МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Забытые места Анны или путешествия по старым картам»
Выполнил: ученик 11 А класса
МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Кротов Никита
Руководитель: учитель истории и обществознания МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Медкова Елена Николаевна
Анна, 2016 г.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Основная часть. «Забытые места Анны или путешествия по старым картам»
2.1. ………………….....................................................................................6
2.2. ……………………………………………...…………………………..13
2.3.
3. Заключение…………………………………………………………..20
Список источников литературы
Приложение
Введение
Актуальность. В истории Воронежского края ещё много недостаточно изученных тем. Одна из них – множество забытых мест.
К теме своего исследования я пришел совершенно случайно. Однажды я увидел старую карту Трёхверстовку Шуберта 1868 г, на которой были отмечены разные объекты такие как: мельницы, хуторы, кордоны, озёра, деревни, церкви и самое главное дороги. Сравнив данные карты с современными, я был поражен увиденным: на месте вышесказанных объектов осталились лишь пустыри, непроходимые леса и реки такие как р.Анна и р.Битюг. По этому поводу сразу же возникло множество вопросов:
- когда объекты исторического значения на территории Аннинского района исчезли или утратили своё значение;
- каковы причины исчезновения объектов;
- где конкретно находились эти объекты;
- какова методика нахождения утраченных объектов исторического значения и др.
|
Для нашего района эта тема звучит актуально, т. к. ее исследованием пока еще никто не занимался, тема не освещена в научной литературе, и местный краевед, корреспондент газеты «Аннинские вести» С. И. Афанасьев назвал меня «первопроходцем» в данном направлении.
Проблема: В XX-XXI вв. на селе происходят значительные, порой необратимые процессы. Вместе с исчезновением селений утрачиваются и их названия, множество микротопонимов – названий полей, лугов, ручьев, болот, родников и так далее. Уходят из жизни старожилы, хорошие знатоки мест, унося с собой богатый, нигде не зафиксированный материал – бесценное богатство духовной культуры народа. Чтобы не потерять это богатство навеки я решил провести данное исследование.
Гипотеза: Действительно ли, как свидетельствуют старые карты XVIII-XIX вв., на территории Аннинского района находились исторические объекты, где обширно протекала жизнь местного населения.
Цель исследования: изучить и систематизировать исчезнувшие исторические объекты, обозначенные на картах XVIII-XIX вв. и провести практическую проверку их подтверждения.
Задачи исследования:
1. найти, изучить и проанализировать источники по проблеме;
2. выявить исчезнувшие объекты на территории Аннинского района, обозначенные на старых картах;
3. выяснить историческое значение найденных объектов
4. выполнить полевое исследование территорий, на которых располагались исчезнувшие объекты
5. объяснить причины исчезновения данных объектов;
6. научиться связывать данные различных источников и делать на их основе выводы.
|
Источники: карты 18-19 вв., материалы из личных архивов местных краеведов С. Афанасьева, С. Владимирова, Интернет источники, воспоминания старожилов.
Методы: исследование архивных данных, анализ документов и фотодокументов, беседа, запись воспоминаний, интервью, практикум на месте исчезнувших объектов, обработка полученных данных, сравнение, сопоставление.
Практическая значимость: Материалы данной работы способствуют сохранению в памяти народа страниц истории нашего края, воспитанию у подрастающего поколения любви и уважения к своей малой Родине, пробуждению познавательного интереса к ее изучению.
В результате такой работы постепенно складывается архив материалов по краеведению, который представляет интерес для школьной экспозиции и краеведческого музея. Материалы, представленные нами, могут быть отправной точкой для дальнейших исследований.
Работа может быть использована на уроках истории, краеведения, в школьной экспозиции, при проведении экскурсий, составлении туристических маршрутов.
Научная новизна исследования заключается в том, что работа представляет собой первые попытки обобщения научно- исторического исследования исчезнувших и исчезающих исторических объектов на территории Аннинского района.
Объект исследования: Карты территории Аннинского района различных периодов.
Предмет исследования: географическое положение и история исчезнувших исторических объектов.
Планирование работы:
На первом этапе мне предстояло выбрать тему, которая являлась основой всей работы.
|
На втором этапе я стал изучать информацию по данной теме, пользуясь, интернетом и книжными ресурсами.
На третьем этапе стал реализовывать этот проект, составил план написания, поставил себе цели и задачи, определил основные вопросы изучения.
Немного из истории проблемы
С детства меня интересует история нашего края, но уже имеющихся знаний в книгах было недостаточно. Я для себя принял решение исходить все леса, поля и селения своими ногами. Мне стало интересно изучить то, о чём нет фактически ничего в краеведческой литературе. После тщательного изучения книжного материала я обратился к старинным картам XVIII, XIX и XX веков.
Один лишь взгляд на так называемую карту «Трёхверстовку Шуберта» или карту Стрельбицкого меня поразил до глубины души в плане наглядности и простоты.
Насчёт этих карт мне подсказал друг и по совместительству товарищ по интересам – Феликс Третьяк. В его осведомлённости я не сомневался, так как он, будучи жителем Украины и участником группы «Поиск», с соратниками выкапывали тела бойцов, погибших на полях сражений Второй Мировой войны и потом с почестями их захоранивали. В вопросах старины он не менее компетентен.
Увидев дома, старинные дороги, урочища и караулы, мне захотелось прямиком отправиться туда и убедиться в найденном. Действительно ли результаты покажут, что жизнь кипела в тех местах, где стояли отметки на карте?