особенности аускультативных феноменов сердца у детей: механизм образования тонов сердца, их звучность, частота. Расщепление 2 тона на легочной артерии, ослабление и усиление 1 и 2 тонов, дыхательная аритмия в возрастном аспекте. Понятие эмбриокардии.

78. Синдромы поражения сердца у детей старшего возраста: эндокарда, миокарда, перикарда, приобретенного порока сердца, сердечной недостаточности

79. Клинико-лабораторные синдромы поражения мочевой системы: острой почечной недостаточности, нефритический, нефротический, инфекционно-воспалительный, тубулоинтерстициальных нарушений.

80. Синдромы поражения системы мочеобразования: дизурический отечный, артериальной гипертензии. Протеинурия: виды, степень выраженности.

81. Синдром острой и хронической почечной недостаточности: клинические и лабораторные признаки.

82. Удельный вес мочи, количество и ее состав в разные возрастные периоды. Изменения осадка мочи.

83. Лабораторные синдромы поражения системы мочеобразования: лейкоцитурическй, гематурический, протеинурический, олиго- и полиурический.

84. Семиотика поражений пищеварительной системы у детей старшего возраста.

85. Синдром срыгивания и рвоты у детей. Характеристика, факторы предрасполагающие к возникновению данного синдрома у детей раннего возраста. Регургитация. Ахалазия и халазия кардии.

86. Болевой абдоминальный синдром, диспептический синдром, синдром мальабсорбции у детей разного возраста.

87. Синдромы поражения пищеварительной системы у детей: (диспепсический, поражения пищевода, желудка, тонкой и толстой кишки, поджелудочной железы, острой печеночной недостаточности).

88. Инструментальные методы исследования органов пищеварения. Метод фракционного желудочного зондирования, рН-метрия, ЭФГДС, колоноскопия, ректороманоскопия. Цель проведения, показания, противопоказания.

89. Лабораторные тесты холестаза, цитолиза, мезенхимально-воспалительного синдромов.

90. Типы кровоточивости. Анемический и геморрагический синдромы.

91. Клинико-лабораторные синдромы поражения системы кроветворения: (анемический, геморрагический, гиперпластический).

92. Иммунодефицитные состояния у детей в связи с нарушениями в гуморальном и клеточном звеньях иммунитета.

93. Синдромы нарушения иммунитета у детей: первичная и вторичная иммунологическая недостаточность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: