Расчет продувки двухтактного дизеля
Процессы газообмена в 2-тактных двигателях - очистка цилиндров от продуктов сгорания и заполнение их свежим зарядом воздуха совершается за очень короткие промежутки времени.
Прямоточно-щелевая продувка
Продувка определяет фазы открытия и закрытия, а также размеры газораспределительных органов, обеспечивающие наилучшую сходимость полученных время-сечений с теоретически необходимыми. Открытием и закрытием выхлопных и продувочных окон управляют соответственно нижний и верхний поршни, связанные с нижним и верхним коленчатыми валами.
Суммарные потери полезного хода поршней
В двигателе 10Д100 выхлопной (нижний) поршень движется с опережением продувочного (верхнего) на угол поворота коленчатого вала (п.к.в.), что дает возможность не только обеспечивать свободный выхлоп, но и осуществлять дозарядку цилиндра, несмотря на большую высоту выхлопных окон. Однако наличие сдвига кривошипов нижнего и верхнего коленчатых валов на угол приводит к дополнительной потере полезного хода поршней:
;
;
;
.
Коэффициент потери хода поршней:
;
.
Высота выхлопных и продувочных окон:
;
;
;
.
Значения объемов цилиндра
Рабочий объем цилиндра с учетом сдвига кривошипов:
;
Объем камеры сжатия:
;
.
Полный объем цилиндра:
;
.
Построение кривых «угло-путь» и определение располагаемых время-сечений
Принимаем п.к.в. в одном мм;
мм хода поршня в одном мм;
мм.
Поправка Брикса:
;
;
;
.
Отношение радиуса кривошипа к длине верхнего (нижнего) шатуна:
;
;
|
где - длина верхнего (нижнего) шатуна.
Площади:
- время-сечения свободного выхлопа;
- время-сечения принудительного выхлопа;
- время-сечения продувки-наполнения;
- время-сечения дозарядки.
По оси абсцисс принимаем в содержится п.к.в., а по оси ординат чертежа соответствует натуральной высоты окон. Суммарная ширина выхлопных и продувочных окон остается неизменной по высоте окон.
Масштабы для определения располагаемого время-сечения:
;
;
;
.
Суммарная ширина выхлопных и продувочных окон можно выбирать в пределах:
;
;
;
.
Располагаемое время сечение:
;
;
;
;
;
;
;
.
Теоретически необходимое время-сечений.
Поток газа является одномерным и установившимся, а давление в продувочном ресивере и выхлопном коллекторе постоянными.
Свободный выхлоп:
;
где - средний объем цилиндра за время свободного выпуска;
- объем цилиндра в момент начало выхлопа;
- объем начало в момент начало продувки.
и - ход выхлопного поршня от ВМТ до начало открытия выхлопных и продувочных окон;
и - ход продувочного поршня от ВМТ до начало открытия выхлопных и продувочных окон;
- коэффициент расхода выпускных окон;
- температура газов в цилиндре в момент открытия выхлопных окон;
- давление газов в выхлопном коллекторе;
- давление газов в момент открытия выхлопных окон.
- давление в цилиндре в момент открытия продувочных окон, которое определяется по эмпирической формуле проф. Орлина А.С.:
;
.
где - давление надувочного воздуха.
Подставим все данные, получим:
|
;
;
;
Время принудительного выхлопа:
где - коэффициент продувки;
- показатель политропы.
Температура при истечении газов в процессе принудительного выпуска:
;
.
Коэффициент истечения определяется по кривой в зависимости от отношения (, тогда ). Среднее давление в цилиндре за период принудительного выпуска ориентировочно можно определить:
;
;
.
Время-сечения продувки-наполнения:
;
Коэффициент расхода продувочных окон , а коэффициент истечения определяется по кривой в зависимости от отношения (, тогда ).
;
Определим коэффициенты сходимости.
Для сходимости располагаемых и теоретически необходимых время-сечений должны соблюдаться условия:
; ; .
Проверка:
;
;
.
Второе и третье условия не соблюдаются, значит, для выполнения точного расчета необходимо пересмотреть начальные условия задачи.