Классификация грузовых АТС




КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АТС

 

Классификация грузовых АТС

 

Грузовые автомобили и прицепы классифицируются по гру­зоподъемности и типу кузова.

Номинальную грузоподъемность автомобиля (прицепа) назначает завод-изготовитель. Она определяется максимально разрешенной полезной нагрузкой при работе автомобиля в различных дорожных условиях и соответствует типу кузова и определенному размеру шин. При установке кузова другого типа грузоподъемность изменяется соответственно его массе.

В странах СЭВ рекомендован следующий предпочтительный ряд грузоподъемностей, т: 0,5; 1,0; 1,5; 3,0; 5,0; 8,0; 16. В зависимости от грузоподъемности грузовые автомобили и прицепы принято разделять на следующие классы:

• особо малой грузоподъемности (до 0,5 т);

• малой (от 0,5 до 2 т);

• средней (от 2 до 8 т);

• большой (от 8 до 16т);

• особо большой грузоподъемности (свыше 16 т).

Для автомобилей особо малой грузоподъемности обычно используют шасси легковых автомобилей (в том числе малолитражных) или специальные шасси. Эти автомобили служат для сбора и доставки почты, развозки товаров в торговой сети или на дом потребителям и т. д.

Автомобили малой грузоподъемности предназначены для освоения незначительного грузооборота с мелкопартионными отправками (хозяйственные, торговые, внутриколхозные перевозки и т. п.). Их также используют как грузовые такси и автомобили технической помощи.

Автомобили средней и большой грузоподъемности служат для перевозки массовых грузов крупными партиями. Такие автомобили применяют для перевозки продукции промышленных предприятий, массовой перевозки сырья, топлива, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов.

Автомобили особо большой грузоподъемности используют при мощных и постоянных грузовых потоках на специальных дорогах или вне дорог общей сети (на крупных стройках, на разработках полезных ископаемых открытым способом, для вывозки горной породы, а также для перевозок руды и угля и др.).

 

По типу кузова грузовые автомобили и прицепы разделяются на автомобили и прицепы общего назначения с кузовом типа «грузовая платформа» и специализированные.

 

По назначению они разделяются на транспортные и специальные.

На автомобилях и прицепах общего назначения применяют различные виды грузовых платформ.

Платформа с откидными бортами представляет собой деревянный или металлический кузов с бортами, откидывающимися на три или одну сторону. Такие платформы приспособлены для перевозки грузов навалом или в таре.

Для лучшего использования грузоподъемности автомобиля при перевозке легковесных грузов применяют съемные надставные высокие решетчатые борта.

Для автомобилей особо малой грузоподъемности грузовую платформу делают грузопассажирской — типа «пикап».

Грузовая универсальная платформа – платформа без бортов, с низкими бортами, с высокими решетчатыми бортами и скамейками, с тентом.

У специализированных АТС кузова специально приспособлены для перевозки одного груза или группы грузов, а также могут быть оборудованы дополнительными механизмами.

Специализированные АТС, обладают перед универсальными рядом преимуществ, основными из которых являются:

• большая сохранность количества и качества перевозимого груза;

•более высокий уровень механизации погрузочно – разгрузочных работ;

• позволяют перевозить специфические виды грузов (например, разогретый, асфальт, битум, сжиженные газы и др.);

• повышают безопасность и улучшают экологические характеристики при перевозках определенных видов грузов;

• увеличивают, как правило, производительность труда работников, участвующих в транспортном процессе;

• обеспечивают в ряде случаев совмещение перевозки с технологией приготовления продукта (например, получение однородного состава бетона в бетоновозах);

• позволяют осуществлять доставку груза за пломбой отправителя без взвешивания и пересчета товаров.

Однако использование специализированных АТС имеет и свои недостатки, которые необходимо учитывать при выборе подвижного состава для перевозки того или иного вида груза.

К наиболее существенным недостаткам специализированных АТС, в сравнении с универсальными, относят следующие:

• большую стоимость;

• снижение грузоподъемности;

• повышение трудоемкости обслуживания и ремонта;

• необходимость в более квалифицированных водителях;

• уменьшение коэффициента использования пробега.

Изучая грузовые АТС, необходимо несколько подробнее остановиться на достоинствах и недостатках одиночных автомобилей и автопоездов, которые часто (особенно в зарубежной литературе), называют жесткими и сочлененными АТС. Такое название позволяет более полно охарактеризовать особенности, присущие данным транспортным средствам.

Жесткое АТС сочетает в единой конструкции силовую установку и грузовое устройство (кузова различных типов).

Сочлененное АТС состоит из двух частей: двигательной (тягач) и грузовой (прицеп, полуприцеп).

Из приведенных определений видно, что сочлененное транспортное средство обладает рядом преимуществ перед жестким:

прицеп, полуприцеп может быть оставлен на грузовой площадке или площадке таможенного досмотра, а тягач в это время можно использовать;

сочлененные АТС очень маневренны даже при большой длине, это позволяет им разворачиваться на малых площадках (жесткое АТС обладает маневренностью только при малой длине).

 

Транспортные средства делятся на грузовые и пассажирские.

Грузовые транспортные средства имеют кузова общего назначения (грузовые платформы), предназначенные для перевозки большинства грузов навалом или в таре, и кузова специализированные для перевозки одного вида груза или группы грузов. Пассажирские — это автобусы (городские, междугородние и специального назначения) и легковые автомобили.

По признаку проходимости автомобили подразделяют на:

• дорожные автомобили (ограниченной проходимости) для движения главным образом по дорогам (в том числе и по грунтовым);

• автомобили повышенной и высокой проходимости, которые могут работать в тяжелых дорожных условиях и в условиях бездорожья.

Автомобили повышенной и высокой проходимости в зависимости от конструкции разделяют на колесные, полугусеничные, колесно-гусеничные, автомобили-амфибии и автомобили на воздушной подушке.

Для колесных автомобилей повышенной проходимости число осей принято обозначать колесной формулой, в которой первая цифра показывает общее число осей в автомобиле, а вторая — число ведущих, например 2 х2; 3 х2; 3 х3; 4 х4 и т. п.

В некоторых конструкциях одна из осей может опускаться или подниматься над поверхностью дороги, что дает возможность повысить проходимость в тяжелых дорожных условиях и уменьшить сопротивление качению при движении по хорошим дорогам.

Полугусеничные автомобили — автомобили высокой проходимости, которые могут двигаться по заболоченным грунтам и снежной целине. Полугусеничные автомобили, сконструированные специально для движения по снегу, называются снегоходами.

Колесно-гусеничные автомобили — автомобили, имеющие сменные гусеничные движители и колеса.

Автомобили-амфибии могут преодолевать водные препятствия. Они имеют водонепроницаемый кузов, специальный винтовой движитель (гребной винт) и выполнены на базе многоприводных колесных автомобилей.

Применение автомобилей на воздушной подушке считается перспективным в условиях бездорожья. Принцип воздушной подушки заключается в подъеме транспортного средства на небольшую высоту путем подачи воздуха в полость между ним и дорогой. Частичная герметизация полости достигается при помощи гибких завес, свешивающихся по периметру. Получают применение также автомобили, у которых воздушная подушка используется для частичной разгрузки колес в условиях бездорожья (конвертированные автомобили), что значительно повышает проходимость благодаря уменьшению давления колес на грунт.

Недостатком автомобилей на воздушной подушке являются большой расход топлива, малая маневренность, шум при движении, а также пыле и брызгообразование.

Автомобили различают по роду двигателя, проходимости, гру­зоподъемности (грузовые), вместимости (автобусы и легковые).

В зависимости от рода установленного двигателя автомобили бывают следующих типов.

Автомобили с карбюраторным двигателем (поршневым или роторным внутреннего сгорания — ДВС с искровым воспламенением, работающим на легком топливе) являются наиболее распространенными среди легковых и грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности и в настоящее время составляют основную часть парка автомобилей.

Дизельные автомобили (с поршневым ДВС с воспламенением от сжатия, работающим на тяжелом жидком топливе) имеют преимущественное распространение. Обычно это грузовые автомобили большой грузоподъемности и многоместные автобусы. Имеется тенденция к дизелизации парка грузовых автомобилей средней грузоподъемности и даже легковых автомобилей.

Газобаллонные автомобили (с поршневым ДВС, работающим на сжатых и сжиженных газах) применяются в городах и районах, которые имеют газопроводы от крупных газовых месторождений или мощную газовую промышленность. В качестве топлива для таких автомобилей применяют сжатые и сжиженные горючие газы, полученные в виде отходов производства при переработке нефти и каменного угля, природные газы и газы, специально полученные для этой цели.

Газотурбинные автомобили (с ДВС турбинного типа, работающими на жидком топливе) пока большого распространения не получили, но можно ожидать, что двигатели такого типа будут применять на автомобилях очень большой грузоподъемности, мощных тягачах и на скоростных междугородных автобусах.

Электрические автомобили(с электрическим двигателем, работающим от аккумуляторных батарей) применяют для городских перевозок легковесных и мелкопартионных грузов. Преимуществом электрических автомобилей при работе в городских условиях является их хорошая приемистость, бесшумность и отсутствие отработавших газов. Недостатки этих автомобилей — малый радиус действия (60—80 км) и значительная собственная масса из-за большой массы аккумуляторных батарей, достигаю­щей 75—125 % полезной нагрузки.

Автомобили с двигателем, работающим на атомной энергии, пока не получили распространения из-за трудностей, связанных с наличием реактора на автомобиле.

Гидробусы — автобусы с ДВС и рекуперацией энергии (гид­роаккумулятор) при торможении.

Гиробусы — автобусы с ДВС и механическим накопителем энергии в виде махового колеса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: