Эксплуатационные условия автомобилей




 

Эффективность автомобилей зависит не только от совершенства их конструкции, но и от эксплуатационных условий. В каждом сочетании эксплуатационных условий наиболее рентабельным оказался бы автомобиль, специально спроектированный для этих условий. Однако из-за разнообразия условий эксплуатации такое решение вопроса нерационально, поэтому выдерживается соответствие конструкции автомобиля определенному, ограниченному диапазону этих условий.

Примерный комплекс эксплуатационных качеств для подвижного состава установлен, однако конкретные требуемые значения могут предъявляться только в связи с задаваемыми условиями работы.

Условия эксплуатации подвижного состава можно разбить на группы.

 

Транспортные условия:

• род груза, срочность, дальность и объем перевозок, равномерность грузооборота и партионность отправок, условия погрузки и разгрузки.

 

Дорожные условия:

• тип и ровность дорожного покрытия, проезжее состояние дороги и рельеф местности, по которой проходит дорога (равнинный, холмистый, горный, высокогорный);

• прочность дороги, мостов и других сооружений; элементы плана и профиля дороги (уклон, шаг переломов, радиусы горизонтальных и вертикальных кривых и т. п.);

• напряженность (интенсивность) движения на дороге; организация движения.

Климатические условия:

• зоны холодного (180—300 дней в году с температурой ниже 0 °С), умеренного и жаркого климата.

 

Организационно-технические условия:

• режим эксплуатации (среднегодовой и среднесуточный пробеги), регулярность перевозок на маршрутах, условия хранения (гаражные и безгаражные), система технического обслуживания и ремонта, организация и режим работы водителей.

 

Весь подвижной состав независимо от условий эксплуатации должен обладать определенными качествами, которые характеризуют уровень технического прогресса автомобилестроения и автомобильного транспорта. Такими общими качествами, по которым оцениваются все автомобили, являются:

• топливная экономичность;

• скоростные качества;

• надежность, легкость управления, готовность к действию;

• безопасность и т. п.

Каждое из указанных выше условий эксплуатации определяет необходимость тех или иных качеств подвижного состава. Так, по роду груза его физическим свойствам (плотность, тип и форма тары) должны определяться тип кузова (платформа, цистерна, фургон) и его вместимость.

От объема и партионности перевозок зависит выбор автомобилей или автопоездов требуемой грузоподъемности и степени специализации. При перевозке мелкопартионных грузов применяются автомобили малой грузо­подъемности, а при большом и постоянном объеме перевозок — специализированные автомобили.

Срочность и дальность перевозок обусловливают выбор подвижного состава с определенными скоростными свойствами, необходимым запасом хода и повышенными надежностью и безопасностью.

По условиям погрузки и разгрузки (тип и производительность механизма) определяют тип кузова автомобиля (автомобиль-самосвал, самопогрузчик, погрузочная высота, ширина двери), его грузоподъемность и прочность (экскаваторная и бункерная погрузка), а также необходимость специальных устройств и приспособлений.

Дорожные условия оказывают существенное влияние на выбор подвижного состава с такими качествами, как проходимость, плавность хода, динамичность, маневренность, скоростные качества, возможность использования его грузоподъемности. На труднопроходимых дорогах важным качеством подвижного состава является проходимость, на дорогах с твердым, но неровным покрытием — плавность хода, на горных дорогах, имеющих значительные уклоны, — динамичность и тормозные свойства. На усовершенствованных дорогах ограничиваются полная масса подвижного состава и нагрузка на одну ось по условиям грузоподъемности искусственных сооружений и прочности дорожной одежды, а также имеются ограничения для ширины, длины и высоты подвижного состава.

Большое влияние на выбор эксплуатационных качеств подвижного состава оказывают климатические условия. Так, для защиты грузов от атмосферных воздействий (дождь, снег, ветер, пыль, солнце) необходимы кузова специальных конструкций. В полярных климатических зонах важными условиями эксплуатации являются возможность обеспечения быстрой готовности автомобилей к действию, отопление кабины, нестесненные условия управления автомобилем водителем в теплой одежде и др. Здесь особое значение приобретают проходимость автомобиля и безопасность его движения в гололедицу, при снежных заносах, снегопадах и метелях.

В РФ кроме автомобилей общего назначения выпускаются автомобили северного (с) и тропического (т) исполнений.

Для обеспечения перевозок в наиболее тяжелых климатических и дорожных условиях и вне дорог, в которых даже полноприводные автомобили не могут быть использованы вследствие недостаточной их проходимости, применяются специальные транспортные средства высокой проходимости, причисляемые обычно к подвижному составу автотранспорта. К ним относятся мотонарты (грузоподъемностью 200—500 кг), аэросани (2—5 т), снегоболотоходы (1—2 т).

Все эти транспортные средства используют в различных условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири.

 


 

Вопросы для самопроверки

 

1. По каким признакам классифицируются автотранспортные средства в России?
2. Какая классификация автотранспортных средств принята в Правилах ЕЭК ООН?
3. Каким образом все виды автотранспортных средств классифицируются по размерности и назначению?
4. Какие автотранспортные средства относятся к категории специализированных?
5. Приведите классификацию автотранспортных средств по величине осевых масс.
6. На какие группы можно разбить условия эксплуатации подвижного состава?
7. Что понимается под системой идентификации автотранспортных средств?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: