Изучение нового материала. Прежде чем понять сущность воспитания, нужно определиться




 

Прежде чем понять сущность воспитания, нужно определиться, что означает выражение «педагогическое понятие».

Используем сравнение и определим разницу в понятиях «разговорная речь» и «научный язык».

В разговорной обыденной речи мы пользуемся знаниями на уровне фактов, а с помощью научного языка знания выражаются в обобщенной форме.

Одной из таких форм обобщения является педагогическая категория (или педагогическое понятие).

Категория (от лат. Kategoria - признак) –

научное понятие, выражающее наиболее

существенные свойства и отношения

определенного явления действительности.

 

Воспитание как педагогическое понятие очень широкое и чрезвычайно сложное.

В связи с этим стоит рассказать об одном примечательном случае из жизни выдающегося педагога Павла Петровича Блонского. Когда ему исполнилось 50 лет, журналисты взяли у него интервью. Один из них спросил, какие проблемы педагогики его больше всего волнуют. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание?

Воспитание – одна из основных категорий педагогики, и, тем не менее, общепринятого определения этого понятия не существует. Ученые насчитывают до 200 определений (дефиниций) воспитания. Его рассматривают его как общественное явление, как процесс, как деятельность, как систему и т.д. И каждое из этих определений справедливо, но ни одно из них не дает исчерпывающей характеристики. И это понятно, поскольку воспитание – явление многозначное.

Предлагаю следующий девиз учебного занятия: «Мыслить можно по-разному». Это наиболее полно относится к нашей деятельности.

Работа с определениями на доске:

Предлагается несколько определений понятия. Задание: Что объединяет эти определения?

 

Воспитание есть планомерная организация развития

личности. (Л.С.Выготский).

 

Воспитание есть целенаправленное создание условий для

развития человека. (А.В.Мудрик).

 

Воспитание – это управление процессом развития личности.

(Х.. Й. Лиймейтс)

 

Понятие «воспитание» употребляется в нескольких смыслах:

 

1. Воспитание в широком социальном смысле – воздействие общества на человека в целом, т.е. в этом смысле воспитание отождествляется с социализацией, которая предполагает усвоение человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей, типичных форм поведения. Это передача старшим поколением младшему социального опыта.

2. Воспитание в узком социальном смысле предполагает направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей.

3. Воспитание в широком педагогическом смысле предполагает целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений.

4. Воспитание в узком педагогическом смысле направлено на решение конкретных воспитательных задач.

Рассматриваемое понятие используется еще в нескольких смыслах.

«Виды воспитания», «Типы воспитания» и модели воспитания.

Выделяют два типа воспитания восточный и западный. Первый основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи. Второй возник в результате общественного разделения труда и имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп. Этот тип воспитания представлен в мировой культуре специфическими вариантами: восточным и западным воспитанием. Первому свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы личности, ее самостоятельности и независимости мышления.

Второй вариант имеет ценностно-рациональный характер обучения и образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.

Виды воспитания классифицируются по характеру целей и путей их достижения.

По институциональному признаку выделяют: воспитание семейное школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, в детских и юношеских организациях, в специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, детских домах и др.)

По стилю отношений между воспитателем и воспитанником бывает: Авторитарное, демократическое, либеральное воспитание.

По философской концепции, определяющий принципы и особенности воспитания, выделяют следующие модели воспитания:

§ Идеалистическая модель – воспитание как создание такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы развития полноценной личности (Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, И.Г.Песталоцци и др.).

§ Прагматическая модель – обучение решению реальных проблем и достижению успеха в жизни, передача знаний только полезных, практически ориентированных, направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника (М.Монтень, Г.Спенсер, Дж.Дьюи и др.)

§ Социетарная модель основана на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными. Например: религиозная, коммунистическая, националистическая модель и т.п.

§ Гуманистическая модель организуется на базе взаимодействия, принятия его таким, какой он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и зашиты (Э.Фромм, К.Роджерс, А.Маслоу и др.)

§ Технократическая модель основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата прежде всего в поведении и различных социальных ситуациях. Воспитание понимается как формирование поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений (Б.Скиннер и др.)

В мировую педагогику вводится и еще одно понятие воспитания – поликультурное воспитание, которое предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и решает следующие задачи:

§ Адаптация человека к ценностям много национальных культур;

§ Обучение взаимодействию между людьми с разными традициями;

§ Ориентация на диалог культур; формирование понимания равноценности культур разных народов и наций.

Есть и еще более конкретное понимание воспитания как обозначение направления воспитательной работы: нравственное, физическое, умственное, экологическое и т.п.

 

Резюме:

Л.Н.Толстой писал: «Выводы, к которым я пришел о воспитании. Они следующие. Воспитание является сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы не воспитываем самих себя…»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: