Защита прав потребителей в сфере платных образовательных




ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Защита прав потребителей (также консьюмеризм) - это комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности - изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя - установление конкретных прав потребителей, формы возможных нарушений прав и механизм их защиты, ответственность за нарушение прав потребителей.

Защита прав потребителей в сфере банковских услуг

В связи с развитием банковской сферы, внедрением новых предложений, услуг расширяется круг правоотношений, участниками которых становятся потребители. В связи с этим особенно возрастает роль законодательства о защите прав потребителей и необходимость соблюдения его положений всеми участниками.

Существует целый ряд документов, законов, которые помогают регулировать данный вопрос:

• Закон «О защите прав потребителя»;

• Гражданский кодекс РФ;

• Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;

• Нормативные акты Банка России.

Распространенными ситуациями нарушения банками законодательства о защите прав потребителей являются:

1. Изменение банком размера процентов по кредиту в одностороннем порядке. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом;

2. Взыскание с гражданина-заемщика платы за открытие текущего счета. Такого вида услуги не являются банковскими, оплата ссудного счета не предусмотрена нормами законодательства, следовательно, взимать плату за открытие такого счета банк не имеет права;

3. Взыскание платы за предоставление информации гражданину-заемщику о состоянии задолженности по кредиту. В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», потребитель всегда имеет право знать о размере своей задолженности перед банком, сумме уплаченных процентов, предстоящих платежах с раздельным указанием суммы процентов, подлежащих уплате, и оставшейся суммы кредита. Взимание какой-либо платы за такую услугу противоречит законодательству и является прямым нарушением прав потребителя;

4. Установление подсудности спора на усмотрение банка, включенное в текст договора. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту нахождения организации, месту жительства или пребывания истца, месту заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»). При этом подсудность спора определяется истцом. Поэтому, включение в договор условия об определении конкретной подсудности на усмотрение банка, является нарушением права потребителя.

Во взаимоотношениях друг с другом банк и его клиенты имеют твердо установленные права и обязанности, которые вытекают из договорных отношений и определяются банковским законодательством.

Банк должен выполнять обязательства, вытекающие из его договорных отношений с клиентом. Банк обязан сохранять постоянство в манере деятельности, анализировать работу юридического лица не реже одного раза в год. На практике сбор сведений о клиентах и анализ деятельности крупных клиентов проводятся один раз в квартал.

Банковское законодательство обеспечивает клиенту права:

• на открытие счета в банке;

• возврат средств, помещенных на счет в банке;

• отсрочку платежа банку;

• в определенных случаях на самостоятельное выполнение некоторых банковских операций.

Обязанности клиента не менее определенны. Клиенты ответственны перед законом за свою подпись в договорах с банком. Клиенты обязаны соблюдать правила, установленные банком, при совершении тех или иных операций. В процессе кредитования клиент обязуется своевременно представлять достоверную информацию, свой баланс, при необходимости некоторые расшифровки к отдельным его статьям, информировать о важных изменениях в финансовой, производственной или торговой деятельности.

Защита прав потребителей в сфере платных образовательных

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:

- обучение по дополнительным образовательным программам,

- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,

- репетиторство,

- занятия по углубленному изучению предметов,

- подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

В соответствии с Законом «Об образовании», качество образовательной услуги определяется, как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Поэтому, еще до заключения договора, исполнитель обязан предоставить потребителю всю достоверную информацию о себе и предлагаемых им услугах, для обеспечения возможности правильного выбора учебного заведения (ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей»).

В процессе исполнения договора об оказании образовательных услуг, исполнитель обязан оказывать услуги качественно, в установленный срок и в полном объеме. Все эти условия должны быть четко отражены в договоре и уставе образовательной организации. За ненадлежащее исполнение договора исполнитель несет ответственность в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 29 Закона «О защите прав потребителей», в случае обнаружения недостатков в образовательной услуге, обучающийся вправе потребовать по своему выбору:

· Безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

· Соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;

· Возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:

· назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;

· поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

· потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;

· расторгнуть договор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: