1. Ознакомиться с картами, используемыми на уроках экономической и социальной географии.
2. Назвать какие способы картирования применяются на картах экономического содержания: сформулировать вопросы для учащихся по картодиаграмме, точечной карте.
3. Подобрать к конкретным учебным темам курса экономической и социальной географии Казахстана, необходимый сложный материал из курса физической географии, определить роль физико-географического материала в усвоении учащимися экономико-географических знаний.
4. Подтвердить краеведческую, экономическую, экологическую направленность курса экономической и социальной географии Казахстана.
5. В программе по экономической и социальной географии Казахстана выделить учебные темы, в которых наиболее отчетливо можно проследить возможности реализации краеведческого принципа.
Домашнее задание
1. По теме текущего занятия: используя учебные пособия, методических источников, проработать раздел «Формирование знаний и умений».
2. По теме следующего занятия проанализировать по программе разделы «Практические работы по курсу экономической и социальной географии Казахстана. Определить возможности ее использования на конкретном уроке.
Лабораторная работа №12
Тема: Методика изучения общего экономико-географического обзора Республики Казахстан.
Цели занятий: Углубить и конкретизировать знания студентов о значении общего обзора РК в формировании экономико-географических знаний учащихся: ознакомить с тематическим планированием по курсу экономической и социальной географии с типовыми планами изучения отрасли экономики, обучить методике работы с планами; научить отбирать учебный материал, методы и средства обучения в соответствии с пунктами плана характеристики отрасли экономики, разрабатывать фрагменты и планы-конспекты урока.
Пособия для занятий: школьные программы, учебники, атласы по курсу, тематическое планирование по курсу экономической и социальной географии Казахстана, экранные пособия и таблицы по курсу.
План и содержание занятия
Проверка выполнения домашнего задания
1. Определить роль и место общего экономико-географического обзора в курсе экономической и социальной географии Казахстана.
2. Определить значение каждый темы общего обзора в формировании экономико-географических знаний и умений учащихся.
Задания для самостоятельной работы студентов
Тематическое планирование по общему экономико-географическому обзору Республики Казахстан.
Ознакомиться с тематическим планированием по общему обзору и ответить на вопросы:
1. Какие новые общие понятия, закономерности, мировоззренческие идеи формируются при изучении общего экономико-географического обзора РК.
2. Какой современный краеведческий материал используется?
3. Какие программные практические работы выполняются?
4. Какие средства обучения наиболее часто используются?
На основе проведенного анализа тематического планирования студенты подводятся к выбору о том, что в общем экономико-географическом обзоре РК формируется много новых и сложных для учащихся общих экономико-географических понятий и мировоззренческих идей. Формируются умения работать с материалами современности, экономической картой, статистическими материалами, схематической наглядностью; широко используется краеведческий материал; большое внимание уделяется активизации познавательной деятельности учащихся о чем свидетельствуют большое число практических работ.
Индивидуальные задания
Разработка фрагмента урока по отрасли экономики Республики Казахстан.
По выбору преподавателя в соответствии с пунктами плана характеристики отрасли каждый студент разрабатывает два варианта обучения учащихся по конкретному вопросу характеристики отрасли;
а) на уровне объяснительно-иллюстративном или репродуктивном.
б) на уровне организации творческой учебной деятельности школьников.
Индивидуальные задания
Подробно разработать один из методических вопросов урока.
1. Содержание и методика проведения практической работы.
2. Использование приема сравнения.
3. Решение экономических задач.
4. Составление текстовой таблицы на основе материалов учебника, атласа и объяснения учителя.
5. Методика работы над углублением общих понятий и кооперирования.
6. Разработка проблемного задания и определение путей его выполнения учащимися.
Домашнее задание
1. По теме текущего занятия закончить разработку плана-конспекта урока.
2. Разработка плана-конспекта урока по отрасли промышленности.
1). Определить цели урока; в соответствии с целями отобрать содержание учебного материала, средства, методы и приемы обучения.
3. Составить развернутый план урока.
Методика изучения курса экономической и социальной географии мира география 10 класс
Практическая работа №13
Занятие 1. Методика изучения курса экономической и социальной географии мира.
Цель занятия: дать студентам знание о содержания школьного курса экономической и социальной географии мира. Закрепления и совершенствования приемов учебной работы: раскрыть содержание практических работ программы.
Пособия для занятия: школьные программы и учебники, географические атласы, школьные учебники, слайд лекция
План и содержание занятия
Проверка выполнения домашнего задания
1. Цели и задачи курса, его содержание.
2. Охарактеризовать структуру курса экономической и социальной географии мира.
3. Особенности методики изучения отдельны тем.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Обосновать воспитательную направленность предмета, его тесную связь с современностью.
2. Раскрыть роль курса в обобщении основного содержания школьной географии.
3. Раскрыть роль внутри предметных связей с другими курсами
4. Какие компоненты содержания географического образования представлены в учебниках.
5. Как проявился типологический подход в структуре программы по географии 9 класса
6. Чем отличаются по своей структуре программы по географии 8 и 9 классов.
Инструкция по подготовке и проведению программной практической работы:
1. Определить содержание программной практической работы.
2. Определить цель проведения практических работ.
3. Определить на каком уровне, и какой части проводится практическая работа.
4. Прочитать формулировку задания в программе, наитии типовой план характеристики государств.
5. Сформулировать задания для учащихся по выполненного практической работы.
Домашнее задание
1. По теме текущего занятия: на основе программы, учебника, методических пособий по курсу продолжить заполнения таблицы:
№ | Типы вопросов и заданий | Примеры |
1. | На воспроизвение текста учебника (1 уровень) | |
2. | На получения новых знаний географически карт, рисунков, схемами в знакомой учебной ситуации. | |
3. | На базе внутрипредметных и межпредметные связей. | |
4. | Дать обзор статей журнала «География в школе» посвященных методике обучения экономической и социальной географии зарубежных стран. |
Практическая работа №13
Тема: Планирование работы учителя по географии
Цели занятия: Научить студентов составлять тематические планы и планы-конспекты уроков.
Пособия для занятия: Школьные программы, учебники, атласы, схемы, таблицы, примерное тематическое планирование уроков тексты инструкции «Подготовка учителя к уроку».
План и содержание занятия
Проверка выполнения домашнего задания
1. Проверка разработок письменных заданий для учащихся по программным практическим работам по применению приемов описание рек, морей, равнин по карте и типовому плану.
2. Каково значение планирования учебной работы по географии?
Тематический план-система взаимосвязанных уроков по содержанию, методам обучения и характеру познавательной деятельности учащихся. Подтвердить это положение примерами.
Задание 1. По школьной программе определить какие знания и умения учащиеся должны получить на уроках.
Задание 2. По инструкции «Подготовка учителя к уроку» составить письменные выводы о целях уроков.
Задание 3. Сравнить содержания различных вариантов тематического планирования: определить наиболее оптимальные варианты разработки тематического плана.
Задание 4. Составить упражнения различного варианта в составлении тематического плана (тема по выбору преподавателя).
Задание 5. По схеме (под руководством учителя) составить план-конспект уроков различного варианта.
Задания для самостоятельной работы
По заданной теме разработать и записать план-конспект урока.
Домашнее задание
1. Закончить разработку план-конспект урока, быть готовым к воспроизведению фрагмента урока.
2. Подготовить обзор методических пособий по курсу НКФГ
Новые технологии в обучении и воспитании.
Практическая работа №14-15
Тема занятий: Методические основы организации учебного сотрудничества на уроках географии.
Цели занятия: Углубить и конкретизировать знания студентов о структуре и содержании организации учебного сотрудничества на уроках географии.
Пособия для занятия: Таблицы, «Теоретическая модель учебного сотрудничества», «Лист учета», «Экран учебного процесса».
План и содержание занятия
1. Инструкция по подготовке к проведению практической работы.
2. Задания для самостоятельной работы студентов.
3. Домашнее задание.
Задание 1. Проанализировать таблицу «Теоретическая модель учебного сотрудничества», выписать схему сотрудничества в последовательности.
Задание 2. В целях организации учебного сотрудничества выделить ряд подходов:
а) Использование индивидуально групповой формы учебных занятий;
б) Работа с карточками;
Организация парного сотрудничества
Задание 3. Составить несколько вариантов структурно-содержательных компонентов карточек
Структура карточек.
| ||||||
|
| |||||
|
|
Задание 4. Составить лист учета
Блок № «- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - » | |||||||
![]() | |||||||
Смирнов Остапова Амренов Серикова Борисова Шенгалов Петров |
Задание на дом: Начертить таблицу «Экран учебного процесса». Составить краткую характеристику организации учебного сотрудничества (каждый выбирает свой вариант курс по выбору).