Результаты исследования.




ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

 

Фейзуллаева Л.Р.

 

обучающаяся 3-го курса Института филологии

ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»

Научный руководитель: старший преподаватель Чернобай С.Е.

 

email:feyzullaeval@mail.ru

 

Введение В нашем современном мире, в период тотальной цифровизации, проблема применения медаи-технологий на уроках иностранного языка для формирования лексической компетенции является очень актуальной. Одной из важнейших задач модернизации современного образования является сочетание традиционных методов и приемов преподавания языка с информационными и компьютерными технологиями. Многие исследования показывают, что усвоение языкового материала в возрасте от 10 до 12 происходит продуктивно, поскольку в этом возрасте учащиеся отличаются тем, что стараются участвовать в уроке, более общительные и заинтересованные: «Учебная деятельность в средних классах требует от ребенка умения самостоятельно мыслить, организовывать свою познавательную деятельность, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу.» [2].Таким образом, психофизиологические особенности учащихся 5-6 классов остаются главными субъективными факторами обусловливающие успешность ученого процесса.Особое внимание в средней школе уделяется формированию лексической компетенции, под которой понимают знания словарного состава языка, включающие лексические элементы, и способности их использования в речи. К лексическим элементам относятся слова, регулярные сочетания слов, устойчивые сочетания (фразовые глаголы), сложные предлоги, фразеологические единицы [3]. На более высоком уровне изучать иностранный язык позволяют медиатехнологии, которые уже вошли в пользование учителями для формирования лексической компетенции.Специфика медиатехнологий состоит в способности при помощи интернета и видеоматериалов наглядно демонстрировать грамматические, фонетические таблицы, которые не только экономят время, но позволяют впоследствии быстрее вспомнить пройденный материал. Слово «медиа» в переводе с английского означает «средство», «способ», «посредник», «промежуточная ступень» [1].

Целью исследования является разработка комплекса упражнений, направленных на формирование лексической компетенции учащихся 5-6 классов на уроках английского языка. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучить виды упражнений, направленных на формирование лексической компетенции; 2) рассмотреть способы использования медиатехнологий в обучении; 3) определить степень эффективности применения медиатехнологий в процессе усвоения иноязычной (английской) лексики младшими школьниками.

Методология исследования. В данном исследовании использованы следующие подходы и методы: метод наблюдения; метод синтеза и анализа; эмпирический метод; метод прогнозирования.

Результаты исследования.

Благодаря тому, что уроки английского языка направлены на формирование лексической компетенции, учащиеся 5-6 классов способны осуществлять семантически правильный выбор лексической единицы в лингвистическом контексте в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка. Благодаря использованию различных методов, упражнений, техник, направленные на формирование лексической компетенции учащиеся запоминают большую часть предлагаемого материала. Зачастую используются упражнения на подстановку слов в предложении и их трансформации в другую часть речи; упражнения на множественный выбор, где из нескольких вариантов нужно выбрать один или несколько. Подобные задания доводят до автоматизации уже введенный материал. Кроме того, большой популярностью пользуются упражнения на содержательный и смысловой выбор «верно–неверно» (True/False). Наиболее популярные методы применения мультимедиа на уроках иностранного языка: метод информационного ресурса. Также используются онлайн игры, поскольку они более яркие, красочные и интересные, что повышает мотивацию обучающихся. Постоянная ротация данных упражнений позволяет актуализировать выученный материал лексики. Более того, благодаря различным учебным пособиям и УМК, одним из которых является «Английский в фокусе» ("Spotlight") издательства «Просвещение». Использование данного учебника подразумевает применение различных медиатехнологий, так как данный УМК включает несколько компонентов:видеокурс на DVD (DVD-video),аудиокурсы,электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома.

В результате был разработан ряд упражнений на основе УМК "Spotlight". В данном учебнике за 5 класс в модуле 6 b предлагается выполнить ряд заданий к картинке, используя PresentContinuousTense. В предлагаемом мною упражнении я дополняю задание с помощью MicrosoftPowerPoint добавляется к заданию очередность. С помощью змейки дети находят подходящее занятие человека к примеру «Tomisreadingabook» и так картинка показана на слайде и дети от старта к финишу заполняют ответы, что делает это занятие более интерактивным и наглядным.Использование мультимедийных презентаций позволяет учителю избежать множественных объяснений, а также способствует снятию трудностей при выполнении упражнений и развитию когнитивных процессов учащихся.

Поскольку учащиеся разучивают лексику относящуюся к их ежедневым занятиям предлагается им пройти тест в котором они отправятся в «Сафари парк» где расскажут о том, что животные делают в данный момент в парке повторяя тем самымPresentContinuous и лексику из модуля 5a.. В веселой подаче данное упражнение позволит учащимся затем быстрее освоить лексический материал к примеру «elephantiseatingbreakfastnowormonkeyisdoingherhomeworknow».В том числе в модуле 3а изучаются порядковые числительные. С помощьюPowerpointучащимся предлагается выбрать,согласен он с утверждением или нет. При этом также можно повторить животных, называя, какими в очереди они стоят. Компьютерные тесты служат средством контроля уровня сформированных навыков и умений учащихся и могут использоваться на этапе закрепления и повторения пройденного материала. Преимущество компьютерных текстов заключается в том, что задания сформированы четко и ясно по конкретной предметной области и требуют однозначного ответа.

Многие эксперты считают, что английский язык лучше усваивается через игровые формы, стихотворения, песни, считалочки, презентации, разучивание сценок, видеоуроки, фильмы и многое другое. С помощью развивающего ролика для детей «Kidsvocabulary – Weather» от Youtube канала «EnglishSingsing» можно разучить лексику предложенную в модуле 7а. В видео предлагается разучить слова описывающие погоду. Учитель параллельно может задавать вопросы, останавливая видео. Например: на экране появляется слово «rainy» с соответствующей анимацией. Учащиеся повторяют за аудиовизуальным материалом, и учитель задает вопросы «Whentheweatherisrainy?», затем получает ответ: «Theweatherisrainyinautumn».Добавив в видео такие картинки как поход на пляж, игра в снежки, сгребание листьев можно спросить и про месяцы года. Например: «Whendoyouthinkpeoplearerakingleavesaccordingtothepicture?». Учащиеся могут ответить, что листья сгребают осенью и учитель, уточняя в какой месяц осени может заставить учащихся думать логически, фантазировать и предполагать.

Выводы.Учащиеся средней школы в силу своего возраста зачастую сталкиваются с разными затруднениями во время учебной деятельности. Следовательно, обязательным является процесс преодоления этих препятствий и поиск эффективных путей стимулирования активности учащизся 5-6 классов, поддержание мотивации в процессе обучения английскому языку. В свою очередь одной из важных задач современного образования является модернизация учебного процессас помощью введения на уроках нетрадиционных методов обучения (ЭОР и ИКТ) что позволит развивать мыслительную и познавательную деятельность обучающихся, улучшает профессиональную компетентность учителя.Новые педагогические инновации подразумевают осуществление учебно-познавательной деятельности с помощью медиатехнологий. Результатом такой формы работы является введение новой лексики, формирование и накопление лексических навыков, тренировка в однотипных речевых ситуациях, создание динамичных речевых ситуаций.

 

 

Список литературы

 

 

1) А.Г. Маклаков, Е.А. ЧесновицкаяСоциально-психологические детерминанты успешности обучения учащихся средних классов общеобразовательной школы: ретроспективное исследование/ Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2013 – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-determinanty-uspeshnosti-obucheniya-uchaschihsya-srednih-klassov-obscheobrazovatelnoy-shkoly/viewer

2) Данилова, Л. Н. Психолого-педагогическое обоснование изучения иностранных языков в раннем детстве / Л. Н. Данилова // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2017. – № 2 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-obosnovanie-izucheniya-inostrannyh-yazykov-v-rannem-detstve/viewer. – (дата обращения: 18.03.2020).

3) Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. - Москва: Просвещение, 2005. – 239 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: