Круг детского чтения индивидуален.




Образовательная программа, которая выполняется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.

Наряду с этим, существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей.

В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка. Ведь «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о своем месте в окружающем мире.

Ребенок-дошкольник это слушающий читатель. Живо и эмоционально он слушает стихи, труднее прозу. Ему свойственна наивность. Порой, не дослушав окончания произведения, может изменить его, к примеру - плохой конец на хороший или просто просит не читать дальше.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

 

Принципы формирования детского круга чтения:

 

Педагогические

Психологические

Литературоведческие

Историко – литературные

 

1. Педагогические принципы:

- доступности,

- наглядности,

- занимательности,

- динамичности сюжета,

- воспитательной ценности произведения.

1.1. Понятие доступность часто трактуется однобоко: доступное, значит, ясное, понятное. Но в современной методике детского чтения доступным считается такое произведение,

· «которое создает условия для возникновения активной работы мысли слушателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи — проникновению в замысел писателя».

· Книги должны быть иллюстрированы,

Иллюстрация помогает понять происходящее, объясняет то, чего нет в жизненном опыте малышей, или то, на чем автор не акцентировал свое внимание.

1.2. Наглядностьясность, простота, выразительность, отсутствие деталей и подробностей, затрудняющих восприятие.

· Иллюстрация должна быть цветной, а цветовая гамма — соответствовать реальности.

Но И.Н. Тимофеева наблюдала и описала интерес ребенка к черно-белым иллюстрациям, после чего сделала вывод: «...цвет сам по себе, независимо от того, что изображено с его помощью, обладает громадной силой эмоционального бессознательного воздействия. Цветное изображение обращается преимущественно к чувству, а черно-белое — к рассудку»

· Еще один вид наглядности в детской книге — портрет писателя или поэта.

Из двух книг одного и того же автора лучше ввести в круг чтения ту, где есть портрет ее создателя, рассматривание которого поможет настроиться на восприятие произведения.

1.3. Занимательность сюжета — один из существенных принципов отбора книг для детского чтения, тесно связанный с таким принципом, как:

1.4. Динамичность Сюжет вялый, затянутый, имеющий множество побочных линий, связь которых не может установить ребенок, неинтересен детям.

1.5. Воспитательная ценность произведений - их идейная направленность, позитивное воздействие на ребенка при формировании нравственных качеств личности, наличие дидактики в художественном тексте.

2. Психологические принципы:

2.1. Возрастные особенности детей.

Читая, следует обращать внимание на быструю утомляемость ребенка при длительном, однообразном занятии, слабую концентрацию внимания и его переключение, на недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта, не будет способствовать постижению текста. Не следует забывать и о такой психофизической особенности, как недостаточное развитие фонематического слуха.

 

3. Литературоведческие принципы: включение в круг детского чтения:

· всех видов литературы: эпоса (прозы), лирики (поэзии), драмы;

· разных видов искусства: фольклор (устное искусство слова), художественная литература (письменное, закрепленное на бумаге, в книге искусство слова);

Разнообразных жанров, как фольклорных (народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, народные детские песенки, страшные истории), так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, роман- сказка, энциклопедия и другие научно-популярные жанры).

 

4. Историко-литературные принципы:

1) наличие в кругу детского чтения произведений родной и мировой литературы,

2) тематическое многообразие произведений,

3) многообразие авторских имен.

Это позволит дошкольнику познакомиться с многообразием подходов к изображению событий, происходящих в природе и мире или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься, как единственно верный по отношению к изображаемому

Правильно сформированный круг детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, должен учитывать, что девочкам не нужно забывать читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении (В. Одоевский «Рукодельная песенка»; Б. Поттер «Ухти- тухти»; Е.Благинина «Вот какая мама» и др.). Мальчикам же в большей степени будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и т.д. (Б.Житков «На воде»; «Арий камень» и другие произведения моряка и писателя С.Сахарнова;

 

4. Особенности выбора произведений для детей дошкольного возраста (по возрастным группам).

 

Практические задания

1. Подготовка индивидуального творческого проекта с презентацией, демонстрацией книг, художественного прочтения отдельных произведений или фрагментов из них и т.д. «Детские поэты и писатели» (персоналия - по выбору).

 

+++ Софья Прокофьева – Желтый чемоданчик



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: