СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ




СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

 

040100.68 – Социальная работа

(магистерская программа – Управление социальной работой)

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание академической степени

магистра социальной работы

 

 

Белгород 2012

 

Работа выполнена на кафедре социальной работы

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный

исследовательский университет»

 

Научный кандидат социологических наук, доцент

руководитель: Таранова Александра Евгеньевна

Официальные доктор социологических наук, профессор рецензенты: Бахарев Виктор Владимирович

Начальник Управления молодежной политики администрации г. Белгорода Ершов Е.Г.

Защита диссертации состоится «___» _______ 2012года в 8.30 часов в аудитории ____ социально-теологического факультета НИУ «БелГУ» по адресу: 308000 г. Белгород, ул. Преображенская, 78.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке социально-теологического факультета БелГУ.

 

Магистрант ____________ Посохова Е.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности муниципальных образований, регионов, государства в целом является необходимым условием организации эффективного управления их развитием.

Одним из методов выявления и своевременного реагирования на проблемы развития социально-экономической сферы регионов, выполнения основных приоритетных планов и проектов является система социального мониторинга, способная постоянно отслеживать меняющиеся потребности населения, определять точки наибольшего социального напряжения и проводить программу действий по оптимизации социальных процессов.

Само понятие мониторинг представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет точного однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Сложность формулировки определения понятия мониторинг связана также с принадлежностью его как к сфере науки, так и к сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.

Проблематика, связанная с организацией социального мониторинга, приобрела в последнее десятилетие особую актуальность в теории и практике современного социального управления. Особенно это касается организации социального мониторинга в системе оценки качества жизни населения, в частности молодежи. Мониторинг качества жизни молодежи является одним из методов выявления и своевременного реагирования на проблемы, который позволяет постоянно отслеживать меняющиеся с течением времени потребности молодого поколения, определять точки наибольшего социального напряжения и проводить программу действий, преодолевающих имеющиеся в социальной сфере негативные явления. Разработка инструментария, позволяющего адекватно оценивать качество жизни, социальное самочувствие молодёжи, анализировать его динамику, выявлять позитивные и негативные тенденции в этой области, выступает одним из важнейших условий формирования эффективной государственной молодёжной политики и, в связи с этим, представляется актуальной научно-практической задачей.

Таким образом, развитие и внедрение в систему социального управления мониторинга как метода пролонгированной оценки качества жизни молодежи с задействованием всего властного потенциала общества и государства, становится объективной необходимостью и важнейшим условием не только совершенствования государственной молодежной политики, преодоления маргинализации и социального аутсайдерства молодого поколения, развития ее инновационного, творческого потенциала, но и социальной безопасности и устойчивого, динамического развития современного российского общества.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время изучению молодежной проблематики уделяется достаточно много внимания в научной литературе. Она представлена в трудах П.И.Бабочкина, И.В. Бестужева-Лады, В.С. Боровика, В.И. Добрыниной, И.М. Ильинского, А.И. Ковалевой, В.К. Криворученко, И.С. Кона, Д.Л. Константиновского, Т.Н. Кухтевич, В.А. Лукова, Е.Г. Слуцкого, В.Н. Шубкина.

Социальный статус российской молодежи и характер современных молодежных проблем исследован в работах Ю.А. Зубок, И.М. Ильинского, В.К. Криворученко, Ю.В. Коврижных, В.Д. Левичевой, В.Т. Лисовского А.Н. Мацуева, В.В. Нехаева, Т.Э. Петровой, В.А. Родионова

Большой интерес для анализа направлений государственной молодежной политики представляют исследования субъектности молодежи, осуществленные Л.Г. Гусляковой, Н.А. Дорожкиным, А.В. Тимошенко.

Анализ научных трудов позволяет констатировать, что на сегодняшний день создан определенный фундамент для изучения различных аспектов мониторинга в системе социального управления.

Часть работ отечественных и зарубежных авторов посвящена системным аспектам социального управления, где заложены теоретико-методологические основы мониторинга. Это труды В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, А.А. Богданова, М. Вебера, Э. Квейда, Г. Кунца, В.Н. Садовского, А.И. Уемова, А. Файоля, В.И. Франчука, Э.Г.Юдина, С. Янга.

Разработке проблем применения мониторинга в социальной сфере уделяли внимание И.В. Бестужев-Лада, А.А. Давыдов, А.Н. Майоров, М.Л. Малышев, А.В. Милехин и другие. Организацию мониторинга на промышленных предприятиях исследовали Г.В. Бушмелева, А.А. Гаврилов, Н.А. Кравченко, П.И. Потемкин, С.В. Чупров и другие.

Непосредственно в местном самоуправлении этот социальный феномен изучали Ю.С. Зайцева, Л.Г. Рагозина, О.И. Радина и Н.П. Кетова.

Некоторые аспекты организации мониторинга как составной части социального контроля исследовали специалисты в области государственного управления: А. Н. Аверин, И.Н. Барциц, В.Э. Бойков, В.К.Егоров, А. П. Егоршин и другие.

Концептуальные положения внедрения инновационных технологий для исследования эффективности социальной политики, осуществляемой на различных уровнях государственного управления, разрабатывали Н.А. Аитов, М.А. Буданова, А.Г. Гладышев, М.К. Горшков, В.И. Гостенина, В.И. Жуков, В.Н. Иванов, В.В. Маркин, Г.И. Осадчая, В.И. Патрушев.

Содержание мониторинга раскрывается в теориях организации А.А. Беляева, Э.М. Короткова, Б.З. Мильнера, Э.А. Смирнова.

В контексте общей теории управления и менеджмента проблемам мониторинга уделено внимание исследователями М.Х. Месконом, А.А. Огарковым, В.Н. Парахиным, Л.И. Ушвицким и другими.

Однако в имеющихся исследованиях недостаточно внимания уделяется развитию методологии и организации мониторинга и его подсистем на основе использования стратегических приоритетов, нацеленных на повышение качества жизни населения. Недостаточно представлены работы, направленные на изучение и развитие методологии социального мониторинга в системе оценки качества жизни молодежи, а вопросы связанные со структурой данного феномена, его критериями и показателями, детерминантами в них освещены фрагментарно.

Таким образом, представления об актуальности темы диссертационного исследования и степени его научной разработанности позволяют сформулировать противоречие между объективной необходимостью внедрения и системного использования социального мониторинга как механизма комплексной, пролонгированной оценки качества жизни молодежи и разработки его регионализированной критериальной модели в практику управления муниципальным образованием и недостаточной степенью разработанности теоретического, методического и технологического обеспечения данной деятельности.

Проблемой исследования является поиск путей совершенствования организации и внедрения системы социального мониторинга оценки качества жизни молодежи в практику управления муниципальным образованием.

Объект исследования – социальный мониторинг как инструмент оценки качества жизни молодежи.

Предмет исследования – специфика организации социального мониторинга оценки качества жизни молодежи на муниципальном уровне.

Цель исследования – раскрыть сущность и специфику социального мониторинга как инструмента оценки качества жизни молодежи; разработать рекомендации по его организации и внедрению в практику управления муниципальным образованием.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность социального мониторинга как инструмента оценки качества жизни молодежи.

2. Определить особенности организации социального мониторинга оценки качества жизни молодежи в системе управления муниципальным образованием, разработать его критериальную модель.

3. Выявить проблемы организации и внедрения социального мониторинга оценки качества жизни молодежи в системе управления муниципальным образованием; разработать модель отдела мониторинга качества жизни молодежи при Управлении молодежной политики администрации г. Белгорода.

Гипотеза исследования (заключается в следующем предположении: организация и системное применение социального мониторинга оценки качества жизни молодежи, его динамики и разработка адекватной конкретным регионарным социально-экономическим и социокультурным условиям, включающим показатели и параметры социального самочувствия и потенциальных рисков его снижения в практику социального управления на муниципальном уровне позволит повысить эффективность выработки управленческих решений по реализации системы мероприятий и социально-ориентированных программ государственной и региональной молодежной политики, направленных на выработку позитивных стратегий социальной адаптации, реализацию потенциала и жизненных сил молодежи.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи классической социологии, работы современных отечественных и зарубежных социологов, социальных психологов и политологов, посвященные проблемам социальной и молодежной политики, её сущности, механизмам разработки и реализации; концептуальные положения доктрин, идей научных школ социологической, управленческой, организационной и экономической наук, относящихся к обоснованию и разработке методики и технологии социального мониторинга.

Социологический анализ качества жизни молодежи основывается на теоретических установках экзистенциалистского, феноменологического и интеракционистского подходов.

На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:

1. Методы научного исследования: анализ документов (специальной литературы, нормативно-правовых, статистических, периодических источников), синтез, сравнение, типологизация, моделирование, позволившие осуществить теоретико-методологическое обоснование сущности и содержания социального мониторинга как инструмента оценки качества жизни молодежи.

2. Методы прикладной социологии: анкетирование, экспертный опрос, которые позволили вывить состояние и проблемы организации и внедрения системы социального мониторинга оценки качества жизни молодежи в практику социального управления на муниципальном уровне.

3. Статистические методы обработки и анализа эмпирических данных: описательная статистика, распределение частот и процентов, посредством которых были получены данные, необходимые для разработки рекомендаций по совершенствованию организации и внедрения системы социального мониторинга оценки качества жизни молодежи в практику социального управления на муниципальном уровне.

Эмпирическую базу исследования составили:

- законодательные и иные нормативно-правовые акты государственных и муниципальных органов власти в области реализации государственной молодёжной политики; Федеральный закон – «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6.10.2003 (в ред. от 27.12.2009); Указ Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» № 607 от 28.04.2008; Постановление Правительства РФ «Об организации Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы» от 18 июля 1994 № 846; федеральные, региональные и муниципальные программы Государственной молодежной политики; научно-методическая литература по проблеме исследования.

- данные официальной статистики, характеризующие социальное положение подростков и молодежи в регионе; ежегодные доклады правительства белгородской области о социальном положении молодежи;

- результаты социологических исследований «Социальное аутсайдерство молодежи в Белгородской области: причины, механизмы и социальные следствия», проведенных Центром социальных технологий НИУ «БелГУ»; - результаты социологического исследования «Диагностика проблем организации и проведения социального мониторинга в системе оценки качества жизни молодежи в г. Белгороде», проведенного на базе Управления молодежной политики администрации г. Белгорода в июне-июле 2011г. Исследование подразумевало анкетный опрос молодежи г. Белгорода (N=200), экспертный опрос (N=30).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

В работе определен механизм организации социального мониторинга оценки качества жизни молодежи в системе муниципального управления; обоснована модель отдела мониторинга и оценки качества жизни молодежи в структуре управления муниципальным образованием.

На защиту выносится следующее положение: Основными компонентами социального механизма, задействованного в организации социального мониторинга оценки качества жизни молодежи, являются: нормативное обоснование его организации и проведения; социального самочувствия, качества жизни молодёжи, ценностных ориентаций, отслеживания динамики их изменения), система технического обеспечения; организационные технологии реализации на государственном, региональном и муниципальном уровнях; система разноуровневого контроля и обратной связи; подготовленность руководителей и муниципальных служащих к его применению. В качестве инновационной структуры, обеспечивающей комплексное, системное использование механизмов мониторинга оценки качества жизни молодежи на муниципальном уровне предлагается создание узкоспециализированного Отдела на базе Управления по делам молодежи администрации г. Белгорода в целях ситуационного анализа, оперативного и стратегического прогнозирования, поиска проблемных областей, подготовки вариантов управленческих решений, направленных на повышение адаптационного, инновационно-творческого потенциала и эффективную реализацию жизненных сил молодежи.

Практическая значимость работы заключается в том, что обоснование механизма организации социального мониторинга оценки качества жизни молодежи на муниципальном уровне позволит выявить актуальные проблемы и социальное положение молодежи в регионе, выработать эффективные механизмы их решения на основе программно-целевого подхода.

Использование основных положений и выводов магистерской диссертации возможно при разработке и корректировке программ и мероприятий региональной молодежной политики, направленных на социальную защиту и поддержку молодежи; чтении курсов «Социальная политика», «Социальная работа с молодежью», «Технология социальной работы», «Основы социального управления», «Управление социальной работой».

Апробация результатов исследования. Работа выполнена по заказу Управления по делам молодежи администрации Белгородской области, где прошла апробацию в ходе прохождения научно-исследовательской практики, получила одобрение специалистов и принята к внедрению. Основные положения диссертационной работы были изложены на Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Социальная безопасность молодежи: социокультурный аспект» (Белгород, 2011 г.), V Всероссийской научной конференции молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров» (Белгород, 2010 г.), II Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (Белгород, 2011 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Ценностные ориентации студенческой молодежи в свете духовно-нравственных и культурных традиций» (Белгород, 2010 г.). По теме диссертационного исследования опубликованы 4 статьи в сборниках материалов научных конференций международного и всероссийского уровней.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее научной разработанности, определяется объектно-предметная область, формируется цель, задачи исследования, излагается теоретико-методологическая основа и эмпирическая база исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, положение, выносимое на защиту, апробация и структура исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические основы социального мониторинга в системе оценки качества жизни молодёжи» рассматриваются проблемы социального мониторинга качества жизни молодёжи, выявлению актуального теоретических конструкций данной проблематики. В первом параграфе «Cущность и содержание социального мониторинга как инструмента оценки качества жизни молодежи» анализируются разнообразные варианты использования термина «мониторинг» применительно к различным сферам деятельности. В научной литературе понятие «мониторинг» трактуется исходя из этимологии слова, обозначающего «предостережение, наблюдение, отслеживание». Содержательный анализ работ, посвященных мониторингу, показал, что в большинстве случаев он определяется с позиций систематических отслеживаний различных параметров объектов наблюдения в динамике для выявления их трансформаций. Во многих сферах деятельности проведение мониторинга закрепляется на государственном уровне. В социологии мониторинг понимается как целостная система отслеживания, происходящих в обществе перемен на основе исследования и анализа массовых представлений о них, для того, чтобы обеспечить общество достоверной, своевременной и достаточно полной информацией.[1] Дополненная и уточненная многокритериальная классификация мониторинга является достаточно устойчивой и гибкой в условиях появления его новых видов. В результате исследования выделено десять критериев классификации мониторинга: по средствам, по целям и территории проведения, по объектам исследования, по охвату объекта наблюдения, по используемому инструментарию, по иерархии систем управления, по сфере применения, целям использования и по отношению к объекту мониторинга. Исследуемый мониторинг отнесен к группе, объединенной критерием сферы применения наряду с экономическим, политическим, медицинским и другими. Установлено, что при столь многочисленных видах мониторинга и активном практическом применении не сформировано его системное видение для нужд управления социально-экономическими системами, в том числе и муниципальными образованиями. Накопленный багаж научных подходов к содержанию понятия «мониторинг» в различных сферах может служить основанием для формирования дефиниции «управленческий мониторинг». Возрастание проблем управления такими сложными социально-экономическими системами, какими являются муниципальные образования, находящееся в стадии реформирования, требует применения инновационных форм и методов. Одним их таких инновационных подходов является применение управленческого мониторинга. Социальный мониторинг представляет собой вид социологического исследования, при котором сбор социальной информации осуществляется систематически с использованием сходной методики, выборки и инструментария исследования. Объектами социального мониторинга выступают: социальные процессы и явления, которые могут влиять на характер экономического развития, политические ситуации, ход общественных преобразований в стране. Основные принципы мониторинга: – полнота, системность и достоверность социальной информации; – оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; – сопоставимость получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации; – сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов. Во втором параграфе «Качество жизни молодежи как объект оценки»рассматриваются непосредственно теоретические основы данной проблемы. В литературе выделяются следующие основные научные подходы к исследованию качества жизни: философский, экономический, экологический, психологический, медицинский. В рамках философского подхода качество жизни трактуется как удовлетворенность личностью уровнем реализации духовных, культурных потребностей, своей жизнедеятельностью в условиях социума. Для философского подхода характерна связь качества жизни с духовностью, нравственностью, образованностью, справедливостью и счастьем. В рамках экономического подхода качество жизни понимается как отражение материального уровня благосостояния субъекта и как способность человека воспроизводить и увеличивать своей материальный достаток. Экологический подход подразумевает под качеством жизни создание таких условий, при которых не только не нарушается состояние окружающей среды, но и сохраняются природные ресурсы, необходимые для существования будущих поколений (У. Бек, Д.М. Гвишиани, В.И. Данилов-Данильян, Н.Н. Моисеев и др.). В рамках психологического подхода качество жизни рассматривается как субъективная удовлетворенность человека своей жизнью, что выражается в его оценке уровня и степени реализации своих потребностей. Так, К. Терюн считал: «качество жизни» отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни – это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения». Н.Далки и Д.Рурк в своих трудах определяли качество жизни как «ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье». По мнению С.Макколла, качество жизни состоит в удовлетворении необходимых условий для общего счастья. Если такие условия создаются в том или ином обществе или регионе, то «качество жизни» высокое, если нет – низкое. И, наконец, медицинский подход определяет качество жизни как сохранение и воспроизводство жизни и здоровья человека, воспроизводство человеческого рода, здорового образа жизни. В рамках данного направления формируется нормативно-правовая база системы здравоохранения, создаются различные медицинские центры, разрабатываются различные региональные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и т.п. Объективистский подход к определению и исследованию качества жизни предполагает использование мониторинга – современного научного инструментария для оценки, анализа и прогнозирования качества жизни населения как для страны в целом, так и для ее регионов, суть которого заключается в систематическом отслеживании социально-экономических процессов с выходом на обобщающий показатель качества жизни путем фиксации различных социально-экономических ситуаций в системе объективных, а в перспективе и субъективных показателей. Особое внимание уделяется изучению социального мониторинга, проводимого в молодежной среде. Разработанные в настоящее время нормативные правовые акты возлагают решение задач социального мониторинга на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, администрации муниципалитетов. В каждом отдельном регионе разрабатывается стратегия социально-экономического развития, которая кроме приоритетных направлений развития предполагает также организацию и проведение мониторинга различных социальных процессов, происходящих в обществе, в том числе и в молодежной среде. Для обеспечения необходимой коррекции и преодоления излишней инерции программ необходим формализованный механизм ежегодного мониторинга положения молодежи, процессов в молодежной среде, состояния реализации государственной молодежной политики и институтов, обеспечивающих ее. Одной из проблем государственной молодежной политики является отсутствие на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы. Мониторинговые исследования молодежи в России стали проводиться относительно недавно. Однако все они были направлены на изучение определенных социальных процессов, происходящих в молодежной среде. В настоящее же время на взгляд магистранта необходимо применение социального мониторинга молодежи с учетом специфики каждого отдельного региона для наиболее полной и глубокой оценки качества жизни. Однако, в настоящее время до сих пор остается не разработанной нормативная база, определяющая сущность, структуру, методику и методологию организации и проведения социального мониторинга молодежи, в том числе и оценки качества ее жизни. В этой связи следует обратить внимание на уже существующие методики оценки качества жизни населения и на их основе разработать и внедрить в практику деятельности региональных органов власти методику социального мониторинга оценки качества жизни молодежи в регионе. Это позволит откорректировать социальные программы региона, направленные на повышение качества жизни молодого поколения. Во второй главе «Организация социального мониторинга оценки качества жизни молодёжи в системе управления муниципальным образованием»раскрываются особенности организации и внедрения системы социального мониторинга оценки качества жизни молодёжи в практику социального управления на муниципальном уровне. В первом параграфе «Критерии и показатели качества жизни молодежи как основа разработки системы социального мониторинга»Обосновывается необходимость разработки регионализированной системы индикаторов и показателей качества жизни молодежи и его динамики, адекватной конкретным социально-экономическим и социокультурным условиям жизнедеятельности регионального социума. Специфика социально-экономических, социокультурных, политических, миграционных, демографических, этнических процессов регионального пространства отражается на всех аспектах жизнедеятельности социума, его мировоззрении, повседневных практиках, образцах и эталонах поведения, ценностных ориентациях и традициях, особенностях социального управления, уровня и качества жизни. Специфика условий Белгородской области определяется ее отнесением к категории приграничных регионов. Приграничные регионы, обладая достаточно мощным потенциалом и ресурсной базой, при условии создания благоприятных условий для сотрудничества, экономической кооперации, культурного взаимодействия, могут быть достаточно инвестиционно привлекательны для сопредельных государств, что позволит решить широкий спектр локальных проблем. Однако, не смотря на очевидные плюсы географического положения, на практике данные территории имеют массу трудноразрешимых проблем. В условиях нестабильности приграничного региона одной из наиболее уязвимых и, одновременно, наименее защищенных в социальном, правовом и культурном отношениях категорий населения оказалась молодежь. Именно молодежь, как наиболее адаптивная социально-демографическая группа, является наиболее восприимчивой к воздействию рискологических факторов и негативных влияний. Данный факт настоятельно требует выработки системы целенаправленной системы мер (федеральных и региональных целевых комплексных программ, учитывающих региональные особенности, вызовы и угрозы), направленных на обеспечение социальной безопасности, развитие социокультурного потенциала приграничного региона. Качество жизни молодежи как и любое социальное явление с целью изучения и измерения предполагает наличие системы критериев и индикаторов. Выделение критериев качества жизни молодежи достаточно сложной исследовательской процедурой в свете многомерности, интегративного характера данного явления. Можно выделить три группы критериев: Первая группа выстроена на основе природного источника угрозы безопасности и включает следующие показатели: - состояние экологии и динамика ее изменения; - скорость уменьшения природных ресурсов и их возобновления; - уровень природных катаклизмов, катастроф. Вторая группа критериев выстроена на основе техногенного источника угрозы социальной безопасности и характеризуется следующими показателями: - количество и динамика технических изобретений и открытий, угрожающих социальной безопасности; - степень опасности для жизни человечества и отдельно взятого общества технических изобретений и открытий; - динамика в области изобретения и выпуска оружия массового поражения и тенденции в сфере разоружения/вооружения в мировом пространстве. Третья группа критериев включает следующие показатели: - демографические показатели (показатели продолжительности жизни, смертности, рождаемости, брачности, разводимости, миграции, характеризующие воспроизводственный потенциал общества и его жизнеспособность в целом); - уровень социального здоровья молодежи как совокупность показателей физического, психологического, социального и духовного самочувствия населения; - социальное самочувствие как комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей, социальных стандартов, существующих в обществе; - уровень девиации и преступности, отражающий количество преступлений и их динамику за определенный период времени, половозрастную структуру преступности и ее типовую характеристику; - индекс нравственного состояния общества, основанный на таких показателях, как количество (на 100 жителей) преступлений, беспризорных детей, индекс коррупции, индекс неравномерности распределения доходов; - индекс развития человеческого потенциала как показатель интеллектуального потенциала общества, под которым понимается совокупность человеческих, материальных и финансовых ресурсов, задействованных в науке и образовании, и измеренная величина которых показывает созданную в обществе способность к творческому созданию новых знаний, технологий, продуктов. ИРЧП измеряется во всех странах мира по инициативе ООН с 1990г.: высокий уровень ИРЧП считается у тех стран, данный показатель которых равен 80 пунктам и выше; - уровень социального расслоения и поляризации в обществе, измерение которого предполагает изучение социальной структуры общества, уровня бедности, наличия и численности среднего класса; - уровень социальной конфликтогенности в обществе, отражающий характер социальных отношений между различными социальными группами в социально-политической, экономической, этнокультурной, религиозной и других сферах общественной жизни; - уровень соблюдения прав и свобод личности и гражданина, который отражает характер правового пространства государства (региона), систему контроля за соблюдением правовых норм и практику защиты прав и свобод граждан, степень развития гражданского общества и его структур; - уровень стабильности институциональной системы, отражающий степень эффективности функционирования социальных институтов; - уровень стабильности и целостности системы ценностей, как фундамента общества, на котором выстраиваются все типы социальных отношений: экономических, политических, культурных, семейных. Выделенные критерии качества жизни, имеющие достаточно общий характер, могут быть приложены и актуализированы к конкретным региональным условиям с учетом их специфики. Во втором параграфе «Реализация системы социального мониторинга оценки качества жизни молодежи в системе управления муниципальным образованием» формируется концепция социального мониторинга, включающая определение его целей и задач, принципов проведения, используемых ресурсов, периодичность и методы сбора мониторинговых данных, виды их представления и создание условий для обязательного использования результатов.Социальный механизм формирования системы мониторинга представляет собой структурное взаимодействие подсистем и элементов муниципального образования между собой и государственными и региональными органами власти на основе сформированной системы норм и социальных институтов, участвующих в процессе создания и проведения мониторинга. Также внимание исследователей актуализировано на комплексном подходе к измерению качества жизни. В рамках этого подхода существуют методики, предложенные учеными Научно-исследовательской лаборатории по проблемам качества жизни жителей Белгородской области. Специалисты «Научно-исследовательской лаборатории по проблемам качества жизни населения» г. Белгорода разработали подход к оценке качества жизни, включающий 4 группы показателей: показатели, характеризующие жизненные потребности людей; индикаторы, определяющие уровень реализации потребностей; показатели степени удовлетворенности людей и индикаторы, позволяющие определить параметры меры. Главная задача социального мониторинга состоит в создании надежной и объективной основы для выработки обоснованной государственной политики регулирования территориального развития и для определения ее приоритетов. Предметом регионального мониторинга являются региональные ситуации и региональные проблемы, описываемые количественными и качественными, статическими (одномоментными) или динамическими (за несколько периодов) параметрами. Таким образом, при формировании системы социального мониторинга оценки качества жизни молодежи в системе согциального управления на муниципальном уровне определяются важные компоненты, которые формулируют и обосновывают: - цели и задачи, главные принципы создания мониторинга; - основные направления мониторинга, которые станут основой для разработки перечня показателей (индикаторов) и будут отслеживаться в процессе проведения мониторинга; - подготовку системы технического обеспечения проведения мониторинга; - создание организационного механизма реализации мониторинга на муниципальном и региональном уровнях. Формирование концепции социального мониторинга дает основания для создания его модели, пригодной для использования различными организациями, позволяющей стать целостной методологической базой исследования проблем муниципального образования как системы. В третьей главе «Совершенствование организации социального мониторинга оценки качества жизни молодёжи в системе управления муниципальным образованием»в первом параграфе«Диагностика проблем организации и внедрения социального мониторинга оценки качества жизни молодежи в г. Белгороде» раскрывается положение существующих в данной области проблем и перспектив. В связи с этим нами было проведено социологическое исследование «Диагностика проблем организации и внедрения социального мониторинга оценки качества жизни молодежи в г. Б


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: