Стояла у истоков отечественной этнографии и на протяжении более тридцати лет руководила отделом этнографии Поволжья и Приуралья Государственного музея этнографии народов СССР (с 1992 — Российский этнографический музей).
В 1922 году поступила в Ленинградский Государственный Университет на отделение языка и литературы факультета общественных наук, который окончила в 1925 году. Специальность — этнолог-лингвист по славяно-русской секции.
В 1925 году (в течение года) Т. А. Крюкова проходила стажировку по славянской филологии в Карловом университете в Праге.
В области этнографии и музееведения Т. А. Крюкова начала работать с 1929 года, вначале в Марийском краеведческом музее г. Козьмодемьянска, а с 1932 года — в Государственном музее этнографии г. Ленинграда (в это время он был ещё Этнографическим отделом Государственного Русского музея). Т. А. Крюкова поступила в музей в качестве младшего научного сотрудника со специальным заданием: работать с коллекциями народов Поволжья, находившимися в Русском и Среднеазиатском отделах.
К 1938 году все коллекции по этнографии народов Поволжья были отобраны и выделены. Происходит формирование самостоятельного отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья, во главе которого стал Г. А. Никитин — муж Т. А. Крюковой. Т. А. Крюкова становится старшим научным сотрудником этого отдела. Ими совместно был осуществлён целый ряд экспедиций в Марийскую и Чувашскую Республики.
В 1934—1935 годах состоялись первые экспедиции Т. А. Крюковой в Сторожевский р-н Коми АССР. Основное внимание в этих экспедициях она обращала на сохранение в быту коми-зырян (в р-не Вычегды) уже исчезающих элементов традиционной культуры. Оттуда были привезены две большие (ок. 200 экспонатов) коллекции (5670 и 5775), в которых представлены практически все этнографические темы. Обследованы ею были 3 района, 10 населённых пунктов. Экспонаты, привезённые исследовательницей, представляют значительную историческую ценность, особенно вещи, постепенно ушедшие из повседневного быта народа. Большинство экспонатов позднее были представлены на экспозиции «Народы Поволжья и Приуралья. Конец XIX — XX вв.».
|
В начальный период Великой Отечественной войны (1941—1942) Т. А. Крюкова оставалась с семьёй в Ленинграде, жила в музее, продолжала работать и в музее — по сохранению уникального музейного фонда, и на оборонных работах. Её муж и коллега, Г. А. Никитин, скончался в блокаде в 1942 году. Т. А. Крюкова была в эвакуации (до 1944 года), а с 1944 года — вернувшись в Ленинград, опять приступила к работе в музее в качестве ведущего научного сотрудника отдела народов Поволжья, позднее, в 1948 году она стала заведовать этим отделом.
Т. А. Крюкова по совместительству работала преподавателем по общей этнографии в Педагогическом институте им. Герцена и в Ленинградском Государственном Университете (на Восточном факультете).
В 1958—1972 годах Крюкова работала внештатным старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР по сектору истории.
Т. А. Крюкова является автором более 20 научных работ, в том числе двух монографий. В 1956 году она опубликовала монографическую работу «Материальная культура марийцев». В 1971 году — по совокупности печатных работ ей была присуждена ученая степень кандидата исторических наук.
|
Алекса́ндр Миха́йлович Золотарев (1907, Елисаветград — 1943, Ухта) — советский этнограф, исследователь проблем первобытного общества, родовых отношений, религиозных воззрений, профессор кафедры этнографии. Автор трудов по истории первобытного общества, истории хозяйства и материальной культуры, этнологии.
Александр Михайлович Золотарёв
Дата рождения
Место рождения
Харьков, Российская империя
Дата смерти
Место смерти
Ухта, Россия
Страна
Flag of the Soviet Union (1924–1955).svg СССР
Научная сфера
этнология, история первобытного общества
Место работы
МГУ
Сайт
memory.pvost.org/pages/z…
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Золотарёв.
Биография
Править
C 1924 года учился в Москве сначала на технологическом, затем на экономическом факультете Института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, позже увлёкся историей первобытной культуры и на четвертом курсе оставил институт. В 1930 году поступил в аспирантуру Академии Истории материальной культуры (ГАИМК). Был сотрудником ГАИМК, Института антропологии при МГУ, Московского института философии, литературы и истории, Московского областного педагогического института. В 1939—1941 годах работал на кафедре этнографии МГУ. Имел семью: жену и двух сыновей.
В июле 1941 г., предварительно отправив семью в эвакуацию в Ташкент, ушел на фронт, поступив добровольцем в народное ополчение. После разгрома ополчения продолжал сражаться на подступах к Москве как боец артиллерийского полка стрелковой дивизии. 4 октября 1941 г., находясь в окружении, Золотарев попал в плен вместе с группой бойцов этой дивизии. Спустя 35 дней бежал из плена. После перехода через линию фронта был направлен лектором в политчасть запасного артиллерийского полка. Однако 26 февраля 1942 г. был арестован органами военной контрразведки. 2 сентября 1942 г. приговорен к 10 годам лагерей. Умер 6 апреля 1943 г. от авитаминоза и общего истощения в лагере, расположенном в городе Ухта Коми АССР. Посмертно реабилитирован в 1957 году[1].
|
Научная деятельность
Править
Золотарев
Научная деятельность Золотарёва охватывает 10 лет. В 1931 году вышла его первая работа «Происхождение экзогамии». В ней отстаивалась идея о том, что экзогамные отношения сформировались в рамках локальных групп. То есть небольших соседских общин, а не кровнородственных семей, как предполагалось в официальной историографии. Тезис о первичности общины, а не кровнородственной семьи был окончательно принят этнографами только в 1960—1970-е годы под влиянием работ Д. А. Ольдерогге, Н. А. Бутинова и В. Р. Кабо.
В том же 1931 году была опубликована небольшая статья «Проблема австралийской культуры». В ней автор выдвигал предположение о происхождении аборигенов Австралии от единого ствола переселенцев. Кроме того, указывал что в скором времени на континенте будут найден ископаемые кости эпохи верхнего палеолита. Оба предположения были подтверждены позднейшими раскопками.
В дальнейшем работы учёного стали более выверены идеологически. Это статья «Новые данные о групповом браке», опубликованная в журнале «Этнографическое обозрение» за 1933 год, монография «Происхождение тотемизма у народов Сибири» (М., 1934), а также статья «К истории ранних форм группового брака», опубликованная в «Ученых записках МОПИ» в 1940 году.
Кроме того в архиве ИЭА РАН имеется ряд недатированных рукописей ученого. В архиве кафедры этнологии МГУ имеется стенограмма его лекций по курсу «Источниковедение».
В конце 1920-х и в 1930-х годах А. М. Золотаревым были написаны работы «Происхождение экзогамии», «К вопросу о родовом строе австралийцев», «Развитие брака, семьи, рода», «Проблемы первобытного коммунизма», «К истории ранних форм группового брака», «Родовой строй и религия ульчей» и многие другие, по священные преимущественно проблемам первобытного общественного строя. Большинство этих работ осталось неопубликованными. B 1941 г., перед самой войной, А. М. Золотарев закончил свой основной труд — «Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний (исследование по истории родового строя и первобытной мифологии)». Большая часть этого исследования посвящена доказательству универсальности дуально-родовой организации. Для этого автор привлекает исторические, этнографические и фольклорные материалы по Австралии, Океании, Индии, Индонезии, Америке, Сибири и Европе.
8 декабря 1884 года в селе Кутол Очамчырского района (именовавшимся тогда Сухумским военным округом) родился выдающийся общественно-политический деятель, педагог, ученый-краевед, писатель, крупный специалист в области географии, экономики и этнографии Симон Басария.
Митинг в Сухуме. Март 1921 г.
© ФОТО: PUBLIC DOMAINE
Абхазы боролись не за идеи марксизма, а за освобождение от грузинских меньшевиков - Аслан Авидзба
Симон Апсуа
Симон Басария родился в крестьянской семье, и за всю свою жизнь ему удалось оставить большой след в истории и культуре Абхазии, рассказывает заместитель директора АбИГИ Сослан Салакая.
"Он был народным учителем. Выпускник Горской школы, затем он окончил известную Кавказскую учительскую семинарию в Гори. Долгое время работал на Северном Кавказе".
Салакая отметил, что Симон Басария внес огромный вклад в национально-освободительное движение Абхазии.
"Он был одним из организаторов небезызвестного Бзыпского комитета общества распространения грамотности среди абхазов, активно сотрудничал с известным кавказоведом Николаем Марром, много сделавшим для изучения истории и языка абхазов".
Симон Басария со временем стал широко известен в Абхазии, что позволило ему стать одним из лидеров национального движения.
"Он активно печатался в разных газетах. Публиковался он под псевдонимами Симон Апсуа и Михаил Апсуа".
Симон Апсуа опубликовал ряд статей научного, художественного и политического толка.
Наследие Симона Басария
Симон Басария – один из организаторов первого Абхазского Народного Совета.
По рассказу Сослана Салакая, на съезде в ноябре 1917 года, где столкнулись противоположные точки зрения по поводу будущего Абхазии, Симон Басария сыграл важную роль.
"Большевики тянули в сторону Советской России, меньшевики — в сторону Закавказья и Грузии. Как раз в этот период точка зрения Симона Басария и близких к нему людей восторжествовала, и был создан Абхазский Народный Совет и, более того, Абхазия продолжила свой путьпо сближению с Горскими республиками".
Симон Басария был одним из тех, кто активно выступал против оккупации Абхазии грузинами, призывал на помощь турков из Османской империи.
Нестор Лакоба с супругой Сарией.
© ФОТО: ИЗ КНИГИ АДИЛЕ АББАС-ОГЛЫ“МОЯ АБХАЗИЯ... МОЯ СУДЬБА”
Сослан Салакая: Нестор Лакоба вывел республику на новый уровень
"И, кстати, за это поплатился. Его долго преследовали. Он некоторое время побывал в заключении. Такая его активная позиция о независимости и о самостоятельном союзе с Северо-Кавказскими республиками не нашла должного понимания в первые годы советской власти, когда Абхазию активно впихивали в состав Грузии".
По словам Салакая, Симон Басария был отстранен от активной политической жизни Абхазии.
"Он написал очень яркую книгу "Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношении". Это была одна из первых книг об истории Абхазии, в которой подробно рассказывалось о трагедии махаджирства, об ассимиляции Самурзакана, о меньшевистской оккупации Абхазии. Книга была встречена настороженно, более того, он был обвинен в том, что эта книга далека от марксизма, и он сам националист".
Слакая рассказал, что в 1930-е годы ему было снова поручено написать книгу по географии Абхазии, но он был поставлен в жесткие рамки.
По мнению замдиректора АбИГИ, эта отстраненность, возможно, и помогла Симону Басария избежать ареста в конце 30-х годов. Он добавил, что о нем снова вспомнили в 1941 году.
"Его безосновательно и совершенно надуманно обвинили в том, что он со своими сторонниками готовил встречу с представителями фашистской Германии, в том, что он является агентом германской разведки и готовил в Абхазии фашистское подполье. Басария был арестован и, к сожалению, больше так и не вернулся. Был расстрелян".
Сослан Салакая считет Симона Басария не только патриотом, но и одним из создателей абхазской национальной идеи.
Читать далее: https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20151208/1016550248.htmlй
В 1903 г. в семье Тиграна Галустовича Гюзаляна, агронома, преподавателя, основателя Армянского сельскохозяйственного техникума и Ераняк Вартанян родилась дочь Евгения Тиграновна Гюзалян.
Она училась в известной Тбилисской женской школе "Гаянян"[1]
По окончании школы, Евгения уехала на учебу в Ленинград, где уже жил и учился её брат Л.Т. Гюзальян (будущий известный востоковед, сотрудник Эрмитажа, педагог). Поступила в Ленинградский историко-лингвистический институт (среди её документов есть свидетельство № 284 от 29 ноября 1931 г. об окончании Е.Т. Гюзалян этого института).
В 1931-1939 гг. она переезжает в Ереван и поступает на работу в этнографический отдел Культурно-этнографического музея (впоследствии переименован в Музей истории Армении). Отделом заведовал этнограф, литератор, педагог Степан Данилович Лисициан, который и поручил Евгении Тиграновне трудную и ответственную работу: инвентаризацию, регистрацию и паспортизацию музейных экспонатов. Для выполнения этой работы от сотрудника требовались особое трудолюбие, отличное знание материала, тщательная, чёткая и подробная запись. Паспорта, составленные Евгенией (Женей, так называли её все и дома, и на работе) Гюзалян за период 1931-1939 гг. отличаются подробной, выверенной информацией, детальным описанием, четким рисунком предметов, каллиграфическим почерком, что было особо ценно в то время. т.к. запись велась от руки.
За период работы в Музее Е.Т. Гюзалян составила 3000 таких паспортов, утверждает доктор исторических наук, этнограф Лилия Варданян.
В 1931-1939 Евгения Тиграновна участвует во всех научных экспедициях Музея. Участие Е.Т.Гюзалян, профессионала и вдумчивого исследователя, в научных экспедициях, руководимых С.Д. Лисицианом в Сюник (Восточная Армения. 1931-1932), в Лори (северо-запад Армении. 1934-1935), в Ахалкалаки и Джавахк (сопредельная с Арменией территория Грузии. 1936-1937) имело важное значение в формировании отдела этнографии Музея. Во всех этих районах, в связи с установлением советской власти. наступала новая жизнь, менялись условия жизни, рушились старые устои, обычаи, традиции, исчезал национальны костюм. Срочно следовало собрать материал, не дать всему этому исчезнуть навсегда. Этим в тяжелейших условиях и занималась Евгения Тиграновна. На страницах полевых тетрадей, привезенных из экспедиций, тщательно. аккуратно, каллиграфическим почерком, грамотно, литературным языком описаны народные предания, традиции, обычаи. Благодаря этим записям, мы узнаем, как армяне жили в исследуемых районах, как защищались от врагов, от различных невзгод, от "злого глаза", "порчи" и пр.
Особым предметом исследований Евгении Тиграновны были: национальный костюм, вышивка и украшения. Этнограф не только тщательно описывает мужской и женский национальный армянский костюм, но и прекрасно их изображает: детально рисует узоры вышивки серебряных украшений женщин Западной Армении. Нахичевана, Сюника. В отдельных тетрадях описаны костюмы и украшения ундинских женщин. Ундины - коренные жители восточного Закавказья.
Привезенные из различных научных экспедиций, десять полевых тетрадей, исписанных убористым, красивым почерком Евгении Тиграновны Гюзалян - ценное достояние этнографического отдела музея. Вот их названия: "Описание одежды зангезурской женщины", "Костюм мегринских армян", "Одежда Агулиса", "Костюм Шатаха", "Костюм тимарской женщины", "Костюм ундинов", "Костюм женщин Ахалциха", "Одежда женщин Ахалциха", "Одежда армянок Трапезона", "Женский костюм армянок Персии", "Поверия Зангезура".
Евгения Тиграновна была активным, жизнерадостным, образованным человеком, любила музыку, литературу, увлекалась поэзией. Среди её друзей были талантливые поэты, писатели. Она не боялась высказывать свои мысли, своё мнение.
К сожалению, её жизнь очень рано была прервана. В 1939 г. по ложному доносу Евгению Тиграновну арестовали. Она была сослана в Среднюю Азию в Карагандинский лагерь, где в 1941 году на 38-м году жизни погибла при неизвестных обстоятельствах.