Механизм учета, распределения и использования туристской ренты.




Автору представля ется, что данный механизм - это целостная экономическая система, которая органично могла бы включать в себя 12 основных экономико -правовых положений или 12 своеобразных правил организации этой экономической "игры".

Правило 1. Все туристские организации действуют в свободном рыночном пространстве, т.е. представляют потребителям свои услуги как товар по рыночным ценам на основе законов стоимости, спроса и предложения, конкуренции и тем самым осуществляют свою предпринима тельскую деятельность, руководствуясь целями максимизации своего коммерческого успеха.

Правило 2. Предпринимательская деятельность туристских организаций в условиях рынка не исключает, а предполагает регулирование ее со стороны государственных органов власти и других институциональных организаций (прежде всего профсоюзов).

Правило 3. Взаимоотношения между государственными органами власти и туристскими организациями оформляются в системе договоров, которые четко разделяют доли прав собственности между участниками этих отношений.

Правило 4. В системе договоров (контрактов) между участниками правовых отношений одновременно определяются экономические и бухгалтерские издержки туристских организаций, а также социальные издержки органов власти, вызванные внешними эффектами (экстерналиями) - как положительными, так и отрицательными. Туристские организации представляют органам власти данные финансового учета, которые во всех странах мира не являются коммерческой тайной и публикуются в открытой печати. Вместе с тем и органы власти в договорах представляют свои социальные издержки, связанные с развитием туризма в регионе. Разделение прав собственности теперь обретает реальное экономическое содержание и создает основу для распределения и использования туристской ренты на реальной хозяйственно-пра вовой основе.

Правило 5. В указанных выше договорах (контрактах) определяются также формы рентных платежей за туристские ресурсы. Теоретически формы этих платежей могут быть различными: а) это платежи за туристские ресурсы, увязанные с величиной и качеством этих ресурсов на основе кадастровых оценок; б) платежи в форме твердых ставок из массы прибыли; в) платежи в виде процентных ставок от нормы прибыли или нормы рентабельности; г) платежи в форме фиксированной ставки с каждого рубля валовой выручки. В конкретно российских условиях совокупную туристскую ренту можно было бы учитывать в форме фиксированных процентных ставок платежей от объема валовой выручки или (что, по сути, одно и то же) в форме фиксированной ставки платежей, взимаемых в копейках с каждого рубля реализованных туристских услуг (турпродукта). Несомненное достоинство этой формы туристской ренты - ее простота, доступность в расчетах и в информации.

Правило 6. По своему характеру ставка рентных платежей в современных российских условиях должна быть единой для всех туристских организаций на всей территории страны. Теоретически эта ставка может быть единой в рамках всего национального хозяйства; единой в рамках региона, но дифференцированной на основе кадастровых оценок. При отсутствии кадастра туристских ресурсов всякая дифференциация этих ставок несла в себе большую долю субъективиз ма. Напротив, единая ставка рентных платежей в рамках всего национального хозяйства ставит все туристские организации в равное экономическое положение, тем самым рождает чувство справедливости, что имеет немаловажное социальное значение. Абсолютные величины туристской ренты при этом окажутся различными, поскольку всегда неравны величины валовой выручки в различных туристских фирмах.

Правило 7. Размер рентной ставки должен быть величиной приемлемой, "кесаревой", жертвенной, умеренной. В современных российских условиях был бы приемлем размер туристской ренты на уровне 6-8 % от объема валовой выручки при реализации турпродукта.

Правило 8. В современных российских условиях, когда деградация внутреннего туризма стала обвальной, вся туристская рента должна быть направлена исключительно на развитие туризма, т.е. той социальной сферы, которая создает этот источник своего саморазвития и самофинансирования.

Правило 9. Долевое соотношение распределения ставок рентных платежей между субъектами прав собственности и субъектами хозяйствования в сфере туризма должно быть основано на принципах взаимной выгоды, социальной справедливости и учета национальных интересов России. Целесообразной представля ется следующая схема этих долевых соотношений: туристские организации, занимающиеся внутренним и въездным туризмом, и органы власти (прежде всего местные органы) единую ставку рентных платежей делят в пропорции 1:1; туристские организации, обеспечивающие выездной туризм, всю 6-8%-ную ставку от валовой выручки направляют в распоряжение органов власти, которые, в свою очередь, в пропорции 1:1 направляют эти средства на развитие внутреннего и въездного туризма. Данная мера защитила бы национальные интересы России. По своему характеру перечисленные меры - не что-то чрезвычайное, а обычная общепринятая мировая практика протекциони стского характера.

Правила 10. Тяжелейшим недугом, свойственным экономике современной России, является бесконтрольность в использовании финансовых средств. В этих условиях и рентные платежи в туризме может ожидать подобная участь. Чтобы избежать нецелевого и теневого характера использования туристской ренты, необходимо ввести четкую и простую систему контроля, которая включала бы в себя два звена: а) туристские организации ежеквартально подают местным органам власти справку (отчет) об использовании своей доли туристской ренты; б) исполнительные органы власти (как местные, так и региональные) ежеквартально отчитываются перед соответствующими законодательными органами власти.

Правило 11. Введение рентных платежей на туристские ресурсы не дают оснований для увеличения цен и тарифов на туристские услуги, так как рента - это следствие уже действующих цен на туристском рынке. Нельзя рассматривать рентные платежи и как очередной вид налогового платежа, так как половина этих платежей остается в самой турфирме, а другая половина идет на развитие инфраструктуры туризма под контролем местных и региональных органов власти. Налог есть то, что уходит из средств организации или отрасли, а рента в туризме есть нечто прямо противоположное, а именно то, что остается в турфирме и в сфере туризма. Рентные платежи не повышают объем выручки от турпродукта, а всего лишь выделяют в нем своеобразный, дополнительный, накопительный "амортизационный" финансовый фонд, который призван возродить национальный туризм за счет самого туризма.

Правило 12. Серьезная проблема современного хозяйственного механизма России - нецелевое использование средств. В связи с этим необходима система мер, которая законодатель но утвердила бы правовое положение: если туристская рента не используется на развитие туризма, она целиком поступает в доходную часть федерального бюджета через налоговые органы. Эта мера в равной мере должна быть отнесена и к самим туристским организациям, и к органам власти (как местным, так и региональным). Сокрытие или нецелевое использование рентных платежей в сфере туризма должно рассматриваться как экономическое преступление.

Можно предположить, что эти 12 правил экономической игры в современном хозяйственном механизме позволят превратить туристскую ренту в действенный финансовый инструмент возрождения и саморазвития национального туризма в России.

1 Российская газета, 1996, 21 марта, с. 5.

2 Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сб. Официальное издание.-М.: Госкомстат России, 1999, с. 351.

3 Там же, с. 351.

4 Там же, с. 354.

5 Макроэкономические аспекты становления социального рыночного хозяйства. - М: Институт экономики РАН, 1998, с. 25-26.

6 Более обстоятельно об этом см. В.М. Козырев. Туристская рента. - М.: Финансы и статистика, 1998, с. 80.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://lib.sportedu.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: