Ксенофонтов Гавриил Васильевич




Родился 4 (16) января 1888 года в урочище Тиит Арыы 4-го Мальжагарского наслега Западно-Кангаласского улуса[1] Якутии. Сын руководителя фактории. В 1907 году окончил Якутское реальное училище. Образование получил на юридическом факультете Томского университета, который окончил в 1912 году, получив диплом юриста II степени[2]. C 1913 по 1917 годы работал присяжным поверенным в Якутске. Член областного Комитета общественной безопасности, областной земской управы. Ксенофонтов был одним из создателей возникшего 25 июня 1917 года «Якутского трудового союза федералистов», от которого был избран во Всероссийское учредительное собрание[2]. После разгона Учредительного собрания был включен в состав Сибирской областной думы[3].

 

1920—1923 гг. — сотрудник Иркутского государственного университета, первое время его работой руководил Б. Э. Петри. Собирая материалы для своих исследований, он предпринял ряд экспедиций:

 

1921 — по центральным районам Якутии;

1923—1924 — в низовьях Лены и Оленька;

1925—1926 — по маршруту Якутск — Западно-Кангаласский улус — Вилюйский округ — Чона — Ербогачён — Нижняя Тунгуска — Красноярск — Хакасия — Западная Бурятия.

Собранный в экспедициях материал послужил основой для ряда работ по фольклору, этнографии и истории. Основной идеей Ксенофонтова было убеждение в том, что народная память в виде устных преданий хранит сведения о реальных исторических событиях и, следовательно, можно пытаться восстановить эту историю путём тщательного сопоставительного анализа записей устных преданий. Частично это доказывается тем, что сравнительно недавние предания находят своё подтверждение в российских письменных источниках.

 

С 1928 года жил в Иркутске. В 1930-е годы работал научным сотрудником НИИ языка и культуры при СНК Якутской АССР. Исследователь подготовил две большие работы: «Эллэйада» и «Ураангхай-сахалар». «Эллэйада» — сборник устных преданий, посвящённых легендарному первопредку и культурному герою якутов Эллэю. Её рукопись была обнаружена в 1965 году П. Е. Ефремовым в архивах издательства антирелигиозной литературы и издана в 1977 году.[4] «Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов» были изданы в 1937 году. В 1937 переехал в г. Дмитров, где заканчивал 2-й том «Ураангхай-сахалар».

 

22 апреля 1938 г. его арестовали в Москве по «якутскому делу» вместе с П. А. Ойунским. 28 августа 1938 года ВК ВС СССР приговорён к высшей мере наказания за шпионаж и в тот же день расстрелян. Место захоронения — полигон НКВД «Коммунарка». Реабилитирован ВК ВС СССР 22 августа 1957 г.

 

Память

Править

 

Имя Г. В. Ксенофонтова присвоено краеведческому музею в г. Покровск[5], средней школе села Тиит Арыы Хангаласского улуса (1993).

 

Токмашев

Георгий Маркелович

(1892-1960)

Сибирский этнограф, просветитель, фольклорист, общественный деятель; член Сибирской областной думы в 1918 году; подвергался репрессиям в 1920 и 1934 годах

Родился в 1892 году (26 лет в 1918 г.) на юге современной Кемеровской области в бедной семье телеутских татар (одна из народностей Горного Алтая), ученик Г.Н. Потанина, по политическим взглядам был близок к народным социалистам (так он обозначил себя в делегатской карточке декабрьского (1917 г.) Сибирского областного съезда). Окончил православную церковно-приходскую школу в родном селе Челухоево, в возрасте 18 лет приехал в Томск в надежде поступить в духовную семинарию, по специальности преподавателя начальных училищ, но осуществить эти планы не смог, после чего осел в губернском центре и вскоре сблизился здесь с кружком местных учёных алтаеведов, в том числе с Г.Н. Потаниным, а также А.В. Анохиным, который даже привлёк его в 1913 г. к участию в своей научной экспедиции. В 1915 г. Георгий Маркелович начал публиковать собственные этнографические материалы в «Трудах томского общества изучения Сибири», среди которых, в первую очередь, необходимо отметить записанный им со слов телеутского (алтайского) сказителя и переведённый на русский язык народный эпос «Сказка об Алтай-Куучуны» с подробными комментариями. В то же время Георгий Маркелович экстерном всё-таки окончил духовную семинарию и получил диплом учителя.

В революционном 1917 г. Токмашев был приглашен на работу в Алтайскую Горную думу в должности инструктора по народному образованию. В этот же период он принимает активное участие в агитационной работе эсеровской партии среди алтайских народов, а также прилагает немало усилий для того, чтобы добиться выделения Гонного Алтая в отдельный уезд со своим земским самоуправлением. На декабрьском (чрезвычайном) Сибирском областном съезде Токмашева избрали в состав Национального совета при Временном Сибирском областном совете (в какой-то мере первом Временном Сибирском правительстве). Проживал в тот период в Томске по адресу: ул. Гоголевская (сейчас Гоголя)-24, кв.3. В начале 1918 г. Георгий Маркелович стал членом Сибирской областной думы, а в марте того же года — членом Каракорум-Алтайской (Горно-Алтайской) окружной управы, где продолжил заниматься проблемами образования среди алтайских народов, а также местным краеведением. В феврале 1919 г., уже при Колчаке, он возглавил главный алтайский комитет туземных народностей.

После разгрома белого движения Токмашев в конце 1920 г. был арестован большевиками, обвинён в антисоветской деятельности и приговорён сначала к расстрелу, а потом, учитывая его прежние просветительские заслуги перед алтайским народом, — к длительному тюремному заключению. Однако, проведя за решёткой всего два года, Георгию Маркеловичу посчастливилось освободиться по амнистии, после этого он жил некоторое время в родном селе Челухоево, а с 1924 года — в Улале, столице Горного Алтая, обзавёлся семьёй. Занимался преподавательской, а также успешной писательской и научной деятельностью, опубликовал несколько книг по фольклористике, а также издал учебник по грамматике алтайских языков, писал пьесы и стихи. В 1933 г. в столичном журнале «Новый мир» им был опубликован переведённый на русский язык, совместно с писателем В.Я. Зазубриным, алтайский героический эпос «Когутэй», который Токмашев записал ещё в 1914 г.

В 1934 г. по сфабрикованному обвинению в шпионской деятельности Токмашева опять арестовали и приговорили к 5 годам лагерей, в 1939 г. его освободили, и он с семьёй опять поселился в Челухоево, работал там счетоводом, а в 1945 г. получил разрешение на преподавание в начальной школе. В 1956 г. Георгий Маркелович переехал жить к сыну в Прокопьевск. Умер в 1960 г. от рака. Реабилитирован, по одним сведениям в 1957 г., а по другим — в 1992 г.

 

 

Владимир Владимирович Чарнолуский (1894—1969) — советский этнограф, исследователь жизни и культуры российских саамов, художник.

 

Владимир Владимирович Чарнолуский

Чарнолуский Владимир Владимирович.jpg

Дата рождения

1 июня (13 июня) 1894

Место рождения

Санкт-Петербург

Дата смерти

16 марта 1969 (74 года)

Страна

Россия, СССР

Научная сфера

этнография

Альма-матер

Факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета

Известен как

исследователь российских саамов

Содержание

Биография

Править

 

Владимир Владимирович Чарнолуский родился 1 июня (13 июня по новому стилю) 1894 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отцом был Владимир Иванович Чарнолуский (1865—1941), деятель народного просвещения, автор многих книг, основатель и редактор издательства «Знание», а также журнала «Вестник народного образования». Мать, Екатерина Матвеевна Чарнолуская (урождённая Самуйленко), была разносторонним человеком, она увлекалась музыкой, изучала иностранные языки, была автором и издателем детских книг[1][2].

 

С 1906 по 1914 год Чарнолуский учился в Санкт-Петербургском коммерческом училище. После его окончания планировал поступить в Санкт-Петербургскую Академию Художеств[2], однако эти планы не осуществились в связи с начавшейся Первой мировой войной. Участвовал в войне сначала как доброволец (работал санитаром, позже начальником обоза по оказанию помощи раненым и их эвакуации в тыл), а с 1916 года, после призыва, — в составе действующей армии (начинал службу рядовым, затем был командиром взвода пулеметной роты). Демобилизован был уже после окончания войны, в 1918 году[1].

 

После демобилизации поступил в Петроградский Географический институт, который окончил в 1925 году. В качестве учёного-этнографа участвовал в Лопарской экспедиции Русского географического общества (1926), затем, будучи научным сотрудником Кольской экспедиции Академии наук СССР, участвовал в трёх экспедициях в восточную и северо-западную часть Кольского полуострова (1927—1928)[2].

 

С 1930 по 1937 год было опубликовано много научных и художественных работ Чарнолуского, посвящённых жизни саамов; был завершён роман «Оттар»[2].

 

На 1937 и 1938 годы пришёлся пик репрессий по отношению к саамам и тех, кто был с ними связан. Саамы, в частности, обвинялись в желании создать собственное государство, которое в дальнейшем присоединится к Финляндии[3]. В 1938 году был арестован и Чарнолуский. Он был осуждён по 58-й статье, почти 7 лет провёл в Каргопольлаге, затем работал в трудармии в Самарской области[2].

 

После освобождения поселился в городе Пушкино Московской области, где жил случайными заработками. К научной работе вернулся только после выхода на пенсию. В 1961 году совершил последнюю поездку в Мурманскую область, где собирал саамский фольклор. В 1962 году вышла из печати книга «Саамские сказки», которая имела большое научное значение[2].

 

Скончался Владимир Владимирович Чарнолуский 16 марта 1969 года. В последние годы его жизни и уже после его смерти вышло несколько его научных, детских и публицистических книг[2].

 

Публикации

Править

 

Чарнолуский В. В. Заметки о пастьбе и организации стада у лопарей. // Кольский сборник Мат. комиссии экспедиционных исследований. — Л.: Вып. 23, 1930.

Чарнолуский В. В. Материалы по быту лопарей. Опыт определения кочевого состояния лопарей Восточной части Кольского полуострова. (РГО, Карело-Мурманская Комиссия). — Л.: 1930. 176 с.

Чарнолуский В. В. «Ящер» пермского звериного стиля // Труды Института этнографии. Т. 78. — М., 1962.

Саамские сказки / Пер. с саамского; Запись, перевод, обработка, предисловие и примечания В. В. Чарнолуского; Художник Н. Костров. — М.: Художественная литература, 1962. — 304 с.

Чарнолуский В. В. Легенда об олене-человеке. — М.: Наука, 1965. — 140 с. — (Научно-популярная серия АН СССР). — 33 000 экз.

Чарнолуский В. В. О культе Мяндаша // Скандинавский сборник. — Таллин: Тартуский государственный университет. Вып. 11., 1966.

Чарнолуский В. В. В краю Летучего камня: Записки этнографа / Отв. ред. и авт. послесл. и коммент. к.и.н. Т. В. Лукьянченко, Ю. Б. Симченко; Фотографии и рисунки В. В. Чарнолуского; Художник С. С. Верховский; Редактор карты Г. Н. Мальчевский. — М.: Мысль, 1972. — 272, [24] с. — 50 000 экз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: