Методические рекомендации при работе с живописными материалами




3.1 Особенности живописных материалов, используемых на занятиях

 

АКВАРЕЛЬ

Акварель (франц. aquarelle, от лат. aqua — вода), означает живопись водяными красками. Это краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.

Для получения хорошей акварели следует писать сочно, то есть с обилием воды в красках и по бумаге, содержимой, во время прикладки тонов и отделки деталей, всегда влажною. Для сего служат особые рамки (стираторы), дозволяющие во время письма бумагу смачивать снизу или бумагу кладут на мокрую фланель. Только этим способом Губерта можно достигнуть мягкости и силы в рисунке.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в 1829 году Монтабер в «Traite Complete de peinture» упоминает о ней лишь вскользь, как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски, с ретушью теней.

 

ГУАШЬ

Гуашь (франц. gouache), краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др., дает непрозрачный слой.

Ее преимущества:

• легко отмывается и отстирывается;

• быстро высыхает на любом материале;

• поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом - гуашь непрозрачна;

• эта краска безвредна

• наконец, она невкусная! Попробовав (без вреда для себя) один раз ее на вкус, в дальнейшем ребенок будет, скорее всего, использовать ее только по прямому назначению - т.е. для рисования.

Недостатки

• ограниченный набор цветов. Интересная цветовая гамма - одно из главных достоинств первых детских "произведений", поскольку все прочие - красота рисунка, своеобразие композиции и т.п. придут значительно позже. Поэтому с первых же опытов рисования нужно учить ребенка смешивать краски - сперва на листе, а затем и на палитре;

• короткий "срок жизни" - маленькие дети рисуют густо, "пастозно", поэтому целую баночку гуаши могут истратить на один рисунок.

• порой слишком едкие, "кислотные" оттенки цвета.

• гуашь меняет цвет при высыхании, именно поэтому профессиональные художники гуашью пользуются редко).

• упаковка - у баночек с гуашью, как правило, плотно закрывающиеся крышки, которые ребенок сам открыть часто не в состоянии, да и закрыть как следует тоже.

 

3.2 Эффективные приемы и методы организации художественной деятельности детей с ОВЗ, используемые на занятиях изобразительным творчеством.

 

Организация и оборудование занятий должны способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться, кроме этого постараться их красиво оформить. Наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне. Такая обстановка вызовет у школьников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок. Как завоевать внимание учеников с ограниченными возможностями здоровья на уроке?

Очень важно продумать и задавать интересные вопросы, требующие размышлений. Для того чтобы подвести ребенка к правильному ответу, завязать дискуссию и заинтересовать тем, о чем пойдет речь на уроке покажите картинку, расскажите небольшую историю или прочтите стихотворение, связанное с поставленной темой.

Чтобы активизировать внимания и вызвать интерес, попробуйте поиграть, используйте элементы театрализованного представления с реквизитом, куклами, масками.

Эффективный способ привлечь внимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это рассказывать истории. Учащиеся всех возрастов любят их слушать, особенно интересны личные истории.

Замечательный способ заинтересовать ребенка – загадка. Для этого постараться подобрать какой-то предмет, относящийся к теме урока, и принести его в коробке или сумке. Это отличный метод заставить учащихся делать прогнозы – и может привести к прекрасному обсуждению или выполнению рисунка.

Четко и ясно формулируйте свои требования: «Всем взять простые карандаши»… Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень важен контакт глаз. Дети должны смотреть на учителя, когда он говорит, особенно, когда дает указания, что делать.

Цвет очень эффективен для того, чтобы привлечь внимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При работе на доске необходимо пользоваться и соответственно подбирать цветные мелки, цветные фломастеры, маркеры - для прозрачной пленки, если пользуетесь проектором и т.д.

Постарайтесь менять тон голоса: громкий, тихий, загадочный, мягкий, шепот. Попробуйте громко скомандовать: «Слушаем! Замерли! Приготовились!» - затем сделать паузу в несколько секунд, и уже потом продолжать нормальным голосом давать указания. Сами задайте тон, создайте настроение увлеченности и энтузиазма, заинтересованности в предстоящем уроке.

 

Цель обучения изобразительной деятельности – развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

Предлагаемая концепция опирается на психические особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. Обучение осуществляется в следующей последовательности: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка к реализации себя как творческой личности.

Ребенок чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту особенность, необходимо развивать у ребенка чувство цвета, помогать искать свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции, а не повторять за взрослыми их представления о цвете, во многом ограниченное стереотипами. Для этого нужно создать определенные условия.

Реальный мир полон цветового богатства. Три основных цвета (красный, синий, желтый) и три составных (зеленый, оранжевый, фиолетовый) - лишь маленький кусочек многоцветной палитры реального мира. Дети узнают, что, добавляя черную и белую краски к трем основным, можно значительно расширить мир красок от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов. На занятиях дети вместе с учителем смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их "характер", "настроение". Все это способствует развитию в душе ребенка "особых переживаний, наполненных фантазией". Для такой работы требуются краски (гуашь, акварель), большие листы бумаги, широкие кисти.

При этом важно спрашивать ребенка, как он выбирает цвета для работы, и поддерживать, одобрять, если он руководствуется чувствами, которые тот или иной цвет вызывает, соотносит его с общим настроением, которое хотел выразить в рисунке.

Исходя из этого темы для рисования даются несколько необычные:

- Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.

- Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор)

- Декоративное рисование – составление узора из растений.

- Рисование симметричных форм насекомых.

- Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

Процесс рисования несет в себе и психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога делает процесс рисования успокаивающим, на лист выплескиваются переживания, и дети освобождаются от них.

Рисование помогает ребенку снять напряжение, особенно важен процесс рисования для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего словаря. Рисунок - это средство зрительной связи между педагогом и замкнутым, закрытым ребенком.

В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. И это не должно огорчать учителя, так как в рисовании происходит «очищение души».

Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому, одним из направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения. Это развитие понимания «души образа», развитие приемов выразительности.

Очень важно закрепить у ребенка с ограниченными возможностями здоровья сознание уверенности в том, что он сумеет все! Не надо стремиться к точному воспроизведению героя, предмета на бумаге. Главное - передать его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные для ребенка качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым ребенок воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому и рисунки получаются очень разными.

Приемы и методы, используемые на занятиях по изодеятельности.

1. Эмоциональный настрой.

Этот метод предполагает использование на уроках рисования музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивающе действует на возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание гиперактивных детей. Музыка также может сопровождать сам процесс рисования на занятии.

2. Художественное слово.

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа, дети активно откликаются на красоту поэтических строк. Стихи помогают осмыслить детям с ограниченными возможностями здоровья свои чувства, прежде чем они возьмутся за кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия.

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Занимательные сюжеты литературных произведений, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья используется метод творческой визуализации. Дети, удобно располагаясь, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети смогут воплотить в своих рисунках.

Также дети могут путешествовать в реальные места - в выставочный зал, совершать экскурсии по станице или в поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства. Все - будь то природа, зал или улица - становится для ребенка учителем красоты, помогают преподавателю, будят чувства детей.

4. Пластика.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда, кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, "запоминающие" положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И поэтому очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.

Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Море", не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5. Театр.

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

Возможно использование элементов теневого театра, где изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Дети с ограниченными возможностями здоровья сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер литературного героя - злой Бабы Яги или доблестного защитника Родины. Возможно применение театрального искусства через проирывание самим ребенком выбранного героя.

6. Игра.

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.

На занятиях по изодеятельности используются игры:

- художественно-развивающие – «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам» и др.;

- дидактические – «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года», «Найди лишнее»;

- графические – «Пантомимика», «Рисование по точкам», «Симметрия» и др.

 

 

Заключение

В процессе реализации проекта были освоены следующие компетенции:

Умение анализировать рабочие программы с учетом вида образовательного учреждения, обосновывать выбор методов и средств педагогической практики, разрабатывать методические рекомендации по работе с разными материалами.

Методические рекомендации помогут при организации занятий с детьми, имеющими трудности в обучении, педагогам дополнительного образования и студентам во время прохождения практики в реабилитационном центре «Родник» и других специализированных учебных заведениях

Рекомендации могут быть полезны студентам КГБПОУ БПК при прохождении практики пробных уроков и преддипломной практики в обычных школах, так как в каждом классе могут быть дети с различными возможностями по здоровью требующие индивидуального подхода.

Список используемых источников

 

Список литературы:

1. Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Педагогика, 2010. – 236 с.

2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – Санкт-Петербург, 2012

3. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2011. – № 1. – С. 71-78.

4. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2010 г. N АФ-150/06;

5. Бёдёр Е. Комплексное изучение детей с временными задержками развития и вопросы их обучения //Дефектология. – 2012. – №1

6. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей/ под ред. В.И. Лубовского. Смоленск, 2011

7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студентов ВУЗ / под. ред. Б.П.Пузанова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

8. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студентов сред.пед.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 480с.

 

Интернет-ресурсы:

 

1. https://ru.wikipedia.

2. https://lapushkacenter.ru/psycho-gym

3. https://www.dou25.west31.ru/index.php/about/242--l-r

4. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/spetsifika-syuzhetno-rolevykh-igr-dlya-detei-s-ovz

5. https://detstvo.ru/psychology/ps_nevroz.html

6. https://pedlib.ru/Books/1/0177/1_0177-32.shtml

7. https://www.ulzibat.ru/about_cerebral_palsy/row109/

8. https://adalin.mospsy.ru/r_02_00/r_02_01l.shtml

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Конспект занятия «День победы»

Цель: Формирование новых знаний.

Программные задачи:

Обучающие:

1. Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем

2. Учить создавать коллективную композицию, воспитывая навыки сотворчества (согласовывать свои действия с действиями других детей)

3. Закреплять умения детей складывать круги пополам, совмещая стороны, проглаживая линию сгиба

Развивающие:

1. Развивать аналитические умения.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.

2. Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.

Предварительная работа:

1. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций.

2. Заучивание стихов, пословиц, песен о войне.

Дидактический материал:

1. Слайды с иллюстрациями о Великой Отечественной войне, проектор, экран, указка.

2. Схема складывания цветка на магнитной доске.

3. «Фронтовое письмо»

4. Для аппликации: на каждого подносы, ножницы в футлярах, клеящий карандаш, заранее вырезанные круги разных диаметров.

5. Заготовка для композиции «Праздничный салют»

6. Пилотки, санитарная сумка.

7. Фонограммы военных песен.

Ход занятия:

Структурные элементы содержание Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил … Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену. Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наше занятие Ребята, к какому празднику готовится наша страна? Ко Дню Победы Да, в мае наш народ будет отмечать день великой Победы. Что это за праздник, кто объяснит? 9 Мая – это День Победы нашего народа над врагом. Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне. А ещё 9 Мая поздравляют ветеранов той великой войны. Ребята, а у кого из вас есть дедушки, прадедушки, которые воевали или были в фашистском плену? Ребенок рассказывает о прадедушке … За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь? За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились Ребята, а как в нашем городе помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь? В нашем городе есть памятник с именами, тех, кто сражался за Родину. Это место особо значимо для жителей нашего города. Люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и возлагают цветы. Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем? Это письмо треугольной формы, без марки. Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта. Давайте послушаем одно такое письмо. …Мои братья и сёстры родные! Завтра снова я в бой иду За Отчизну свою, за Россию, Что попала в лихую беду. Соберу своё мужество, силу, Стану недругов наших громить, Чтобы вам ничего не грозило, Чтоб могли вы учиться и жить! Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы, боевые машины. Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы». Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. В этот день возлагают венки и цветы, проводятся митинги, парад воинских частей, праздничный салют. Чем, кроме цветов и поздравлений, можно порадовать ветеранов в этот день? Можно разучить стихи, песни, подготовить концерт. а я предлагаю подарить нашим ветеранам праздничный салют дети выполняют композицию «Салют» (Предлагаю по схеме посмотреть последовательность складывания цветка из кругов (3 круга разного диаметра). Дети складывают бумажные цветы по схеме, и приклеивают на мольберт. По мере того, как почти все дети наклеят цветы, воспитатель читает: Пышные букеты В небе расцветают Словно искры света, Лепестки сверкают Вспыхивают астрами Голубыми, красными Синими, лиловыми Каждый раз всё новыми А потом рекою Золотой текут Что это такое? Все дети: Праздничный салют! Давайте посмотрим, какой салют был 9 мая 1945 года, когда война закончилась Что нового вы сегодня узнали, что понравилось вам на занятии?    
Показ слайдов о войне     Воспитатель: Дети: Воспитатель:   Дети: Воспитатель:     Презентация 1 Воспитатель: Презентация 2 Воспитатель:   Дети: Воспитатель:   Дети:   Слайд памятного места нашего города Воспитатель: Дети:   Воспитатель:   Ребенок одетый в солдатскую форму читает стихотворение Е.Трутневой «Фронтовой треугольник»   Воспитатель:     Презентация «Дети войны»   Дети: Воспитатель:   Практическая часть   Воспитатель:   Воспитатель: Презентация «Салют, Победа!» Рефлексия:

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Ход работы над коллективным панно «Салют в городе»

 

Коллективное панно «Салют в городе»,

Выполнено воспитанниками КРЦ «Родник»

 

 

Материалы: цветная бумага, гуашь, клей-карандаш.

Инструменты: кисть, ножницы.

Размер панно: 70,5 см x 52,5 см

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: